Сибирскаягосударственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Сургутскийфилиал
Факультет«Информационные системы в управлении»
Кафедра“Прикладная информатика в экономике”
Пояснительная записка
ккурсовой работе
«Системныйанализ проблемы выбора оператора сотовой связи на территории города Сургута»
подисциплине
Теориясистем, системный анализ
Руководитель работы
Попова О.А.
Выполнил:
студент гр. ПИ-313
Тимирянов Александр Анатольевич
Сургут– 2005
АННОТАЦИЯ
Тема курсовойработы: «Выбор оператора сотовой связи на территории города Сургута сприменением системного анализа». В курсовой работе исследуются операторысотовой связи, такие как GSM – МТС, ВымпелКом(BeeLine), МегаФон. С помощью методов системного анализа(метод Мозгового штурма и метод анализа иерархий) происходит поиск оптимальногорешения проблемы. В результате всех исследований согласуются все найденныерешения, и происходит подведение итогов. Основной целью курсовой работыявляется изучение выбора оператора сотовой связи, а также изучение методов испособов системного анализа для выбора «наилучшего» оператора сотовой связи.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1. Обоснованиеактуальности проблемы
1.2. Анализ степениизученности
1.3. Постановка целейи задач
1.4. Структурная сетьдля анализа Интернет источников
1.5. Описание объектаисследования
1.6. Структурная схемаоператора сотовой связи
Глава2. Применениесистемного анализа для решения проблемы
2.1Выявлениесимптомов
2.2Построениедерева целей принятия решения
2.3Генерацияальтернатив методом Мозгового штурма
2.4 Поискрешения с помощью Метода анализа иерархий
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Системныйанализ — совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых имногокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексныйподход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. А в узкомсмысле — это совокупность методологических средств, используемых для подготовкии обоснований решений по сложным проблемам. Системный анализ напрямую связан спонятием система, которое в свою очередь обозначает многоуровневую конструкциюиз взаимодействующих элементов, объединяемых в подсистемы нескольких уровнейдля достижения единой цели функционирования (целевой функции).
Для начала, выясним актуальностьпроблемы выбора оператора сотовой связи в Сургутском районе.
Телефоннаясвязь стала делом привычным. Телефонизированы не только города, но и деревни. Амобильная сотовая связь стала неотъемлемой частью нашей жизни. Спрос рождаетпредложение, и на рынке связи бок о бок работают несколько компаний.
В январе 2005 г. количество абонентов в Россиисоставило около 78,6 млн. А в Москве и области количество абонентов вообщепревысило количество жителей: уровень проникновения вырос до 103%. КомпанияJ’son&Partners опубликовала очередной обзор российского рынка сотовойсвязи. В январе количество абонентов сотовой связи в России увеличилось до 78,6млн. человек, а общий уровень проникновения достиг 53,5%. Как всегда выделяетсястолица: в московской лицензионной зоне уровень проникновения превысил 103%. Вянваре совокупный прирост составил 4,04 млн. абонентов (5,4%), что в два разаменьше, чем в декабре 2004 г., и существенно меньше, чем в январе прошлого года(тогда было 7%). Если сравнивать операторов, то в январе успешнее всех сработалМТС, чья абонентская база выросла более чем на полтора миллиона человек.Поскольку в Москве и области количество мобильных телефонов уже превысилоколичество людей, то неудивительно, что основная доля подключений в январе 2005г. пришлась на регионы: 82%. Доля регионов в абонентской базе в целом поРоссийской Федерации на конец декабря 2004 г. превысила 77%. Наибольшеепроникновение сотовой связи — в Северо-Западном и Центральном регионах. МТС и«Вымпелком» делят регионы между собой. Первая лидирует в Дальневосточном,Северо-Кавказском и Уральском регионах, вторая — в Поволжском, Сибирском иЦентральном. МТС сохранил за собой звание крупнейшего оператора в России и вМоскве, хотя отрыв от второго места значительно сократился. Всего абонентов на31.01.2005 г. 1. МТС — 27.875.000 (рост в январе +5%) 2. Вымпелком — 27.250.243(+6%) 3. МегаФон 14 153 090 (+3,7%) Абонентов в Москве и области на 31.01.2005г. 1. МТС — 7.820.000 2. Вымпелком — 7.774.000 3. МегаФон — 1.941.776
ГЛАВА 1. Анализпроблемы выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте.
1.1. ОБОСНОВАНИЕАКТУАЛЬНОСТИ
Мобильныетелекоммуникации возникли не так давно, но за это время они смогли статьнеотъемлемой частью жизни человека. С каждым днем все большее количество людейпользуются услугами операторов сотовой связи. Причемлюди различных возрастных категорий. Они помогают нам быть в центре событий:деловым людям для проведения переговоров, находясь на далеком расстоянии, другот друга. Друзьям и близким общаться между собой находясь в этот момент в любомместе на планете. Проблема выбора подходящего оператора является актуальной длякаждого человека. Для ее решения необходимыразличные знания о рассматриваемых операторах, об их тарифах, зонах радиопокрытия.
Несмотря напрямую необходимость информирования людей об операторах сотовой связи, лишь вИнтернете предоставляются данные о них. Следует отметить что, не на всехофициальных сайтах предоставлена информация о мною выбранном регионе. Впечатном издании информации об операторах нет, имеются лишь брошюры и буклеты.Все эти способы слишком затруднительны и требуют много времени, что весьмаотрицательно складывается на выборе оператора.
1.2. АНАЛИЗСТЕПЕНИ ИЗУЧЕНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Все источникиинформации при исследовании проблемы выбора оператора сотовой связи в городеСургуте можно поделить на две основные группы:
· Интернетисточники о конкретных операторах, которые есть в городе Сургуте.
· Консультациянепосредственно у оператора.
· Информация ометодах системного анализа, их смысловой нагрузки и помощи при решениипоставленной проблемы.
Длянахождения решения проблемы использовался методы системного анализа (методМозгового штурма и метод анализа иерархий), и с их помощью происходилонахождение решения проблемы.
Для решенияпроблемывыбора оператора сотовой связи для пользования их услугами,были использованы Internet-сайты. Наоснове найденных статей и их сравнения, выдвигались способы решения проблемы.
1.3. ПОСТАНОВКАЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Дляпостановки целей и задач исследования следует определить объект и предметпроблемы выбора оператора сотовой связи.
Объектомисследования является процесс или явление содержащие в себе проблемнуюситуацию. В данной работе — это непосредственно проблема выбор оператора.
Предметомисследования являются те стороны и свойства объекта, которые в полном видевыражают исследуемую проблему. Предметом исследования проблемы выбора операторасотовой связи — является общее количество предполагаемых способов нахождениярешения.
Основнойцелью исследования является анализ операторов, которые предоставляют услугисотовой связи, а также изучение методов и способов системного анализа длявыявления оптимального решения.
1.4. СТРУКТУРНАЯСЕТЬ ДЛЯ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1.5.
/>
/>/>/>/>/>/>/>/>
samsungpro.stsland.ru/megafon.html
Информация о тарифах «МегаФон»
samsungpro.stsland.ru/obj1066042430.html зона радио покрытия
samsungpro.stsland.ru/obj1028089336.html центры обслуживания /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
www.connect.ru /> /> /> />
www.yugra.mts.ru
региональный сайт
www.megafon.ural.ru
региональный сайт /> /> /> />
www.tmn.beeline.ru
региональный сайт /> /> />
Для решенияпроблемы выбора сотового оператора в городе Сургуте были использованы следующиесайты со статьями и описаниями операторов:
www.sotovik.ru — каталог ссылок на официальные и региональные сайты операторов сотовой связи.
www.tmn.beeline.ru, www.yugra.mts.ru www.megafon.ural.ru — региональные сайты операторов сотовой связи. Структура сайтов одинакова накаждом из них указаны тарифы,
предоставляемыеуслуги, пункты подключения, зоны радио покрытия, и данные о компании.
www.regnum.ru/news/485487.html
на данных сайтах предоставлена информация об операторах сотовой связи. Обзорновостей, количество подключенных абонентов, новые услуги, разработки в сфереулучшения качества связи и т.д.
ssp.narod.ru/st204.htm
— форум, темой на котором является обсуждение операторов сотовой связи,критика, и т.д.
www.connect.ru
официальный сайт журнала “Connect.ru” статьи о истории развития операторовсотовой связи, прогнозы на будущее, современные разработки в сфере мобильнойсвязи.
1.5ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Доказательствотого что выбор оператора сотовой связи является системой.
СИСТЕМА -средство достижения цели; основные особенности систем: целостность,относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой,наличие частей и связей между ними (структурированность). подчиненность всейорганизации системы некоторой цели
Чтобыопределить является ли выбор оператора сотовой связи системой необходимоопределить особенности системы:
1. элементы.
2. структура.
3. связи(отношения).
1) В системе“Выбор оператора сотовой связи” элементами будут являться:
· Необходимостьпользоваться услугами операторов сотовой связи.
2) Структурав данной системе- сложная
3) Связисложные
Системаявляется целой и эмерджентной.
1.6.СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Одним из наиболее доступных инаглядных визуальных моделей определения системы, является модель «черногоящика». Для первого определения системы визуальной моделью эквивалентно будетявляться модель черного ящика, то есть первое определение системы ничего неговорит о её внутреннем устройстве, поэтому ее можно представить в виденепрозрачного черного «ящика», выдернутого из окружающей среды. Такаямаксимально простая модель уже отражает два следующих важных свойства системы:целостность и обособленность от среды.
Также вопределении системы говорится о том, что хотя ящик и обособлен, выделен изсреды, но не является полностью от нее изолированным. Система связана со средойи с помощью связей воздействует на среду. Связи изображаются виде стрелок,направленных на систему или от неё.
Целью работысистемы является изменение окружающей среды для разрешения проблемы. С входамисвязано понятие управляющего воздействия на систему, с тем что подталкивает еёк достижению цели, что в процессе функционирования системы преобразуется врезультат, в свою очередь показывает влияние среды на систему. Выходамиявляются конкретизация цели работы системы, так называемый желаемый результатработы системы.
Модель«черного ящика» для проблемы курсовой работы представлена ниже. Данная модельпомогает определить конечные цели и имеющиеся ресурсы при решении проблемы всвою очередь она не предлагает способы решения проблемы.
Структурная схема выбора оператора сотовой связи:
Окружающая среда
/>
операторы
информационная база
человеческие ресурсы Оптимальный
финансовые ресурсы вариантоператора
сотовойсвязи
Входами в данной проблеме выбораоператора сотовой сети будут являться:
Оператор – как непосредственный объектвыбора.
Человеческие ресурсы – любой человек, укоторого возникла данная проблема. Он, основываясь на своих знаниях, либообратившись к консультанту, делает свой выбор.
Информационная база – сведения обобъекте выбора (в данном случае информация об операторе).
Финансовые ресурсы – какнепосредственный фактор, влияющий на выбор.
Выходом для проблемы выбора оператора в городеСургуте будет являться так называемый желаемый результат – оператор, которыйудовлетворяет наибольшему количеству требований. Этот желаемый результатявляется целью работы самой системы, следовательно, являются выходом.
Система напрямую связана с окружающей средой, поэтому факторы окружающей средынепосредственно влияют на систему.
2.Применениесистемного анализа для решения проблемы.
2.1Определение симптомов и диагноза проблемы
2.1.1 Выявлениепроблемы
Одним изэтапов решения проблемы является выявление проблемы. Выявление проблемы и еёопределение связано с выявлением симптомов, однако выявление симптомов говориттолько о наличие проблемы, но не проводит поиск причин ее возникновения. Понятие «симптом» означает некоторый признак или признаки, которые указывают напроявление проблемы. Признак или признаки понимаются как некоторое отклонениереальных оценок.
Симптомамипроблемы выбора оператора сотовой связи является
— Необходимость пользования услугамисотовой связи.
— Высокая эффективность.
— Удобство.
2.1.2 Диагноз проблемы
Как былосказано выше, выявление симптомов проблемы не позволяет ответить на вопроспричины ее возникновения. Для этого нужно определить диагноз проблемы(установление причин появления проблемы), ведь обнаружение проблемы естьрезультат идентификации симптомов:
— Мобилизация населения.
— Появление в регионе несколькихоператоров.
2.1.3.Постановка целей принятия решения
Одной изосновных фаз этапа принятия решения является фаза постановки цели. Цель должнабыть сформулирована так, что бы ее достижение решало возникшую проблему размещения денежных средств.
Дляопределения целей принятия решения проблемы используется метод построениядерева целей. Выбор оператора сотовой связи в городе Сургуте являетсяглобальной целью исследования. Глобальная цель достигается при оценке нижнегоуровня дерева целей принятия решения.
Критериемвыбора, являются требования, которые выдвигаются при решении проблемы. Онирасполагаются на нижнем уровне целей принятия решений.