Восточно-европейский университет экономики именеджмента
Кафедра информационных технологий и экономическойкибернетики
Курсовая работа
по дисциплине «Система управления баз данных»
на тему:
Разработка автоматизированной системы учета работникабиблиотечного фонда «Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского»
Проверил: ст. преподаватель
Жирякова И.А.
Выполнила: студентка III курса
гр. ІТ – 41, МанькутаЯ.М.
Черкассы 2007
Содержание
Вступление
1. Разработка АРМ библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского»
1.1 Автоматизация библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского»
1.2 Методы автоматизации библиотечного фонда НБУВ
2. Проектирование баз данных библиотечного фонда «Национальная библиотека им. В.И.Вернадского»
2.1 Инфологическая модель
2.2 Программные средства разработки БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И.Вернадского»
3. Разработка автоматизированной системы для работы сбиблиотечным фондом «Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского»
3.1 Разработка таблиц БД библиотечного фонда
3.2 Установление связей таблиц БДбиблиотечного фонда
3.3 Разработка запросов БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
3.4 Разработка форм БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
3.5 Разработка отчетов БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
Выводы
Список использованной литературы и URL
/>Вступление
Связи с развитием информационныхтехнологий большая часть жизнедеятельности общества осуществляется по средствамкомпьютеров. Переход на автоматизированную деятельность позволяет уменьшитьсрок выполнения различного рода задач, повысить эффективность и точность работыперсонала, минимизировать появление ошибок и неточностей. Автоматизированиерабочего места применяется на современном этапе практически во всех сферахдеятельности, поэтому в современных условиях развития автоматизация рабочегоместа служащего библиотечного фонда является актуальным.
На современном этапе становленияинформационного общества одной из основных тенденций развития электронныхинформационных ресурсов и библиотечно-информационных технологий являетсяразработка баз данных библиотек и непосредственно создание электронныхбиблиотек, что непосредственно позволит облегчить работу служащих библиотек.
Автоматизация рабочего местапоможет персоналу библиотечного фонда облегчит работу с ведением, хранением ирегистрацией книг, а также с регистрацией читателей.
Цель. Исследовать ипроанализировать средства автоматизации рабочих мест, а также разработатьавтоматизированное рабочее место служащего библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского».
Задачи. Данная курсоваяработа ставит следующие вопросы:
Анализ деятельности библиотеки иметодов ее автоматизации;
Изучения теоретических аспектов базданных;
Исследования и оценкапрограммных продуктов СУБД;
Выбор программного средства дляразработки БД библиотечного фонда;
Разработка АРМ библиотечногофонда
разработка таблиц БД
установление связей междутаблицами БД
разработка запросов к таблицамБД
разработка форм БД
разработка отчетов БД
Объектом разработкиавтоматизации является рабочее место служащего библиотечным фондом «Национальнойбиблиотеки им.В.И. Вернадского».
Одна из самых больших библиотекУкраины, главный научно-информационный центр государства. Входит в число десятисамых больших национальных библиотек мира.
Основана 2 (15) августа 1918года как Национальная библиотека Украины, а с 1998 года — Национальнаябиблиотека Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ).
Информационной базой являетсяофициальный сайт библиотечного фонда «Национальной библиотеки им.В.И. Вернадского»www.nbuv.gov.ua/.
1. Разработка АРМ библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского»1.1 Автоматизация библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского»
На современном этапе становленияинформационного общества одной из основных тенденций развития электронныхинформационных ресурсов и библиотечно-информационных технологий являетсяразработка библиотечных баз данных и создание электронных библиотек.
Одна из самых больших библиотекУкраины, главный научно-информационный центр государства. Входит в число десятисамых больших национальных библиотек мира.
Основана 2 (15) августа 1918года как Национальная библиотека Украины, а с 1998 года — Национальнаябиблиотека Украины имени В.И. Вернадского (НБУВ). С самого начала усилия былинаправлены на разработку информационных технологий, обеспечивающих оперативноеформирование информационных ресурсов электронной библиотеки и создание условийдля их эффективного использования.
Объем фондов — около 15 млн. единицхранения. Это уникальное собрание источников информации, что включает книги,журналы, продолжаемые издания, карты, ноты, изобразительные материалы,рукописи, газеты, документы на нетрадиционных носителях информации. Библиотекаимеет самое полное в стране собрание достопримечательностей славянскойписьменности и рукописных книг, архивы и книжные коллекции выдающихся деятелейукраинской и мировой науки и культуры. Составляющие фондов — библиотечно-архивнаяколлекция «Фонд Президентов Украины», архивный экземпляр произведенийпечати Украины с 1917 г., архивный фонд Национальной академии наук Украины.
Ежегодно в фонды поступают160-180 тыс. документов (книг, журналов, газет и тому подобное). Библиотекакомплектуется всеми украинскими изданиями, получает экземпляр диссертаций,которые защищаются на территории Украины, ведет международный книгообмен сосвыше 1500 научными заведениями и библиотеками 80 стран мира. С 2005 — архивациянаучно-информационных ресурсов Интернет.
Поисковый аппарат Библиотекиимеет в своем составе систему библиотечных каталогов и картотек и фондсправочно-библиографических изданий объемом 200 тысяч экземпляров. Этот фондвключает документы нормативного характера (законы, указы, постановления и томуподобное), энциклопедии, толковые словари, справочники, библиографическиепособия. Систему библиотечных каталогов и картотек образуют генеральныйалфавитный каталог, читательские алфавитный и систематический каталоги и свыше30 каталогов и картотек подразделов библиотеки. С 1994 г. наполняетсяэлектронный каталог, с 1998 — общегосударственная реферативная база данных«Украиника научная».
В локальных информационных сетяхБиблиотеки находится 400 компьютеров; на интернет-портале — 3,3 млн. библиографическихи 200 тыс. реферативных записей, а также 50 тыс. полных текстов документов; вІнтранет-среде — 500 тыс. публикаций. Поиск в электронных ресурсах осуществляетсяпрограммным модулем WWW-ISIS (ЮНЕСКО).
Универсальными информационнымиресурсами Библиотеки пользуется около 500 тыс. читателей, которым ежегодновыдается до 5 млн. документов. Ежедневно Библиотеку посещает 2 тыс. научныхработников, специалистов, аспирантов и студентов. Их информационноеобслуживание осуществляется в 16 отраслевых и специализированных залахосновного библиотечного комплекса, а также в 6 залах филиала, где размещенонаибольшее в Украине собрание газет, фонды рукописей, редких изданий, эстампови репродукций, нотных изданий, а также значительная часть Архивного фондаНациональной академии наук Украины. Интернет-портал Библиотеки ежедневнопосещают свыше 5 тыс. пользователей. Особенная категория абонентов — информационныеслужбы органов государственной власти, среди которых Верховная Рада Украины,Администрация Президента Украины и Кабинет Министров Украины.
Библиотека — научно-исследовательскийинститут в отрасли научно-информационной деятельности, библиотековедения исмежных наук. Она имеет аспирантуру и специализированный совет по защитекандидатских и докторских диссертаций, выдает журнал «Библиотечный вестник»,проводит ежегодные международные научные конференции.
В Библиотеке свыше 40подразделов, что сгруппированы за направлениями их деятельности в институты (библиотековедения,украинской книги, рукописи, архивоведения, биографических исследований), центры(консервирования и реставрации, культурно-просветительский, компьютерныхтехнологий, научно-издательский), Фонд президентов Украины и Службуинформационно-аналитического обеспечения органов государственной власти. ВБиблиотеке работают свыше 900 сотрудников, из них библиотечных — 65%, научных — 20% и вспомогательных — 15%. Среди научных работников 2 академика НАН Украины ичлен-корреспондент НАН Украины.
Информационные составляющиеэлектронной библиотеки НБУВ формируются в соответствии с документальнойиерархией традиционной библиотеки:
информационные ресурсы первогодокументального уровня, соответствующие первоисточникам, составляютэлектронные публикации, электронные копии или электронные версии печатныхпубликаций (е-документы);
информационные ресурсы второгодокументального уровня — библиографические и реферативные базы данных синформацией о первоисточниках, которые обеспечивают поиск, содержательноераскрытие научных публикаций, дают информацию о физическом местонахождениитрадиционных документов (приводятся шифры хранения в фонде библиотеки) илиуказывают путь к онлайновым материалам (URL-адреса е-документов).
Автоматизация «Национальнойбиблиотеки им.В.И. Вернадского» помогает эффективно использовать ресурсыбиблиотеки и облегчает работу, как рабочего персонала, так и пользователейбиблиотеки.1.2 Методы автоматизации библиотечного фонда НБУВ
На этапе ручного труда работаслужащих библиотеки выполнялась нерационально с большой затратой времени и сдопуском значительного числа ошибок. Методы автоматизации обеспечиваютэффективную обработку данных.
Служащим библиотеки во времяработы приходится обрабатывать разнообразную информацию. К основной информацииотносятся:
ведение книжного фонда;
регистрация каталога;
регистрация читателей.
Введение книжного фонда,содержащего в себе:
инвентарный номер — набор цифр,который определяет номер самой книги;
библиотечный код книги кроменабора цифр в код включается заглавная буква раздела, в который входит книга;
отметка о выдаче и возврате,данная отметка необходима для учета за перемещением книг и контроля над книжнымфондом;
списание книг — предоставляетинформацию о той или иной книге, которая не используется книжным фондом.
Регистрация каталога, в составкоторого входит:
библиотечный код книги,помогающий быстрее осуществить поиск нужной книги;
автор книги, данный блокинформации может содержать как одного автора, так и коллектив авторов;
названия книги;
издательство указываетсянаименование издательства, выпущенной книги;
год издания указывается год,кода была издана книга;
количество страниц;
тема — информацию о тематикекниг того или иного раздела, помогающая быстрее находить нужную книгу.
Регистрация читателей содержит всвоей структуре следующею информацию:
номер читательского билета,содержит в себе информацию о номере, под которым был зарегистрирован тот илииной читатель;
ФИО указываются полные инициалычитателя;
адреса, данный блок информациисостоит из адреса проживания читателя, адреса места работы, а также контактныетелефоны (домашний, рабочий). Данная информация поможет в случае необходимости найтичитателя для разрешения возникшей проблемы или для напоминания о возврате илиполучение необходимой книге.
Информация необходимая дляработы в библиотечном фонде вводится, обрабатывается, хранится и выводится посредствам различных видов программного обеспечения, которые рационализируютработу служащих библиотеки. Методы автоматизации могут реализовыватьсяразличными программными продуктами, выбор последних зависит от особенностейсферы деятельности.
2. Проектирование баз данных библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
2.1 Инфологическая модель
Цель инфологическогомоделирования — обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора ипредставления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базеданных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии сестественным языком (последний не может быть использован в чистом виде из-засложности компьютерной обработки текстов и неоднозначности любого естественногоязыка). Основными конструктивными элементами инфологических моделей являютсясущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).
Сущность — любойразличимый объект (объект, который мы можем отличить от другого), информацию окотором необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места,самолеты, рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как типсущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится кнабору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое.Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе. Например, типомсущности может быть ГОРОД, а экземпляром — Москва, Киев и т.д.
Атрибут — поименованнаяхарактеристика сущности. Его наименование должно быть уникальным дляконкретного типа сущности, но может быть одинаковым для различного типасущностей (например, ЦВЕТ может быть определен для многих сущностей: СОБАКА,АВТОМОБИЛЬ, ДЫМ и т.д.). Атрибуты используются для определения того, какаяинформация должна быть собрана о сущности. Примерами атрибутов для сущностиАВТОМОБИЛЬ являются ТИП, МАРКА, НОМЕРНОЙ ЗНАК, ЦВЕТ и т.д. Здесь такжесуществует различие между типом и экземпляром. Тип атрибута ЦВЕТ имеет многоэкземпляров или значений: Красный, Синий, Банановый, Белая ночь и т.д., однакокаждому экземпляру сущности присваивается только одно значение атрибута.
Абсолютное различие между типамисущностей и атрибутами отсутствует. Атрибут является таковым только в связи стипом сущности. В другом контексте атрибут может выступать как самостоятельнаясущность. Например, для автомобильного завода цвет — это только атрибутпродукта производства, а для лакокрасочной фабрики цвет — тип сущности.
Ключ — минимальный наборатрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземплярсущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута непозволяет идентифицировать сущность по оставшимся. Для сущности Расписание ключомявляется атрибут Номер_рейса или набор: Пункт_отправления, Время_вылета иПункт_назначения (при условии, что из пункта в пункт вылетает в каждый моментвремени один самолет).
Связь — ассоциированиедвух или более сущностей. Если бы назначением базы данных было только хранениеотдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть оченьпростой. Однако одно из основных требований к организации базы данных — этообеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чегонеобходимо установить между ними определенные связи. А так как в реальных базахданных нередко содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретическимежду ними может быть установлено более миллиона связей. Наличие такогомножества связей и определяет сложность инфологических моделей.
Инфологическая модель являетсяначальным этапам в проектировании баз данных, она помогает наглядно представитьработу АРМ служащего библиотеки и в дальнейшем построить таблицы и связи междуними. При построении инфологических моделей можно использовать язык />ER-диаграмм, Microsoft Visio и т.д. АРМ служащегобиблиотеки смоделирован в Microsoft Visio (рис.2.1).
/>
Рис.2.1 Инфологическая модель БДбиблиотечного фонда «Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
Схема БД библиотечного фондапредставлена из четырех таблиц — «Книжного фонда», «Каталога»,«Читателей», «Выдачи книг» и связей между ними.
Каждая таблица состоит из полей,которые и формируют таблицу базы данных:
Книжный фонд состоит изинвентарного номера книги, библиотечного кода книги, отметки о выдаче ивозврате книги, регистрации новых поступлений, а также списание книг;
Каталог — библиотечный кодкниги, автор, название, издательство, год издания, количество страниц, тема ицена;
Читатели — номер читательскогобилета, ФИО, домашний и рабочий адреса, домашний и рабочий телефоны;
Выдача книг — инвентарный номеркниги, номер читательского билета, дата выдачи, запланированная дата возврата.
Для нормальной работы базыданных все таблицы связанны между собой, это обеспечивает формированиязапросов, форм отчетов к базе данных. Работа БД библиотечного фонда осуществляется,таким образом, «Читатели» ищут книгу по «Каталогу», изкоторого в «Книжный фонд» поступает необходимый запрос на книгу,выполнения запроса обеспечивается в «Выдаче книг», откуданепосредственно передается читателю во временное пользование. После «Читатели»возвращаю книгу через «Выдачу книг» в «Книжный фонд», оттудав «Каталог» поступает обновленная информация о базе книг и в итоге«Читатель» пользуется уже обновленным «Каталогом».
Смоделировав инфологическуюмодель БД библиотечного фонда «Национальная библиотека им.В.И. Вернадского»в которой, обозначив количество необходимых таблиц, полей и связей между нимиопределяется программный продукт, где будет создаваться база данных.2.2 Программные средства разработки БД библиотечногофонда «Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
Современная жизнь немыслима безэффективного управления. Важной категорией являются системы обработкиинформации, от которых во многом зависит эффективность работы любогопредприятия ли учреждения. Такая система должна:
обеспечивать получение общихи/или детализированных отчетов по итогам работы;
позволять легко определятьтенденции изменения важнейших показателей;
обеспечивать получениеинформации, критической по времени, без существенных задержек;
выполнять точный и полный анализданных.
Современные СУБД в основномявляются приложениями Windows, так как данная средапозволяет более полно использовать возможности персональной ЭВМ, нежели среда DOS. Снижение стоимости высокопроизводительных ПК обусловилне только широкий переход к среде Windows, гдеразработчик программного обеспечения может в меньше степени заботиться ораспределении ресурсов, но также сделал программное обеспечение ПК в целом иСУБД в частности менее критичными к аппаратным ресурсам ЭВМ.
Среди наиболее яркихпредставителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach,Microsoft Access,Borland dBase,Borland Paradox,Microsoft Visual FoxPro, Microsoft Visual Basic, а также баз данных Microsoft SQL Server и Oracle, используемые вприложениях, построенных по технологии «клиент-сервер». Фактически, улюбой современной СУБД существует аналог, выпускаемый другой компанией, имеющийаналогичную область применения и возможности, любое приложение способноработать со многими форматами представления данных, осуществлять экспорт иимпорт данных благодаря наличию большого числа конвертеров. Общепринятыми,также, являются технологи, позволяющие использовать возможности другихприложений, например, текстовых процессоров, пакетов построения графиков и т.п.,и встроенные версии языков высокого уровня (чаще — диалекты SQLи/или VBA) и средства визуального программированияинтерфейсов разрабатываемых приложений. Поэтому уже не имеет существенного значения,на каком языке и на основе какого пакета написано конкретное приложение, икакой формат данных в нем используется.
Таким образом, на сегодняшнийдень разработчик не связан рамками какого-либо конкретного пакета, а взависимости от поставленной задачи может использовать самые разные приложения. Поэтому,более важным представляется общее направление развития СУБД и других средствразработки приложений в настоящее время.
Цель любой информационнойсистемы — обработка данных об объектах реального мира. В широком содержаниислова база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реальногомира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято пониматьчасть реального света, что подлежит изучению для организации управления и, вконечном счете, автоматизации, например, предприятие, вуз и т д.
В современной технологии базданных предусматривается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечениедоступа пользователей к ней осуществляются централизованный посредствомспециального программного инструментария — системы управления базами данных.
База данных (БД) — этопоименована совокупность структурированных данных, что относятся к определеннойпредметной области.
Система управления базами данных(СУБД) — это комплекс программных и языковых средств, необходимых для созданиябаз данных, поддержки их в актуальном состоянии и организации поиска в нихнеобходимой информации.
По технологии обработки данныебазы данных подразделяются на централизованные и распределенные.
Централизованная база данныхсохраняется в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительнаясистема является компонентом сети ЭВМ, возможный распределенный доступ к такойбазе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетяхПК.
Распределенная база данныхсостоит из нескольких, возможно рядовых или даже дублирующих друг друга частей,сохраняемых в разных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базойосуществляется посредством системы управления распределенной базой данных (СУРБД).
По способу доступа к данным базыданных разделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с изъятым(сетевым) доступом.
Системы централизованных базданных с сетевым доступом различают разные архитектуры подобных систем:
файл-сервер;
клиент-сервер.
Файл-сервер. Архитектура системБД с сетевым доступом допускает выделение одной из машин сети в качествецентральной (сервер файлов). На такой машине сохраняется совместноиспользованная централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функциирабочих станций, посредством которых поддерживается доступ пользовательскойсистемы к централизованной базе данных. Файлы базы данных соответственно к пользовательскимзапросам передаются на рабочие станции, где в основном и осуществляетсяобработка. При большой интенсивности доступа к тем самым даннымпроизводительность информационной системы падает. Пользователи могут создаватьтакже на рабочих станциях локальные БД, что используются ими монопольное.
Клиент-сервер, где центральнаямашина (сервер базы данных) должна обеспечивать выполнение основного объемаобработки данных. Запрос на данные, что создается клиентом (рабочей станцией),порождает поиск и сохранения данных на сервере. Сохраняемые данные (но не файлы)транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектурыклиент-сервер есть использование языка запросов SQL. Этот язык использован приразработке данного курсового проекта.
Структурные элементы базы данных.
Понятие базы данных тесносвязано с такими понятиями структурных элементов, как поле, запись, файл (таблица).
Поле — элементарная единицалогической организации данных, что отвечает неделимой единице информации — реквизита.
Запись — совокупность логическисвязанных полей. Экземпляр записи — отдельная реализация записи, что содержитконкретные значения ее полей.
Файл (таблица) — совокупностьэкземпляров записей одной структуры.
В структуре записи файлауказываются поля, значение которых является ключами первичными (ПК), что идентифицируютэкземпляр записи, и вторичными (ВК), которые выполняют роль поисковых илигруппированных признаков (за значением вторичного ключа можно найти несколькозаписей).
В деловой или личной сфере частоприходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан сопределенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимыопределенные знания и организационные навыки. Современные СУБД позволяютобъединить сведенья из разных источников в единую базу данных для рациональногорешения разнообразного рода задач.
К наиболее применяемымпрограммным средствам относятся программные продукты Microsoft,а именно Visual FoxPro 3.0, Visual Basic 4.0, Visual С++, Access 7.0, SQL Server 6.5. Наиболее интереснойчертой этих пакетов являются их большие возможности интеграции, совместнойработы и использования данных, так как данные пакеты являются продуктами одногопроизводителя, а также используют сходные технологии обмена данными. Большейпопулярностью пользуется Visual FoxPro и Access.
Visual FoxPro отличается высокойскоростью, имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования сиспользованием xBase и SQL,диалекты которых встроены во многие СУБД. Имеет высокий уровень объектноймодели. При использовании в вычислительных сетях обеспечивает как монопольный,так и раздельный доступ пользователей к данным. Применяется для приложениймасштаба предприятия для работы на различных платформах: Windows3. x, Windows 95, Macintosh. Минимальные ресурсы ПК: для Visual FoxPro версии 3.0 — процессор 468DX, Windows 3.1,95, NT, объем оперативной памяти 8 (12) Мб, занимаемыйобъем на ЖМД 15-80 Мб, а для Visual FoxPro версии 5.0 (выпущена в 1997 году) — Windows95 или NT, 486 с тактовой частотой 50 МГц, 10 Мб ОЗУ,от 15 до 240 Мб на ЖМД.
Accessвходит в состав самого популярного пакета Microsoft Office. Основные преимущества: знакоммногим конечным пользователям и обладает высокой устойчивостью данных, прост восвоении, может использоваться непрофессиональным программистом, позволяетготовить отчеты из баз данных различных форматов. Предназначен для созданияотчетов произвольной формы на основании различных данных и разработкинекоммерческих приложений. Минимальные ресурсы ПК: процессор 468DX, Windows 3.1,95, NT, объем оперативной памяти 12 (16) Мб, занимаемыйобъем на ЖМД 10-40 Мб.
Выполненный анализ основныхпрограммных средств разработки баз данных позволил составить представления осовременных Системах управления базами данных, определить основные элементыструктуры БД и возможности различных программных продуктов. На базе всего вышеизложенного для разработки БД библиотечного фонда «Национальная библиотекаим.В.И. Вернадского» выбирается СУБД Access.
3. Разработка автоматизированной системы для работыс библиотечным фондом «Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского»3.1 Разработка таблиц БД библиотечного фонда
Разработка любой базы данных,после смоделированной инфологической модели начинается с создания таблиц базданных. Количество таблиц и полей в них зависит от задач служащих, чье местоавтоматизируется. Для создания базы библиотечного фонда необходимо четыретаблицы, каждая из которых имеет разное количество полей.
Прежде чем создавать таблицы,формы и другие объекты необходимо задать структуру базы данных. Хорошаяструктура базы данных является основой для создания адекватной требованиям,эффективной базы данных.
Этапы проектирования базы данных:
1. Определить цель создания базыданных, основные ее функции и информацию, которую она должна содержать. Базаданных должна отвечать требованиям тех, кто будет непосредственно с нейработать. Для этого нужно определить темы, которые должна покрывать базаданных, отчеты, которые она должна выдавать, проанализировать формы, которые внастоящий момент используются для записи данных, сравнить создаваемую базуданных с хорошо спроектированной, подобной ей базой.
2. Разработать на бумагеструктуру таблиц, которые должна содержать база данных. При проектированиитаблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами.
Информация в таблице не должнадублироваться. Не должно быть повторений и между таблицами. Когда определеннаяинформация хранится только в одной таблице, то и изменять ее придется только водном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможностьнесовпадения информации в разных таблицах. Например, в одной таблице должнысодержаться адреса и телефоны клиентов.
Каждая таблица должна содержатьинформацию только на одну тему. Сведения на каждую тему обрабатываются намноголегче, если содержаться они в независимых друг от друга таблицах. Например,адреса и заказы клиентов хранятся в разных таблицах, с тем, чтобы при удалениизаказа информация о клиенте осталась в базе данных.
3. Определить необходимые втаблице поля. Каждая таблица содержит информацию на отдельную тему, а каждоеполе в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблицес данными о клиенте могут содержаться поля с названием компании, адресом,городом, страной и номером телефона.
Проектирование таблиц в ACCESSможно осуществлять разными инструментами. В данной курсовой работе для формированиятаблиц использовали Мастер таблиц. После запуска ACCESS на экране появится окноприложения, предоставляющее возможность создания новой базы данных или открытиеуже существующей. Для создания таблицы нажмите на кнопку Создать в окне базыданных или раскройте меню Файл и выберите команду Новый объект, ав раскрывшемся подменю выберите команду Таблица.
На экране появится диалоговоеокно Создание таблицы, выбрав, Мастер таблиц. Мастер таблиц имеет двекатегории таблиц-образцов: для делового применения и для личного применения. Выбрав,одну из категорий, нажав соответствующий переключатель в нижней частидиалогового окна.
Каждый из образцов содержитбольшое количество самых разнообразных полей, некоторые из которых могутпригодиться для вашей таблицы.
Из списка имеющихся полейследует выбрать те, которые необходимо использовать для таблицы, и добавить ихв список Поля новой таблицы. Для этой цели предназначены четыре кнопки:
> выделенное в настоящиймомент поле становится следующим полем в проектируемой таблице;
>> все поля выбранной заобразец таблицы переносятся в проектируемую за один раз;
Можно поместить в проектируемуютаблицу поля из нескольких таблиц-образцов.
Закончив составление спискаполей, нажать кнопку Далее. Мастер таблиц запросит имя для новой таблицы. Задатьимя.
Нужно определить имя первичногоключа, который должен присутствовать в каждой таблице и нажмите кнопку Далее. Мастерготов завершить формирование новой таблицы.
Теперь предстоит выбрать, что необходимоделать дальше:
изменить структуру новой таблицы(добавить, удалить или переименовать поля, изменить их последовательность);
приступить к непосредственномувводу данных в готовую таблицу;
создать специальную форму дляввода, которая позволит осуществить удобный ввод данных.
Нажать на кнопку Готово. Мастерсформирует таблицу, и можно приступить к вводу данных.
Воспользовавшись, меню Вид ивыбрав нужный режим можно определить тип размер полей, ключевое поле, применяярежим Конструктора (рис.3.1), а для непосредственного заполнения полей режимТаблицы и получения готовой таблицы (рис.3.2). Аналогичным образом формируютсяоставшиеся таблицы.
/>
Рис.3.1 Режим конструкторатаблицы «Книжный фонд».
/>
Рис.3.2 Режим таблицы «Книжныйфонд».
В процессе создания таблиц базданных библиотечного фонда было спроектировано четыре таблицы — «Книжныйфонд», «Каталог», «Читатели», «Выдача книг»(Приложения А, Б).
«Книжный фонд» состоитиз шести полей:
инвентарный номер книги — типполя числовой, размер поля «Целое»;
библиотечный код книги — типполя текстовый, размер 50 символов;
отметка о выдаче и возврате, атакже поля — регистрация новых поступлений и списание книг принадлежат клогическим типам полей.
Таблица «Каталог» имеетследующие поля:
библиотечный код книги — типполя текстовый, размер 50 символов;
автор, издательство, годиздания, количество страниц и тема имеют текстовый тип поля с размером в 50символов;
поле Название текстового типаразмером в 100 символов;
цена — поле числового типа,размер которого «Длинное целое».
Таблица «Читатели» помещаетв себе восемь полей:
номер читательского билета — полечислового типа, размер которого «Длинное целое»;
поля Фамилия, Имя, Домашний иРабочий телефоны текстового типа размером в 50 символов;
отчество — тип поля текстовый,размер 30 символов;
домашний и рабочий адрес — полятекстового типа с размером в 60 символов.
Таблица «Выдача книг» состоитиз четырех полей два, из которых повторяются в других таблицах — инвентарныйномер книги (тип поля числовой, размер поля «Целое») и номерчитательского билета (поле числового типа, размер которого «Длинное целое»),и двух новых полей — это Выдача книг и Запланированная дата возврата, типкоторых — дата/время.
Создав базу данных, где,обозначив количество таблиц, имя полей таблиц, тип и размер полей, необходимоперейти к установлению связей между таблицами азы данных.
3.2 Установление связей таблиц БД библиотечного фонда
ACCESS представляет собойреляционную базу данных. Преимущество реляционных баз состоит в том, что можнохранить специфически сгруппированные данные в разных таблицах и задавать связимежду этими таблицами, соединяющие их в единую базу. При работе с запросами,формами и отчетами, которые базируются на данных нескольких таблиц, ACCESSбудет использовать установленные связи.
Чтобы связать таблицы друг сдругом, войти в меню Сервис и выбрать команду Схема данных. Вовремя создания схемы данных на экране сначала появится диалоговое окноДобавление таблицы. Выбрать таблицы и запросы базы данных (сейчас это таблицы),которые нужно связать друг с другом.
В списке находятся все таблицытекущей базы данных. Выделив, первую таблицу из тех, которые необходимо связатьдруг с другом, надо нажать кнопку Добавить. Проделать это действие для всехсвязываемых таблиц и нажать кнопку Закрыть. Следующий шаг переход в окно Схемаданных, в котором находятся теперь все выбранные таблицы. Внизу приведенывсе поля, которые содержатся в таблице.
Для добавления в окно Схемаданных других таблиц, нужно использовать инструмент Добавить таблицу илисоответствующую команду в меню Связи.
Также можно добавить таблицынепосредственно с помощью перетаскивания их мышью с панели таблиц окна базыданных в окно схем. Метод перетаскивания применим при условии, что оба окнаоткрыты параллельно. Можно для удобства использовать команду Мозаика вменю Окно.
В таблицах жирным шрифтомвыделены названия полей с первичным ключом. Для формирования связей междутаблицами необходимо переместить поле из одной таблицы на поле другой. Поля,для которых устанавливаются связи, должно содержать общую информацию, бытьобщим полем, которое имеется в обеих таблицах. Эти поля необязательно должныиметь одинаковые названия, но совершенно необходимо, чтобы совпадали типыданных и размеры этих полей.
После перетаскивания поля первойтаблицы на поле второй появляется диалоговое окно Связи. В этом окнеимеется список с двумя столбцами: Таблица/запрос и связанная Таблица/запрос. Леваятаблица-главная (рис.3.3).
/>
Рис.3.3 Установление связеймежду таблицами.
Главной становится та таблица,из которой перетаскиваются поля, подчиненной — та таблица, куда ихперетаскивают. Одна и та же таблица может выступать в одной связи как главная,а в другой — как подчиненная.
Очень важно правильно понимать,в чем заключается разница между главной и подчиненной таблицами. С точки зрениясопоставления и поиска данных двух таблиц никакой разницы нет. Различие состоиттолько в том, как система управления данными будет обеспечивать целостностьданных при изменении значений в связующих таблицах при изменении значений всвязующих полях или при удалении записей из связанных таблиц. Как правило, хотябы в одной таблице связующее поле является первичным ключом и однозначноопределяет запись в этой таблице. Такая таблица и является кандидатом в главные.Если во второй таблице связующее поле не является однозначно характеризующимзапись полем, то эта таблица не может быть главной, а может выступать только вкачестве подчиненной.
Тип отношения определяет типотношения связанных таблиц. Различаются два типа отношений: “один к одному” и“один ко многим".
При отношении “один к одному”каждая запись данных главной таблицы соотносится ровно с одной записьюсвязанной таблицы. Как правило, в этом случае первичный ключ одной таблицысвязывается с первичным ключом другой. Отношение “один ко многим ” означает,что каждая запись данных одной таблицы может быть связана с любым числомзаписей другой таблицы. Как правило, в этом случае первичный ключ одной таблицысвязывается с полем другой таблицы, не являющимся первичным ключом, и это полеможет содержать повторяющиеся данные.
Применяя, выше изложенное для БДбиблиотечного фонда проектируется Схема данных, и устанавливаются связи междутаблицами, что необходимо для дальнейшей работы с созданной базой данных(рис.3.4).
/>
Рис.3.4. Схема БД библиотечногофонда «Национальная библиотека им. В.И. Вернадского».
Таблицы БД библиотечного фонда формируюттакие связи:
«Книжный фонд», где ключевымполем является Инвентарный номер книги, связан с «Каталогом» и «Выдачейкниг»;
«Каталог» в своюочередь связан с «Книжным фондом» и ключевым полем в данной таблицеявляется Библиотечный код книги;
таблица «Выдача книг» связанас «Книжным фондом» и «Читателями» ключевое поле, которой Номерчитательского билета;
«Читатели» непосредственносвязаны с «Выдачей книг».
Оформив таблицу БД библиотечногофонда «Национальная библиотека им. В.И. Вернадского», заполнивнеобходимые поля информацией, а, также установив связи между таблицами можнопереходить к непосредственной работе с базой данных.3.3 Разработка запросов БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
Непосредственная работасозданной базы данных осуществляется в выполнении запросов к таблицам БД библиотечногофонда «Национальная библиотека им.В.И. Вернадского». Можно создаватьзапросы, которые обеспечивают вычисление итогов, отображение сгруппированных ипостроение новых таблиц. Запрос можно использовать даже для обновления данных втаблицах, удаления записей и добавления одной таблицы к другой. С помощьюзапросов пользователь может получить ответы на интересующие его вопросы наоснове информации, имеющейся в базе данных. Примеры таких вопросов: “Какиекниги 2004 года издания? ” или “Кто из читателей имеет домашний телефон? ”. Запросытакого вида называются запросами на выбор.
После выполнения запроса егорезультат представляется в виде динамической таблицы — выборки. После закрытиязапроса выборка больше не существует. Тем не менее, данные, представленные ввыборке, по-прежнему хранятся в соответствующих таблицах, и изменения этихданных, если они имели место, отражены в исходных таблицах базы данных.
Запросы можно разделить нагруппы.
Чаще всего используютсястандартные запросы выбора, используемые для того, чтобы отобрать и представитьв виде удобной динамической таблицы данные из таблиц БД.
Запросы на выполнение действияиспользуются для создания новых реальных таблиц данных в отличие от обычныхвыборок (динамических таблиц), в дальнейшем существующих уже независимо от техтаблиц базы, которые были использованы для их построения.
Перекрестные запросы позволяютпредставить данные в весьма наглядной компактной форме сводных кросс-таблиц,осуществляя при этом разнообразную группировку записей и групповые вычисленияпри обработке данных.
Параметрические запросыпозволяют настраивать запрос непосредственно, при его выполнении пользовательвводит параметры настройки запроса с помощью диалоговых окон. Они могут бытькак запросами выбора, так и запросами сводных кросс-таблиц и запросами навыполнение действия.
Основной тип запросов по образцу- это запросы на выбор. Для формирования запроса выберите вкладку запросов,нажмите кнопку Создать. На экране появится диалоговое окно Новый Запрос (рис. 3.5).
/>
Рис.3.5 Окно запроса на выборку.
Запрос можно формироватьсамостоятельно с помощью кнопки Конструктор или обратиться к Мастеру запросов:
Простой запрос.
Перекрестный запрос представляетсобой данные в виде сводной таблицы (или кросс-таблицы). Заголовками столбцов истрок служат не имена полей, а значения выбранных полей или выражения. Вячейках такой таблицы расположены сводные результаты, относящиеся к указанным взаголовках строк и столбцов значениям.
Поиск повторяющихся записей. Такиезапросы могут помочь при удалении из таблиц, дублирующих друг друга записей, т.кчасто, например, название одной и той же фирмы в различных справочниках можетбыть написано по-разному.
Поиск записей, не имеющихподчиненных (не связанных) записей. Такие «осиротевшие» записи являютсяобъектом для изучения.
Для создания запроса, где воснову запроса нужно положить несколько таблиц БД с установлением связей междуними используют Конструктор (рис.3.6):
Открыть вкладку Запросы.
Нажать кнопку Создать.
Нажать кнопку Конструктор. Одновременноповерх него появится диалоговое окно Добавление таблицы.
Выбрать таблицы БД, которыебудут использоваться для запроса. Это можно сделать, выделяя нужные таблицы инажимая кнопку Добавить или просто сделав двойной щелчок по именам нужныхтаблиц.
Завершив отбор таблиц, закрытьдиалог, нажав кнопку Закрыть.
Если в основе запроса находятсянесколько таблиц, необходимо установить между ними связи, иначе вы не сможетесовместно использовать эти таблицы.
Связь между таблицами графическипредставляется на экране линией связи. Для создания связей между таблицамиперетащить с помощью мыши поле из одной таблицы на поле того же типа данных издругой таблицы.
Заполнить столбцы в окнеконструирования запросов. Предположим, нужно добавить к запросу несколько полейиз разных таблиц. Для этого необходимо поместить поля из списков полей таблиц вверхней части окна в нижнюю область конструирования запроса по образцу,поместив их в отдельные столбцы области конструирования запроса. Это можносделать тремя способами:
Перетащить их.
Выбрать нужное поле двойнымщелчком в списке полей соответствующей таблицы (оно будет помещено в следующийстолбец).
Выбрать его из раскрывающегосясписка строки Поле в нижней половине окна в области конструирования.
/>
Рис.3.6 Окно конструкторазапроса.
Выполнения запросов необходимодля реализации поставленных задач тем самым, автоматизируя рабочее местослужащих библиотечного фонда. Вид запроса и инструмента для выполнения запросазависит от поставленной перед служащим библиотечного фонда задачей (приложенияВ).3.4 Разработка форм БД библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им. В.И. Вернадского»
В Accessсуществует несколько способов ввода, редактирования и просмотра информации,хранящейся в БД. Наиболее широко применяется режим Формы, которая предоставляетудобный просмотр и редактирование информации БД. Формы могут создаваться посредствам Мастера запросов или в режиме конструктора (рис.3.7).
Создание формы с помощью Мастераформ
Для создания формы:
в окне БД открыть вкладку ФОРМЫ инажать на кнопку СОЗДАТЬ, нажать кнопку «Далее»;
перейти на строку Мастер форм,нажать кнопку «Далее»;
указать имя таблицы, на основекоторой должна быть создана форма. Выбрать поля, которые должны быть включены вформу, нажать кнопку «Далее»;
выбрать внешний вид формы, нажатькнопку «Далее»;
выбрать стиль для оформления,нажать кнопку «Далее»;
задать имя формы, нажать кнопку«Готово».
Создание формы с помощьюКонструктора
в окне БД открыть вкладку ФОРМЫи нажать на кнопку Создать, нажать кнопку «Далее»;
перейти на строку Конструктор,нажать кнопку «Далее»;
Accessоткроет окно с пустым бланком формы в режиме конструирования.
Внешний вид, структура и режимыотдельных элементов управления и бланка формы в целом имеют свой собственныйнабор характеристик, которые можно настраивать с помощью диалогового окнасвойств. Выделите элемент, свойства которого нужно настроить, войти в меню ВИД,и выбрать команду Свойства.
/>
Рис.3.7 Окно конструктора формы«Каталог».
Элементы панели инструментов:
(ë) — Выделениеобъектов;
(А) — Надпись служит дляформирования подписей к элементам формы;
(ab|) — инструмент Поле. Служит для добавления в форму текстовых полей, не связанных сполями БД;
инструмент Группа. Формируетрамку для группы выключателей. Объединенные в группу переключатели обладаютсвойством, что выключен, может быть только один из них. Пример: способ доставкизаказа: самолетом, теплоходом, ж. д.;
инструмент Выключатель. Служитдля добавления кнопки, которая может находиться в одном из двух состояний: нажатом,отжатом. Пример: кнопка-выключатель «Оплата счета». Если выключательотжат, событие не произошло;
инструмент Переключатель. Служитдля выбора одного из взаимоисключающих параметров, объединяются в группыпереключателей;
инструмент Флажок. Служит длявыбора не исключающих друг друга элементов.
инструмент Поле Со Списком. Служитдля формирования поля ввода с раскрывающемся списком;
инструмент Список. Служит дляформирования поля списка;
инструмент Диаграмма. Служит дляформирования области диаграммы;
инструмент Подчиненная форма. Служитдля конструирования подчиненной формы или отчета;
инструмент Рамка Объекта. Служитдля формирования рамки внедренного Ole- объекта;
инструмент Связанный объект. Служитдля формирования рамки связанного объекта, который сохранен в таблице БД;
инструмент Линия. Служит длярисования линий;
инструмент Прямоугольник. Служитдля визуального объединения семантически или функционально связанных полей илиэлементов управления формы;
инструмент Конец Страницы. Служитдля конструирования многотабличных форм.
инструмент Кнопка. Служит дляформирования командных кнопок, т.е. кнопок, с которыми связаны макросы. Пример,кнопка «Далее» может использоваться для перехода к следующей записиданных;
инструмент Мастер. Служит дляустановления режима автоматического вызова Мастера элементов управления при ихдобавлении в форму. Мастера элементов управления поможет правильно сформироватьнужный элемент управления и определить его свойства для связи с объектами;
инструмент Закреплениеинструмента. Служит для закрепления выбранного инструмента формирования. Еслинужно сформировать несколько однотипных элементов управления в форме, щелкнитепо кнопке Закрепление инструмента, прежде, чем вы внесете первый выбранныйэлемент.
В форме, где из одной формывыходят другие можно назвать составной. В составной форме одновременно представленаинформация двух различных таблиц, между которыми установлена связь. Одна изэтих таблиц является главной, другая — подчиненной с отношением связи междуними «один ко многим». При этом подчиненная таблица встроена в формуглавной.
Для вставки подчиненной формы вглавную форму следует открыть главную форму в режиме конструирования и нажатьклавишу F11, чтобы перейти к окну БД. В окне БД,вкладке Форма, находится список всех имеющихся форм. Необходимоперетащить нужную подчиненную форму из окна БД в главную форму.
Используя режим Конструктора длясоздания форм данной БД библиотечного фонда «Национальная библиотека им.В.И.Вернадского» было оформлено пять форм. Среди них Главная форма (рис.3.8),с которой можно перейти на остальные формы — это формы по созданным таблица БД«Книжный фонд», «Каталог», «Выдача книг», «Читатели»(приложения Г, Д) и отдельная форма «Документы», в которойпредставлены Читательский билет и Библиографическая карточка (рис.3.9).
/>
Рис.3.8 Главная формабиблиотечного фонда «Национальная библиотека им. В.И. Вернадского».
/>
Рис.3.9 Окно формы Документов.
3.5 Разработка отчетов БД библиотечного фонда«Национальная библиотека им. В.И. Вернадского»
Среди многочисленных элементовACCESS присутствует режим формирования отчетов, который позволяет оформлятьотчеты как по таблицам, так и по запросам. Данный режим позволяетпроанализировать работу служащего библиотечного фонда и дать оценкуавтоматизированному рабочему месту служащего библиотечного фонда. В отчетепользователь может наглядно представить извлеченную из базы данных информацию,дополнив ее результатами анализа и вычислений.
Окна конструкторов отчетов предоставляютпользователю много возможностей. Отчет конструируется по принципу WYSIWYG (WhatYou See Is What You Get — что видишь, то и получишь). Добавляя очереднойэлемент управления, пользователь видит, как при этом изменяется создаваемый отчет.
В отчеты можно включать надписи,поля текстовых данных, переключатели, флажки, линии и прямоугольники, а такжеоформлять их, выделяя элементы цветом и тенью. Более того, можно включать целыерисунки, диаграммы, подформы и подотчеты. При этом все параметры представленияданных остаются полностью подконтрольными пользователю. В отчетах может бытьпредусмотрено много уровней группировки данных и подведения итогов.
Отчеты можно просматривать врежимепредварительного просмотра, обеспечивая взгляд «с высоты птичьего полета»путем изменения масштаба. В режиме конструирования отчет можно просматривать сфиктивными данными, чтобы не дожидаться обработки большого реального файла.
Сконструировать макет можнодвумя способами: с помощью Мастера отчетов и с помощью Конструктора (рис. 3.10).
/>
Рис.3.10 Окно конструктораотчетов.
/>/>/>/>/>/>
Конструирование макета отчета спомощью Мастера отчетов
Мастер отчетов помогаетспроектировать отчет, ставя вопросы, касающиеся структуры, содержания иоформления отчета.
Чтобы приступить к созданиюотчета, раскрыть вкладку Отчет в окне БД и нажмите кнопку Создать. Далее:
выбрать имя таблицы (илинескольких таблиц по очереди), содержащей необходимую информацию;
выбрать поля, которые должныбыть представлены в отчете, нажмите кнопку «Далее»;
указать поля, по которым будетвыполняться группировка, нажать кнопку «Далее» и, если требуется,диапазон группировки (кнопка Группировка);
выбрать порядок сортировкизаписей, нажать кнопку «Далее»;
выбрать вид отчета; ориентациюстраниц при печати (книжную или альбомную);
в следующем диалоговом окне указатьстиль оформления заголовка, нажмите кнопку «Далее»;
задать имя отчета, нажать кнопкуГотово.
Конструктор отчетов — оченьмощное средство, допускающее использование до десяти уровней группировки исортировки. Благодаря нему существует возможность создания отчетов,демонстрирующих процентные и итоговые показатели, получить которые можно лишьза два прохода. Допускается создание многих типов отчетов, которые включаютпочтовые наклейки и списки рассылки почты. В окне БД открытье вкладку ОТЧЕТ,затем кнопку Создать. На экране появится диалоговое окно Новый отчет, в которомнужно выбрать команду Конструктор.
На экране появится пустой макетотчета в режиме конструирования. Макет отчета разделен на несколько областей. Можнопоместить в эти области нужные элементы управления, уровни группировки, другиеэлементы конструирования.
Области отчета
Верхний колонтитул. Выводитсявверху на каждой новой странице.
Область данных. Является главнойобластью отчета. В этой области должны быть размещены текстовые поля и другиеэлементы управления, которые представляют записи данных таблицы.
Нижний колонтитул расположенвнизу страницы и обычно содержит ее номер.
Воспользовавшись режимомформирования отчетов, были оформлены отчеты по БД библиотечного фонда «Национальнаябиблиотека им.В.И. Вернадского» и их запросам (приложения Е, Ж).
Выводы
В данной курсовой работе вкачестве цели стоялоисследование и анализ средств автоматизации рабочихмест персонала библиотеки, а также разработка автоматизированного рабочего местаслужащего библиотечного фонда «Национальной библиотеки им.В.И. Вернадского».
Автоматизация рабочего местапоможет персоналу библиотечного фонда облегчит работу с ведением, хранением ирегистрацией книг, а также с регистрацией читателей.
Объектом исследования курсовойработы выступала автоматизация рабочего места служащего библиотечного фонда«Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского», ее структура и типинформации, с которой работал персонал. Далее был проведен анализ документации,содержащей в себе ведения книжного фонда, регистрация каталога и выдача книг, атакже регистрация читателей.
Для разработкиавтоматизированной системы была проектирована инфологическая модель БДбиблиотечного фонда «Национальной библиотеки им. В.И. Вернадского» ипроведен анализ связей между основными объектами данной инфологической модели.
Для реализацииавтоматизированной системы осуществлен анализ программных продуктов средисистем управления базами данных, а именно архитектура БД файл-сервер,файл-клиент, Microsoft Visual FoxPro,Microsoft Visual Basic, Microsoft Access. После анализа обосновано,выбран для разработки БД АРМ служащего библиотечного фонда программный продукт Microsoft Access.
В ходе разработки БД АРМслужащего библиотечного фонда «Национальной библиотеки им.В.И. Вернадского»была осуществлена разработка таблиц базы данных, которая состоит из «Книжногофонда», «Каталога», «Выдачи книг», «Читателей».Каждая таблица содержит определенные поля, с определенным типом и размером, дляфункционирования базы данных.
«Книжный фонд» состоитиз шести полей:
инвентарный номер книги — типполя числовой, размер поля «Целое»;
библиотечный код книги — типполя текстовый, размер 50 символов;
отметка о выдаче и возврате, атакже поля — регистрация новых поступлений и списание книг принадлежат клогическим типам полей.
Таблица «Каталог» имеетследующие поля:
библиотечный код книги — типполя текстовый, размер 50 символов;
автор, издательство, годиздания, количество страниц и тема имеют текстовый тип поля с размером в 50символов;
поле Название текстового типаразмером в 100 символов;
цена — поле числового типа,размер которого «Длинное целое».
Таблица «Читатели» помещаетв себе восемь полей:
номер читательского билета — полечислового типа, размер которого «Длинное целое»;
поля Фамилия, Имя, Домашний иРабочий телефоны текстового типа размером в 50 символов;
отчество — тип поля текстовый,размер 30 символов;
домашний и рабочий адрес — полятекстового типа с размером в 60 символов.
Таблица «Выдача книг» состоитиз четырех полей два, из которых повторяются в других таблицах — инвентарныйномер книги (тип поля числовой, размер поля «Целое») и номерчитательского билета (поле числового типа, размер которого «Длинное целое»),и двух новых полей — это Выдача книг и Запланированная дата возврата, тип которых- дата/время.
Для дальнейшей работы стаблицами были установлены связи между данными таблицами. Таблицы БДбиблиотечного фонда формируют такие связи:
«Книжный фонд», где ключевымполем является Инвентарный номер книги, связан с «Каталогом» и «Выдачейкниг»;
«Каталог» в своюочередь связан с «Книжным фондом» и ключевым полем в данной таблицеявляется Библиотечный код книги;
таблица «Выдача книг» связанас «Книжным фондом» и «Читателями» ключевое поле, которой Номерчитательского билета;
«Читатели» непосредственносвязаны с «Выдачей книг».
Проверка работы созданных таблици установленных связей осуществлялась по средствам формирования запросов кданным таблицам. В основном использовался вид запроса «Запрос на выборку»,а также запросы на сортировку и нахождения того или иного читателя или той илииной книги.
В последующей разработки БД АМРбиблиотечного фонда для более удобного пользования самой базой данных былиразработаны Формы к созданным таблицам. Среди них Главная форма, с которойможно перейти на остальные формы — это формы по созданным таблица БД «Книжныйфонд», «Каталог», «Выдача книг», «Читатели» иотдельная форма «Документы», в которой представлены Читательскийбилет и Библиографическая карточка.
Завершающим этапом разработки БДАРМ библиотечного фонда «Национальной библиотеки им.В.И. Вернадского»было формирование отчетов по средствам Мастера отчетов Microsoft Access. Отчеты выполнены по всемтаблицам базы данных.
Список использованной литературы и URL
1. Б. Богумирский. Эффективная работа на IBM PC в среде Windows95. СПб, «Питер», 1997, 1000с.
2. Файли довідки по Delphi 7; БоуманД.С., Эмерсон С.Л., Дарновски М. „Практическое руководство по SQL. Использованиеязыка структурированных запросов. ”, М.: Вильямс, 2001 р.
3. Справочник библиотекаря / Под ред.А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. — СПб.: Изд-во«Профессия», 2000. — 432 с. — (Серия «Библиотека»).
4. Д. Вейскас. Эффективная работа с Microsoft Access 7.0 «Microsoft Press», 1997, 864с.
5. Дж. Вудкок, М. Янг. Эффективная работа с Microsoft Office 95 «Microsoft Press», 1000с.
6. А. Горев, С. Макашарипов, Р. Ахаян. Эффективная работа с СУБД СПб,«Питер», 1997, 704с.
7. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., ПетроваЛ.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. — СПб: Изд-во «Профессия», 2000.- 512 с. — (Серия «Библиотека»).
8. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции иучет. формы. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред.Р.З. Зотовой. — М.: Книга, 1985.- 192 с.
9. «Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложенийбаз данных в InterBase/FireBird/Yaffil» А. Ковязин, С. Востриков (Изд.«Кудиц-Образ») 2002 р.
10. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. — М.: Издательство «Книжная палата», 1990. — 254 с.
11. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках:Научно-практ. пособие. — М.: Либерия, 1999. — 80 с.
12. «Базы данных в Delphi 7. Самоучитель» ПонамаревВ.А.
13. А.В. Потапкин. Основы Visual Basic для пакета Microsoft Office, «Эком», 1995,256с.
14. Cадловська І.П. Визначення стратегічного потенціалуавіатранспортних підприємств // “Залізничний транспорт України", випуск 2,К. 2004, с.16-18.
15. «Введение в InterBase» А.Я. Скляр (Изд. «Горячаялиния-Телеком») 2002 р.;
16. «Delphi. Разработка баз данных» Сорокин А.В. 2005 р.
17. http://www.nbuv.gov.ua/ — Национальная библиотека имени В.И. Вернадского.
18. http://www.compress.ru/Archive/CP/2001/2/10/vrezka2. htm — средстваразработки баз данных.
19. http://www.somb.ru/? link=about/structure.html — онлайновыеинформационные ресурсы Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского.
20. http://cmw2. dolphin.netprom.ru/default/guide- построение инфологической модели.
21. http://www.citforum.ru/database/osbd/contents. shtml — создание базданных.
22. http://computerbooks.ru/books/Programming/Book-FoxPro-7/index.html- возможности Microsoft Visual FoxPro.
23. http://library. tup. km.ua/fond/NOV/new01_2005. htm#ek_pidpr — ресурсы библиотеки.
24. http://www.niu.ru/index. php? pid=140 — программа развития библиотеки.