Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка автоматизированной информационной системы. Желтые страницы города Астрахань

содержание
введение. 2
1. аналитическая часть. 4
1.1. Характеристика предметной области. 4
1.2. Обоснование проектных решений по автоматизированномурешению экономико-информационных задач. 4
2. проектная часть. 11
2.1. Информационное обеспечение комплексных задач. 11
2.2. Технологическое обеспечение. 15
заключение. 20
список литературы… 22
/>введение
Курсовой проект преследует цель оценить уровеньподготовки студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, полученныеими теоретические знания, приобретенные навыки самостоятельной работы, умениесинтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.
Выполнение КП является одним из завершающих и наиболеезначимым этапом обучения студентов по дисциплине «Разработка и эксплуатация автоматизированныхинформационных систем». Его конечным результатом является представление изащита оформленной соответствующим образом работы, в которой отражаетсясодержание изучаемой дисциплины и качество подготовки специалистов этогонаправления.
Конечной целью КП является выявление уровня подготовкистудента, степени готовности его к усвоению профессиональных знаний.
Основными задачами выполнения КП является:
выявление понимания студентом основных проблем иперспектив развития технологии проектирования автоматизированных информационныхсистем;
выявление понимания студентом значимости своей будущейпрофессиональной деятельности, умения приобретать новые знания, особенно в областисовременных информационных технологий;
выявление умения работать с технической и нормативнойдокументацией, а также четко излагать свои мысли;
выявление навыков решать поставленные практическиезадачи с использованием теоретических знаний;
Цель нашего проекта — предоставить удобный и быстрыйдоступ к базе данных, содержащей информацию о компаниях и организациях. Актуальностьинформации поддерживается за счет предоставления всем пользователям возможностибесплатно разместить информацию о своей фирме.
Телефонная база данных компаний и организаций Астрахани и Астраханской области структурированапо видам деятельности. Здесь Вы найдете информацию об адресах, телефонах идругие данные о 3500 фирм. Астраханская область входит в состав Южногофедерального округа. В городе Астрахань по последней переписи населенияпроживает 506400 человек.
Цель проекта — предоставить удобный и быстрый доступ кбазе данных, содержащей информацию о компаниях и организациях. Актуальностьинформации поддерживается за счет предоставления всем пользователям возможностибесплатно разместить информацию о своей фирме.
/>/>/>1. аналитическая часть
/> 1.1. Характеристика предметной области
Телефонная база данных компаний и организаций Астрахани и Астраханской области структурированапо видам деятельности. Здесь Вы найдете информацию об адресах, телефонах идругие данные о 3500 фирм. Астраханская область входит в состав Южного федеральногоокруга. В городе Астрахань по последней переписи населения проживает 506400человек.
Цель проекта — предоставить удобный и быстрый доступ кбазе данных, содержащей информацию о компаниях и организациях. Актуальностьинформации поддерживается за счет предоставления всем пользователям возможностибесплатно разместить информацию о своей фирме.
Адреса Астрахани: справочник и электронная база данныхпредприятий Астрахани и Астраханской области. Телефоны, факсы, почтовые иe-mail адреса, информация о деятельности, товарах и услугах 14000 компаний иорганизаций Астрахани и Астраханской области.
/> 1.2. Обоснование проектных решений поавтоматизированному решению экономико-информационных задач
Основные преимущества автоматизации и новой технологиипереработки информации сказываются там, где приходится выполнять повторяющиесязадачи, предусматривающие запрограммированные решения, либо задачи с большимобъемом вычислений или чисто механического труда, для отдела научныхисследований.
Оснащение специалистов АРМ позволяет повыситьпроизводительность труда учрежденческих работников, сократить их численность ипри этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность,что необходимо для эффективного планирования и управления.
Существенным недостатком неавтоматизированныхинформационных систем является обособленность сбора, обработки и использованияинформации. Причем как отдельные работники, так и подразделения предприятия вцелом не имеют доступа к “чужой” базе данных, при необходимости собираятребуемую им информацию самостоятельно.
Одна из основных целей автоматизации — снабдитькаждого сотрудника, относящегося к любому подразделению предприятия,информацией в то время и в той форме и объеме, которые ему необходимы(естественно, в пределах его уровня доступа к секретной части базы данных). Дляэтого необходима единая интегрированная база данных предприятия, локальнаявычислительная сеть и соответствующим образом оборудованные автоматизированныерабочие места (АРМ) для каждого из сотрудников. Такой подход подразумеваеткомплексную автоматизацию предприятия, т.е. создание компьютеризированнойсистемы управления предприятием в целом, в которой подсистемы должны взаимодействовать,предоставлять оперативный доступ к информации, поддерживать принятие решения и т.п.
В наше время динамичных перемен в хозяйственной исоциальной жизни общества актуален вопрос автоматизации документооборота в любыхподразделениях. В программе информатизации каждого из них в качестве одной изосновных целей указано создание информационной системы, обеспечивающейформирование и интеграцию ресурсов, необходимых для управлениясоциально-экономическими процессами. В результате реализации программы должнабыть создана эффективная информационная система, обеспечивающая возможностьпринятия оптимальных управленческих решений на всех уровнях, позволяющаяповысить качество и оперативность реализации принимаемых решений.
Практически все процессы управления предприятиемвплотную связаны с теми или иными документами. Для эффективного развитиябизнеса компании необходимо управление документами на протяжении всего ихжизненного цикла — от создания до списания в архив.
В процессе управления документами возникают различныепроблемы. Среди общих проблем управления документированной информацией в организацияхможно выделить:
большое количество документов;
большое количество сотрудников, работающих сдокументами (бумажными и электронными);
сложные схемы согласования документов;
территориальная распределенность подразделений;
отсутствие информации об исполнении в реальном времени;
поиск документов в рамках организации затруднен из-задецентрализованной регистрации и хранения.
Использование в организациях технологии«бумажного» делопроизводства имеет ряд недостатков[1].
Так, например, пересылка документов занимает многовремени, хранение бумажных документов достаточно дорого. Поиск бумажных документовзатруднен (особенно при децентрализованном хранении), отсутствуют механизмыуправления движением бумажных документов, усложнен контроль за исполнениемдокументов, трудно отследить и проконтролировать все изменения. В целом, при«бумажном» делопроизводстве велики потери от неэффективнойорганизации деловых процессов, связанных с документами.
Среди типичных проблем частично автоматизированногоделопроизводства (" файлового" делопроизводства) необходимо отметитьсложность поиска электронных документов, наличие множества копий и версийодного документа, сложность внедрения регламентных процедур работы с электроннымидокументами. Кроме того, существует риск утраты файлов документов, и возникаютсложности в разграничении доступа к документам.
Все ранее изложенное позволяет сделать вывод о том,что «бумажное» делопроизводство неэффективно и не отвечаетсовременным требованиям управления предприятием, а «файловое»делопроизводство порождает дополнительные проблемы. Следовательно, необходимацелостная автоматизированная технология делопроизводства, которая быобеспечивала ведение централизованной базы документов, поддерживалаавтоматизированные процедуры документирования, организации работы с документамии ведения корпоративного архива электронных документов.
Компонентами безбумажного делопроизводства являютсясистема автоматизации делопроизводства и ведения архива электронных документов,позволяющая создать единую унифицированную среду работы различных категорийперсонала с документами; средства электронной цифровой подписи и шифрования дляподтверждения авторства, защиты целостности электронных документов и приданияюридической силы электронным документам, а также нормативно-методическиедокументы, которые регламентируют использование системы, обеспечиваютправомерность операций с электронными документами и способствуют введениюобязательности использования персоналом новой технологии.
Современные специализированные средства автоматизацииделопроизводства позволяют построить систему автоматизации, решающую задачи вшироком диапазоне, — от автоматизации учета бумажных документов до систембезбумажного делопроизводства.
Эффективным является эволюционный подход к автоматизацииделопроизводства, который предусматривает на первом этапе учет бумажныхдокументов (в специализированных подразделениях) и организацию корпоративногохранилища (архива) электронных документов. В рамках развития системыавтоматизации делопроизводства масштаб внедрения расширяется до уровняорганизации в целом и в дальнейшем обеспечивается переход к преимущественнобезбумажному делопроизводству.
Переход к преимущественно безбумажномуделопроизводству дает возможность наладить комплексное управлениедокументированной информацией в единой автоматизированной среде, получитьцелостную картину исполнения документов и поручений по всем уровням управления,проводить согласование документов в электронной форме, контролировать все операциис электронным документом и внедрить единые процедуры безопасности.
Так как автоматизированная система затрагиваеторганизацию процессов делопроизводства, необходимо тесное сотрудничествопредставителей служб делопроизводства и информационных технологий при внедрениисистем. И что немаловажно — необходима поддержка проекта высшим руководствоморганизации или предприятия.
Наличие хорошо отлаженного механизма электронногодокументооборота на предприятии повышает эффективность его работы и укрепляетконкурентоспособность на рынке.
Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку иобработку информации, является одним из необходимых условий, определяющих конечныйуспех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающимив деловом мире являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всехсобрать информацию, обработать, проанализировать ее и на основе этого принятьоптимальное управленческое решение, т.е. использующие современныеинформационные технологии. При этом максимально эффективной автоматизированнойсистемой является та, которая охватывает все взаимосвязанные многогранныебизнес-процессы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности,то есть комплексные автоматизированные процессы. Однако при выборе современнойинформационной технологии управления фирмой следует учитывать, что ни одна изних, какой бы совершенной она ни была, не сможет функционировать в условияхнедостаточно четко регламентированной технологии управления в рамках каждогобизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфических особенностейв зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения ихво внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современнойэлектронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции – предметовнародного потребления или средств производства.
/> 1.3. Обособление проектных решений по программному обеспечению комплексазадач
Базы данных (БД) составляют в настоящее время основукомпьютерного обеспечения информационных процессов, входящих практически во всесферы человеческой деятельности.
Действительно, процессы обработки информации имеютобщую природу и опираются на описание фрагментов реальности, выраженное в видесовокупности взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средствомпредставления структур данных и манипулирования ими. Концепция баз данныхпредполагает использование интегрированных средств хранения информации,позволяющих обеспечить централизованное управление данными и обслуживание имимногих пользователей. При этом БД должна поддерживаться в среде ЭВМ единымпрограммным обеспечением, называемым системой управления базами данных (СУБД). СУБДвместе с прикладными программами называют банком данных.
Одно из основных назначений СУБД – поддержкапрограммными средствами представления, соответствующего реальности.
Предметной областью называется фрагмент реальности,который описывается или моделируется с помощью БД и ее приложений. В предметнойобласти выделяются информационные объекты – идентифицируемые объекты реальногомира, процессы, системы, понятия и т.д., сведения о которых хранятся в БД.
В мире существует множество систем управления базамиданных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами ипредоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБДопираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве такогообъекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.
/>/>2. проектная часть
/> 2.1. Информационное обеспечение комплексных задач
Разработку информационного обеспечения АРМ проведем набазе системы управления базами данных (СУБД) Access XP из состава выбранного интегрированногопакета Microsoft Office XP.
СУБД Access предназначена для разработки баз данныхреляционного типа для локального их использования на персональных компьютерах идля работы с этими базами.
При проектировании базы данных, в первую очередь,необходимо определить, что именно нужно хранить.
Данная СУБД была выбрана по следующим причинам:
простота средств реализации,
легкость освоения инструментарием разработчика (VBA),
наглядность визуализации информации.
Также «Microsoft Access» предоставляет большоеколичество внутренних средств по оптимизации работы проектируемого приложения. Кним относятся:
загрузка модулей по требованию;
оптимизация дерева вызовов;
использование файлов MDE;
автоматическая поддержка компилированного состояния;
использование библиотек Windows API;
индивидуальная настройка системы;
эффективное использование индексов;
встроенный оптимизатор запросов.
Система управления базами данных (СУБД) обычноподдерживает 4 основных типа отношений между таблицами:
— один-к-одному (одной записи в первой таблицесоответствует одна запись во второй);
— один-ко-многим (одной записи в первой таблицесоответствует много записей во второй);
— много-к-одному (многим записям в первой таблицесоответствует одна запись во второй);
— много-ко-многим (одной записи в первой таблицесоответствует много запией во второй и одной записи во второй таблицесоответствует много записей в первой).
Инфологическая модель отображает реальный мир внекоторые понятные человеку концепции, полностью независимые от параметровсреды хранения данных. Существует множество подходов к построению таких моделей:графовые модели, семантические сети, модель «сущность-связь» и т.д. Наиболеепопулярной из них оказалась модель «сущность-связь» или называемаяещё ER-моделью (от англ. Entity-Relationship, т.е. сущность-связь).
Инфологическая модель применяется после словесногоописания предметной области.
Между сущностями могут быть установлены связи –бинарные ассоциации, показывающие, каким образом сущности соотносятся иливзаимодействуют между собой. Связь может существовать между двумя разными сущностямиили между сущностью и ей же самой (рекурсивная связь). Она показывает, каксвязаны экземпляры сущностей между собой. Если связь устанавливается междудвумя сущностями, то она определяет взаимосвязь между экземплярами одной идругой сущности
Связи делятся на три типа по множественности: один-ко-одному(1: 1), один-ко-многим (1: М), многие-ко-многим (М: М).
Связь один-ко-одному означает, что экземпляр однойсущности связан только с одним экземпляром другой сущности.
Связь один-ко-многим (1: М) означает, что одинэкземпляр сущности, расположенный слева по связи, может быть связан с несколькимиэкземплярами сущности, расположенными справа по связи.
Связь «многие-ко-многим (М: М) означает, что несколькоэкземпляров первой сущности могут быть связаны с несколькими экземплярамивторой сущности, и наоборот. Между двумя сущностями может быть задано сколькоугодно связей с разными смысловыми нагрузками.
Связь любого из этих типов может быть обязательной,если в данной связи должен участвовать каждый экземпляр сущности, необязательной– если не каждый экземпляр сущности должен участвовать в данной связи. При этомсвязь может быть обязательной с одной стороны и необязательной с другой стороны.
Проведем инфологическое проектирование базы данныхтехнологического процесса.
Инфологическая модель применяется после словесногоописания предметной области. На основании анализа предметной области выделим следующиесущности модели «сущность-связь» («Entity Relationship» — ER-модели): «Рубрикатор видов деятельности»,«Предприятия и организации», и изобразим их в виде графических обозначений(прямоугольник, в верхней части которого записано имя сущности, а нижеперечисляются атрибуты, причем ключевые атрибуты помечаются подчеркиванием). Ониприведены на рис.1-2. Рубрикатор видов деятельности Код деятельности Название
Рис.1. «Рубрикатор видов деятельности»Предприятия и организации Код предприятия Наименование Адрес Телефон Код деятельности
Рис.2. «Предприятия и организации».
Вся информация вводится через экранную форму. Используетсяследующая условно-постоянная информация.
Для решения поставленной задачи необходимо создать 2таблицы: Рубрикатор видов деятельности, Предприятия и организации, структурыкоторых следующие (Табл.1, 2).
Таблица 1
Рубрикатор видов деятельностиПоле Тип Размер Код деятельности Числовой Название Текстовый 50
Таблица 2
Предприятия и организацииПоле Тип Размер Код предприятия Числовой 50 Наименование Текстовый 50 Адрес Текстовый 50 Телефон Числовой 50 Код деятельности Числовой 50
Организация введения данных происходит послеустановления курсора в нужное место и набором необходимой информации склавиатуры. Удаление записи происходит так: мышкой выделяется необходимаязапись и удаляется при помощи клавиш Delete или Backspace илиПравка/Удалить.
Организация поиска и обработки данных осуществляется спомощью запросов (рис.3).

/>/>2.2. Технологическое обеспечение
Технологическое обеспечение включает описаниеорганизации технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации иотражает последовательность операций, начиная от способа сбора первичнойинформации, включающей два типа документов (документы, данные из которых используютсядля корректировки НСИ и документы, представляющие оперативную информацию,используемую для расчетов) и заканчивая формированием результатной информации,ее передачи и мероприятиям по переходу на новую отчетную дату. Затем приводитсясхема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информациии инструкционные карты основных операций технологического процесса, отражающиепооперационное описание технологии.
Определим связи между выявленными сущностями.
Связь ОДИН-КО-МНОГИМ (1: М): одному представителюсущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В (рис.4).

Для работы с программным продуктом используетсяпростой, интуитивно понятный интерфейс. Последовательность работы с объектамиформы определяется доступностью командных кнопок, целостность данных определяетсянабором используемых в программе проверок.
Переход от одного объекта формы к другомуосуществляется при нажатии клавиш Enter, Tab или щелчком мыши посоответствующему объекту.
После запуска программы на экране появляется главнаяформа.
Командные кнопки используются для выбора режима работыпрограммы.
После выбора в главном окне режима «Рубрикатор видовдеятельности» на экране появляется форма «Редактор «Рубрикатор видов деятельности»».
На данной форме можно приступить к редактированиютаблицы «Рубрикатор видов деятельности», установив курсор на выбранном поле дляредактирования. Также предусмотрены режимы добавления и удаления записей изсоответствующей таблицы. При нажатии кнопки «Возврат» осуществляется переход наглавную форму.
После выбора в главном окне режима «Предприятия иорганизации» на экране появляется форма «Редактор «Предприятия и организации» (рис.8).
На данной форме можно приступить к редактированиютаблицы «Предприятия и организации», установив курсор на выбранном поле дляредактирования. Также предусмотрены режимы добавления и удаления записей из соответствующейтаблицы. При нажатии кнопки «Возврат» осуществляется переход на главную форму.
После выбора в главном окне режима «Поиск предприятия»на экране появляется форма «Редактор «Поиск предприятия»» (рис.9).

На данной форме можно приступить к поиску предприятия,установив курсор на выбранном поле для редактирования. Также предусмотрены режимыдобавления и удаления записей из соответствующей таблицы. При нажатии кнопки«Возврат» осуществляется переход на главную форму.
/>заключение
Современный уровень информатизации обществапредопределяет использование новейших технических, технологических, программныхсредств в различных информационных системах экономических объектов. методов имоделей, технических, программных, технологических средств и специалистов,предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Компьютерная технология характеризуется рядомособенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.Отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной, в основном,следующие:
Единообразное выполнение операций. Компьютернаяобработка предполагает использование одних и тех же команд при выполненииидентичных операций учета, что практически исключает появлению случайныхошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки(или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводятк неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.
Разделение функций. Компьютерная система можетосуществить множество процедур внутреннего контроля, которые внеавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуацияоставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательствав другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введениядополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который внеавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. Кподобным мерам может относиться система паролей, которые предотвращаютдействия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации обактивах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.
Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей.По сравнению с неавтоматизированными системами учета компьютерные системы болееоткрыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль.Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенногополучения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машиннуюобработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки,допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могутоставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютернаясистема может выполнять некоторые операции автоматически, причем ихсанкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированныхсистемах учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатациюадминистрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.
Создание АИС способствует повышению эффективностипроизводства экономического объекта и обеспечивает качество управления.
На мой взгляд, нелегко правильно воспринять и оценитьтех советов и рекомендаций по построению хорошей инфологической модели, которыедесятилетиями формировались крупнейшими специалистами в области обработкиданных. В идеале необходимо, чтобы предварительно был реализован хотя бы одинпроект информационной системы, предложенный его реальным пользователям.
/>список литературы
1.     Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. – М.: Финансы истатистика, 1983. – 320 с.
2.     Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационныхсистем. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 351 с.
3.     Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2. – М.: Финансы и статистика,1988. – 320 с.
4.     Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования смикроЭВМ. — М.: Мир, 1991. – 252 с.
5.     Кириллов В.В. Структуризованный язык запросов (SQL). – СПб.: ИТМО, 1994.– 80 с.
6.     Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. – М.: Финансыи статистика, 1984. – 196 с.
7.     Мейер М. Теория реляционных баз данных. – М.: Мир, 1987. – 608 с.
8.     Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование структур баз данных. В 2 кн., – М.: Мир,1985. Кн.1. – 287 с.: Кн.2. – 320 с.
9.     Ульман Дж. Базы данных на Паскале. – М.: Машиностроение, 1990. – 386 с.
10.   Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. – М.: Мир,1984. – 294 с.
11.   Цикритизис Д., Лоховски Ф. Модели данных. – М.: Финансы и статистика,1985. – 344 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.