Содержание
Введение
1.Основные понятия штрихового кодирования
2.Технология штрихового кодирования
2.1. Общие положения технологии штрихового кодирования
2.2. Структура штриховых кодов EAN-13и EAN-8
2.3. Оборудование для штрихового кодирования
3.Виды штриховых кодов
3.1. Классификация штриховых кодов
3.2. Штриховой код на печатную продукцию
3.3. Штриховое кодирование в швейном производстве
4.Эффективность применения штрихового кодирования в России
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Одной из важнейшихсоставляющих информационных технологий является сбор первичной информации обобъектах, явлениях, свойствах и т. д. При этом чем она оперативней и точней,тем более достоверна и эффективна аналитическая информация, выдаваемаякомпьютером для принятия управленческих решений.
Современные компьютерыобрабатывают данные со скоростью, составляющей миллионы операций в секунду, испособны накапливать и хранить огромные массивы данных. Вместе с тем ручнойввод первичной информации через клавиатуру вопиюще несоизмерим по скорости иточности с возможностями компьютера. Причина состоит в том, чточеловек-оператор вводит, как правило, 3-5 знаков в секунду и допускает ошибкупримерно на каждые 300 введенных знаков.
Медленный и не точныйввод данных с клавиатуры в значительной степени снижает эффективностьприменения компьютеров и во многих случаях не позволяет иметь оперативныеданные, необходимые для принятия решений.
Как показываетзарубежный опыт, одним из наиболее широко применяемых способов быстрого иточного ввода данных в компьютерные системы является применение технологииштрихового кодирования, являющейся разновидностью технологии автоматическойидентификации данных.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение основных аспектов технологии штриховогокодирования, выявление особенностей разновидностей штриховых кодов и анализэффективности технологии штрихового кодирования относительно экономики вРоссии.
1.Основные понятия штрихового кодирования
Штриховой код представляетсобой последовательность расположенных по правилам определенной символикитемных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины,которая обеспечивает представление символов данных в машиночитаемом виде.Данными могут быть как буквы и цифры, так и специальные графические иуправляющие символы, используемые в программных и технических средствахобработки и передачи информации.
Штриховой код являетсяодним из средств систем автоматической идентификации товара, к которой такжеотносятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальнойидентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. д.). Его главноепреимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключаетсяв возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электроннойсвязи, т. е. штриховой код является эффективным средством телекоммуникации.
Назначение штриховогокода:
оперативнаяидентификация товара и производителя;
проведение торговыхсделок «без бумаг»: штриховой код сокращает издержки на делопроизводство с 15%до 0,5-0,3% от стоимости товара;
автоматизированный учети контроль товарных запасов;
оперативное управлениепроцессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров(производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, внекоторых случаях – на 80%);
информационноеобеспечение маркетинговых исследований [4, с. 146].
Штрих (полоса) – темнаязона изображения на однотонном светлом фоне, ограниченная прямыми параллельнымилиниями или концентрическими окружностями. Элементы штрихового кодированиянаносятся на поверхность носителя, имеющего определенные светотехническиехарактеристики. При этом штрихи, наносимые с помощью красителей или каких-либодругих средств, хорошо поглощают свет на определенных длинах волн, а фоноваяповерхность хорошо его отражает, что используется при оптическом считывании.
Пробел – пространствомежду штрихами. В большинстве кодов в ширине пробела заключена определеннаяинформация, лишь в некоторых кодах пробел – вспомогательная часть изображения ивыполняет функцию элемента-разделителя. Высота и ширина штриха (пробела) –размеры изображения, выраженные в единицах измерения (миллиметрах, долях дюйма)или в безразмерных единицах (модулях) [7, c.3].
Ширина самого узкогоэлемента (штриха или пробела) принимается в качестве основного размера –модуля. Ширина любого элемента должна быть либо кратна модулю (например, всимволике «Код 128» допустимы элементы шириной 1, 2, 3 или 4 модуля), либодолжно выдерживаться постоянное отношение между широкими и узкими элементами(например, в символике «Код 39» элементы двух размеров – с заданным отношениемширины широких элементов к узким).
Определенные комбинацииштрихов и пробелов образуют набор знаков штрихового кода. Например, в символике«Код 39» каждый знак штрихового кода состоит из девяти элементов (из которыхтри широких и шесть узких) и должен быть представлен в пяти и четырех пробелах.Каждой комбинацией штрихов и пробелов – знаку штрихового кода соответствует,как правило, знак данных или специальный знак.
Последовательностьрасположенных слева направо знаков штрихового кода, кодирующих данные,начинаются знаком «Старт» и заканчивающаяся знаком «Стоп» с примыкающими к этимзнакам свободными полями, называется символом штрихового кода. Символштрихового кода и есть тот законченный графический объект, который подлежитмашинному считыванию [2, с. 147].
Код двуцветный – код,изображение которого содержит информацию на определенных длинах волн в видетемных и светлых штрихов. Код контролируемый – код, в изображении знаков икодовых слов которого заложена избыточная информация, обеспечивающаяобнаружение ошибки считывания.
2.Технология штрихового кодирования
Применяемые в настоящеевремя способы поиска, обработки, защиты, подготовки и ввода информации вкомпьютер сдерживает развитие этих технологий и образование единогонационального информационного пространства предпринимательство. Именнотехнологии штрихового кодирования обеспечивают комплексное развитиекомпьютерных информационных технологий и устраняют существующие барьеры в этомнаправлении.
2.1.Общие положения штрихового кодирования
Под технологиейштрихового кодирования понимают совокупность средств и методовавтоматизированного сбора, учета, хранения, обработки, передачи и использованияинформации, закодированной с помощью штриховых кодов.
Технологии штриховогокодирования – это высокие наукоемкие технологии, основанные на использованиипоследних достижений оптико-электронной техники, принципиально новыхпрограммно-технических средств, компьютерной техники, средств автоматизации исистемостроения, информационных систем и сетей связи всех видов.
Технологии штриховогокодирования охватывают все сферы человеческой деятельности, они являютсяуниверсальным средством делового сотрудничества со всеми участниками мировойэкономической системы [3, c.129].
Технология штриховогокодирования в общем виде включает следующие операции:
идентификацию объектапутем присвоения ему цифрового, буквенного или буквенно-цифрового кода;
представление кода ввиде штрихов с использованием определенной символики;
нанесение штриховогокода на физические носители (товар, тару, упаковку, этикетки, документы);
считывание штриховыхкодов;
декорирование штриховыхкодов в машинные представления буквенных, цифровых или буквенно-цифровых данныхи передача их в компьютер.
Выполнение указанныхопераций может осуществляться на основе стандартных правил, норм и требований,обеспечивающих их полную сопрягаемость и совместимость.
Наиболее широкоштриховые коды применяются при производстве и продаже товаров народногопотребления, что позволяет автоматизировать учет производства и продажитоваров, повысить скорость и культуру обслуживания покупателей, вестиоперативный учет поступающих и проданных товаров в каждом магазине, секции, наскладе и т. д.
Основным объектомкодирования в торговле является товар. Его конкретная единица, отличающаясяценой, массой, размером, цветом и т. п., идентифицируется однозначно путемприсвоения ей уникального цифрового кода, что позволяет проводитьавтоматизированную обработку информации по каждому товару ассортимента,однозначно определяя при продаже по коду цену товара и его потребительскиехарактеристики, ранее введенные в компьютер [2, c.150].
2.2. Структура штриховых кодов EAN-13и EAN-8
В международнойторговле широкое распространение получил код EAN(European ArticleNumbering), разработанныйМеждународной ассоциацией EAN,находящейся в Брюсселе. В качестве основных (базовых) штриховых кодов приняты:
в системе EAN– 13-штриховой код (EAN-13);
в системе UPC– 12-разрядный штриховой код (UPC-12),который по несложной процедуре совмещается с кодом EAN-13.
В настоящее время вМеждународной системе товарной нумерации используется следующая символикатоварных штриховых кодов: EAN-13,EAN-8, DUN-14,ITF-14, EAN/UPC-128.Их особенности состоят в следующем.
Штриховой код EAN-13является основным и используется для кодирования всех видов товаров.
Штриховой код EAN-8(укороченный восьмиразрядный) используется для кодирования товаров, для которыхтехнически не представляется возможным разместить основной код EAN-13.
Штриховые коды DUN-14,ITF-14 и EAN/UPC-128используются для кодирования транспортной тары, упаковок и складских поддонов.
Структура основныхштриховых кодов Международной системы товарной нумерации (EAN)показана на рис. 1.
/>
Рис. 1. Структураосновных штриховых кодов Международной системы товарной нумерации
Элементами структурыосновного стандартного товарного кода EAN-13являются тринадцать разрядных цифр, которые при простом и визуальном обзореозначают следующее.
/>
Рис. 2. Структуратоварного кода EAN-13
Код EAN-13содержит четыре группы цифр (рис. 2). Первая группа цифр (слева направо)состоит из двух или трех цифр и указывает на местоположение национального членаАссоциации EAN, т. е. странупроисхождения товара. Ассоциация EANприсваивает каждому ее члену индивидуальные цифры (префикс). Россия имеетпрефикс 460 (Россия и страны СНГ имеют префиксы 460-469). Префиксы товарнойнумерации системы EAN разных странприведены в таблице 1 [3, c.143].
Цифровой код страны –это, пожалуй, единственная информация, представленная в штриховом коде, которуюпри наличии перечня можно проверить визуально. Однако этот код не обязательноидентифицирует страну происхождения товара. Следующие пять или четыре цифры(код предприятия) присваивает централизованно национальный орган страныконкретному предприятию – как правило, изготовителю товара. Однако это можетбыть код предприятия оптовой или розничной торговли.
Таблица 1. Префиксытоварных нумераций EAN разных стран
/>
Некоторыми странамипредставлена возможность детализировать двухразрядный код страны на третьемразряде, например, код России может быть детализировать на третьем разряде вдиапазоне 460-469. При этом соответственно для кодированияпредприятия-изготовителя можно использовать только четыре разряда вместо пяти.Некоторым странам сразу выделены 3-разрядные коды – Аргентина – 779, Венгрия –559 [2, c. 151].
Вторая группа – из пяти(при двузначном коде страны – члена EAN)или четырех (при трехзначном коде страны) цифр и указывает назарегистрированный номер предприятия-изготовителя товара.
Присвоение ирегистрация кода предприятия-изготовителя товара осуществляется национальнойорганизацией, представляющей интересы России в международной организациитоварной нумерации EAN.
Третья группа – из пятицифр и указывает на присвоенный номер данному товару, выпускаемомупредприятием-изготовителем. Стандарт EANне устанавливает специальных правил присвоения и регистрации кода товара. Этоделает предприятие-изготовление данного товара исходя из собственныхвозможностей и интересов, связанных с номенклатурой выпускаемой продукции,отраслевой каталогизаций и т. д.
Четвертая группа – изодной цифры, которая является контрольным числом и используется для проверкидекодирования штрихового кода считывающим устройством [3, c.144].
Контрольное числорассчитывается следующим образом:
начиная с крайнейправой, складываются цифры (исключая само контрольное число), стоящие на четныхпозициях (этап 1);
результат первогодействия умножается на три (этап 2);
складывают цифры,стоящие на нечетных позициях (этап 3);
складываются результаты2-го и 3-го действия (этап 4);
определяетсяконтрольная цифра, представляющая собой разность между полученной суммой иближайшим к нему большим числом, кратным 10 (этап 5) [5, c.129].
Например, контрольноечисло (3) номера товара 460123456789С, рассчитывается следующим образом:
4 6 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9С
1 этап 9+7+5+3+1+6=31
2 этап 31×3=93
3 этап 4+0+2+4+6+8=24
4 этап 93+24=117
5 этап 117+С=120, С=3.
Полный номер товарабудет следующим: 460-1234-56789-3 [4, c.148].
Товарный штриховой код EAN-13имеет строго регламентированные величины линейных размеров кода, поперечныхразмеров штрихов и пробелов между ними. В качестве базового принимается самыйузкий штрих, который называется модулем. В зависимости от модуля для всех типовштриховых кодов (символики) осуществляется построение структуры кода.
Стандарт EANпредусматривает, что штриховой код состоит из двух частей (половинки кода),которые замкнуты между удлиненными тонкими штриховыми линиями. Эти линии вначале, в середине и в конце кода называют защитными, при декодировании ониуказывают сканеру на начало и окончание каждой части штрихового кода. При этомкаждая из двух частей кодируется по своим правилам, установленным стандартом.
По углам штриховогокода расположены угловые метки и указатель поля, которые учитываются припостроении кода. Они необходимы для соблюдения минимально допустимых размеровчистых полей при считывании кода в начале и в конце этой операции. С левойстороны в нижнем углу функцию указателя поля выполняет вынесенная за пределыкода первая цифра штрихового кода.
Товарный код EAN-13иногда имеет дополнение в виде штрихового кода, состоящего из двух или пятицифр за основным кодом. Такой код называется дополнительным (рис. 3). Этотштриховой код наносится в соответствии с требованиями специального соглашениямежду товаропроизводителем и оптовым покупателем товара.
/>
Рис. 3. Дополнительныйк основному штриховой код
Товарный код EAN-13является универсальным, он применяется для маркирования всех групп товаров [3, c.146].
Код EAN-8является укороченный модификацией EAN-13и предназначен для товаров, имеющих небольшие размеры, где площадь печатиограничена. Как правило, он включает код страны, код предприятия и контрольноечисло.
Штриховые кодыхарактеризуются рядом показателей, к основным из которых можно отнести:
набор кодируемых знаков(цифровой, буквенно-цифровой);
тип кода – непрерывный(без межзнаковых промежутков) и прерывистый (с межзнаковыми промежутками);
представление знакасимвола штрихового кода;
диапазон допустимыхразмеров модуля;
плотность знаков –количество знаков на 1 см длины линейного кода или на 1 см² многострочногоштрихового кода;
длина символаштрихового кода – постоянная или изменяемая;
наличие контрольногознака символа, предназначенного для контроля правильности представления исчитывания штрихового кода;
самоконтолируемостьзнака – наличие контрольного алгоритма, проверяющего правильность кодированияотдельного знака;
всенаправленность –возможность считывания кода в любом направлении: слева направо или справаналево.
Кроме указанныхосновных характеристик, связанных с выбором кода, необходимо знать егооптические параметры, влияющие на качество нанесения и качество считывания.Символ штрихового кода может быть считан, если он соответствует определеннымоптическим требованиям и считывающее устройство настроено соответствующимобразом [2, c. 152].
Существуют некоторыеправила нанесения штриховых кодов.
Во-первых, установленытребования к размеру штрихового кода: минимальные – 52,5×74,6. При этомдопуск на ширину печатаемого штриха меняется в 8 раз.
Цветовое исполнениедолжно быть следующим: цвет штрихов может быть черным, синим, темно-зеленым илитемно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый цвет, но можнотакже использовать желтый, оранжевый и светло-коричневый. Красные и желтые тонадля печатания штрихов применять нельзя, так как они не различаются сканером.
Размещают штриховыекоды, как правило, на задней стенке упаковки в правом нижнем углу, нарасстоянии не менее 20 мм от краев. Поверхность упаковки при этом должна бытьабсолютно ровная, без перфорации, рисунков и т. д. При использовании мягкихупаковок (пакетов из полимерных материалов) для нанесения штрихового кодавыбирают такое место, на котором штрихи будут параллельны днищу упаковки.
На каждой упаковкеразмещают лишь один код EANили UPC, однако если товарзарегистрирован в двух ассоциациях, в противоположных концах упаковки наносят 2кода [4, c. 148].
2.3.Оборудование для штрихового кодирования
Реализация технологииштрихового кодирования осуществляется с применением большого количестваразличных устройств, которые по предназначению могут быть разделены на четырегруппы: для нанесения штриховых кодов; для считывания штриховых кодов; длясбора и накопления данных; для передачи данных. Это деление является условным,так как многие устройства обеспечивают выполнение нескольких операций. Яркимпримером такого устройства служат электронные торговые весы, которыеобеспечивают взвешивание товара, печатание этикетки с нанесенным на неештриховым кодом, ввод информации с клавиатуры, накопление данных и передачу ихчерез сеть.
К группе устройств длянанесения штриховых кодов относятся принтеры, обеспечивающие оперативноеизготовление этикеток на товары и упаковки непосредственно у изготовителяпродукции, у оптового или розничного продавца, если они поступают отизготовителя без штриховых кодов. При маркировке товаров массового производстваштриховой код, идентифицирующий товар, наносится на ярлык или упаковкутипографским способом. Это почти не отражается на стоимости упаковки, так какдополнительные затраты на создание изображения кода невелики.
В этой группе выделитьматричные, термографические, а также лазерные принтеры. На российский рынокпоступает большое количество различных принтеров, обеспечивающих печатьэтикеток разных размеров с различной скоростью (до 15000 шт. в час) свозможностью использования различных символик штриховых кодов, отличающихсягабаритными размерами, весом и дизайном.
Группа устройств длясчитывания штриховых кодов (сканеры) может быть условно разделена насчитыватели без встроенного детектора (световое перо и встроенный считыватель)и считыватели со встроенным детектором, которые, в свою очередь, могут бытьразделены на переносные и стационарные [2, c.157]. Считывание символов штриховых кодов осуществляется специальнымисветотехническими приборами – сканерами, испускающими световой поток, а затеманализирующими его отражение. Отраженный луч преобразуется в электрическиесигналы разной силы в зависимости от отражающей способности и ширины штрихов(темных) и пробелов (светлых). Эти сигналы специальными устройствами(детекторами) переводятся в машинные представления цифр, букв и других символовданных, которые автоматически вводятся в компьютер.
К стационарнымустройствам считывания относятся: щелевой считыватель, стол-сканер,стационарный лазерный сканер для складских помещений. Щелевой считывательпредназначен для считывания закодированной информации с пластиковых карт,перемещающихся по щели считывания мимо источника подсвечивания и фотоприемника,за счет чего происходит сканирование штрихового кода. Используются дляидентификации личности в медицинских учреждения, в пропускных системах,табельном учете, безналичном расчете и др.
Наиболее сложноеустройство – стол-сканер. Он предназначен для сканирования изображения с пятисторон анализируемого предмета. Стол-сканер позволяет считывать изображениештрихового кода без предварительной ориентации предметов относительносчитывающего устройства. Он нашел основное применение в узлах расчета магазинов[7, c. 18].
В настоящее времяразработаны и широко используются автономные ручные считыватели (на батарейках)и считыватели, соединенные с электросетью. Самым простым из ручных устройствявляется считывающий карандаш, осуществляющий считывание штриховых кодовконтактным способом. Такие приборы находят широкое применение при регистрациидокументов, изделий, товаров, лабораторных проб и т. д.
К числу контактныхсчитывателей могут быть также отнесены ПЗС-сканеры, построенные на основеприборов с зарядовой связью (ПЗС), которые считывают штриховой код, попадающийв окно захвата изображения. При этом нет необходимости, как при применениикарандаша, водить прибором по штриховому коду.
В этой группе так жевыделяют стационарный и лазерные сканеры. Стационарный – обеспечиваетсчитывание штриховых кодов с расстояния нескольких сантиметров до 2,5 м соскоростью 300 и более сканирований в секунду. Приборы такого типа весьмаэффективны в производственных условиях. Устанавливается вдоль транспортерныхлент, считывают, расшифровывают штриховые коды товары и передают в системууправления складом для их адресации, хранения и отгрузки. Лазерный сканерснабжен портативным компьютером, клавиатурой, дисплеем и относительно большимобъемом памяти. Таким образом, в одной портативном устройстве собранапрограммируемая система сбора данных, которая особенно эффективна при складскомучете, инвентаризации, комплектации товаров, сбора заказов на поставку и др.
В группу устройств длясбора данных, занимающих в технологии штрихового кодирования одно из важныхмест, входят терминалы, обеспечивающие накопление считанных сканером штриховыхкодов.
Отечественнойпромышленностью выпускаются портативный терминал сбора данных ПТ-64, которыйможет работать с различными моделями считывающих устройств. Его внутренняяпамять позволяет запомнить до 3500 товарных кодов типа EAN-13.После набора информации терминал вставляет в коммуникационное устройство, черезкоторое данные передаются в компьютер.
Терминалы со встроеннымсканером и компьютеров снабжены клавиатурой, дисплеем и памятью, что позволяетнаряду со считыванием штриховых кодов вводить с клавиатуры дополнительнуюинформацию, которая может визуально контролироваться через дисплей инакапливаться в процессе работы, по завершению которой собранная информацияпередается в сетевой компьютер.
В последнее времянаметилась тенденция выпуска устройств, обеспечивающих выполнение комплексаопераций, необходимых для реализации технологии штрихового кодирования. Однимиз таких устройств является ручное портативное устройство в видеэтикет-пистолета, оснащенное лазерным сканером, буквенно-цифровой клавиатурой,энергозависимой памятью и термографическим принтером, изготавливающим этикеткисо штриховым кодом.
К группе устройств дляпередачи данных можно отнести, например, контролеры, осуществляющие не толькосбор данных от периферийных устройств, но и передачу их в компьютер. При этомиспользуются стандартные интерфейсы, обеспечивающие взаимодействие спериферийными устройствами и с компьютером.
Для работы техническихсредств, используемых в технологии штрихового кодирования, необходимы расходныематериалы. Это, прежде всего этикеточная бумага различных размеров дляпринтеров, красящая лента и этикетки для термической печати, самоклеющиесяэтикетки различного формата и т. д. от качества расходных материалов зависиткачество наносимых штриховых кодов, их надежность и долговечность. Естественно,что требования к расходным материалам должны быть регламентированыгосударственными стандартами, что будет способствовать развитию ихотечественного производства [2, c.157].
Технология штриховогокодирования включает в себя способы нанесения и считывания штриховых кодов.Существует 2 принципиально разных варианта нанесения штриховых кодов на товарили его упаковку:
полиграфическимспособом: высокое качество печати обеспечивают оригинал-макеты (мастер-фильмы),изготавливаемые специализированными фирмами (СП «Интерштрихкод», г. Москва).Расходы на полиграфическую печать окупаются при нанесении штрихового кода болеечем на 1000 упаковок товара;
в виде самоклеющихсяпленок, ярлыков и т. д. [4, c.149].
Внедрение технологииштрихового кодирования базируется на государственных стандартах,гармонизированных с международными стандартами, регламентирующих:
правила построения,термины и определения и требования к символикам штриховых кодов;
требования к качествунанесения штриховых кодов (на товары, груз, упаковку, этикетки, ярлыки, а такжена документы) и методы контроля качества штриховых кодов;
требования к размещениюштриховых кодов на товарах, таре, упаковке, этикетке, ярлыках и в документах;
требования ктехническим средствам, используемым в технологии штрихового кодирования, иметоды их испытаний;
требования поприменению штриховых кодов в различных областях деятельности.
Важно отметить, чтотребования по применению штриховых кодов в различных областях деятельностимогут быть регламентированы на уровне государственных или отраслевыхстандартов, стандартов ассоциаций и предприятий. Поскольку наиболее массовоеприменение штриховые коды находят в процессе автоматизированного учетапродукции (товаров) при ее изготовлении, хранении, транспортировке иреализации, то в первую очередь необходимо обеспечить нормативную базу понанесению штриховых кодов на продукцию предприятиями-изготовителями [2, c.157].
Единственнойорганизацией в России и странах СНГ, имеющих право регистрировать предприятия вМеждународной системе EANи предоставить уникальные штриховые коды EANи американские коды UPC, являетсяВнешнеэкономическая ассоциация в области автоматической идентификации «UNISCAN»(«ЮНИСКАН») [4, c. 149].
3.Виды штриховых кодов
3.1.Классификация штриховых кодов
При нанесении штриховыхкодов непосредственно на товар или его внутреннюю упаковку применяюттринадцати- или восьмизначные символы Международной ассоциации товарнойнумерации EAN (EAN-13,EAN-8), а так же американскиеуниверсальные товарные коды – UPC.
Сокращенные коды имеютмалогабаритные товары (сигареты, жевательная резинка, лекарственные препараты идр.), размер которых не позволяет наносить полные (тринадцатизначные) номера.
По структуре различаютштриховые коды:
дискретные: знакиразделены межзначными интервалами;
непрерывные:знаки-разделители отсутствуют;
двунаправленные: можносчитывать в двух направлениях – слева направо и справа налево [4, c.147].
В настоящее время врамках комплекса европейских стандартов «Штриховое кодирование»идентифицировано 18 различных символик, в том числе: «Код 2 из 5 », «Код 2 из 5чередующихся», «Код 39», «Код 128», «Код 11», «Codabar»,«Код 93», «Код 49», «Код 16К», «Код PDF417» и др. Но они не получили такого широкого распространения как коды UPCи EAN. UPC– Универсальный товарный код, принятый в 1973 г. в США, пригодный не только впромышленности, но и в торговле. Не очень отстала от Америки Европа: в 1977 г.сначала на европейском континенте, а затем и на других утвердилась Европейскаясистема кодирования – EAN.Сегодня этими двумя кодами кодируется до 90% всех выпускаемых товаров в США,80% — в ФРГ, около 70% во Франции, почти 50% — в Швеции и т. д.
В 1996-1997 гг.Госстандартом Росси были приняты разработанные на основе международныхстандартов государственные стандарты, устанавливающие требования к наиболееприменяемым символикам штриховых вводов: «Код 2 из 5 чередующихся», «Код 39»,«Код 128», «Код PDF 417».
Символика «2 из 5чередующихся» была разработана в 1972 г. на основе ранее созданной символики «2из 5». Она обеспечивает плотность записи данных, которая на 36-42% больше, чему предыдущей, и предназначена для кодирования только цифровых данных. Названиесимволики отражает структуру кода: каждый знак состоит из пяти элементов (либоштрихов, либо пробелов), два из которых широкие. Цифровые данные кодируютсяпопарно: старший разряд пары – штрихами, младший – пробелами. Числа, подлежащиекодированию, должны иметь четное число разрядов. Код «2 из 5 чередующихся»является непрерывным штриховым, обладает свойствами двунаправленностидекодирования и самоконтролиролируемости.
Новая символика зарубежом нашла отражение во многих приложениях: в Международной системенумерации (EAN) в виде символов ITF-14и ITF-20, наносимых на контейнеры игрупповую тару, в международной системе авиаперевозки для кодированияавиабилетов и багажа, в системах торговли, в складском хозяйстве и т. д. Онарекомендуется и для нанесения на шероховатые или гофрированные внешниеповерхности транспортных контейнеров.
Символика «Код 39» быларазработана в 1975 г. в связи с необходимостью расширить возможности штриховогокодирования данных с десяти цифр до полного латинского алфавита. Названиеотражает структуру кода: каждый знак состоит из девяти элементов, три изкоторых широкие. «Код 39 » является дискретным штриховым кодом, обладаетсвойствами двунаправленности декодирования и самоконтролируемости, обеспечиваеткодирование знаков данных (26 латинских букв, десяти цифр и семи специальныхзнаков), а также знаков «Старт» и «Стоп».
Это одна из наиболеенадежных символик и может применяться даже без контрольного знака, поэтомуявляется наиболее употребляемой за рубежом. «Код 39» в США, например, принят вкачестве стандартной символики штрихового кода Министерства обороны иправительства, а на неправительственном уровне используется многочисленнымипроизводственными и транспортными ассоциациями: AIAG(Группа по взаимодействию в автомобильной промышленности), NEMA(Национальная ассоциация производителей электротоваров), EIA(Ассоциация электронной промышленности) и др. «Код 39» используется такжеразличными европейскими организациями: EDIFICE(Организация по обмену телекоммуникационными данными по компьютерам иэлектронике), ODETTE (Организация пообмену телекоммуникационными данными в автомобильной промышленности) и т. д.Его рекомендуется применять для печати на производственных и транспортныхярлыках, в том числе на грубых и гофрированных внешних поверхностях тары.
Символика «Код 128»была введена за рубежом в 1981 г. для представления всех 128 символов полногонабора знаков ИСО 646 «Информационные технологии», кодируемых 7-разряднымкодом, используемым в системах обработки информации.
«Код 128» являетсянепрерывным, обладает свойствами двунаправоленности декодирования исамоконтролируемости. Каждый знак состоит из трех штрихов и трех пробелов,распределенных в 11 модулях, соответствующих ширине наиболее узкого элемента.Ширина любого элемента принимает значение от одного до четырех модулей. Длякаждого знака сумма ширин штрихов в модулях должна быть четной, а для пробелов– нечетной. Знак «Стоп» имеет ширину 13 модулей.
Весь набор знаков кода128 распределен в трех наборах знаков (А, В, С): в первом кодируются цифры,прописные латинские буквы, специальные графические символы и управляющиесимволы, во втором вместо управляющих символов включены строчные латинскиебуквы, а в третьем представлены только пары чисел от 00 до 99. В каждом наборесодержится от трех до семи специальных знаков для управления считывающимустройством. Набор «Кода 128» имеет три знака «Старт» и один знак «Стоп».Контрольный знак является неотъемлемой частью символа штрихового кода.
Символика «Код PDF417» (ПДФ 417) была впервые представлена фирмой «Symboltechnologies» в 1992 г. Ееразработка велась в целях создания сверхплотного двумерного кода, который могбы позволить реализовать идею печати портативного набора данных (PortableData File- PDF) емкостью до 3-4 кбайт в одномштриховом коде. Такой код может использоваться в системах, не связанных скомпьютерными сетями, или же в тех, для которых эти сети могут оказатьсянедоступными. В отличие от традиционных линейных кодов, являющихся только ключомк записи во внешней базе данных, где храниться требуемая информация, «Код PDF417» содержит эту информацию в машиночитаемом формате сам.
В «Коде PDF417» минимальная декорируемая порция информации называется «кодовым словом».Каждое кодовое слово представлено знаком символа, состоящим из семнадцатимодулей, распределенных в четырех штрихах и четырех пробелах. Каждый штрих(пробел) содержит от одного до шести модулей. «Код PDF417» является непрерывным штриховым кодом, обладает свойствамидвунаправленности декодирования и самоконтролируемости. В одном словекодируется более одного символа данных, т. е. данные уплотняются при ихпредставлении в виде штрихов и пробелов.
Код может применяться вразличных областях деятельности, например в медицине для кодирования основныхсведений в лечебной карточке пациента, в режимных организациях при созданииудостоверений и пропусков. [2, c.154].
3.2.Штриховой код на печатную продукцию
Вместе с тем существуютмеждународные стандарты по товарной нумерации отдельных групп товаров, которыеимеют существенные отличительные признаки. Это относиться, в частности, кпечатной продукции. Для нее существует международный стандарт – ISBN(InternationalStandard BookNumber). Он признан в России.Регистрация штрихового кода на книжную продукцию осуществляется Российскойкнижной палатой.
Штриховой код накнижную продукцию показан на рис. 4. Над штриховым кодом имеется строка сномером ISBN – цифры, которыесвязаны с цифрами внизу штрихового кода.
/>
Рис. 4. Штриховой кодна книжную продукцию
Каждая книга кодируетсяс помощью девяти цифр, а также печатается контрольное число. Группы этих цифримеют то же значение, что и стандартный товарный код EAN-13.В данном случае группы цифр означают: цифры 978 замещают код страны(интернациональный код книжной продукции), далее следует код издательства, кодкниги (№ книги) и контрольное число. Код на книжную продукцию можетсопровождаться дополнительным двух – или пятиразрядным кодом, как и в случаестандартного кода EAN-13.
Для периодическойпечатной продукции (журналы, газеты, сборники трудов и т. д.) также имеетсямеждународный стандарт – ISSN(InternationalStandard SerialNumber). Регистрациюроссийского штрихового кода на периодику осуществляет Российская книжнаяпалата. Штриховой код ISSN(рис. 5) имеет свои особенности, отличные от кода ISBN.Интернациональный код периодической продукции характеризует группа цифр 977.Над штриховым кодом печатается строка с номером ISSN,группа цифр связана с группой цифр под штриховым кодом по аналогии с кодом накнижную продукцию. Штриховой код на периодическую печатную продукциюсопровождается дополнительным двухразрядным кодом с нумерацией от 01 до 12(месячная периодика) или от 01 до 52 (недельная периодика).
/>
Рис. 5. Штриховой кодна периодическую печатную продукцию
Не рекомендуетсясамостоятельное построение структуры товарного штрихового кода и выбор местаего размещения на товаре, целесообразно оставить эту работу специализированныморганизациям. Для того чтобы сохранить цветовую композицию товара (илиупаковки), применяют цветные штриховые коды. Для печати штрихов и фонаштрихового кода необходимо пользоваться специальной цветовой диаграммой, новсе-таки желательно наносить на товар черно-белое изображение штрихового кода[4, c. 147].
3.3. Штриховое кодирование в швейном производстве
При решении вопросоворганизации единого информационного пространства для эффективной автоматизациичрезвычайно важна разработка средств корректного бумажного документооборотапредприятия, а, следовательно, однозначности определения передаваемойинформации.
Выгоды использованияштриховых кодов для автоматического сбора данных – скорость, точность инадежность. Доказано, что ввод информации с помощью штрихового кода, как минимум,в 100 раз быстрее и точнее, чем ручной ввод с клавиатуры. Это значительноувеличивает эффективность и производительность для любого программногообеспечения.
О применении штриховогокодирования в швейной промышленности свидетельствует лишь немногие источники.На витебском швейном предприятии «Бель Бимбо» была введена система учетадвижения готовой продукции, основанной на считывании штриховых кодов.Отмечается, что данная система позволяет проводить «селекцию» удачных моделей ивыявить факторы, способствующие успешным продажам. Штриховое кодированиеиспользуется также для оперативного управления технологическими процессами иучета выработки работниц в швейном цехе. Тем не менее, отсутствует информация оготовых решениях или методиках по построению систем кодирования, охватывающихвесь жизненный цикл изделия на предприятии швейной промышленности.
Для организацииоперативного, надежного и точного обмена информацией между участникамипроизводственного процесса в интегрированной автоматизированной проектно-производственнойсреде швейного предприятия была разработана сквозная система технологическогоштрихового кодирования производственной информации о швейном изделии и егосоставных частях на всех этапах его жизненного цикла – от эскиза до размещенияна складе готовой продукции (рис. 6). При этом была учтена специфика совмещениясерийного и единого производства применительно к следующим формализованнымописаниям: структуре швейного предприятия, алгоритму производственного циклашвейного предприятия в условиях единого информационного пространства, схемеинтегрированной базы данных.
/>
Рис. 6. Структура иреализация штрихового кода модели изделия
Значение префиксов:
0 – модель-эталон;
1 – лекала-эталон;
2 – рабочие лекала;
3 –конструкторско-техническая документация;
4 – детали кроя;
5 – материал верха;
6 – прокладочныйматериал;
7 – материал подкладки;
8 – приклад;
9 – готовое изделие.
Скорость запуска впроизводство с момента принятия на художественном совете предприятия модели кпроизводству во многом определяется не только скоростью подготовкитехнологической документации, сколько квалифицированной и качественнойконфекционной работой. Единая маркировка лекал, материала, кроя, а такжеприклада позволяет сделать работу цеха подготовки производства, раскройного ишвейного цехов боле согласованной, устранить брак по причине ошибок при подборематериала или использовании приклада, не предназначенного для данной модели.
Кодировка готовогоизделия позволяет организовать, наряду с контролем качества на выходе изпространства, контроль на каждом этапе, что в сочетании с персональнойответственностью заметно повышает качество в целом.
Для увеличения степениавтоматизации швейного производства с минимальными затратами необходимообъединение локальных автоматизированных систем в общую систему предприятия,что приведет к созданию целостности информационной среды и базы данныхпредприятия. Именно сквозное штриховое кодирование является тем инструментом,который позволяет организовать передачу данных без потери их точности, получатьинформацию об изделии на всех этапах жизненного цикла. Найденное решениештрихового кодирования полностью согласуется с требованиями ГОСТ Р ИСО9001-2001, обеспечиваются гарантированная сохранность документации и легкоеобнаружение соответствующих версий документов в местах их применения [6, c.46].
4.Эффективность применения штрихового кодирования в России
В условиях мировойэкономической системы лидерство отдельных государств проявляется в том,насколько система создаваемых в этих государствах условий способствуетопережающему технологическому развитию приоритетных сфер деятельности,экономической стабилизации и проведению эффективной инвестиционной политики,созданию и обеспечению необходимых и достаточных социальных гарантийкомфортного проживания населения данной страны. С этих позиций рассмотрим вобщих чертах вопрос об эффективности использования и развития технологийштрихового кодирования в России.
Технологии штриховогокодирования – это новое направление в развитии науки и техники, которое поуровню решаемых научных и прикладных задач и масштабам использования относитсяк базовым технологиям ХХIвека.
Использование иразвитие технологий штрихового кодирования в России, прежде всего, связано суправлением хозяйственной деятельностью предприятия. В данном случае технологииштрихового кодирования являются средством информационного обеспеченияхозяйственной деятельности и одновременно технологической основой работыавтоматизированных систем маркетинга и менеджмента предприятия,бизнес-планирование, обеспечения конкурентоспособности и качества продукции,товаров и услуг, бухгалтерского учета и отчетности, производственных процессов,анализа и прогноза финансового состояния предприятия, в совокупности образующихавтоматизированную систему управления предприятием (АСУ П).
Системы АСУ П сиспользованием технологий штрихового кодирования применяются на предприятияхторговли и общественного питания, в городских аптеках, на станциях переливаниякрови, на многих оптовых базах и складах. На предприятиях торговли онипозволили увеличить товарооборот до 20%, расширить до 10% ассортиментреализуемых товаров за счет сокращения складских помещений и снизить до 15%издержки обращения. Окупаемость таких систем составляет не более полутора лет,что обеспечивает им инвестиционную привлекательность в условиях становления вРоссии кредитно-финансовой системы.
Оценивая социальнуюэффективность использования технологий штрихового кодирования выделяют триосновополагающих фактора.
Фактор первый.Технологии штрихового кодирования относятся к категории высоких. Развитиевысоких технологий и эффективных производств требует консолидированного участияв решении этих задач отечественных и зарубежных предпринимателей. Этот факторсближает интересы инвесторов, производителей и пользователей проектовиспользования технологий штрихового кодирования в России и среди ее деловых партнеров.Он способствует повышению инвестиционных и инновационных процессов истабилизации рынков производства и потребления разных уровней.
Фактор второй.Повышение уровня межрегиональной хозяйственной деятельности при использованииновых информационных методов осуществления маркетинга и менеджмента объективноспособствует развитию фондового рынка ценных бумаг и страхования, которыедолжны составлять основу инвестиционных процессов рыночной экономики. Этоспособствует, прежде всего, повышению доли оборотных средств и скорости ихобращения в структуре финансового баланса предприятий.
Фактор третий.Повышение инвестиционной активности на рынке новых технологий и развитиеконкурентоспособных производств и продукции, связанные с использованиемтехнологий штрихового кодирования, оказывают прямое влияние на увеличениедоходной части бюджета всех уровней и пополнение внебюджетных источников.Повышение доли импортозаменяющей и экспортоориентированной отечественнойпродукции в настоящее время является самым важным направлением реструктуризациипромышленного комплекса России и финансовой стабилизации всех сфер деятельности[3, c. 210].
Заключение
В условиях российскойэкономики, когда импорт на внутреннем рынке потребления доминирует, вопрос оконкурентоспособности отечественной продукции актуален в равной мере как длявнутреннего, так и для внешнего рынка потребления. В этом случае требования покачеству продукции становятся унифицированными и ориентированными на единыйинтегрированный международный рынок потребления.
Использованиетехнологий штрихового кодирования обеспечат решение, прежде всего, наиважнейшейнациональной задачи – обеспечение конкурентоспособности, качества ибезопасности российской продукции, товаров и услуг.
В условиях конкурентнойсреды значительная часть информации должна быть оперативной, а такженедоступной для ее использования специально нерегламентированнымипользователями. Поэтому большинство информационных технологий основаны нахранении и передаче информации в закодированном виде. Штриховые коды широкоиспользуются в мировой экономической системе для автоматической идентификациилюбых объектов, для автоматизации контроля и учета товародвижения, таможенногопроисхождения товаров и оформления документов и в других целях.
Применение машиночитаемыхкодом обеспечивает повышение уровня автоматизации сбора, регистрации иобработки данных на местах возникновения информации без дополнительных трудовыхи материальных затрат.
Списокиспользованных источников
1. ОкрепиловВ. В. Управление качеством [Текст]: Учебник для вузов/ В. В. Окрепилов. – М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1983. – 639 с.
2. ШвандарВ. А. Стандартизация и управление качеством продукции [Текст]: Учебник длявузов/ Под ред. В. А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 487 с.
3. БеловГ. В. Информационные технологии предпринимательства [Текст]: Учебник для вузов/Г. В. Белов, Б. Т. Ерохин, В. П. Варфоломеев – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. –432 с.: ил.
4. ДмитриченкоМ. И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров[Текст]: Учебное пособие/ М. И. Дмитриченко, Л. А. Забодалова, В. Е. Куцакова –СПб.: Питер, 2003 – 160 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»).
5. ЧерновМ. Е. Упаковка сыпучих продуктов [Текст]: Учебное пособие/ М. Е. Чернов, И. Н.Смиренный – М.: ДеЛи, 2000 – 163 с.: ил.
6. РымарЕ. В., Нагорная З. Е. Сквозная система технологического штрихового кодированияпроизводственной информации о швейном изделии [Текст]: Статья/ Е. В. Рымар, З.Е. Смиренный – Издат.: РИА «Стандарты и качество», 2008 — № 2, с. 46-48.
7. АрмандВ. А., Железнов В. В Штриховые коды в системах обработки информации // www.retail.ru/biblio