Реферат по предмету "Информатика, программирование"


История развития и современное положение информационного общества

Оглавление
Введение
Глава 1
1.1 Информационные революции. Ихроль и значение
1.2 Информационный обмен в обществеи его эволюция
Глава 2
2.1 Информатизация общества
2.2 Критерии информационногообщества
2.3 Теоретико-методологическиеподходы к информатизации общества
2.4 Типы информационного общества
2.5 Этапы развития информационного общества в России
2.6 Информационная культура
2.7 Роль информатизации общества вразвитии средств массовой информации
Глава 3 Проблемы информационногообщества
3.1 Информационный образ жизни:общество и личность в условиях информатизации
3.2 Информатизация в различных видах деятельности
3.3 Социальные проблемы и варианты их решения в условияхинформатизации
Заключение
Список литературы

/>Введение
Сегодня термин«информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе политическихдеятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев этопонятие ассоциируется с уровнем развития информационных технологий и средствтелекоммуникации. Информационное общество отличается от общества, в которомдоминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация,знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством(телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрымитемпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими вэкономическом развитии.
Информация становитсяпредметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любомуиндивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом итехническими возможностями.
Появляются новые критерииоценки уровня развития общества — количество компьютеров, количествоподключений к Интернету, количество мобильных телефонов и т.д.
Четыре года назад, 27марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 мая Международнымднем информационного общества.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение понятия «информационного общества», его особенностей,проблем и вариантов их решения.

/>Глава 1/> 1.1 Информационные революции. Их роль изначение
В истории развитияцивилизации произошло несколько информационных революций — преобразованийобщественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработкиинформации. Следствием подобных преобразований являлось приобретениечеловеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности,что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появиласьвозможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVIв.) вызванаизобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальноеобщество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретениемэлектричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио,позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XXв.) связана сизобретением микропроцессорной технологии и появлением персональногокомпьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры,компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этотпериод характеризуют три фундаментальные инновации:
·         переход отмеханических и электрических средств преобразования информации к электронным;
·         миниатюризациявсех узлов, устройств, приборов, машин;
·         созданиепрограммно-управляемых устройств и процессов.
Последняя информационнаяреволюция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию,связанную с производством технических средств, методов, технологий дляпроизводства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустриистановятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.Современная информационная технология опирается на достижения в областикомпьютерной техники и средств связи./> 1.2 Информационный обмен в обществе иего эволюция
Типы обменовв обществе:
— материальный;
— энергетический;
— информационный (актуален с середины ХХ века) .
Целостнаясистема характеризуется обменом между элементами (В. Г. Афанасьев). Предметомнашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствованияинформационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствованиязнаковых систем, техники создания знаков.
Основнымифазами информационного обмена являются:
— устнаяфаза;
— письменнаяфаза;
— книжнаяфаза;
— компьютерная фаза.
Рассмотримвклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективностиинформационного обмена.
1) Устнаяфаза.
Развитиеречи, языка — объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс,«развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-тосказать друг другу». Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речьповлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь — отражение мыслительныхпроцессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.
2) Письменнаяфаза.
Проблема«левшей», ее социальное значение. «Переламывание»«левшей» на «правшей» в детском возрасте уменьшаетвозможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации.
3) Книжнаяфаза.
СтанокГутенберга (1440 — 1450) — начало эпохи книгопечатания. Первая русскаядатированная печатная книга — «Апостол» — Иван Федоров, ПетрМстиславец — 1563-1564. Появление возможности обеспечить сохранение авторства,интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно болеемассовый и оперативный обмен информацией. «Книгопечатание явилось могучиморудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз»В. И. Вернадский. Коммуникационные процессы в целом определяют социальнуюприроду человека.
Книжнаяинформатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потокамитекущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а такжескладывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию,чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюданеоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темпнаучно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость болеесовершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Книга внастоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги непрогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формированиеобразного, абстрактного мышления). В крупнейшей библиотеке мира библиотекеконгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальнойбиблиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, г. С.-Петербург) .
4).Компьютерная фаза – это новый безбумажный этап в развитии социальныхкоммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации,а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Главноеотличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнениюпрофессора А. В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном,которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоряуж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью.Диалог «человек ЭВМ» — главное отличие электронной коммуникации отустной или документальной коммуникации, где имеет место прямой илиопосредованный документом диалог «человек — человек».
Гипертекстэто новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационногообмена. Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере,описываемой множеством трудно формализуемых параметров. Другой причинойпопулярности данных технологий является предоставляемая ими возможность реализациисугубо индивидуальных информационных потребностей./> 
Глава 2/> 2.1 Информатизация общества
Деятельность отдельныхлюдей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинаетзависеть от их информированности и способности эффективно использоватьимеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимопровести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению ианализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки большихобъемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальныхтехнических средств.
Возрастание объемаинформации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный потокинформации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять этуинформацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информацииориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новыйматериальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога,сделанного ранее.
Современное материальноепроизводство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационномобслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальнымтехническим средством обработки любой информации является компьютер, которыйиграет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества вцелом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи ипередачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимаясоставляющая процесса информатизации общества.
Информатизация общества —организованный социально-экономический и научно-технический процесс созданияоптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализацииправ граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,организаций, общественных объединений на основе формирования и использованияинформационных ресурсов .
Информатизация обществаявляется одной из закономерностей современного социального прогресса. Этоттермин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего временитермин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятийони имеют существенное различие.
При компьютеризацииобщества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базыкомпьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработкиинформации и ее накопление.
При информатизацииобщества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечениеполного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания вовсех видах человеческой деятельности.
Таким образом,«информатизация общества» является более широким понятием, чем«компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладениеинформацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии«информатизация общества» акцент надо делать не столько натехнических средствах, сколько на сущности и цели социально-техническогопрогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процессаинформатизации общества./> 2.2 Критерии информационного общества
Общество считаетсяинформационным, если:
·         любой индивид,группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое времямогут получить за соответствующую плату или бесплатно на основеавтоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания,необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимыхзадач;
·         в обществепроизводится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организациисовременная информационная технология;
·         имеются развитыеинфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов вобъеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегосянаучно-технологического и социально-исторического прогресса;
·         происходитпроцесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслейпроизводства и управления;
·         происходятрадикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываетсярасширение сферы информационной деятельности и услуг./> 2.3 Теоретико-методологические подходы кинформатизации общества
Учеными выделяются два основныхтеоретико-методологических подхода к информатизации общества:
·         технократический,когда информационные технологии считаются средством повышенияпроизводительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферамипроизводства и управления;
·         гуманитарный,когдаинформационная технология рассматривается как важная часть человеческойжизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы./> 
2.4 Типы информационного общества
Каждая страна решаетсамостоятельно, какой тип информационного общества следует создавать. Возможныдва полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифроваядемократия».
«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией длятого, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые правацифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские мерытотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услугнаселению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).
«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройстваинформационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, радизащиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намногосложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифроваядемократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личнойинформации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личнойинформации (персональных данных) граждан удается только средствамикриптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографиейдолжен стать сам человек (биометрический образ человека)./> 2.5 Этапы развития информационногообщества в России
В деятельности органоввласти по разработке и реализации государственной политики в области развитияинформационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом(1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.
Второй этап (1994—1998гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработкеинформационной политики.
Третий этап, которыйдлится и поныне, — этап формирования политики с сфере построенияинформационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП«Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитиюинформационного общества в российских регионах.
Особая роль в обучениикомпьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологийотводится информатике, которая с 1985 года изучается во всех средних школахстраны и с 1991 года во всех высших учебных заведениях России. С 2007 года всесредние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовымипакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейшихинформационных технологий, используя проприетарное и открытое программноеобеспечение. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование»осуществляется внедрение открытого отечественного программного обеспечения иорганизация компьютерно-правового ликбеза в вузах и школах./> 2.6 Информационная культура
В период перехода кинформационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимоподготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемовинформации, овладению им современными средствами, методами и технологиейработы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимостьинформированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливатьинформацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когдаподготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Этоговорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры пообращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термининформационная культура.
Информационная культура —умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения,обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современныетехнические средства и методы.
Приведем определениеинформационной культуры, данное в [16]: «Информационная культура в узкомсмысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, атакже характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мыможем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного,тенденции развития, степень прогнозирования будущего».
Для свободной ориентациив информационном потоке человек должен обладать информационной культурой какодной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана ссоциальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческихспособностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках поиспользованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера икомпьютерных сетей);
• в способностииспользовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию,базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информациюиз различных источников: как из периодической печати, так и из электронныхкоммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективноиспользовать;
• во владении основамианалитической переработки информации;
• в умении работать сразличной информацией;
• в знании особенностейинформационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культуравбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию иприспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика,теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд другихдисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новойинформационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинныхопераций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческогоподхода.
В информационном общественеобходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала спомощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Длявысших учебных заведений социальным заказом информационного общества следуетсчитать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой дляработы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационнойкультуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплининформационного направления много времени необходимо уделить компьютерныминформационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферыдеятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленныхустойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решениитиповых задач сферы деятельности.
В информационном обществецентр тяжести приходится на общественное производство, где существенноповышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому впрограмме информатизации следует особое внимание уделить информатизацииобразования как направления, связанного с приобретением и развитиеминформационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение«объекта» информации, где требуется так изменить содержаниеподготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательныеи профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровеньинформационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во всесферы народного хозяйства, новые его возможности по организации«дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя,использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия длясовместной работы специалистов, применение информационных технологий для самойразнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах,способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотрувсей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашейстране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтомуцелесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятсяСША, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получилзначительное развитие.
Информационнаякультура- это:
·         новый типобщения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
·         свобода выхода идоступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального,поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытиятак же несостоятелен, как и национальная наука;
·         новый типмышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутиннойинтеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня яркопроявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение./>2.7Роль информатизации общества в развитии средств массовой информации
Одной из отличительныхособенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средствмассовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленныесовременными научно-техническими разработками на качественно новый уровень иобъединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети,они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людейво всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболееразвитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощьюсредств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением,создание необходимых психологических предпосылок для формирования политическихрешений в различных сферах деятельности.
Развитию средств массовойинформации во многом способствует процесс информатизации общества. Появлениеновых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др.обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачуинформации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становитсявозможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий наобщество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболеепередовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитиюинформационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизацииобщества на средства массовой информации существует и негативное. Так, рядученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовойкоммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так какпорой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.
В свою очередь, исредства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизацииобщества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируяобщественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, опервостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о ролиинформационной сферы в модели будущего информационного общества.
/>Глава3 Проблемы информационного общества
В сегодняшних условияхстремительного развития компьютерной и телекоммуникационной техники самоеглавное обеспечить соприкосновение человека и техники. Это значит, чтотребования к интеллектуальному, нравственному развитию человека должнысущественно возрасти.Человеку необходимо опережать компьютерный прогресс,выступая заказчиком новых компьютерных услуг.
От человека, живущего вмире информатизации, требуется повышение его интеллектуального и гуманистическогопотенциала. Однако, как оценивают ученые и специалисты социокультурныепоследствия информатизации общества, то итог информатизации для человечестваскорее отрицательный, чем положительный.
·         Первой глобальнойпроблемой является проблема, состоящая в том, что научно-технический прогресссоздает все более широкое поле для принципиально нового развития военнойтехники и оружия массового уничтожения.
·         Второй не менееважной проблемой стало нарастание в конце XX века глобального экологического кризиса.Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар для человеческойдеятельности, оказалась неверной. Грозящая экологическая катастрофа требуетвыработки принципиально новых стратегий научно-технического и социальногоразвития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюциючеловека и природы
·         И, наконец, ещеодна — третья по счету (но не по значению) — проблема — это проблемаотчуждения, говоря точнее, проблема сохранения человеческой личности, человекакак биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессовотчуждения. Человек, усложняя свой мир, вызывает к жизни такие силы, надкоторыми он уже не господствует. Чем больше он преобразует мир, тем в большеймере порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формироватьструктуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.
Еще в 60-е годы ученыеотметили в качестве одного из последствий современного техногенного развитияпоявление одномерного человека как продукта массовой культуры.
Современнаяиндустриальная культура действительно создает широкие возможности дляманипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рациональноосмысливать бытие.
Казалось бы, человекполучил новые, подчас почти фантастические возможности для своего культурногоразвития, например, возможности глобальных сетей и технологии мультимедиа.Получив и сохранив от книжной эпохи умение абстрактно, индивидуально мыслить идополнив его новой образной культурой компьютерной эпохи, человек может невиданнымитемпами интеллектуально и культурно развиваться. 3.1 Информационный образ жизни: обществои личность в условиях информатизации
В условиях развертыванияинформатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека:физическое, психическое и социальное требует специального учета, т.к. только вэтом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мереиспользованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих началчеловека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мереотрицательными общественными последствиям информатизации.
1. Учет физическогоначала личности. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическимивозможностями в современной информационной среде.
Люди с ограниченнымифизическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всегоустройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Например, во многих странах мира дляслепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющиеосуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшиеподвижность могут осуществлять работу на компьютере, ввод информации в негодвижением глаз при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новаяоперационная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены возможностинастройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с дефектамиконечностей, еще примечательней, что это первая операционная система совстроенными средствами доступа в Интернет.
В России созданаспециальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющихразличные физические отклонения. Например, в Москве разработана и успешноприменяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что оченьважно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием.Существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовкиспециалистов из числа людей с ограниченными физическими возможностями.
Необходима разработкапрограмм занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющихвозможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществуне потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей,а также снизит социальную напряженность.
2. Учет психическогоначала личности.
У людей различнапсихологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точноеопределение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальныхгрупп в условиях стремительно возрастающих потоков информации.
Особого внимания требуютженщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютернойработы. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализацияуже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим всвоей работе компьютерную технику.
Далее, например,известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению и другим СМИмолодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема исодержания воздействия СМИ, разработанное на базе глубоких научных исследованийпсихологов.
На повестке дня сегодняактивизация изучения в целом социально-психологических аспектов информатизации.Должны исследоваться такие проблемы, как:
страх определенныхсоциальных групп перед стремительно совершенствующейся информационной техникой,ростом и усложнением информационных потоков — компьютерофобия;
информомания каксоциальная болезнь, выражающаяся в приоритете общения с компьютером, а не слюдьми;
Уже появился термин“киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальнойреальности.
3. Учет социальногоначала личности.
Каждая социальная группаимеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условияхинформатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делатьучет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуячеловека.3.2 Информатизация вразличных видах деятельности
Рассмотримновые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования рядаиз перечисленных слагаемых образа жизни.
— общественно-политическаядеятельность обретает новую глубину с использованием интерактивноготелевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизорупередающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагироватьна вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях,голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевиденияна экране компьютера.
— учебнаядеятельность. Активно развивающаяся педагогическая информатика занимаетсяпроблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоитжить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, нарядус универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация идоступность образования) определяется и ряд специфических компьютернаяграмотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных),индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологийобучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмыобразования: от «наполнения сосуда» к «воспламенениюфакела», т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека.Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но иособых возможностей для изменения культуры бытового, производственного(учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средствосегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад всовершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, например, вВеликобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 летпользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
— бытоваядеятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению спрофессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, наборувнешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В Россиипод домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель.Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашнихусловиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных,игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров такжеявляются: — обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различнымбазам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.); — автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом,освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствамибытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.) .
-социально-культурнаядеятельность. Развитие мультимедийных технологий и увеличение места,занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно, не толькона науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый выполненный втехнологии мультимедиа CD-ROM «Сокровища России», посвященныйрусскому искусству Х — начала ХХ веков, содержит карты Российского государствав динамике его развития и так называемую «временную линию»,позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.
— досуговаядеятельность. В мире фиксируется четкая тенденция развития«инфоразвлечений». Развлекательные информационные средства делятся навоспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивныесредства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств.Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколенияинтерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. Вчетвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременномрасширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр,музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время средипоследних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиесяоптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выборарешений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.
В условияхстремительного совершенствования информационных технологий и беспредельногоразвития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжаетоставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности. 3.3 Социальные проблемы и варианты ихрешения в условиях информатизации
Остановимся на основныхсоциальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации:
проблема языковойкоммуникации.
Языковая коммуникациясоставляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизациидолжны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждогочеловека языковой среды. В условиях России широкое распространениенерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения онормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиямсоциальная проблема.
Должны быть разработанысредства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиесясредства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности,либо по составу слов, либо по цене.
информационнаябезопасность личности.
Под информационнойбезопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества,обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций игосударства
Обеспечениеинформационной безопасности личности означает ее право на получение объективнойинформации и предполагает, что полученная человеком из разных источниковинформация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.
В качестве воздействияна личность могут выступать:
1. целенаправленноеинформационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядови морально-психологического состояния людей;
2. распространениенедостоверной, искаженной, неполной информации;
3. использованиенеадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Информационныевоздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, чтоуправляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влиянияинформации как раз и заключается в ее способности контролироватьвещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков вышесамой информации
Учеными установлено, чтопользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в миреобычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу нату или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можнозаразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшемосуществлять “зомбирование”./> 
Заключение
В данной курсовой работебыли решены следующие задачи:
·         Изучение и анализспециальной литературы по теме исследования;
·         Рассмотрениепонятия «информационное общество», «информатизация общества»;
·         Обозначеныпроблемы информационного общества, его критерии, особенности, типы, этапы развития,его культура;
Стремительноеразвитие и распространение новых информационных и телекоммуникационныхтехнологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции,которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление,финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества. Наступаетновый этап в развитии процессов обмена информацией. Интенсивное внедрение ипереплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонныхтехнологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных иглобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качествоинформационного обмена и инструментария воздействия на массовое сознание.
Очевидно, чтов настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будетинформация в различных ее проявлениях. Получая неоспоримые блага, такие какдоступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен даннымимежду людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования кчеловеку как члену общества.
В периодперехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблемнеобходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке большихобъемов информации, овладению им современными средствами, методами итехнологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимостьинформированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Сейчасуже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, анадо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются ипринимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, чточеловек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Следуетотметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными всешире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже нетребует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться отобщества, подвергаться иллюзии независимости от него.
Необходимовоспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире,добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится,прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации.
Информационноеобщество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенныхпродуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять черезэлектронные сети.
Информационноеобщество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главнымипродуктами производства являются информация и знания.
Отличительнымичертами информационного общества являются:
— увеличениероли информации и знаний в жизни общества;
— возрастаниедоли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннемпродукте;
— созданиеглобального информационного пространства, обеспечивающего эффективноеинформационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационнымресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оперативная память
Реферат Образование Директории и ее программные положения
Реферат Ваш собственный сервер установка Windows Server 2003
Реферат Методика застосування наочних засобів навчання у шкільному курсі фізичної географії
Реферат Учетная политика предприятия 5
Реферат Существенность в аудите 6
Реферат Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпу
Реферат Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации
Реферат Передача данных в компьютерных сетях
Реферат Анализ производственной деятельности в ОАО Новый путь
Реферат Конституционный Суд РФ: порядок образования, структура и компетенция
Реферат Эстетика как наука предмет эстетики факторы влияющие на его становл
Реферат Индексированные элементы управления
Реферат Інтернет-банкінг та Інтернет-трейдінг
Реферат Выполнение операций умножения и деления в ЭВМ