Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КУРСОВАЯ РАБОТА
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ"
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
«Информационные технологии в экономике»
Выполнил студент
Дата выполнения работы
"__"___________ 2008 г.
Руководитель к. т. н.,
доцент кафедры АСУ
_______ _______
Дата получения оценки
"___ " "___________" 2008 г.
г. Томск 2008
Содержание
1. Введение
2.Использование пакета прикладных программ MS OFFICE при решении экономических задач
2.1 Обзор возможностей Microsoft Office
2.2 Разработка баз данных при помощи Microsoft Access
2.2.1 Работа с таблицами
2.2.2 Отбор и сортировка записей с помощью запросов
2.2.3 Создание форм для ввода данных
2.2.4 Создание и печать отчетов
2.2.5 Работа с макросами и программирование в среде Access
2.3 Интернет-технологии и язык гипертекстаHTML
2.3.1 Происхождение Интернет
2.3.2 Использование Интернет вбизнесе, Интернет-технологии
2.3.3 Службы Интернета
2.3.4 Язык гипертекста HTML
3.Построение и вычислениефинансовых функций с помощью MS EXCEL
3.1 Анализ и выработка согласованной финансовой политики напредприятии
4. Заключение
5. Список используемых источников
1. Введение
Историю цивилизации можнопредставить как непрерывный процесс развития отношений, связанных с созданием,распределением и потреблением ресурсов. Характер используемых ресурсов напротяжении веков неоднократно менялся, менялись также политические,экономические, правовые, религиозные, философские и многие другие системыобщественных отношений. Обмен ресурсами является одной из основ общественногоразвития точно так же, как в основе движения материи лежит энергетическийобмен, а в основе развития живой природы лежат процессы обмена веществ.
Традиционной для двадцатого векастала характеристика общества развитых государств как индустриального. Онанапрямую связана с определяющей ролью промышленных и энергетических ресурсов вматериальной составляющей общественных процессов. Вступая в двадцать первыйвек, человечество открывает новый этап развития — информационный. Для негохарактерна доминирующая роль информационных ресурсов.
Представить полную картинуобщественных отношений в информатизированном обществе пока никто не в силах. Мыможем лишь прогнозировать тенденции в развитии общественных систем, но тотфакт, что политические, правовые, экономические и прочие отношения будутрадикально меняться, несомненен — и они уже меняются. В политике используютсяполитические технологии, в экономических коммерческих отношениях бурноразвивается электронная коммерция. В экономических производственных отношенияхпроцесс информатизации происходит в форме внедрения гибких автоматизированныхсистем проектирования и производства продукции.
Информация — это не толькосовокупность сведений, фактов или данных, как это представлялось ранее (в томчисле и в законодательной базе), а продукт динамического взаимодействияобъективных данных и субъективных методов (естественных, аппаратных,программных и других). Это не просто обмен сведениями в форме их публикации — оглашения, вещания. К информационным ресурсам относятся не только данные исодержащиеся в них сведения. Это еще и современные средства связи, и средствавычислительной техники, и программные средства информационных технологий.
Информационная технология — этосовокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменениясвойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы.
В качестве объектаинформационной технологии выступает информация, характеризующаяся формойвосприятия или представления и содержательной интерпретацией, а такжематериальным носителем.
Форма восприятия и представленияинформации определяет основной способ конечного их использования в той или инойсфере деятельности и предполагает один из следующих вариантов:
текстовая информация;
аудиоинформация (звуковая);
видеоинформация (визуальная).
Содержательная интерпретацияопределяет восприятие конкретной информации той или иной формы восприятия ипредставления в рамках конкретного вида деятельности или решаемой задачи.
Носитель информации — этоматериальное воплощение информации той или иной формы восприятия ипредставления. К «электронным» носителям относят файлы, дисковые томаи т.п., интерпретация которых с помощью программ, выполняемых компьютером,воспроизводит ту или иную форму информации на соответствующих устройствах.
Целью, или результатом,информационной технологии является целенаправленное изменение свойствинформации, определяемое содержанием решаемой задачи или проблемы.
Такие изменения осуществляются спомощью различного рода информационных преобразований. Каждое такоепреобразование характеризуется направлением и объемом.
Содержание информационногопреобразования определяется конкретным набором изменяемых свойств информации, ис этой точки зрения выделяют следующие информационные преобразования:
сбор информации,
накопление информации,
регистрацию информации,
передачу информации,
копирование информации,
упорядочение информации,
хранение информации,
поиск информации,
представление информации,
выдачу информации,
защиту информации.
При решении конкретных задач длякаждого вида информационного преобразования определяются его направление иобъем. Направление характеризует конкретную реализацию преобразования (например,степень упорядоченности в соответствующем преобразовании), а объем — егоколичественные характеристики (например, количество сведений, передаваемых нахранение).
Каждое информационноепреобразование в зависимости от его направления и объема, а также возможностейконкретной реализации может осуществляться различными методами и средствами,которые включают в себя:
комплекс технических средств,
средства управления техническимкомплексом,
организационно-методическоеобеспечение.
Если основу комплексатехнических средств составляют средства компьютерной техники, то речь идет окомпьютерных информационных технологиях.
Для компьютерных информационныхтехнологий в качестве средств управления техническим комплексом (компьютерныхсистем) выступают программные средства (программное обеспечение). В составепрограммного обеспечения выделяются:
системное программноеобеспечение,
инструментальное обеспечениеразработки программ,
прикладное программноеобеспечение.
Системное программноеобеспечение представляет собой совокупность связанных между собой программ,которые обеспечивают функционирование средств вычислительной техники кактаковых, без выполнения операций по реализации программ и заданий пользователей.
Инструментальное обеспечениеразработки программ включает в себя различные системы программирования, с помощьюкоторых могут разрабатываться и адаптироваться к конкретным условиям примененияте или иные функциональные программы для решения конкретных задач.
Прикладное программноеобеспечение представляет собой совокупность программных комплексов,обеспечивающих решения конкретных задач пользователя.
Системное программноеобеспечение информационных технологий включает в себя:
текстовые и диагностическиепрограммы,
антивирусные программы,
операционные системы,
программы поддержки файловойсистемы и обеспечения сохранности данных,
командно-файловые процессоры (оболочки).
Прикладные программные средстваинформационных технологий классифицируются следующим образом:
системы подготовки текстовыхдокументов,
системы обработкифинансово-экономической информации,
системы управления базамиданных,
личные информационные системы,
системы подготовки презентаций,
экспертные системы и системыподдержки принятия решений,
системы интеллектуальногопроектирования и совершенствования систем управления,
прочие системы.
Целью данной курсовой работыявляется рассмотрение, освещение и оценка возможностей пакета прикладныхпрограмм MS OFFICE с точки зрения информационных технологий и методов ихиспользования при решении экономических задач.
/>2.Использование пакета прикладных программ MS OFFICE при решении экономическихзадач
2.1 Обзор возможностей Microsoft Office
Пакет прикладных программ MS Office воспринимается пользователями как неотъемлемая часть Windows, хотя его цена превышает стоимость самой ОС какминимум в три раза.
Microsoft Office — мощное и многофункциональное оружие, умело пользуясь которым, можно серьезнооблегчить себе рутинную работу по подготовке, хранению и обороту разнообразныхофисных документов.
Полная версия Microsoft Office — этопрограммный гигант, который с трудом умещается на 5 компакт-дисках. В егосостав входит около двух десятков отдельных программ. Три из них включены вовсе варианты Microsoft Office.
Стандартные программы.
Microsoft Word — многофункциональный текстовый редактор (который при случае может послужить дляверстки текстов, изготовления WWW — страниц и прочего).
Microsoft Excel — программа для создания и обработки электронных таблиц.
Microsoft Outlook — мощнейший офисный менеджер, сочетающий в себе программу электронной почты,программу для создания и отправки факсов, Планировщик встреч и контактов,записную книжку и многое другое.
Большинство достоинств Outlook проявляется только при работе с локальной сетью — дляИнтернета эта программа слабо приспособлена.
Профессиональные программы.
Эти компоненты включены только в«профессиональную» версию Microsoft Office.
Microsoft Access — программа для создания и редактирования баз данных.
Microsoft PowerPoint — программа для подготовки презентаций, включающих графические, текстовые,звуковые и даже видеоэлементы.
Microsoft Publisher — программа верстки и дизайна текстовыхпубликаций.
Microsoft FrontPage — программа для создания и дизайна страниц Интернета.
Бизнес-приложения.
В составе Office 2003 появилисьпрограммы новички — почти все они относятся к «бизнесс-классу» и будут включены лишь всостав самых дорогих и полных версий Microsoft Office:
OneNote2003 — приложение для записи заметок и управления ими. Используя эту новуюпрограмму, можно записывать, упорядочивать и повторно использовать заметки напереносном, настольном или планшетном компьютере.
InfoPath2003 — программа для сбора данных и управления ими — упрощает процесс сборасведений.
Project2003 — бизнес-система для управления проектами.
Visio2003 — программа для создания «деловой графики — от небольших и компактныхсхем, которые раньше приходилось конструировать в Word,до мощных систем из связанных друг с другом диаграмм, „деревьев“ играфиков.
Возможности текстовогоредактора Microsoft Word:
1. Возможность создания новогодокумента с помощью специальных шаблонов (в частности шаблоны стандартныхписем, поздравительных записок, отчетов, факсов и других офисных документов).
2. Возможность одновременногооткрытия и работы с большим количеством документов.
3. Автоматическая проверкаорфографии, грамматики и даже стилистики при вводе документа.
4. Автоматическая коррекциянаиболее часто повторяющихся ошибок.
5. Расширенные возможностиформатирования документа. Word допускает выравниваниедокумента по обоим краям, многоколоночную верстку.
6. Использование стилей длябыстрого форматирования документа.
7. Возможность автоматизацииввода повторяющихся и стандартных элементов текста.
8. Удобные механизмы работы соссылками, сносками, колонтитулами.
9. Включение текст элементов,созданных в других программах Microsoft Office, — графических изображений,электронных таблиц и графиков, звуков, видеоизображений и т.д.
10. Возможность подготовкипростых электронных таблиц и гипертекстовых документов Интернета.
11. Возможность работы сматематическими формулами.
12. Возможность автоматическогосоздания указателей и оглавления документа.
13. Возможность отправкиготового документа непосредственно из Microsoft Office на факс и по электроннойпочте (в обоих случаях необходимо, чтобы компьютер пользователя был оснащенмодемом).
14. Расширенные возможностииндексации готового документа
15. Встроенный Мастер подсказоки объемная система помощи.
…И многое, многое другое, см. рис.1.
/>
рис.1.
2.2 Разработка баз данных при помощи Microsoft Access
MS Access представляет собой приложениеMicrosoft Office,которое позволяет создавать программные средства для получения определенныхрезультатов. Главное отличие MS Access от других СУБД заключается в том, что под базой данныхMS Accessпонимается совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов,обеспечивающих добавление, изменение, выборку и отображение данных.
Основу построения MS Accessсоставляют реляционные БД. В силу этого необходимы определенные сведения поструктуре, организации, функциям БД, а также процессу проектирования. Вконечном итоге именно процесс проектирования и приводит к созданию оптимальнойв некотором смысле БД, являющейся основой для создания программного средства (приложения),которое позволяет получать необходимые результаты из совокупности хранимыхданных.
Одно из главнейших требованийпри работе с БД — разработка ее проекта. В настоящее время методологияконцептуального проектирования является ведущей при создании логическихпроектов БД и предполагает наличие определенной квалификации и опыта дляанализа предметной области и построения соответствующего проекта будущейсистемы со всеми необходимыми требованиями.
Работа с MS Access предполагает созданиеопределенных объектов БД — таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов, модулей. Однаков зависимости от требований предметной области не все объекты СУБРД MS Accessмогут быть использованы при создании конкретного приложения.
СУБД MS Access 2000 предоставляет несколькосредств создания каждого из основных объектов базы. Эти средства можноклассифицировать как:
ручные (разработка объектов врежиме Конструктора);
автоматизированные (разработка спомощью программ-мастеров);
автоматические — средстваускоренной разработки простейших объектов.
Соотношения между этимисредствами понятны: ручные средства наиболее трудоемки, но обеспечиваютмаксимальную гибкость; автоматизированные средства являются наиболеепроизводительными, но и наименее гибкими.
2.2.1 Работа с таблицами
1. Создание таблиц
Основными объектами БД являютсятаблицы, которые связаны между собой в схему данных. Именно с этих объектов необходимоначинать работу.
В MS Access существуют различныевозможности по созданию таблиц, описанные в таблице 1.
Таблица 1 — Возможностисоздания таблиц в MS Access. Режим Описание Режим таблицы
Необходимый макет таблицы формируется соответствующим вводом полей в заголовок таблицы, добавлением, либо удалением соответствующих столбцов (для этого удобно использовать контекстное меню выделенного столбца) и т.д.
Не закрывая подготовленного макета таблицы, вводятся данные в строки таблицы. При сохранении таблицы автоматически анализируются данные и соответствующему полю присваивается необходимый тип данных; кроме того, происходит запрос о ключевом поле и об имени таблицы. Конструктор Формирование структуры таблицы происходит при заполнении соответствующего бланка, в котором указываются необходимые поля, тип данных, свойства поля и т.д. Режим конструктора предоставляет наиболее широкие возможности по созданию объектов таблицы, и его удобно использовать для внесения необходимых корректив в таблицы, созданные различными способами. Мастер таблиц Новая таблица формируется на основе существующих таблиц, имеющих различные поля. Наличие понятных рекомендаций при выборе режима мастера таблиц не вызывает сложностей при создании новой таблицы. Импорт таблиц Осуществляется импорт данных и объектов из внешнего файла в текущую БД. Связь с таблицами Создаются таблицы, связанные с таблицами внешнего файла.
Работапо созданию таблиц и схемы данных может быть разбита на следующие этапы:
1. Созданиеи определение структуры таблиц:
созданиеновой таблицы;
определениеполей, типов данных, описаний (при необходимости) и свойств полей, включаямаски ввода и условие на назначение;
заданиепервичного ключа;
созданиеиндексов для необходимых полей;
сохранениетаблицы в базе.
2. Связываниетаблиц в схему данных с учетом требований целостности данных.
3. Определениеполей для удобства работы с данными.
MS Access позволяет осуществлятьследующие операции с данными, содержащимися в таблицах:
сортировкапо полю;
поиски замена данных;
фильтрацияданных позволяет выбрать данные по критерию;
таблицыможно выводить на печать. См. рис.2.
/>
рис.2.
2.2.2 Отбор и сортировка записей с помощью запросов
Средства отбора, сортировки,фильтрации, поиска и замены данных реализованы в MS Access как автоматически создаваемыезапросы. Данные операции производятся с таблицами или запросами, открытыми врежиме таблицы. Сортировку и поиск данных можно выполнить, используясоответствующие команды:
для сортировки записей следуетприменять команду „Сортировка“ в меню „Записи“ (далеенеобходимо выбрать вид сортировки — »По возрастанию" либо «Поубыванию»);
для отмены сортировки — воспользоваться командой «Удалить фильтр» в меню «Записи».
При фильтрации отбор данныхпроисходит из таблицы или запроса с учетом некоторого критерия отбора. Различаютфильтры трех видов.
Фильтр по выделенному фрагменту.Критерием отбора в данном фильтре является значение или части значения полятаблицы. Это наиболее быстрый способ отбора данных. Недостаток данного видафильтрации — отбор записи по значению только одного поля.
Обычный фильтр — это отборзаписей по значению нескольких полей. Для задания критерия отбора заполняетсяспециальная форма (бланк).
Расширенный фильтр представляетсобой отбор записей в соответствии с критерием отбора для различных полейтаблицы, включающий сортировки по данным полям.
Запросы представляют собойнекоторый набор данных, полученный в результате обращения к БД. Запрос можетвключать различные условия, вычисляемые поля, инструкции на выполнение тех илииных операций и т.д.
Запрос — это динамический (виртуальный)набор данных, которые существуют только во время выполнения запроса. В силуэтого при каждом новом выполнении запроса можно получать различные результаты,учитывающие все изменения, которые произошли с данными в таблицах MS Access.
В MS Access предусмотрено созданиезапросов в двух режимах: в режиме QBE,использующем графический бланк для конструирования запроса, и SQL, позволяющий создавать инструкции на выборку данных спомощью встроенного языка SQL-запросов.
Основные виды запросов, которыедостаточно часто используются в MS Access, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Основные видызапросов MS AccessТип запроса Описание Запрос на выборку Выводит данные, находящиеся в одной или нескольких таблицах, в соответствии с некоторыми критериями. Результаты запроса представляются в виде таблицы, в которой допускается изменение записей. При создании запросов такого типа используется стандартный бланк. Групповой запрос Предусматривает выполнение вычислений с использованием данных некоторой группы записей. При выборе этого типа запроса в стандартный бланк запроса необходимо добавить поле «Групповая операция». Перекрестный запрос Выводит результаты статистических расчетов (например, среднее значение, сумма, количество записей) для данных, которые находятся в одной или нескольких двумерных таблицах. Как правило, результаты таких запросов используются для анализа данных и создания диаграмм. Для выполнения такого запроса в бланк запроса в бланк запроса добавляются два поля: «Групповая операция» и «Перекрестная таблица». Запрос на изменение (модифицирующий) Запросы такого типа влияют на содержимое БД. Они позволяют за одну операцию внести изменения во множество записей. Используются для создания новых таблиц из результатов запроса и для внесения изменений в данные существующих таблиц. Различают запросы на удаление, добавление и обновление данных, а также запрос на создание таблиц. Для каждого вида запроса в бланк конструктора добавляется соответствующее поле (поля). Параметрический запрос Запросы, свойства которых изменяются пользователем при каждом запуске. Выполнение этих запросов сопровождается выводом одного или более диалоговых окон, предназначенных для ввода пользователем конкретных значений параметров запроса. Этот тип запроса явно не выражен, т.к параметр можно добавить к запросу любого типа. SQL-запрос (включает функции соединения, передачи определенных данных, а также подзапросы) В запросах такого типа применяются специфические средства языка SQL, например, операции и соединения, операторы определения данных и подзапросы (подзапрос представляет собой запрос, встроенный в тело другого запроса), а также передаваемые запросы в СУБД SQL Server компаний Microsoft или Sybase. SQL-запросы в MS Access бывают трех видов: запрос на объединение, запрос к серверу и управляющий запрос.
Все запросы, перечисленные в табл.2, могут включать критерииотбора, вычисляемые выражения и группировки.
Если запрос включает несколько таблиц, то необходимо четкопредставлять все связанные поля этих таблиц, а также порядок действий,приводящий к конечному результату запроса.
MS Access поддерживает четыре типа соединений.
1. Внутреннее соединение (эквисоединение) — используется при создании запросов на выборку. Результат запроса содержитзаписи одной таблицы, имеющие совпадающие значения в связанных полях другойтаблицы.
2. Внешнее соединение используется для создания запроса,в котором можно вывести данные одной из таблиц независимо от того, имеются лисоответствующие записи в другой таблице.
3. Рекурсивное соединение связывает данные в однойтаблице. Такое соединение получается путем добавления в запрос копии таблицы исвязывания полей идентичных таблиц. Рекурсивные соединения используются оченьредко в полностью автоматических БД, т.к заданные условия на значения иобеспечиваемая целостность данных сводят на нет необходимость использованиятаких связей.
4. Соединение по отношению связывает данные некоторымотношением (за исключением равенства).
Запросы в MS Access можно создавать после того, как созданы таблицы, схемаи добавлены данные в базу. См. рис.3.
2.2.3 Создание форм для ввода данных
Создание форм в MS Access,включая использование макросов, позволяет придать приложению, созданному наоснове базы данных, законченный вид: оконный интерфейс, автоматизация действийпользователя, распечатка необходимых документов, полученных на основе хранимыхданных.
Формы в MS Access используются для поддержкиследующих задач:
ввод, редактирование и просмотринформации, находящейся в таблицах;
отображение результатов запросов;
организация экранного окнапоиска необходимой информации по БД (с использованием различных условий имакросов);
распечатка данных ворганизованном виде;
сохранение в виде отчета споследующей модификацией;
создание пользовательскихэкранных форм, облегчающих работу с БД в целом.
Создание новой формы в MS Accessможно осуществить с использованием кнопки «Создать» в окне БД припереходе к объекту «Формы». Однако существуют и другие способысоздания форм.
Имеются следующие возможностисоздания форм:
Конструктор — позволяетсоздать новую форму самостоятельно с использованием окна конструктора форм;
Мастер форм — автоматическое создание формы одного из трех стандартных типов (в столбец,ленточную или табличную) на основе выбранных полей;
Автоформа: в столбец — автоматическое создание формы с полями в один столбец;
Автоформа: ленточная — автоматическое создание ленточной формы;
Автоформа: табличная — автоматическое создание табличной формы;
Автоформа: сводная таблица — автоматическое создание формы в режиме сводной таблицы;
Автоформа — сводная диаграмма — автоматическое создание формы в режиме сводной диаграммы;
Диаграмма — создание формы сдиаграммой;
Сводная таблица — создание формысо сводной таблицей.
Перед тем, как создавать форму,необходимо определиться с таблицей (либо запросом), для которой она создается. Еслиформа использует данные нескольких таблиц, то рекомендуется предварительносоздать запрос, который включает необходимые данные.
/>
рис.3.
2.2.4 Создание и печать отчетов
Главное назначение отчетов — представление данных, находящихся в базе данных, в удобном виде с целью ихпоследующей распечатки либо использования в качестве визуально-сгруппированнойинформации.
Создание отчета предусматриваетвыполнение следующих основных этапов.
1. Определение макетаотчета. На данном этапе необходимо определить цель отчета и составитьобщее представление о том, какого вида будет отчет. Эскиз отчета можновыполнить на бумаге либо с помощью окна конструктора отчетов MS Access. При этом следует учесть, чтоотчет, создаваемый в дальнейшем средствами MS Access, может включать:
иерархию в представлении данных(с помощью соответствующих группировок по необходимым полям);
формирование заголовков ипримечаний, как для групп данных, так и для всего отчета;
использование необходимыхвычислений, как для групп данных, так и для всего отчета;
формирование колонтитулов длявсего отчета.
2. Сбор данных. Наэтом этапе необходимо определить, какая таблица либо запрос будет служитьисточником данных для создаваемого отчета. Если необходимая информацияприсутствует в различных таблицах и не создано подходящего запроса,рекомендуется перед созданием отчета определиться с необходимыми полями исоздать запрос, который будет служить источником данных для отчета.
3. Создание отчета,например, с помощью конструктора отчетов. По мере необходимости создаваемыйотчет можно просматривать в экранном режиме и вносить соответствующиекоррективы. По окончании работы над созданием отчета его рекомендуетсясохранить.
4. Распечатка отчеталибо использование его для других целей (например, подготовленный отчет можноотправить по электронной почте).
В MS Access есть много возможностейсоздания отчетов:
Конструктор — позволяетсамостоятельно проектировать и создавать отчеты;
Мастер отчетов — автоматическое создание отчета на основе выбранных полей;
Автоотчет: в столбец — автоматическое создание отчета с полями, расположенными в один столбец;
Автоотчет: ленточный — автоматическое создание ленточного отчета;
Мастер диаграмм — создание отчета в виде диаграммы;
Почтовые наклейки — создание отчета, отформатированного в виде для печати почтовых наклеек.
Отчеты в MS Access можно экспортировать вформаты документов других приложений. Например, отчет может быть преобразован втекстовый документ, рабочий лист Microsoft Excel, документ Microsoft Word в формате RTF. Также MS Access позволяетпреобразовать отчеты в Web-страницыдля публикации его в Интернет или в Интранет.
2.2.5 Работа с макросами и программирование в средеAccess
Макрос представляет собойавтоматизированную последовательность команд, направленную на выполнениекаких-либо действий.
Макросы позволяют решатьследующие задачи:
запускать вместе запросы,отчеты, формы, таблицы;
открывать окна различныхобъектов БД;
контролировать правильностьввода данных;
перемещать данные;
выполнять различные действияпосле щелчка на кнопке, к которой подключен макрос и др.
В MS Access используются макросыследующих типов:
линейные — макросы, в которыхкоманды расположены последовательно и выполняются по очереди;
макросы с условием — макросы, вкоторых отдельные макрокоманды или их наборы выполняются в зависимости отнекоторого условия;
групповые — макросы,объединенные в группы с учетом некоторой логики использования.
Для создания и редактированиямакросов в MS Accessпредназначено специальное окно для конструирования макросов.
Окно конструктора макросовсостоит из следующих частей:
меню и панели инструментов,предназначенные для обработки макросов;
панель макрокоманд;
панель аргументов — для заданияаргументов макрокоманд.
Основные приемы работы смакросами (ввод, редактирование, сохранение) аналогичны приемам работы сдругими объектами MS Access.
После создания макроса его можнозапустить на выполнение:
в окне конструктора макросов (команда«запуск» в меню «запуск»);
в окне в режиме макросы двойнымщелчком на имени макроса;
в окне любого активного окна (команда«макросы» в меню «сервис»);
из другого макроса;
с помощью кнопки панелейинструментов или команды меню, созданных для запуска этого макроса;
с помощью комбинации клавиш,которые закреплены за макросом;
с помощью различных элементовуправления, помещенных в форму либо в отчет и связанных с макросом (в свойствахобъекта выполнение макроса связывается с определенным событием). См. рис.4.
/>
2.3 Интернет-технологии и язык гипертекста HTML2.3.1 Происхождение Интернет
История создания Интернетначалась в эпоху «холодной войны», когда после размещения советскихядерных ракет на Кубе состояние обороны США перестало внушать спокойствие, иодной из неотложных задач в сложившейся обстановке была разработка надежнойсистемы связи для передачи больших объемов данных, необходимых для осуществлениястратегического анализа и планирования.
Необходима была надежнаятелекоммуникационная сеть, которая продолжала бы нормально функционировать дажепри физическом уничтожении значительной части линий связи. Именно тогдаАгентство Перспективного Планирования Министерства Обороны США (DARPA) выступилос инициативой создания «средств взаимосвязи пакетных сетей обработкиданных».
Результатом этих усилий в 1970году стала первая в США компьютерная сеть с пакетной коммутацией, названная вчесть породившей ее организации ARPANet и связавшая два университета штатаКалифорния в Лос-Анджелесе и Санта-Барбаре со Стэндфордским Университетом иУниверситетом штата Юта в Солт Лейк Сити. К 1972 году количество узлов вырослона порядок. Сорок компьютерных центров могли теперь обмениваться между собойэлектронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотени тысяч километров машинами и передавать файлы с данными.
В 1983 году часть ARPANET,обслуживающая военные организации, выделилась в отдельную сеть, Milnet, котораявскоре исчезла из поля зрения. Оставшаяся же часть ARPANET была постепеннозамещена NSFnet, и в 1990 году этот процесс был полностью завершен.
В 1990 году Federal NetworkingCouncil (Федеральный Совет по Информационным Сетям) отменил требование,заключавшееся в том, что для подсоединения к Интернету была необходимарекомендация какого-либо государственного органа США. Это решение послужилоначалом «эпохи коммерциализации Интернет», поскольку теперь любаяорганизация могла получить доступ к Интернету без каких-либо серьезных оговорокили обоснований. Согласно Internet Society, на сегодняшний день в миресуществует только один регион, не имеющий доступа к Интернету -
Центральная и Северная Африка. Востальные странах и регионах, включая Антарктиду, Интернет доступен либонепосредственно, либо через другие сети.2.3.2 Использование Интернет в бизнесе,Интернет-технологии
Когда-нибудь компьютерная сетьбудет таким же обычным делом, как копировальный аппарат, факс, телефон и самкомпьютер. Заниматься бизнесом, не используя сеть, будет выглядеть странным.
Сегодня Интернет охватываетпорядка 3,5 миллионов соединенных между собой компьютеров, расположенных нетолько в университетских и научных и военных центрах, как планировалосьизначально, но также включает в себя серверы таких известных фирм, как General Electric,McDonnell Douglas,Hughes, Lockheed и многихдругих.
Бизнесмены идут в Интернетбыстрее, чем какая-либо другая группа пользователей. Все они находят, что Интернетможет реально послужить им в проведении маркетинговых исследований, поддержкепоставщиков и клиентов, обмене коммерческой информацией и создании совместныхпредприятий. С помощью Интернет фирмы также могут разрабатывать новуюпродукцию, принимать заказы, получать необходимую корреспонденцию и официальныедокументы, вести специализированный информационный поиск в соответствующихучреждениях, например, таких как DIALOG Information Services Inc.,Data Star,Dun & Bradstreet, Lexis-Nexis и даже непосредственносбывать свою продукцию.
Каковы же конкретные возможныепути использования Интернет в сфере бизнеса? Большие компании, такие какGeneral Electric Co. или Addison-Wesley Publishing Co. широко используютИнтернет для глобальной связи при осуществлении широкомасштабных проектов,требующих объединения усилий нескольких подразделений и филиалов, а такжепредоставляемые сетью уникальные возможности информационного доступа.
В дословном переводе на русскийязык Интернет — это межсеть, то есть в узком смысле слова Интернет — этообъединение сетей. Однако в последние годы у этого слова появился и широкийсмысл: Всемирная компьютерная сеть. Лучше рассматривать Интернет какнекое информационное пространство.
Интернет представляет собой какбы «пространство», внутри которого осуществляется непрерывнаяциркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле — и радиоэфиром,хотя есть очевидная разница хотя бы в том, что в эфире никакая информацияхраниться не может, а в Интернете она перемещается между компьютерами,составляющими узлы сети, и может храниться на жестких дисках заданное время.2.3.3 Службы Интернета
Когда говорят о работе вИнтернете или об использовании Интернета, то на самом деле речь идет не обИнтернете в целом, а только об одной или нескольких его служб.
Служба — это пара программ,взаимодействующих между собой согласно определенным правилам, называемымипротоколами. Одна из программ этой пары называется сервером, а вторая — клиентом. Разные службы имеют разные протоколы. Протоколы служб Интернетаназываются прикладными протоколами. Их соблюдение обеспечивается иподдерживается работой специальных программ. Чтобы воспользоваться какой-то изслужб Интернета, необходимо установить на компьютере клиентскую программу, способнуюработать по протоколу данной службы, и подключить ее к серверной программе.
Служба World Wide Web (WWW) — самая популярная службасовременного Интернета.
World Wide Web — это единое информационноепространство, состоящее из взаимосвязанных электронных документов, хранящихсяна Web-серверах. Отдельные документы, составляющиепространство Web, называют Web-страницами.Обычно это комбинированный документ, который может содержать текст, графическиеиллюстрации, мультимедийные и другие вставные объекты. Для создания Web-страниц используется язык HTML (HyperText Markup Language — язык разметки гипертекста), который при помощи вставленных в документ теговописывает логическую структуру документа, управляет форматированием текста иразмещением вставных объектов.
Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами. Одинфизический Web-сервер может содержать достаточно много Web-узлов, каждому из которых, как правило, отводитсяотдельный каталог на жестком диске сервера.
Интерактивные Web-узлыполучают информацию от пользователя через формы и генерируют запрошенную Web-страницу с помощью специальных программ (сценариев CGI), динамического HTML и другихсредств.2.3.4 Язык гипертекста HTML
Браузер (программа для просмотраWeb-страниц) выполняет отображение документа на экране,руководствуясь командами — тегами, которые автор документа внедрил в его текст.От обычного текста теги отличаются тем, что заключены в угловые скобки. Большинствотегов используются парами: открывающий тег и закрывающий. Закрывающий тегначинается с символа "/".
Этот текст должен выравниваться по центру экрана
Этот текст выравнивается по левой границеэкрана
Этот текст выравнивается по правой границе экрана .
Сложные теги имеют кромеключевого слова дополнительные атрибуты и параметры, детализирующие способ ихприменения. Правила записи тегов содержаться в спецификации особого языкаразметки, близкого к языкам программирования. Он называется языком разметкигипертекста — HTML (HyperText Markup Language). Таким образом, Web-документпредставляет собой обычный текстовый документ, размеченный тегами HTML. Такие документы также называют HTML-документамиили документами в формате HTML.
При отображении HTML-документа на экране с помощью броузера теги непоказываются, и мы видим только текст, составляющий документ. Однако оформлениеэтого текста (выравнивание, цвет, размер и начертание шрифта и прочее) выполняетсяв соответствии с тем, какие теги имплантированы в текст документа.
Существуют специальные теги длявнедрения графических и мультимедийных объектов (звук, музыка, видеоклипы). Встретив,такой тег, браузер делает запрос к серверу на доставку файла, связанного стегом, и воспроизводит его в соответствии с заданными атрибутами и параметрамитега — мы видим иллюстрацию или слышим звук.
Документ HTMLначинается открывающимся тегом и заканчивается закрывающимся тегом. Между данной парой контейнерных тегов располагаются две другиеосновные части HTML -документа — заголовок, заключенный в контейнер … и телодокумента, заключенное в контейнер … . Таким образомструктура простого HTML — документа выглядит примерно так:
Структура HTML документа
— начало документа
Заголовок документа
Тело документа
— Конецдокумента.
См. рис.5.
/>
рис.5.
Текст моей курсовой Web — странички набран в текстовомредакторе Блокнот
Главная
Автор: Лапина Любовь Александровна
Город:с. Кривошеино, Томской области
Группа:96-Э
Задание выполнено подисциплине
«Мировые информационные ресурсы»
Следующая страница
3. Построение и вычисление финансовыхфункций с помощью MS EXCEL
Microsoft Excel — это программауправления электронными таблицами общего назначения, которая используется длявычисления, организации и анализа деловых данных. С Excel можно решатьмножество задач — от подготовки простейших счетов или планирования семейногобюджета до создания сложных трехмерных диаграмм или ведения бухгалтерскогоучета в фирмах средней величины.
В возможности Microsoft Excelвходят:
создание и редактированиетаблиц,
вставка функций,
создание диаграмм различноготипа на основе таблиц,
создание макросов сиспользованием Visual Basic,
создание сводных документов наоснове данных из нескольких листов,
создание числового ряда,
работа с базами данных,
поиск решений оптимизационныхзадач,
фильтрация и сортировка данных.
Для выполнения сложных операцийпо обработке числовой и текстовой информации Excel позволяет включать в текстстандартные операции, называемые функциями.
Функция — заранее определенноевыражение, которое имеет один или несколько аргументов и возвращаетединственное значение. В состав Excel входит свыше 250 функций из несколькихполезных категорий:
1) Финансовые (расчет процентов,увеличения и уменьшения суммы капитала и т.д.).
2) Дата и время (вычисления сдатами и временем).
3) Математические (математическиеи тригонометрические вычисления).
4) Статистические (вычислениесредних значений, сумм, распределений и стандартных отклонений).
5) Ссылки и массивы (вычисленияс таблицами данных).
6) Работа с базой данных (работасо списками и внешними базами данных).
7) Текстовые (сравнение,преобразование и форматирование текста в ячейках).
8) Логические (вычисления,результатом которых может быть ИСТИНА и ЛОЖЬ).
16 9) Проверка свойств и значений (определение ошибок, происходящихпри вычислении).
Применение функций из этихкатегорий значительно упрощает проведение многих сложных расчетов. Например,функция ППЛАТ из категории Финансовые применяется для расчета периодическихвыплат по ссуде, исходя из значений процентной ставки, количества периодоввыплаты и размера ссудного капитала.
Для представления данных вудобном виде используют таблицы. Компьютер расширяет возможности использованиятаблиц за счет того, что позволяет не только представлять их в электроннойформе, но и обрабатывать входящие в них данные. Класс программ, используемыхдля этой цели, называется табличными процессорами или электронными таблицами.
Особенность табличныхпроцессоров заключается в том, что с их помощью можно не только вводить данныев ячейки таблиц, редактировать и форматировать их, но и применять формулы дляописания связи между значениями, хранящимися в различных ячейках. Расчет позаданным формулам выполняется автоматически. Изменение содержимого какой-либоодной ячейки приводит к пересчету значений всех ячеек, которые с ней связаныформульными отношениями, и, тем самым, при обновлении каких либо частныхданных, обновление всей таблицы происходит автоматически.
Применение электронных таблицупрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведениярасчетов вручную или специального программирования. Электронные таблицы нашлиширочайшее применение в экономических и бухгалтерских расчетах. Их эффективноможно использовать для:
автоматической обработкизависящих друг от друга данных;
автоматизации итоговыхвычислений;
создания сводных таблиц;
ведения простых баз данных;
обработки записей баз данных;
совместной работы сэкономическими или бухгалтерскими документами;
подготовки табличных документов;
построения диаграмм и графиковпо имеющимся данным.
Одним из наиболеераспространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру,является программа Microsoft Excel. Она предназначена для работы с таблицами данных,преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод,редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Созданнаятаблица может быть выведена на печать.3.1 Анализ и выработка согласованной финансовойполитики на предприятии
Предприятие состоит из трехкрупных подразделений. Руководители финансовых отделов этих подразделенийсоставили финансовые планы (бюджет) на период с 01.01.08 по 31.12.2008 инаправили эти планы руководству предприятия для анализа и выработкисогласованной финансовой политики.
На первом этапе руководствоприняло решение провести анализ финансовых потоков. Средства (в млн. руб) на 01.01.2008и ожидаемые ежемесячные поступления и платежи для каждого подразделенияпредставлены в табл.2.
Табл.2.Месяц Подразделение 1 Ср-ва на конец периода Подразделение 2 Ср-ва на конец периода Подразделение 3 /> Ср-ва на нач. пер.: 15 Ср-ва на нач. пер.: 20 Ср-ва на нач. пер.: 20 /> /> поступл. платежи поступл. платежи поступл. платежи /> Январь 100 80 35 50 35 35 80 65 /> Февраль 75 120 -10 30 40 25 70 65 /> Март 50 120 -80 15 50 -10 50 145 /> Апрель 70 50 -60 30 30 -10 60 20 /> Май 85 80 -55 45 30 5 70 35 /> Июнь 60 40 -35 20 20 5 50 20 /> Июль 120 45 40 50 25 30 35 20 /> Август 110 35 115 50 15 65 90 25 /> Сентябрь 90 150 55 50 110 5 60 80 /> Октябрь 150 160 45 70 90 -15 125 130 /> Ноябрь 55 35 65 40 20 5 35 25 /> Декабрь 45 20 90 20 10 15 30 15 /> Итого: 1010 935 205 470 475 155 755 645 />
На основе приведенных данных должны:
1. Для каждого подразделения дать прогноз наличия и движенияденежных средств по периодам (месяцам) и проверить финансовую реализуемостьплана. Ответ оформить в виде таблиц и графиков, характеризующих наличиеденежных средств в зависимости от периода времени.
2. Построить консолидированный финансовый поток в целом попредприятию и проверить финансовую реализуемость консолидированного плана. Результатоформить в виде таблицы и графика.
3. В случае финансовой нереализуемости консолидированногоплана определить сроки и объемы необходимых заемных средств.
Модифицировать таблицу для консолидированного финансовогопотока, введя новые строки, такие как «выплата% за кредит».
Расчеты произвести, исходя из следующих условий:
кредит берется только сроком на 3 или на 6 месяцев;
возврат суммы кредита производится ежемесячно равнымидолями, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был взят;
выплата процентов производится ежемесячно с суммы непогашенногодолга по состоянию на предыдущий месяц из расчета 36 процентов годовых (на 3месяца) либо 66 процентов годовых (на 6 месяцев).
Результаты расчетов оформить в виде таблицы и графика.
4. Оценить целесообразность взятия заемных средств, исходяиз двух критериев:
а) прирост наличия (разность между наличием денежных средствв конце и в начале планового периода) до и после взятия заемных средств;
б) устранение дефицитов наличия денежных средств по периодамдо и после взятия заемных средств.
5. Сделать окончательный вывод, содержащий управленческоерешение (например, о привлечении под определенный процент на определенное времязаемных средств, либо констатация финансовой нереализуемости представленногобюджета).
Для анализа полученной информации, необходимо рассчитатьостатки финансовых средств на промежуточных этапах и произвести консолидацию.
В результате этих действий становится отчетливо видендефицит наличия денежных средств на предприятии в марте месяце, см. табл.3. насумму 145 млн. руб.
Табл.3.Ср-ва на конец периода Консолидированный бюджет /> /> 55 /> поступл. платежи баланс /> 35 230 180 105 /> 40 175 225 55 /> -55 115 315 -145 /> -15 160 100 -85 /> 20 200 145 -30 /> 50 130 80 20 /> 65 205 90 135 /> 130 250 75 310 /> 110 200 340 170 /> 105 345 380 135 /> 115 130 80 185 /> 130 95 45 235 /> 730 2235 2055 1090 />
Исходя из полученных данных от руководителей финансовыхотделов подразделений Предприятия, нахожу необходимым в марте месяце взятькредит в размере 145 млн. руб сроком на три месяца, под 42% годовых дляпогашения дефицита наличных средств на предприятии, так как брать большую суммукредита нецелесообразно. Пример бюджета предприятия с учетом кредита приведенниже в таблице № 4.
Табл.4.Консолидированный бюджет кредит Сумма выплат по сумме кредита Консолидированный бюджет с кредитом /> /> 55 /> поступл. платежи баланс /> 230 180 105 105 /> 175 225 55 55 /> 115 315 -145 145 /> 160 100 -85 48,38408 11,61591667 /> 200 145 -30 48,36717 18,24875 /> 130 80 20 48,35025 19,8985 /> 205 90 135 135 /> 250 75 310 310 /> 200 340 170 170 /> 345 380 135 135 /> 130 80 185 185 /> 95 45 235 235 /> 2235 2055 1090 145 145,1015 1379,763167 />
Как видно, кредит позволяет устранить дефицит наличияденежных средств на предприятии, это четко видно на графике №1, отражающемдвижения денежных средств.
/>
график №1
4. Заключение
В данной курсовой работе былирассмотрены, освещены и оценены возможности пакета прикладных программ MS OFFICE с точки зрения информационных технологий и методов ихиспользования при решении экономических задач. Также были рассмотреныИнтернет-технологии, использование Интернета в бизнесе и язык гипертекста HTML.
Были выполнены задания посоставлению Web-страницы, базы данных в Адресной книгеи построение, вычисление финансовых функций с помощью MS EXCEL.
5. Список используемых источников
1. И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, В.А.Машурцев. Информационные технологии. — Москва, 2007., 222 с.
2. В. Леонтьев. Новейший самоучительработы на компьютере. — Москва, 2007, 496 с.
3. С.В. Симонович. Информатика дляюристов и экономистов. — СПб., 2006, 688 с.
4. Л.В. Рудикова. Базы данных. Разработкаприложений. — СПб., 2006,488 с.
5. Microsoft Access 2000. Справочник под ред. КолесниковаЮ. -СПб., 1999.
6. Microsoft Excel 2000. Справочник под ред. КолесниковаЮ. -СПб., 1999, 480 с.