1. Понятие информация, ИС, ИТ
Термин информация имеетмножество определений.
ИНФОРМАЦИЯ (от лат.informatio — разъяснение, изложение, осведомленность), первоначальная —сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощьюусловных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. ХХ в. общенаучноепонятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом,автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачупризнаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическаяинформация); одно из основных понятий кибернетики. В широком смысле информацияэто отражение реального мира; в узком – это любые сведения, являющиеся объектомхранения, передачи и преобразования. С практической точки зрения информацияпредставляется в виде сообщения. Информационное сообщение (ИС) связано систочником сообщения, получателем сообщения и каналом связи. Если ИСпредставить в виде функции x(t), характеризующей изменение во времениматериально-энергетических параметров физической среды, в которойосуществляются информационные процессы. То функцию x(t) можно различать, как непрерывную(аналоговую) и дискретную. Источником аналоговой информации являются различныеприродные объекты (температура, давление, влажность воздуха) илитехнологические объекты (температура теплоносителя, давление в котле и пр.).Дискретная информация прерывна, например человеческая речь в виде сообщений –носит прерывный характер, а также любые сообщения передаваемые в письменном илиустном виде. В современном мире информация, как правило, обрабатывается на вычислительныхмашинах. Поэтому информатика тесно связана с инструментарием — вычислительноймашиной (ВМ). В зависимости от вида обрабатываемой информации ВМ делят на дваосновных класса: аналоговые и цифровые.
ИС – организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения ИВР илипредоставления ИВУ, удовлетворяющих потребности системы управления и еепользователей – управленческого персонала, внешних пользователей путемиспользования или создания информационных продуктов. ИС существуют в рамкахсистемы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Информационновычислительная работа (ИВР) – деятельность, связанная и использованиеминформационных продуктов.
Информационновычислительная услуга (ИВУ) – это разовая информационно- вычислительная работа.
Под информационнымпродуктом понимается вещественный или нематериальный результатинтеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенномносителе, например программные продукты, выходная информация в виде документовуправления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектов ИС и ИТ.
В соответствии ссистемным подходом любая система представляет собой совокупность,взаимосвязанных объектов функционирующих совместно для достижения общей цели.Важно соблюдение следующих принципов: эмерджентность, гомеостазис,адаптивность, управляемость, самоорганизация.
Структуру любойэкономической системы можно представить субъектом и объектом управления (СУ иОУ), где происходят информационные потоки между внешней средой, ОУ, СУ. ОУпредставляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности(сырье и материалы, оборудование, ГП, работники) и хозяйственных процессов(производство, сбыт, снабжение и т.д.). СУ – представляет собой совокупностьструктурных подразделений ЭС осуществляющих следующие функции управления:планирование, учет, контроль, регулирование, анализ.
Классификация ИС:
Сфера деятельности ОУ:промышленное предприятие, сфера обращения, образование, социальная сфера и др.
Функциональная структураИС: автоматизация подготовки производства, маркетинг, ТЭП, финансы, МТС,управление сбытом ГП, управление персоналом и др.
Организационная структураИС: АРМ, комплекс АРМ.
Границы ИС: ИСпредприятия, отрасли, государственная, международная.
Степень интеграции ИС:локальная ИС, частично интегрированная, полностью интегрированная корпоративнаяИС.
ИТА ИС: ИСцентрализованной архитектуры (один центр хранения и обработки данных),распределенной архитектуры (сети и множество центров).
Специализация ИС: ИСменеджмента, ИПС, системы автоматизированного обучения. В ИС менеджментавыделяют АСУП, АСУ ТП, САПР, автоматизация делопроизводства, поддержка принятиярешения, формирование знаний системы управления.
ИТ можно представитьсовокупностью 3-х основных способов преобразования информации: хранение,обработка и передача. ИТ имеют определенные цели, методы и средства реализации.Цель ИТ – создание из информационного ресурса качественного информационногопродукта, удовлетворяющего требования пользователя. Методами ИТ являются методыи приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. Вкачестве средств ИТ применяются мат.методы и модели решения задач, алгоритмыобработки данных, инструментальные средства моделирования БП, данных, проектированияИС, разработки ПО, программные продукты, ТСО данных.
Различают глобальные,базовые и специальные (конкретные) ИТ. Глобальная ИТ включает в себя модели,методы и средства, формирующие ИР общества. Базовые ИТ предназначены дляопределенной области применения – производство, научные исследования, обучениеи др. Специальные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональныхзадач пользователей, например задач учета, планирования, анализа. Примоделировании информационного процесса и его фаз выделяют 3 уровня:концептуальный на котором описываются содержание и структура предметнойобласти; логический на котором проводится формализация модели; и физический,определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Описание ИТ удобнопроводить с помощью классификатора позволяющего описывать ИТ на четырехуровнях: технологии, процессы, процедуры, операции.
ИТ – это представленное впроектной форме концентрированное выражение научных знаний и практическогоопыта, позволяющее рациональных образом организовать тот или инойинформационный процесс для экономии затрат труда, энергии или материальныхресурсов. ИП часто являются компонентами других, более сложных процессов –социальных, управления, производства.3.Роль и место АИС в экономике
ИС – организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения ИВР илипредоставления ИВУ, удовлетворяющих потребности системы управления и еепользователей – управленческого персонала, внешних пользователей путемиспользования или создания информационных продуктов. ИС существуют в рамкахсистемы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Информационновычислительная работа (ИВР) – деятельность, связанная и использованиеминформационных продуктов.
Информационновычислительная услуга (ИВУ) – это разовая информационно- вычислительная работа.
Под информационнымпродуктом понимается вещественный или нематериальный результатинтеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенномносителе, например программные продукты, выходная информация в виде документовуправления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектов ИС и ИТ.
В соответствии ссистемным подходом любая система представляет собой совокупность,взаимосвязанных объектов функционирующих совместно для достижения общей цели.Важно соблюдение следующих принципов: эмерджентность, гомеостазис,адаптивность, управляемость, самоорганизация.
Структуру любойэкономической системы можно представить субъектом и объектом управления (СУ иОУ), где происходят информационные потоки между внешней средой, ОУ, СУ. ОУпредставляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности(сырье и материалы, оборудование, ГП, работники) и хозяйственных процессов(производство, сбыт, снабжение и т.д.). СУ – представляет собой совокупностьструктурных подразделений ЭС осуществляющих следующие функции управления:планирование, учет, контроль, регулирование, анализ.
Классификация ИС:
1. Сферадеятельности ОУ: промышленное предприятие, сфера обращения, образование,социальная сфера и др.
2. Функциональнаяструктура ИС: автоматизация подготовки производства, маркетинг, ТЭП, финансы,МТС, управление сбытом ГП, управление персоналом и др.
3. Организационнаяструктура ИС: АРМ, комплекс АРМ.
4. Границы ИС: ИСпредприятия, отрасли, государственная, международная.
5. Степеньинтеграции ИС: локальная ИС, частично интегрированная, полностьюинтегрированная корпоративная ИС.
6. ИТА ИС: ИСцентрализованной архитектуры (один центр хранения и обработки данных), распределеннойархитектуры (сети и множество центров).
7. Специализация ИС:ИС менеджмента, ИПС, системы автоматизированного обучения. В ИС менеджментавыделяют АСУП, АСУ ТП, САПР, автоматизация делопроизводства, поддержка принятиярешения, формирование знаний системы управления.
6.Стандарты МRP, MRPII, ERP
SAP R/3 относится кразряду полнофункциональных ERP-систем. Позволяет с уровня управлениякорпорации отслеживать все финансовые операции дочерних предприятий,подразделений, отдельных работников, формировать сводную отчётность,планировать расходы, выдавать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. И всё это- в реальном режиме времени.
SAP — поставщикпрограммных решений для бизнеса. Ключевые бизнес-процессы различных отраслейпромышленности, от авиакосмической промышленности до энергетики и коммунальногохозяйства, поддерживаются с помощью 23-х отраслевых решений SAP на базе mySAPBusiness Suite. В настоящее время в более чем 20000 компаниях, расположенных вболее чем 120 странах мира, работает свыше 64500 инсталлированных системпрограммного обеспечения SAP. SAP имеет дочерние компании, находящиеся в болеечем 50 странах мира, она представлена на нескольких биржах, включаяФранкфуртскую фондовую биржу и Нью-Йоркскую фондовую биржу.
В 1992 году открылось представительствоSAP AG в Москве. За прошедшие 10 лет открылись представительства в Санкт-Петербурге, Алма-ате и Киеве, а численность сотрудников превысила 380 человек.В СНГ и странах Балтии осуществлено 183 продуктивных инсталляций решений SAP.Всего в СНГ и Балтии более 30000 человек работают с решениями SAP.
Системы планированияуправления ресурсами предприятия (ERP — Enterprise Resource Planning) находят внастоящее время все большее распространение, в том числе и в крупнейшихроссийских компаниях. Одной из наиболее развитых является система компании SAPAG (Германия) — SAP R/3 на базе платформы mySAP.com.
Концепция MRPII(Manufacturing Resource Planning) – это методология детального планированияпроизводством предприятия, включающая учет заказов, планирование загрузкипроизводственных мощностей, планирование потребности во всех ресурсахпроизводства (материалы, сырье, комплектующие, оборудование, персонал),планирование производственных затрат, моделирование хода производства, его учетпланирование выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана ипроизводственных заданий.
Концепция ERP (Enterprise ResourcePlanning) является развитием MRPII. Она позволяет отслеживать не только производственные, но и все другиересурсы предприятия (финансовые, сбытовые и др.)
Разбиение на подсистемы изадачи является достаточно условным. Внешним представлением системы являетсясовокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ)административно-управленческого персонала. Каждый АРМ представляет собойподключенную к локальной вычислительной сети предприятия ПЭВМ и совокупностьпрограммных средств, автоматизирующих должностные обязанности конкретного лицаперсонала управления. В главное меню АРМ может быть включена любая функция(задача) из описанных ниже подсистем. При регистрации пользователя в системе,ему подключается индивидуально — подготовленное для него меню системы сзакреплением режимов выполнения функций.
Для работы руководителя вIT-Предприятие™ разработан специальный модуль ситуационного управления, использующийсовременные технологии отображения информации.8.Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»
Федеральный закон«Об электронной цифровой подписи»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ»
(от 10 января2002 года №1–ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и сфераприменения настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовыхусловий использования электронной цифровой подписи в электронных документах,при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документепризнается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажномносителе.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения,возникающие при совершении гражданскоправовых сделок и в других предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации случаях.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения,возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использованияэлектронной цифровой подписи
Правовое регулирование отношений в области использования электроннойцифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом,Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации,информатизации и защите информации», Федеральным законом «О связи», другимифедеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашениемсторон.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основныепонятия:
электронный документ — документ, в котором информация представлена вэлектронно-цифровой форме;
электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа,предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки,полученный в результате криптографического преобразования информации сиспользованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющийидентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установитьотсутствие искажения информации в электронном документе;
владелец сертификата ключа подписи — физическое лицо, на имя которогоудостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеетсоответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим спомощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электроннуюцифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);
средства электронной цифровой подписи — аппаратные и (или) программныесредства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций —создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованиемзакрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованиемоткрытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровойподписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключейэлектронных цифровых подписей.
сертификат средств электронной цифровой подписи — документ на бумажномносителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации дляподтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленнымтребованиям; закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальнаяпоследовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи ипредназначенная для создания в электронных документах электронной цифровойподписи с использованием средств электронной цифровой подписи.
открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальнаяпоследовательность символов, соответствующая закрытому ключу электроннойцифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы ипредназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровойподписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном. документе;
сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронныйдокумент с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющегоцентра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи икоторые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы дляподтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификациивладельца сертификата ключа подписи;
подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронномдокументе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированнымсредством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключаподписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документевладельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном даннойэлектронной цифровой подписью электронном документе.
пользователь сертификата ключа подписи — физическое лицо, использующееполученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи дляпроверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификатаключа. подписи;
информационная система общего пользования — информационная система,которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и вуслугах которой этим лицам не может быть отказано;
корпоративная информационная система — информационная система,участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный еевладельцем или соглашением участников этой информационной системы.
Проект ЭОКС
«ЭлектроннаяОтчетность по Каналам Связи» (ЭОКС) — это проект осуществленияэлектронного документооборота по сети Интернет с использованием средствкриптографической защиты информации, предназначенный для информационного обменамежду налогоплательщиками и налоговыми органами.
Преимуществасдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи
Ключевоенаправление развития взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — применение современных технологий, обеспечивающих, безупречность и быстроту присдаче отчетности. Правильность заполнения и своевременность сдачи отчетностисоздают Вам репутацию добросовестного налогоплательщика и позволяют сэкономитьвремя и деньги. Ведь каждая ошибка, обнаруженная после сдачи отчетности, это — необходимость исправления, упущенные сроки и, следовательно, возможные штрафы ипени. Чем раньше Вы ее исправите, тем дешевле она Вам обойдется.
10 Подсистемабанк-клиент
В настоящее время успехбанков зависит от применяемых информационных технологий, которые частоявляются предпосылкой и фактором появления современных банковских продуктов.На базе новых средств связи и ИТ возникла целая новая сфера банковских услуг-электронные услуги, которая продолжает динамично развиваться.
Автоматизированнаябанковская система (АБС) — это форма организационного управления банком набазе широкого применения новых информационных технологий.Введение
СистемаBS-ClientÔ позволяет организовать обмендокументами между Клиентом и банком по безбумажной технологии и является однимиз способов подготовки и доставки в банк в первую очередь платежных, а такжеиных документов от Клиента.
Системарешает следующие задачи:
· доставка,контроль и обработка различных типов платежных и информационных документовКлиентов,
· обмен сообщениямив произвольном формате,
· получение выписокв различных видах и форматах, а также иной информации из банка.
Технология“Банк-Клиент” позволяет Клиенту проводить операции и получать информацию посвоим счетам без поездок в банк. Более того, так как при надлежащем хранениисекретных ключей фактически невозможно подделать электронную подпись идекодировать электронный шифр, электронные документы Клиента более защищены отподделок и нежелательного просмотра, чем бумажные. Основные возможностисистемы
Вседокументы системы можно разделить на 2 категории:
Исходящиесоздаваемые в системе и пересылаемые в банк,
Входящиеполучаемые из банка.
Всистеме поддерживается работа со следующими исходящими документами:
· платежныепоручения,
· платежныетребования,
· инкассовыепоручения,
· поручения наперевод валюты,
· поручения напокупку валюты,
· поручения напродажу валюты,
· поручения наконверсию валют,
· распоряжения наобязательную продажу валюты,
· справки опоступлении валюты РФ,
· справки овалютных операциях,
· произвольныедокументы (письма в банк),
· запросы выписки,
· запросы на отзывдокументов,
· архивыдокументов.
Всистеме поддерживается работа со следующими входящими документами:
· валютные ирублевые выписки из банка,
· произвольныйдокумент из банка.
Замечание: Список документовможет быть дополнен либо изменен банком.
Дляудобства ввода новых документов в системе существуют справочники.
Справочникиподразделяются на внутренние (клиентские) и корпоративные.
Внутренниесправочники содержат информацию, полезную для работы. Например, списоксчетов корреспондента. Такие справочники Вы можете редактировать и дополнятьсамостоятельно.
Корпоративныесправочники редактируются исключительно банком, ибанк же обеспечивает их заполнение. Такие справочники редактировать и дополнятьсамостоятельно нельзя. Вы можете только использовать справочники в своейработе: подставлять значения из них в создаваемые документы.
12.Функциональное назначение и ресурсы Интернет
Службы Интернета — этосистемы, предоставляющие услуги пользователям Интернета. К ним относятся:электронная почта, WWW, телеконференции, списки рассылки, FTP, IRC, а также другиепродукты, использующие Интернет как среду передачи информации.
Услуги, предоставляемыеИнтернетом, можно разделить на две основные категории.
1. Отложенные (off-line)— основным признаком этой группы является наличие временного перерыва междузапросом и получением информации.
2. Прямые (on-line) —характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Если отполучателя информации требуется немедленная реакция на нее, то такая услуганосит интерактивный характер.
13. Информационные системы и технологии в бухгалтерскомучете
Бухгалтерский учетявляется центральным компонентом системы управления любым хозяйственнымобъектом. Разработка и создание САБУ систем автоматизации бухгалтерского учетаявляется первоочередной задачей автоматизации управления любого предприятия.
Наиболее распространенныев России системы автоматизации бухучета
Программа 1С: Бухгалтерияописана ниже в п.6.
Aubi “АУБИ” — этозарегистрированное название интегрированной программной системы «АвтоматизацииБухгалтерского Учета малых, средних и больших предприятий».
“АУБИ” может быть суспехом использована для автоматизации бухгалтерского учета предприятийразличного рода деятельности. Поддерживает все стандартные подсистемыбухгалтерского учета. “АУБИ” может поставляться в различной комплектации. Пожеланию пользователя в комплект поставки могут быть включены или изъятыразличные элементы программы.
ИНФО — Бухгалтер
Инфин – Бухгалтерия
1. продуманная структурапрограммы и привычный бухгалтеру дизайн
2. полная автоматизацияучета
3. до пяти уровнейаналитического учета
4. минимальные измененияв настройке программы под специфику именно Вашего предприятия
5. бухучет для несколькихпредприятий на одном рабочем месте
6. возможность настройкина любое изменение законодательства
7. возможность ведениядвойной бухгалтерии
8. возможность работы слюбыми валютами
9. парольная защита
10. сохранение данных залюбое количество лет
БОСС САБУ фирмы«АйТи» Фирмой «АйТи» разработана комплексная системаавтоматизации «БОСС», предназначенная для крупных предприятий,производственных и торговых объединений. Как инструмент управления предприятиемсистема «БОСС» имеет отраслевую ориентацию и включает САБУ«БОСС-Бухгалтер», осуществляющую ведение бухгалтерского учета и составлениеотчетности, а также набор следующих функциональных модулей, направленных наавтоматизацию определенных хозяйственных процессов: «БОСС-Кадровик»(управление персоналом и начисление заработной платы);«БОСС-Референт» (управление документооборотом);«БОСС-Кладовщик» (автоматизация складского учета, причем для крупныхпредприятий, как правило, разрабатывается отдельно); «БОСС-Продавец»(управление сбытом); «БОСС-Снабженец» (автоматизация процессаснабжения); «БОСС-Технолог» (управление производством);«БОСС-Финансист» (автоматизация управления финансами с элементамианализа); «БОСС-Аналитик» (анализ фактических производственных затрати полученных финансовых результатов). По сути дела, система «БОСС»представляет собой интегрированную САБУ с расширенным набором функциональныхвозможностей. Компания «АйТи» предлагает две реализации продукта,различающиеся программно-аппаратными платформами. Для средних и некоторыхкрупных предприятий имеется система «БОСС-Компания», которая в качествеSQL-сервера использует ПО Scalable SQL Server v3.01 фирмы Pervasive Software.По желанию заказчика в комплект поставки может быть включен развитыйинструментарий разработки приложений для указанной СУБД, позволяющий вестибыстрое проектирование баз данных и визуальную компоновку программных модулей,используя стандарт языка SQL и язык четвертого поколения. Для крупныхкорпораций, производственных и торговых объединений, куда, например, входятразные по профилю и форме собственности предприятия и организации,предназначена САБУ «БОСС-Корпорация» на базе СУБД Oracle 7 Server,способная работать со сложными структурами данных. Этот продукт условноподразделяется на два блока: достаточно типичный для большинства САБУ модульфинансового учета и программа материального учета, имеющая открытыйсправочник-классификатор материальных ценностей, в который можно внести,например, BAR-код товара для работы POS-терминалов и проведения инвентаризациис использованием специальных сканеров.
БЭСТ
Для управления персоналоми начисления заработной платы используются модули «Кадры» и«Заработная плата», которые могут эксплуатироваться как отдельно, таки в составе комплекса «Интегратор». САБУ фирмы«Интеллект-Сервис» Отличительной чертой ПО «БЭСТ» версии3.1 является ориентация на комплексную автоматизацию предприятий оптовойторговли. Этот продукт может функционировать как в локальном, так и сетевомварианте. В качестве сетевой среды используются ОС NetWare версий 3.11 и выше,Windows NT, VINES, LANtastic и др. Требования к аппаратному обеспечению: длястанции-клиента необходимы процессор 386 и выше, оперативная память от 4 Мбайт;для сервера — процессор от 486DX, ОЗУ объемом не менее 16 Мбайт.
Структурно система«БЭСТ» выполнена в виде набора взаимосвязанных программных модулей:настройка и системные утилиты; ведение Главной книги (АРМ главного бухгалтера);учет кассовых операций; учет операций с банком; учет основных средств; учетпроизводственных запасов; учет товаров и готовой продукции; управлениепродажами (реализацией); заработная плата.
Модуль «Управлениепродажами» (в западных системах он чаще всего носит название «Книгапродаж», или «Оформление заказа») выполняет скорее менеджерские,нежели бухгалтерские функции. Он позволяет составлять заказы на приобретение контрагентамиматериальных ценностей у предприятия. Сформированный заказ служит основой длясоставления счетов и расходных накладных. Описываемый модуль автоматическиконтролирует количество выписываемого товара с определенного склада. Послеотработки всех документов в системе учета заказу присваивается статусисполненного. Составление заказов в значительной мере сокращает затратырабочего времени менеджеров и облегчает планирование торгово-закупочнойстратегии предприятия.
Другие средстваавтоматизации бухгалтерского учета.
Помимо рассмотренных вышепрограммных средств, на российском рынке САБУ имеется еще около двух десятковтиражируемых систем и более 200 продуктов, разрабатываемых по конкретнымзаказам или в расчете на малый тираж и последующее сопровождение специалистамифирмы-производителя. Cетевой программный комплекс бухгалтерского учетаRS-Balance компании R-Style Software Lab состоит из модулей «Центральнаябухгалтерия», «Торговый дом», «Касса»,«Зарплата» и «Основные средства». Главным здесь являетсямодуль «Центральная бухгалтерия», куда поступает информация,введенная в других системах.
Система DiasoftBALANCEкомпании «Диасофт», представляющая собой универсальный программныйкомплекс, позволяет совмещать автоматизацию бухгалтерского учета с комплекснойавтоматизацией банка (на базе ПО DiasoftBANK) или страховой компании (припомощи пакета DiasoftINSURANCE). В рассматриваемую САБУ встроен мощный языкописания расчетов, дающий возможность пользователю самостоятельно определятьалгоритмы обработки первичной информации, например, правила проведениярасчетов, алгоритмы формирования проводок по их результатам, правилаформирования сводных данных. Посредством этого языка можно получить доступ клюбым данным САБУ, после чего с помощью арифметических и логических операций, атакже специальных операторов языка сформировать новую характеристику объектаучета.
Принцип работы САБУкорпорации «Парус» прост и мало отличается от принципов, заложенных вдругие продукты этой категории.
16. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА В РОССИИ
Сущностьбанковской деятельности
Банк —кредитно-финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободныеденежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в видекредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах междупредприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежноеобращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Основное назначение банка— посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и отпродавцов к покупателям.
Наряду с банкамиперемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовыеучреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские,дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансовой системы имеют двасущественных признака.
Во-первых, для банковхарактерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают своисобственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты,облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают вдолговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.
Во-вторых, банки отличаетпринятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга передюридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различныхинвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ихактивов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.
При этом в настоящеевремя наметились тенденции к активному изменению функций как самих банков, таки их основных конкурентов, финансовых институтов, занимающихся операциями сценными бумагами, брокерских фирм, страховых компаний. Эти конкуренты пытаютсяприблизиться к банковским услугам, в свою очередь, банки стали предоставлятьброкерские и другие услуги.
В современных условияхбанки представляют не просто случайный набор, а банковскую систему, т.е.множество элементов с отношениями и связями, образующими действительно единоецелое. Это обусловлено тем, что банки функционируют в экономике неизолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
Существуют несколькоконцепций, применяемых для изучения роли банков в экономике. В соответствии сосновными концепциями банки для сохранения своей конкурентоспособности ивыполнения своей миссии играют следующие основные роли: посреднические,гаранта, плательщика, проводника государственной политики и др
Концепции банковскойфирмы
1 Банк какфинансовый посредник
2 Банк какпроизводитель финансовых продуктов и услуг
3 Банк какмультипликатор роста
4 Банк какделегированный контролер
5 Банк как фирма,обеспечивающая рационирование между потреблением и сбережением20.Безопасность информационных систем
Распределенныекорпоративные информационные системы, системы электронной коммерции ипредоставления услуг пользователям Интернет предъявляют повышенные требования вплане обеспечения информационной безопасности. Концепция «Защищенныеинформационные системы» включает в себя ряд законодательных инициатив,научных, технических и технологических решений, готовность государственных организацийи компаний использовать их для того, чтобы люди, используя устройства на базекомпьютеров и ПО, чувствовали себя так же комфортно и безопасно. Надежнаяинформационная система определяется как система, использующая достаточныеаппаратные и программные средства, чтобы обеспечить одновременную достовернуюобработку информации разной степени секретности различными пользователями безнарушения прав доступа, целостности и конфиденциальности данных и информации, иподдерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на неесовокупности внешних и внутренних угроз.
Наличие и полнотаполитики безопасности — набор внешних и корпоративных стандартов, правил и нормповедения, отвечающим законодательным актам страны и регламентирующих сбор,обработку, распространение и защиту информации.
Гарантированностьбезопасности — мера доверия, которая может быть оказана в архитектуре,инфраструктуре, программно-аппаратной реализации системы и методам управленияее конфигурацией и целостностью.
Идеология открытых системсущественно отразилась на методологических аспектах и направлении развитиясложных ИС. Она базируется на строгом соблюдении совокупности профилей,протоколов. Программные и аппаратные компоненты по этой идеологии должныотвечать важнейшим требованиям переносимости и возможности согласованной,совместной работы с другими удаленными компонентами. Это позволяет обеспечитьсовместимость компонент различных информационных систем, а так же средствпередачи данных.
Системы безопасности самипо себе не могут гарантировать надежность программно-технического уровнязащиты.
С практической точкизрения обеспечения безопасности наиболее важными являются следующие принципыпостроения архитектуры ИС:
— Проектирование ИС напринципах открытых систем, следование признанным стандартам, использованиеапробированных решений, иерархическая организация ИС — прозрачность и хорошаяуправляемость ИС.
— Непрерывность защиты впространстве и времени, невозможность преодолеть защитные средства, исключениеспонтанного или вызванного перехода в небезопасное состояние — при любыхобстоятельствах.
— Усиление самого слабогозвена, минимизация привилегий доступа, разделение функций обслуживающихсервисов и обязанностей персонала. Этот принцип предписывает выделятьпользователям и администраторам только те права доступа, которые необходимы имдля выполнения служебных обязанностей.
— Эшелонирование обороны,разнообразие защитных средств, простота и управляемость информационной системыи системой ее безопасности. Принцип предписывает не полагаться на один защитныйрубеж, каким бы надежным он не казался. Эшелонированная оборона способна нетолько не пропустить злоумышленника, но и в некоторых случаях идентифицироватьего благодаря протоколированию и аудиту.
Высокие требования, предъявляемыек формированию архитектуры и инфраструктуры на стадии проектирования ИС,определяются тем, что именно на этой стадии можно в значительной степениминимизировать число уязвимостей, связанных с непредумышленнымидестабилизирующими факторами, которые влияют на безопасность программныхсредств, баз данных и систем коммуникаций.
Технологии токенов(смарт-карты, ключи для USB-портов). Электронные ключи-жетоны являютсясредством повышения надежности защиты данных на основе гарантированнойидентификации пользователя. Токены являются «контейнерами» дляхранения персональных данных пользователя системы и некоторых его паролей.Основное преимущество токена заключается в том, что персональная информациявсегда находится на носителе и определяется только во время доступа к системеили компьютеру. В настоящее время получают распространение токены с системойперсональной аутентификации на базе биометрической информации, котораясчитывается с руки пользователя. Таким «ключом» может воспользоватьсятот пользователь, на которого настроен этот ключ.
Межсетевые экраны.Использование технологий предполагается для таких задач, как безопасноевзаимодействие пользователей и информационных ресурсов, расположенных вЭкстранет- и Интернет-сетях с внешними сетями; создание технологически единогокомплекса мер защиты для распределенных и сегментированных локальных сетейподразделений предприятий; построение иерархичной системы защиты,предоставляющие адекватные средства обеспечения, безопасности для различных постепени закрытости сегментов в корпоративной сети.
Антивирусные средства. Внастоящее время известно более 45000 компьютерных вирусов и каждый месяцпоявляется более 300 новых разновидностей. При этом считается, что основнойпуть «заражения» компьютеров — через Интернет, поэтому наилучшеерешение, по мнению многих руководителей, — отключить корпоративную сеть отИнтернет.
Защищенные виртуальныечастные сети. Для защиты информации передаваемой по открытым каналам связи,поддерживающим протоколы TCP/IP существуют ряд программных продуктов,предназначенных для построения VPN на основе международных стандартов IPS.Виртуальные сети создаются чаще всего на базе арендуемых и коммутируемыхканалов связи в сетях общего пользования.
Технологии обнаруженияатак. Постоянное изменение сети может привести к появлению новых уязвимых мест,угроз и возможностей атак на ИР и саму систему защиты. В связи с этим особенноважно своевременное их выявление и внесение изменений в соответствующиенастройки информационного комплекса и его подсистем. Это означает, что рабочееместо администратора должно быть укомплектовано специализированнымипрограммными средствами обследования сетей и выявления уязвимых мест дляпроведения атак извне и снаружи, а так же комплексной оценки степенизащищенности от атак нарушителей.
Инфраструктура открытыхключей. Основными функциями являются поддержка жизненного цикла цифровых ключейи сертификатов, поддержка процесса идентификации и аутентификации пользователейи реализация механизма интеграции существующих приложений и всех компонентподсистемы безопасности.
В зависимости от масштабадеятельности компании методы и средства обеспечения ИБ могут различаться,однако признано, что всегда требуется комплексный, интегральный подход. 21.Состав информационных систем.Жизненный цикл ИС
Система является сложной,если она может быть описана более чем на одном языке (академик А.И.Берг). Однимиз основных свойств ИС является ее делимость на подсистемы, которая имеетдостоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации. Обычно выделяютфункциональные подсистемы и обеспечивающие. ФПИС информационно обслуживаютопределенные виды деятельности экономической системы, характерные для егоструктурных подразделений и (или) функций управления. Она представляет собойкомплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей)между задачами. ФПИС могут строиться по различным принципам: предметному,функциональному, проблемному, смешанному (предметно-функциональному).
Предметная направленностьиспользования ИС определяет подсистемы управления производственными ифинансовыми ресурсами, МТС, производством ГП, персоналом, сбытом ГП, финансами.
Проблемный принципформирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятияуправленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решениезадач бизнес-планирования, управления проектами.
Функциональный принцип:стратегическое развитие, технико-экономическое планирование, бухгалтерский учети АХДП. Подсистемы, построенные по функциональному принципу охватывают все видыХДП (производств, снабжение, сбыт, финансы).
Предметный принцип:техническая подготовка производства, основное и вспомогательное производство,качество продукции, логистика, маркетинг, кадры. Подсистемы построенные попредметному принципу относятся в основном к оперативному уровню управленияресурсами.
Обеспечивающие подсистемыявляются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем,в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающихподсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет функциональнуюструктуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное),техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно– правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, атакже интерфейсы с внешними ИС.
Техническое обеспечение –рабочие станции и серверы, являющиеся центральным звеном СОД, периферийные ТС,сетевые коммуникации, средства оргтехники и связи.
Жизненныйцикл информационной системы охватывает все стадии и этапы ее создания,сопровождения и развития: зарождение, разработка, эксплуатация, демонтаж.Целесообразно рассматривать в качестве определяющего документа международныйстандарт ISO/IEC 12207. Данный стандарт определяет структуру жизненного цикла,содержащую процессы, которые должны быть выполнены во время созданияпрограммного обеспечения информационной системы.
На этапезарождения формируются требования, и разрабатывается концепция.
На этаперазработки создается техническое задание, эскизное проектирование, техническийпроект, рабочая документация, внедрение.
При внедрениипроисходит подготовка к вводу ИС, подготовка персонала, комплектация ИС,строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы, предварительныеиспытания, опытная эксплуатация, приемочные испытания. Под сопровождениемобычно понимается выполнение гарантийных работы и послегарантийноеобслуживание.
24. Составтиповой конфигурации «1С: Бухгалтерия»
1) план счетов
2)справочники
3)журналы документов
4)бухгалтерские операции
5)журнал операций ижурнал проводок
6) отчеты (стандартные,специализированные, регламентированные)
25. Понятие ИБ. Состав файлов
ИБ – база, в которойпользователь непосредственно работает.
Состав файлов ИБ: 1СV7.mdb, 1CV7.dd, 1CV7.spl, update.txt и т. д.
Dbf – файлы данных;
Md – описание конфигурации задачи
Dd – описание структуры файлов данных
Spl – словарь, который используется длявыдачи чисел и ден. единиц прописью.
Подключение ИБ: нажатькнопку Добавить, затем указать путь к необходимой ИБ и нажать ОК, после чегоона появится в списке Информационные базы.
Вести бухучет различныхпредприятий в одной программе можно с помощью хранения ИБ, относящихся кразличным предприятиям.
ИБ, с которой вы работаетеможет быть случайно повреждена в результате поломок оборудования, воздействиявируса или ошибок пользователя. Избежать потери данных позволяет ежедневноесохранение накопленной информации в сжатом виде – создание архивной копии БД.Архив можно размещать на жестком диске или/и на дискетах. Размер файла архивазависит от объема ИБ.
Для создания архивнойкопии:
1) подготовьте местодля записи архива (чистые, отформатированные дискеты или свободное место нажестком диске)
2) завершите работусо всеми компонентами системы 1С: Предприятие
3) запустите системув режиме Конфигуратор
4) выберите командуАдминистрирование/Сохранить данные
5) в открывшемсяокне укажите расположение и имя архива
6) нажмите кнопкуСохранить – архив будет записан и система сообщит об этом на табло.
Для восстановленияданных:
1) запуститеКонфигуратор стой базой, которую надо восстановить
2) выберите командуАдминистрирование/Восстановить данные
3) Укажите архив инажмите Восстановить.
26. Работас планом счетов и его настройка. Установка маски кода счетов
Фундаментальным понятиемБУ является ПС. В общем случае ПС не требует дополнительной настройки. Но еслиэто необходимо сделать, то нужно быть очень осторожным. Часть изменений можновыполнить только в режиме конфигурирования. Например такие, как составсубсчетов, настройка аналитического, количественного, валютного учета, признаки(А, П, А/П) и др.
Изменение свойств счетовможет повлиять на формирование регламентированных отчетов, поставляемых фирмой1С.
Вызов плана счетов:Операции/ПС или кнопка Тт на ПИ.
ПС представлен в видетаблицы, начиная со счета 00 и заканчивая забалансовыми счетами.
Для ввода номера счета вбухгалтерских проводках установлено три знака для номера счета и два – дляномера субсчета. (###.##) Рекомендуется установить маску ##.## — это позволяетавтоматически переходить от ввода счета к вводу субсчета.
Каждый счет (субсчет) вПС имеет свою пиктограмму vTопределенного цвета:
Желтый – учет по данномусчету ведется только в разрезе субсчетов;
Синий – счет не имеет субсчетов;
Если пиктограмма помеченакрасной галкой, то счет (счет) создан и редактируется только в режимеконфигурирования.
Для организациианалитического учета используется понятие субконто – проводка, контировка –предназначено для ведения аналитического учета в разрезе, например,номенклатуры или в разрезе сотрудников, договоров.
Каждый синтетический счетможет иметь от 1 до 3 субконто. Как правило, субконто – это справочник, номожет быть субконто, имеющий тип перечисление.
Каждый из счетов можетиметь признаки:
· Заб – счетявляется забалансовым (001; ПС)
· Кол – счетвключает ведение количественного учета, используется в основном на счетах учетаТМЦ (10;43;11;41)
· Вал – признакведения валютного учета.
27.Работа сконстантами и справочниками
Заполнение константпредприятия. Создание новых констант.
Наиболее общая информацияоб организации редко изменяется и хранится в виде констант.(Операции/Константы)
Для каждой константызадаются три параметра:
· Код константы, покоторому программа обращается к константе;
· Наименованиеконстанты – комментарий для пользователя;
· Значениеконстанты.
В режиме 1С предприятиеможно изменять только значения констант. Все другие изменения выполняются врежиме конфигурирования. Для этого необходимо открыть дерево метаданных, ЩПКМна константах, новая константа.
Понятие периодическихконстант. Работа с историей значений.
На этапе конфигурированиясистемы любая константа может быть объявлена периодической.
Если константапериодическая, то в списке констант хранится не только ее последнее значение,но и все ранее существовавшие значения с датами их ввода.
Для просмотра историизначений константы необходимо: установить курсор в строку с нужной константой инажать кнопку История на ПИ окна Список констант, либо выбрать команду Историязначения из меню Действия, либо нажать клавишу F5.
Если команда вводитсявпервые и для ее ввода используется команда Сведения об организации, то датойввода считается 1 января текущего года. Изменения значения вводятся с текущейдатой. Текущую дату будут иметь и первые значения, если они вводятся через окноСписок констант.
1С Бухгалтерия используетто значение периодической константы, которое соответствует дате совершенияхозяйственной операции.
Записи окна История можноредактировать, удалять и добавлять, в том числе копированием.
Если значение константыменяется несколько раз в течении одного дня, то в историю ее значенийдобавляется только одно последнее введенное в этот день значение.
При большом спискезначений в окне История нужное значение можно быстро найти по дате. Для этогонеобходимо установить курсор в колонку дата и ввести дату в формате ГГММДД (безразделителей).
Работа со справочниками.Многоуровневые и одноуровневые справочники. Сортировка.
Справочники служат дляхранения общих и внутрифирменных классификаторов и используются для организациианалитического учета.
Количество, название исвойства справочников задаются на этапе конфигурирования.
Заполнять справочникиможно как в начале работы с программой, так и по ходу дальнейшей работы.
Справочники можнооткрывать для редактирования через меню Справочники или с помощью командыСправочники меню Операции.
Одноуровневые справочники
Во всех справочникахсведения хранятся в виде таблиц: строка – запись об одном объекте, столбец –одна характеристика объекта. Символ объекта – голубая папка слева от записи.
Для ввода нового объектаиспользуется клавиша INSERT, команда Новый из меню Действия или кнопка Новая строка.
В зависимости от объемахранимой об объекте информации данные могут быть введены непосредственно в полятаблицы или в специальную форму.
Введенные данныенеобходимо сохранить, нажав при работе со строкой клавишу ENTER (кнопку Записать) или (при работе сформой) OK.
Справочник может бытьоткрыт в режиме выбора элемента. Для выбора элемента справочника надо еговыделить и нажать кнопку Выбор или клавишу ENTER.
Многоуровневые справочник
В зависимости отсодержания справочника его элементы могут быть (или не быть) объединены вгруппы.
Если объекты справочникаможно группировать, то в меню Действия есть команда Новая группа, а на панелиинструментов окна – кнопка Новая группа.
Для каждой новой группызадается уникальный код (автоматически, но его можно менять) и название. Чтобыоткрыть группу, надо дважды щелкнуть по значку или выбрать Действия – Следующийуровень или нажать CTRL + ↓.
Некоторые справочникипозволяют создавать дерево групп, то есть группы внутри групп (группы второго,третьего и т. д. уровней).
Щелчком по знаку +(-)можно сворачивать и разворачивать структуру групп. Двойной щелчок по папке надереве открывает группу.
Для возврату к спискупредыдущего уровня надо нажать CTRL +↑ или дважды щелкнуть по значку открытой группы или выбрать Действия –Предыдущий уровень.
Записи справочника можносортировать по полям. (Действия/Сортировка или контекстное меню). Сортироватьможно по коду, по наименованию и по реквизиту. По умолчанию записи всправочниках сортируются по наименованию.
Поскольку по умолчаниюэлементы многоуровневых справочников выводятся на экран по группам (действует командаДействия/Иерархический список), сортировка происходит внутри текущей группы,при этом в начало списка выводится название этой группы.
Для того, чтобыпроизводить сортировку по всем элементам справочника, а не только внутритекущей группы, показ в виде иерархического списка должен быть отключен. В этомслучае заголовки групп и элементы справочника не различаются и сортируются какодин список.
Возможность сортировкисправочника по реквизиту и перечень реквизитов, по которым может производитсясортировка, задается на этапе конфигурирования.
28. Работас журналами
Работа с журналами.Установка интервала видимости
Вводимые документыгруппируются в журналы Документов по видам (кассовая книга, приказы по кадрам,счета и т. д.) Количество журналов и виды документов, которые в них будутхраниться задаются на этапе конфигурирования. Один и тот же документ можетотражаться одновременно в нескольких журналах.
Кроме журналов документовпо назначению существует Общий журнал документов, в котором отражаются все введенныедокументы. Общий журнал можно открыть с помощью кнопки на ПИ. Для вызоваостальных журналов используется меню Журналы или команда Операции/Журналыдокументов.
Журналы документовиспользуются для:
· Ввода новыхдокументов
· Работы с ранеевведенными документами
При большом количестведокументов, находящихся в журналах, поиск нужной записи может занять оченьмного времени. Для ограничения объема используется интервал видимости. Вжурналах отображаются только те записи, которые попадают в интервал видимости.По умолчанию интервал видимости – текущий квартал (квартал, в который попадаетдата, считанная при старте программы из системных часов компьютера).
Интервал видимости можетбыть установлен двумя способами: автоматически и и вручную.
Когда журнал вызываетсяна экран, интервал видимости автоматически устанавливается таким, какопределено в настройках: меню Сервис/параметры/Журналы. Настройку можноизменить (действия/Интервал или кнопка Интервал на ПИ окна Настройка действуеттолько для текущего журнала и не сохраняется при закрытии окна).
Изменение рабочей даты невлияет на интервал видимости.
При работе с журналамиможно:
· Вводить новыедокументы
· Вводить новыйдокумент на основании существующего
· Копировать
· Удалять
· Искать
Установка отбора в журнале.Быстрый поиск по журналу.
Программа позволяетпользователю просматривать в журналах записи, отобранные по какому-либопризнаку (Действия/Отбор по значению/Отобрать или кнопка отбор по значению наПИ окна). В возникшем экране диалога укажите вид отбора, отбираемое значение,нажмите кнопку установить отбор, для перехода к общему списку нажмите кнопкуотключить отбор.
Если Журнал проводокразделен по номерам журналов, функция отбора не работает.
В Журнале операций и вЖурнале проводок можно произвести отбор по значению некоторых реквизитовоперации или проводки выделив ее и нажав кнопку Отобрать по колонке.
Для быстрого вводаиспользованного ранее критерия отбора воспользуйтесь кнопкой История отбора.
Для быстрого поискавстаньте в ту графу, в которой необходимо осуществить быстрый поиск и набирайтена клавиатуре символы того значения, которое необходимо найти в этой графежурнала. Поиск ведется вниз от текущего положения курсора в журнале.
31.Составление бухгалтерской отчетности. Виды отчетов
В типовую конфигурациювключен набор стандартных отчетов для получения данных по бухгалтерским итогами проводкам. Стандартные отчеты могут применяться для получения итоговой идетальной информации по любым разделам БУ. Форма стандартных отчетов неподлежит изменению.
Во всех отчетахнеобходимо указывать период. Наиболее часто используемые периоды (месяц,квартал, полугодие) удобно задавать в специальном диалоге, который вызываетсячерез кнопку Календарь. Чтобы период подставлялся автоматически Сервис –Параметры – бухгалтерские итоги – галка С начала года – позволяет формироватьотчет с начала года по определенный период.
Иногда отчетность неможет быть сформирована, так как не рассчитаны бухгалтерские итоги за требуемыйпериод. Расчет производится при запуске программы в монопольном режиме (еслисетевая бухгалтерия) Действия – Управление бухгалтерскими итогами – выбратьпериод и рассчитать итоги.
В состав стандартныхотчетов включены:
· ОСВ – содержитдля каждого счета информацию об остатках на начало и на конец периода иоборотах по дебету и по кредиту за установленный период. Этот отчет (впросторечии – «оборотка») является одним из наиболее часто используемых отчетовв бухгалтерской практике;
· Шахматка –содержит табличное представление оборотов между счетами за некоторый выбранныйпериод. Часто используется бухгалтерами, так как дает наглядное представление одвижении средств и обязательств организации;
· Главная книга –используется для вывода оборотов и остатков счета за каждый месяц;
· Кассовая книга –предназначен для формирования отчетов по кассовым операциям. Формируется наосновании кассовых документов;
· Книга продаж;
· Книга покупок;
· Курсы валют.
Конкретный отчетвыбирается из меню Отчеты (или Операции — Отчеты). Многие отчеты имеют кнопкина панели инструментов.
Во время выбора отчета внижнем правом углу окна программы появляется комментарий к выделенному в данныймомент отчету.
Экранная форма отчетапозволяет настраивать не только период построения отчета, но и многие другиепараметры отчета (счет, вид субконто, значение субконто и др.)
Количество, вид и правилазаполнения реквизитов настройки целиком зависят от конкретного отчета.
Печатная форма отчетапоявляется после того, как нажата кнопка Сформировать (окно настройки остаетсяоткрытым) или OK (окно настройки закрывается).
Созданный отчет можнопросматривать с помощью линейки прокрутки и клавиш управления курсором, приэтом на экране всегда будут видны шапка и «боковик» отчета.
Если в ходе просмотраотчета выяснилось, что некоторые настройки надо поменять, надо дважды щелкнутькнопку Настройка в верхнем левом углу окна, изменить настройки и еще разсформировать отчет.
При формировании отчета спомощью кнопок на панели инструментов экранная форма возникает только в техслучаях, когда требуется уточняющая информация.
Набор параметров, которыйиспользуется для формирования отчета можно сохранить, чтобы в будущем быстростроить тот же отчет. Для сохранения настройки на панели инструментов окнаотчета надо нажать кнопку Сохранить настройку и задать ей имя. Для загрузкиэтой настройки надо нажать кнопку Открыть настройку.
Для анализа отчета,поиска и исправления ошибок удобно пользоваться детализацией (расшифровкой)данных отчета.
Под детализациейпонимается автоматическое построение новых отчетов, «раскрывающих» какой – либопараметр текущего отчета.
Признак возможностидетализации параметра отчета – изменение формы курсора на лупу. Двойной щелчок«лупой» позволяет получить более детальную информацию о параметре отчета.
Если детализироватьпараметр можно разными способами, на экране возникает меню для выбора способадетализации:
· Журнал – ордер –представляет собой отчет по движению на счете (начальное сальдо, обороты сдругими счетами и конечное сальдо), детализированный по датам (периодам) или попроводкам (операциям);
· Карточка счета –в данный отчет включаются все проводки с данным счетом или проводки по данномусчету по конкретным значениям объектов аналитического учета – наименованиюматериала, организации – поставщику и т. д. Кроме того, карточка счетапоказывает остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки послекаждой проводки;
· Анализ счета –содержит обороты счета с другими счетами за выбранный период, а также сальдо наначало и конец периода;
· Обороты счета;
· Ведомость по субконто;
· Отчет попроводкам.
Конечный пунктдетализации – операция или экранная форма документа. Если в реквизитах операцииобнаружена ошибка, то ее можно исправить.
Для завершениядетализации надо закрыть все открытые окна, кроме окна с нужным отчетом, и, есливносили изменения в операции, надо дважды щелкнуть на кнопке Обновить, чтобыизменения отразились в отчете.
Регламентированные отчеты– набор отчетов, которые бухгалтер готовит для формирования итоговойбухгалтерской отчетности.
Набор отчетов ежеквартальнообновляется 1С и бесплатно распространяется между зарегистрированнымипользователями программы.
Владельцам дисков ИТСвозможно получать обновление отчетов по Интернету.
Регламентированные отчетыпоставляются в виде отдельных файлов – внешних отчетов с расширением ert. Данные файлы находятся в файлесамораспакующегося архива *exe.После установки они будут располагаться в каталоге ExtForms подчиненном каталогу ИБ.
Внутри папки ExtForms отчеты будут сгруппированы вкаталоги, имена которых задают год и номер квартала.
Регламентированные отчетысопровождаются текстовыми файлами Rplist.txt (перечень всех отчетов), 1sbinstr.txt (инструкция по обновлению квартальной отчетности), release.txt (номер программы), update.txt(обновление конфигурации).
Для обновлениярегламентированных отчетов Отчеты/Регламентированные/Обновить/путь к файлусамораспакующегося архива.
Специализированныеотчеты: данные расчета ЗП, начисленные налоги с ФОТ, отчет по группам ОС, отчетпо группам НМА, список контрагентов, список номенклатуры.
32.Обеспечение безопасности и сохранение информации программы
ИБ, с которой вы работаете,может быть случайно повреждена в результате поломок оборудования, воздействиявируса или ошибок пользователя. Избежать потери данных позволяет ежедневное сохранениенакопленной информации в сжатом виде – создание архивной копии БД. Архив можноразмещать на жестком диске или/и на дискетах. Размер файла архива зависит отобъема ИБ.
Для создания архивнойкопии:
7) подготовьте местодля записи архива (чистые, отформатированные дискеты или свободное место нажестком диске)
8) завершите работусо всеми компонентами системы 1С: Предприятие
9) запустите системув режиме Конфигуратор
10) выберите командуАдминистрирование/Сохранить данные
11) в открывшемсяокне укажите расположение и имя архива
12) нажмите кнопкуСохранить – архив будет записан и система сообщит об этом на табло.
Для восстановленияданных:
4) запуститеКонфигуратор стой базой, которую надо восстановить
5) выберите командуАдминистрирование/Восстановить данные
6) Укажите архив инажмите Восстановить.
33. Работа в режимеконфигуратора.
Конфигурацией в системе1С называется совокупность 3 составных частей: структуры метаданных, наборапользовательских интерфейсов, набора прав.
Каждый объект метаданныхимеет набор свойств, который определяется на уровне системы и не может бытьизменен в процессе настройки конфигурации.
Для редактированиясвойств используются диалоги двух топив:
1) палитра свойств,которая представляет собой окно с закладками (открывается для констант,реквизитов и т.д.)
2) окноредактирования, которое служит для редактирования свойств справочников,документов, журналов
Все свойства объектовсгруппированы на палитре по различным закладкам. На закладке Общие присутствуютсвойства:
· идентификатор –краткое название объекта метаданных для использования его в программныхмодулях, диалогах, списках (не более 128 символов: буквы, цифры, знакиподчеркивания, не содержит пробелов, всегда начинается с буквы)
· синоним –выдается во всех диалогах и списках вместо идентификатора, не имеет ограниченийна использование символов
· комментарий –служит для расшифровки идентификатора, выдается в скобках вслед заидентификатором или синонимом объекта.
Типы объектов метаданных:
· независимые(константа)
· подчиненные(единицы измерения)
Объект может приниматьследующие типы значений: неопределенный тип, число, строка, дата, справочник,документ, перечисления, счет и т. п.
Типизированные объектыметаданных – объекты, для которых может быть указан тип информации, содержащейсяв объекте.
Типообразующие объектыметаданных (агрегатные) – объекты (справочники, документы, перечисления),которые образуют типы значений других объектов метаданных.
Объекты метаданных,которые могут иметь в своем составе объекты называются агрегатными объектамиметаданных.
Свойства объектаКонфигурация: задача, автор, заставка, основной язык, логотип, установитьпароль для открытия, установить правила округления числовых результатов,включение механизма контроля ссылочной целостности (разрешать непосредственноудалять объекты или только помечать их на удаление).
Настройка параметровконфигуратора производится в диалоге Настройка параметров системы(Сервис/Параметры).
Закладки диалога:
Модули – позволяетнастроить параметры редактора текста, используемых при редактировании модулей.
Текст — позволяетнастроить параметры редактора текста, используемых при редактировании текстовыхдокументов.
Интерфейс – позволяетнастроить используемые шрифты и управляет показом пиктограмм в меню.
Также можно, вызвавдерево метаданных настроить константы, справочники, документы, журналыдокументов, перечисления, отчеты, планы счетов, виды субконто и т. п.
34 Задачиадминистрирования Пользователи, права, интерфейсы
Функции администрированияпрограмм: сохранение, восстановление, загрузка, выгрузка данных, настройкажурнала регистраций, тестирование и исправление ИБ.
Для того, чтобы создатьпользователя необходимо нажать кнопку с человечком на ПИ илиАдминистрирование/Пользователи.
Далее необходимо нажать Ins, после чего появится диалоговое окноСвойства пользователя, в котором необходимо задать имя пользователя, полноеимя, рабочий каталог на закладке Атрибуты, а на закладке Роль задать права иинтерфейс, и если необходимо установить флажок Отключить контроль прав.
Для установки паролянеобходимо нажать замочек на ПИ окна диалога.
Пункт «Монитор пользователей» в меню «Сервис» главногоменю Конфигуратора или кнопка панели инструментов «Конфигурация» так жепозволяют запустить Монитор, минуя процедуру выбора информационной базы. Передзапуском Монитора будет выдан запрос о необходимости сохранения изменений.
35.36.Состав типовой конфигурации 1С ЗП и кадры
Порядок выполнениярасчета зп
Типовая конфигурациякомпоненты расчет устанавливается в виде 3 папок: PRBASIC (новая чистая ИБ), PRBudg (ИБ для бюджетных организаций), PRDEMO (ИБ с демонстрирующим примером).
После запуска программыпоявляется стартовый помощник ( кнопка на ПИ S со звездочками), с помощью которого вводится следующаяинформация:
· Период, скоторого начнется расчет ЗП
· Названиепредприятия
· Источникфинансирования (бюджет или хоз. расчет)
· Указываетсяпрограмма, которая будет использоваться для передачи проводок (например, из ЗПв бухгалтерию)
· Будут лииспользоваться расширенные возможности программы
· Указать будет лисчитаться ЗП «от обратного»
· Будет лисчитаться ЗП в валюте
· Открыть формунастройки конфигурации
· Вести контрольштатного расписания
Дальнейшую настройкуможно выполнить с помощью команды Сервис/настройки и Сервис/настройкипользователя.
Редкоизменяемая(условнопостоянная) информация об организации хранится системой 1С: Предприятиев виде констант. Открыть константы можно с помощью командыСправочники/Константы. Константы могут быть периодическими, т. е. зависеть отдаты. Кнопка F5 или команда История отображает всезначения периодических констант в виде таблицы: Дата и Значение.
В своей работепользователь может использовать ряд справочников. Некоторые из ниходноуровневые (например, Перечень всех должностей), а некоторые многоуровневые(например, список подразделений предприятия). Если справочник многоуровневый,то он является иерархическим списком, в окне справочника отображается деревоуровней (структура списка).
Удаление: Del + Регламенты/Удаление помеченныхобъектов/кнопка контроль.
Уволенные сотрудникиникогда не удаляются из базы, поэтому их рекомендуется переместить в папкуУволенные.
Документ Штатноерасписание предназначен для ввода информации о количестве ставок, типе иразмере должностных надбавок.
Все кадровые приказыможно ввести с помощью команды Документы/Прочие кадровые приказы/Журналприказов.
Кадровые документы:Изменение в штатном расписании, Кадровое перемещение, Перерасчет окладов попредприятию, приказ об увольнении, Прием на работу, Приказ по отпуску, Приказпо предприятию.
Прием на работу новыхсотрудников можно организовать с помощью помощника или без него(Сервис/Настройки пользователя).
Тип сотрудника можетбыть: штатник или договорник, выполняющий работу по договору гражданско-правовогохарактера. Место работы может быть: основное и неосновное (посовместительству).
В зависимости от типасотрудника оформляется документ Приказ о приеме на работу или Договор гражданско-правовогохарактера.
Кадровые данные хранятсяв унифицированной форме № Т2 (Справочники/Сотрудники/Ввод данных).
В справочник Сотрудникивводится и другая информация, характеризующая работника.
В системе 1С используется2 способа поиска нужной информации: быстрый поиск и произвольный поиск.
В некоторых журналахможно производить отбор по значению.
В окне отбораустанавливается вид отбора, интервал и список сотрудников.
Расчет ЗП
Учет рабочего времениведется с помощью календарей. Настройка выполняется, как правило, в началекалендарного года и включает несколько операций: ввод сведений о праздничных днях(Регламенты/Календари/Ввод праздничных дней), заполнить календарь(Регламенты/Календари) можно вручную или с помощью кнопки Автозаполнение.
При составлении приказа оприеме на работу работнику устанавливается календарь (например, сменныйкалендарь №1).
Расчет ЗП ведется 1 раз вмесяц, при этом последовательность действий повторяется.
Программа использует 2временных периода: налоговый (1 год) и расчетный (соответствует периодичностивыплаты ЗП на предприятии).
В типовой конфигурациирасчетный период 1 месяц.
Если ЗП выплачивается сдругой периодичностью (ежемесячно) или начало расчетного месяца сдвинуто(начинается не с 1 числа), то расчетный период изменяется в конфигураторе.
Расчет ЗПРегламенты/Расчет ЗП. После этого расчетный период изменяется (выплата ЗПпроизведена за отчетный месяц). Смена периода Регламенты/Изменить расчетныйпериод.
Не рекомендуетсявозвращаться к прошедшему расчетному периоду, т. к. после этого можетпотребоваться полный перерасчет ЗП.
Последовательностьдействий по расчету повторяется из месяца в месяц.
Ввод информации длярасчета выполняется следующим образом: вводятся кадровые приказы за месяц,вводятся различные начисления (премия), вводятся различные удержания (ссуды,алименты), вводятся отклонения (отпуск, больничный лист, невыходы на работу,командировка и т. д.), вводятся межрасчетные выплаты (внеочередные выплаты).
Порядок ввода документовне имеет значения.
На предприятии могут бытьработники, которым ЗП начисляется согласно табеля: проводим начисление ЗП иосуществляем выплату ЗП.
Если не все работникиполучили ЗП производим депонирование (формируется карточка депонента с помощьюкнопки Депонирование).
Далее производимперерасчет НДФЛ.
После этого рекомендуетсясохранить ИБ (Конфигуратор/Администрирование/Сохранить данные).
После этого можно сменитьрасчетный период и глубину просмотра архива (кнопка на ПИ в журнале Расчетовскрывает расчетные записи по отработанному месяцу). После смены периодапиктограммы окрашиваются в голубой цвет.
Виды начислений:
1) комиссионная выручка– используется для расчета ЗП сотрудников, имеющих форму оплаты труда накомиссионной основе (% от заработанного). По данным справочника Сотрудникибудет взят причитающийся ему % от выручки.
2) индивидуальныйнаряд – используется для расчета оплаты труда работников по простойиндивидуально сдельной системе. В данном документе регистрируется количествопроизведенной продукции (работ, услуг). Расценки на сдельную работу хранятся вспециальном справочнике.
3) бригадный наряд –используется для расчета ЗП в бригаде. В данном документе вводится общая суммазаработка бригады, а также, для каждого члена бригады – коэффициент трудовогоучастия (КТУ) и отработанные часы. В бригадном наряде можно использоватьследующие варианты расчетов: учитывать КТУ, учитывать тариф, учитыватьотработанные часы, распределять приработок.
Если флажки неустановлены, то сумма заработка распределяется поровну.
После ввода всехпервичных документов по начислениям и удержаниям составляется документНачисление ЗП, который хранится в журнале расчета ЗП.
Существует 3 способаначисления:
1) ввод всех начислений иудержаний по сотрудникам
2) переначисление ЗП подокументу – каждому сотруднику можно оформить за месяц только одно начислениепо каждому основанию
3) переначисление ЗП запрошлый период – позволяет сторнировать записи прошлого отчетного периода.
С помощью командыРегламенты можно рассчитать ЗП. В окне диалога 4 закладки: расчет, выплата иформирование выходных документов, НДФЛ, ЕСН.
Если в журнале расчетовуже есть рассчитанные записи, то их можно повторно не пересчитывать, апоставить галку Рассчитать только недосчитанные ранее записи.
Любая форма выплатыоформляется документом Выплата ЗП, в котором указывается за какой периодвыплачивается ЗП и вид выплаты (полная, неполная, по одному виду начислений,аванс). Чтобы получить печатную форму документа его необходимо провести.
В программе имеетсясправочник Расчет ЗП виды расчетов – используется для проведения расчетов иможет быть дополнен новыми видами расчетов, а также можно изменить свойствапредопределенных программой видов расчетов.
Заполнение справочникаведется с помощью помощника. На первом шаге необходимо указать какой расчет(удержание или начисление) требуется создать. Далее вводится название расчета испособ его расчета (фиксированные суммы, процентом от базы, пропорциональноотработанному времени и т. д.).
Новый вид расчетов будетзанесен на вкладку Дополнительные.
Отклонения:
Отклонениями отнормального графика работы считаются: невыходы на работу, очередной отпуск,оплата больничного листа.
Если средний заработокследует уменьшить, необходимо установить галку Ограничивать размер пособия.
Оплата по среднемузаработку (командировка, исполнение гос. обязанностей, льготные дни родителейдетей инвалидов, выходное пособие, дни доноров и т. п.).
37.Формирование различных отчетов «З и К»
На основе введенныхданным можно сформировать различные виды отчетов: стандартные или произвольнойформы.
При формированиипроизвольных отчетов запускается помощник печати.
Сначала необходимо выбратьпо каким данным строится отчет: по кадровым данным или по данным журналаотчетов.
Далее вводится названиеотчета и дата.
После этого вводятсяразрезы отчета, в которых указывается по какому параметру сортировать данные.
На следующем шагенастраиваются графы отчета по каждому из введенных разрезов.
На следующем шагевводятся условие отбора (может быть одно или несколько), при этом используютсяключевые слова И и ИЛИ.
Сконструированный отчетможно вывести на печать или сохранить в виде внешнего файла.
Сведения для ГНИ:
Предприятия обязаныподавать сведения о двух налогах НДФЛ и ЕСН 1 раз в год.
Отчеты для передачи вналоговые органы формируются командой Отчеты/Налоговая отчетность.
Программа автоматическиформирует сведения и подготавливает файл на магнитном носителе, который должныпредоставить в ГНИ.
В ПФР требуется сдаватьиндивидуальные сведения о стаже и заработке.
38.Составтиповой конфигурации 1С торговля и склад
Компонента «Оперативныйучет»
Регистры
Для анализа остатков идвижений средств в системе 1С: Предприятие используются регистры.
Регистр представляетсобой многомерную систему хранения остатков или оборотов. Каждый регистр наэтапе конфигурации описывается набором измерений и ресурсов.
Под измерением понимаетсянабор значений, которые детализируют движения средств, и в разрезе которыххранятся остатки; под ресурсом — числовая величина, которая являетсяколичественным или суммовым значением, отражающим размер движения (остатка).Например, для складского запаса товаров может быть создан регистр «Товарныйзапас» с двумя измерениями — «Товар» и «Склад» и одним ресурсом — «Количество».В этом случае система будет поддерживать остатки товаров в разрезе складов вколичественном выражении.
Изменение остатков иоборотов по регистрам производится движениями регистров. Движения регистровзаписываются документами в момент проведения и имеют четко определенное местона оси времени, определяемое датой и временем документа. Каждый документ можетпорождать неограниченное количество движений по регистрам любых видов.Движения, записанные документом, принадлежат ему и будут автоматическиудаляться или изменяться при удалении или перепроведении документа.
Для работы в реальномвремени система поддерживает точку актуальности итогов. Она может бытьустановлена принудительно, но ее могут изменять проводимые в потоке документы.
Проводимые в потокедокументы получают мгновенный доступ к актуальным итогам по всем регистрам,например, для контроля складских остатков. Хотя, разумеется, существуетвозможность проведения документа задним числом, с одной стороны, и полученияитогов на любой момент — с другой.
Итоги по регистрам могутбыть построены с любым набором разрезов исходя из измерений регистра. Так, вприведенном примере можно построить отчет о движении по товарам в разрезескладов или по складам в разрезе товаров.
40.Информационно-технологическое сопровождение (ИТС)
Ежемесячно фирма 1Свыпускает компакт-диск информационно-технологического сопровождения, которыйсодержит:
· Технологическуюинформацию и материалы для пользователей
· Актуальныетиповые формы бухгалтерской отчетности, ежеквартально выпускаемые фирмой«1С» в соответствии с инструкциями Министерства по налогам и сборам иМинфина РФ.
· Ответы линииконсультаций на типовые вопросы пользователей.
· Новые релизы (впределах той же версии) компонент системы «1С: Предприятие».
· Ежемесячнообновляемые списки сертифицированных партнеров, к которым фирма «1С»рекомендует обращаться.
· Методики,консультации, руководства, практические рекомендации
· Учебные иметодические материалы по эксплуатации, настройке и конфигурированию системы,подготовленные сотрудниками фирмы «1С» и специалистами ФинансовойАкадемии при Правительстве РФ.
· Ежеквартальныепрактические рекомендации по ведению учета и составлению отчетности известныхаудиторов.
· Консультации побухучету и налогообложению от АКДИ «Экономика и Жизнь» и другихэкономических издательств и агентств.
· Систему правовойподдержки, интегрированную с программами семейства «1С: Предприятие»
Квалифицированныесервис-партнеры фирмы «1С»:
Доставляют компакт-дискИТС в офис пользователя программ системы «1С: Предприятия».
Знакомят клиента с новымиинформационно-технологическими компонентами, устанавливают их на компьютер.
Помогают освоить новыевозможности программ семейства «1С: Предприятие». Проводятпрофилактику компьютерных систем, помогают предотвратить сбойные ситуации иобеспечить постоянную, надежную и эффективную работу системы.