Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дагестанскийгосударственный технический университет»
Кафедраинформационных систем в экономике
Методическиеуказания
к выполнениюлабораторных работ №1 и №2 по дисциплине
«Государственныеи региональные информационные системы»
для студентовспециальностей
080801 – «Прикладнаяинформатика в экономике» и
080811 – «Прикладнаяинформатика в юриспруденции»
Махачкала –2008
Аминов Гарун Ильясович
Ахмедханова Сабина Телхатовна
Методическиеуказания
к выполнениюлабораторных работ по дисциплине
«Государственныеи региональные информационные системы»
для студентовспециальностей
080801 – «Прикладнаяинформатика в экономике» и
080811 – «Прикладнаяинформатика в юриспруденции»
Методические указания квыполнению лабораторных работ по дисциплине «Государственные ирегиональные информационные системы».- Махачкала, ДГТУ, 2008. – 55 с.
Методические указанияпредназначены для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям080801 – «Прикладная информатика в экономике» и 080811 – «Прикладнаяинформатика в юриспруденции».
Методические указаниясодержат краткие теоретические сведения о создании Web-документов (начиная от простейших статических додокументов на основе динамического HTML), включая форматирование текста, создание списков, таблиц, форм,фреймов, встраивание различных объектов, использование средств интерактивногообщения с пользователем. В методических указаниях приведены индивидуальныезадания к выполнению лабораторных работ.
Составители:
1. Аминов Г.И., доц.кафедры ИСЭ ДГТУ, к.э.н.;
2. Ахмедханова С.Т.,ассистент кафедры ИСЭ ДГТУ.
Рецензенты:
1. Джабраилов Х.С., директорООО «ИВЦ „Сигма“ к.э.н., доцент ;
2. Невматулина Г.Ф., зав.кафедрой эконометрики и информационных технологий в инвестиционной деятельностиДГТУ, к.э.н., доцент.
Печатается по решению ученогосовета Дагестанского государственного технического университета от „____“______ 200__г.
Оглавление
ВведениеЛабораторнаяработа №1 Браузер Microsoft Internet
Лабораторная работа № 2 Создание простейшей Web-страницы
Литература
Приложение №1
Введение
XX век подарил миру множествоудивительных открытий, среди которых можно совершено заслуженно выделитьпоявление сети Интернет. Именно благодаря Интернету стали возможными не толькопередача и обмен данными между пользователями, разделенными морями и океанами,но и создание средства общемирового вещания, готовящегося оказать серьезную конкуренциютеле- и радиовещанию, а также возникновение среды для сотрудничества и общениялюдей и компьютеров, охватывающей весь земной шар.
В 1989г. ученымЕвропейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN, Швейцария, Женева) Тимом Бернерс-Ли была созданатехнология гипертекстовых документов – World Wide Web, позволяющая пользователю иметь доступ к любойинформации, находящейся в сети Интернет на компьютерах в любой точке земногошара. CERN – европейский научный центр,тематика исследований которого весьма широка. Здесь работает 50% всех физиковмира в этой области. Именно CERNможно считать родиной Web.
Всемирная паутина World Wide Web (WWW)соткана из Web-страниц, которые создаются с помощьютак называемого языка разметки гипертекста HTML (Hyper Text Markup Language).
Язык HTML приобрел популярность в середине90-х годов, благодаря экспоненциальному росту сети Internet. HTML – это язык разметки. Если есть необходимость выделитьтекст на экране полужирным шрифтом, то необходимо в начало текста конец вписатьопределенные символы, например:
Этот текст будет выведенполужирным шрифтом
Такие символы называюттэгами (tag – ярлык, признак). Все тэгивыделяются символами ограничителями (), между которыми записывается имятэга и его параметры. Закрывающий тэг записывается так же как и открывающий, нос символом / — прямой слэш.
Специальные программыпросмотра HTML – документов, которые часто называютбраузерами, служат для интерпретации файлов, размеченных по правилам языка HTML, форматирования их в виде Web – страниц и отображения ихсодержимого на экране компьютера пользователя. Национальный центрсуперкомпьютерных предложений NCSAуниверситета штата Иллинойс внес значительный вклад в развитие Web, также здесь был создан первыйграфический браузер – программа Mosaic.Существует большое количество программ – браузеров, разработанных различнымикомпаниями, однако, на сегодняшний день из всего разнообразия программ явновыделяются две программы-лидеры – Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer.
Настоящие методическиеуказания посвящены выполнению лабораторных работ по дисциплине „Государственныеи региональные информационные системы“ в виде лабораторных работ. В нихприведены принципы построения как статических, так и динамических HTML-документов, также рассмотрены тэги форматированиятекста, документа, создания списков, таблиц, карт изображений, встраиванияразличных объектов, форм и фреймов, использования средств интерактивногообщения с пользователем.
1. Лабораторная работа №1
Тема: „Браузер Microsoft Internet Explorer“
Краткие теоретическиесведения
I. Понятие браузера Microsoft Internet Explorer
Браузер — это программадля просмотра гипертекстовых страниц WWW. Базовым браузером может статьвстроенный в Windows браузер Internet Explorer.
Microsoft Internet Explorer — единственный насегодня браузер, который способен не просто корректно работать с русскимязыком, но и обладает полностью русифицированным интерфейсом.
Базовых возможностейInternet Explorer совершенно достаточно для всех необходимых действий в Сети.
Microsoft Internet Explorer — это не отдельнаяпрограмма, а целый программным комплекс, в состав которого входит несколькоотдельных продуктов:
· Браузер InternetExplorer.
· Outlook Express —программа для работы с почтой и новостями.
· Net Meeting —программа для интернет-телефонии.
· Microsoft Chat —программа для „разговоров“ в текстовом режиме (IRC).
· MicrosoftMessenger — „интернет-пейджер“, программа для быстрого обмена сообщениями,а также неплохая программа интернет-телефонии.
Пока будем иметь делолишь с главной программой — самим браузером, для запуска которого необходимощелкнуть мышкой по значку с синей буквой е на Рабочем столе Windows или наПанели инструментов Интернет рядом с кнопкой „Пуск“.
Для небольшой тренировкипока Интернет не нужен. А навыки работы с Internet Explorer вполне можно наработать,находясь, в режиме „оффлайн“.
II. Интерфейс Microsoft Internet Explorer
Окно, появляющееся призапуске браузера, состоит из следующих основных частей:
· Собственно окно, вкотором происходит открытие и просмотр WWW-страниц.
· Адресная строка,в которой вы набираете нужный нам адрес WWW-страницы.
· Кнопочнаяуправляющая панель, включающая самые необходимые пользователю функции.
· Контекстное меню,вызываемое щелчком правой кнопки мыши.
· Управляющее менюсо спускающимися панелями.
Первое, на что нужнообратить внимание при работе с Internet Explorer, это адресная строка (см.рис.1.).В адресной строке нужно набрать адрес страницы или сайта, который надо посетить.
/>
Рис.1. Адресная строка
Набирать, адрес можно ибольшими, и маленькими буквами.
После окончания ввода нажмитекнопку Enter, браузер начнет немедленно загружать указанную страничку.
III. Навигационные кнопкиMicrosoft Internet Explorer
/>
Рис.2. Панель кнопок Internet Explorer
Над адресной строкой расположенакнопочная панель, на которой представлены все наиболее используемые инструментыдля перемещения по страничкам (рис.3.).
Назад /вперед
Часто при просмотреWWW-страниц возникает необходимость вернуться на несколько страничек назад. Вэтом случае используют кнопку „Назад“.
А кнопка „Вперед“поможет потом совершить обратный переход
Остановить
В Интернет есть разныестранички. Совсем маленькие, загрузка которых займет буквально несколькосекунд, и очень большие, перенасыщенные графикой. Ждать, когда браузер „скачает“все содержание таких страниц, чаще всего не нужно. Вот тогда и пригодится эта кнопка.
Обновить
После просмотра страницыхранятся в особой папке на жестком диске — дисковом кэше. Перед тем как скачатьстраничку, браузер смотрит в свой дисковый кэш: нельзя ли достать ее оттуда?Часто это возможно. Но если браузер показывает старое, взятoe из кэшасодержание — нажмите на кнопку „Обновить“.
Домой
Эта кнопка „отправит“на так называемую „стартовую страницу“, с которой браузер начинаетсвое путешествие по WWW. По умолчанию это „приветственная“ страницаMicrosoft. Однако можно указать браузеру, какую именно страницу выбрать вкачестве „стартовой“.
Поиск
При нажатии этой кнопкибраузер „раздвоится“: в левой части его окна откроется мини-окнодоступа к основным поисковым серверам Интернет. Можно ввести в командную строкуинтересующее слово или словосочетание, и выбранный сервер отыщет в Сети информациюпо нужной тематике.
Избранное
В открывшемся слева окнепоявится папка с коллекцией ссылок на интересные страницы. Пока не начатаработа в сети — она пуста.
Медиа
Нажав эту кнопку, откроетсяв левой панели InternetExplorer проигрыватель Windows Media Player.
Журнал
Здесь хранятся ссылки навсе посещенные в последние несколько дней страницы.
Почта
Эта кнопка даетвозможность запустить Outlook Express для ознакомления с пришедшей почтой игруппами новостей.
Печать
По этой командевыведенная на экран страничка отправится на печать.
Кнопочную панель InternetExplorer можно настроить, удаляя или добавляя кнопки по своему вкусу.
Щелкнув по кнопочнойпанели правой кнопкой мыши, вызывается „Контекстное меню“, содержащеевсе операции, которые можно применить к данному элементу.
В самой нижней части менюрасположена строчка „Настройка“
После выбора этого пунктапоявится небольшое окошко, в правой части которого можно увидеть список всехкнопок, имеющихся на нашей панели. А слева — названия дополнительных кнопок,которые можно на панель поместить. Перемещение строчек из одного окошка вдругое осуществляется с помощью кнопок „Добавить“ и „Удалить“.
Vi. Управляющее меню Microsoft Internet Explorer
Меню файл
С помощью команды „Создать“можно открыть новое окно Internet Explorer (это необходимо для работы сомногими страницами сразу), создать сообщение электронной почты, послать письмов группу новостей, добавить новую запись в адресную книгу.
Команда „Сохранитькак“ дает возможность записать выбранную страницу на диск в видегипертекстового файла в формате HTML.
Команда „Печать“отправит текущую страницу на принтер.
Воспользовавшись командой»Отправить", можно отослать страницу (или ссылку на нее) по какомулибо адресу.
К услугам меню «Работатьавтономно» обращаются в том случае, если необходимо просмотреть одну изпосещенных ранее страниц, не входя при этом в Сеть.
Меню правка
Команды «Выделитьвсе», «Вырезать», «Копировать», относящиеся коперациям над фрагментами текста, знакомы уже по работе с текстовыми редакторами.
Команда «Найти наэтой странице» поможет найти на открытой странице нужное слово илисловосочетание.
Меню вид
Предоставляет большиевозможности по изменению внешнего вида Internet Explorer. Можно добавить илиубрать любую панель Internet Explorer. Для этого воспользуйтесь услугами меню «Панелиинструментов» и «Панели обозревателя».
Бывает, что русский текстотображается в окне Internet Explorer в виде совокупности бессмысленных символов.В этом случае надо проверить правильность выбора кодировки браузером для этойстраницы. И, в случае ошибки, выбрать ее самостоятельно в меню «Вид кодировки».Как правило, путаются кодировки «Кириллица (КОИ-8), и „КириллицаWindows“.
Меню „Размершрифта“, „Остановить“ и „Обновить“ дублируют функциисоответствующих кнопок на кнопочной панели Internet Explorer.
Меню „избранное“
Единственное меню, новыепункты в которое пользователь может добавлять самостоятельно.
С помощью кнопки пунктаменю „Добавить в избранное“ можно добавить в эту папку своеобразнуюзакладку, со ссылкой на открытую в текущем окне страницу Интернет.
Меню „сервис“
В этом меню скрываютсявсе механизмы, с помощью которых можно настроить Internet Explorer или изменитьпараметры его работы (меню „Свойства обозревателя“).
Отсюда же можно получитьдоступ к программам электронной почты и групп новостей (меню „Почта и новости“)и перейти на страницу обновления Windows на Web-сервере Microsoft (»WindowsUpdate"). В том случае, если на компьютере установлены какие-нибудьвспомогательные программы, работающие совместно с Internet Explorer, в меню «Сервис»,а заодно и в Контекстном меню Internet Explorer появятся новые команды.
Меню «справка»
Содержит толковый учебникпо работе в Интернет, и раздел «Полезных советов», и информацию окорпорации Microsoft. Некоторые пункты этого раздела указывают на страницыИнтернет, так что для работы с ними придется сначала подключиться к Сети.
Контекстное меню
Контекстное меню можно вызватьиз любого участка Internet Explorer с помощью одинарного щелчка правой кнопкоймыши.
Оказывается, для открытиястраницы, прячущейся за интересующей ссылкой, не обязательно покидать тустраницу, на которой находитесь. Попробуйте вызвать Контекстное меню, установивмышиный курсор на любую ссылку на WWW-странице. Выберите в Контекстном менюпункт «Открыть в новом окне»
Также с помощьюКонтекстного меню можно добавить ссылку в коллекцию — в папку «Избранное».
Подведите курсор к любойкартинке и вызовите Контекстное меню. С помощью команды «Сохранить файл как...»можно отправить картинку или файл к себе на диск. А выбрав команду «Распечатать»,можно отправить интересующий вас элемент страницы на печать.
V. Панели «Избранное», «Журнал»,«закладки»
В браузере существует папка«Избранное» — своего рода «записная книжка» путешественникапо Сети. В нее можно складывать ссылки на интересные страницы, чтобы потомоткрыть их одним щелчком мыши. Эти сохраненные ссылки называются «закладками».
Открыть папку «Избранное»можно несколькими способами. Первый и самый удобный — щелкнуть по кнопке «Избранное»в Панели управления Internet Explorer. В этом случае коллекция ссылок будетдоступна в виде отдельной панели в левой части браузера. Для того, чтобывернуться к обычному режиму работы, щелкните по кнопке второй раз — панель сзакладками тут же спрячется.
Второй способ — щелкнутьпо меню «Избранное» на верхней управляющей панели Internet Explorer.Тогда ваши ссылки откроются в виде обычной системы выпадающих меню.
Добавлять ссылки в «Избранное»можно различными путями: либо с помощью пункта «Добавить в Избранное»меню «Избранное» (или панели «Избранное»), либо «перетаскивая»их мышью из окна браузера на панель «Избранное» справа, либо щелкнувпо ссылке правой кнопкой и выбрав пункт Контекстного меню «Добавить в „Избранное“.
Обычно компьютер сам даст»закладке" подходящее название, однако иногда придется присвоить ейимя попонятнее.
Гораздо разумнееорганизовать в папке «Избранное» ряд вложенных папок,рассортированных по тематике ссылок.
Воспользуйтесь пунктомменю (или панели) «Избранное» «Упорядочить „Избранное“.В этом случае вы получите возможность создавать папки и перемещать в нихготовые закладки в режиме Проводника Windows.
Если работать сзакладками „Избранного“ приходится постоянно, разумнее будет напротяжении всего сеанса работы держать папку „Избранное“ передглазами, в левой части экрана. В этом случае можно работать с закладками ипапками точно так же, как и с обычными файлами и папками в Проводнике Windows.Папки можно удалять, переименовывать и создавать с помощью Контекстного меню.
Работа со ссылками вавтономном режиме. „Подписка“. У ссылок в папке „Избранное“существует еще одна интересная особенность: с их помощью можно „оформитьподписку“ на интересующие страницы. Теперь их новые версии будутавтоматически загружаться на компьютер после установки соединения с Интернет, апросматривать их можно и в режиме отключения от Сети!
/>
Рис. 3. Панель „Избранное“.
Щелкните по любой ссылкена панели Избранное правой кнопкой мышки. В этом самом меню вы обращаетевнимание на пункт „Сделать доступной автономно“. Вот под ним скрываетсяМастер „подписки“.
»Подписываясь"на страничку, вы указываете не только тип и время ее обновления, но и числостраниц, которые вы хотите обновить..
Если вы выберете ручнойрежим обновления, то вся информация с выделенных вами страничек будет обновленапо команде Синхронизировать в меню Сервис.
Поставьте галочку напункте «Работать автономно» меню «Файл» Internet Explorer,после чего загрузите страничку, как в обычном режиме, набрав ее адрес вадресной строке браузера или щелкнув по соответствующей ссылке в панели «Избранное».
Вместо окна «Избранное»левой части окна InternetExplorer можно открыть идругую полезную панель — «Журнал». Это тоже коллекция ссылок, воттолько создает их не пользователь, а сам браузер. Каждый раз, когда мыоткрываем новую страницу, программа фиксирует это в журнале.
Благодаря «Журналу»можно отследить свой собственный маршрут на протяжении нескольких недель.
Уточнить, в течениекакого времени будут храниться ваши ссылки, можно с помощью меню InternetExplorer Сервис/Свойства обозревателя/Общие/Журнал. «По умолчанию»программа хранит свои заметки на протяжении 20 дней, однако многие предпочитаютустановить меньший срок — скажем, 4-5 дней.
Ссылки на страницы в «Журнале»могут, по желанию пользователя, быть отсортированы в разных режимах:
− по узлу —странички будут сгруппированы по сайтам.
− по датепосещения.
− по посещаемости
− по порядкупосещения.
Переключаться междурежимами можно с помощью кнопки «Вид» в левом углу панели.
Использовать «Журнал»можно и для других целей — например, для путешествий по уже посещенным намисайтам Сети в режиме «оффлайн». То есть, не подключаясь к Интернет.
Использование автономногорежима при работе с Журналом дает возможность поиска в кэше Internet Explorer —теперь можно вызвать на экран любую из посещенных ранее (и сохраненных в кэше)страниц, найдя ее по ключевому слову или фразе.
Перейдите в режимавтономного просмотра, откройте окно журнала и нажмите кнопку «Поиск».Теперь введите в строке поиска нужное слово или фразу и нажмите кнопку «Искать».
Просмотрев кэш, InternetExplorer выдаст список всех страниц, содержащих это слово или фразу. При этомстранички, доступные в данную минуту для автономного просмотра, будут выделеныболее ярким шрифтом, ну а те, просмотреть которые можно только, находясь вСети, более светлым шрифтом.
VI. Тонкая настройка Internet Explorer
Войдите в меню «Сервис»и выберите команду «Свойства обозревателя». Меню настроек программысодержит семь вкладок.
Вкладка «Общие».
Здесь можно задать «стартовуюстраницу», с которой будет начинаться путешествие по Интернет. Впоследствии,нажав на кнопку «С текущей», можно задать в качестве исходной любуюстраницу, на которой в данный момент находитесь.
Тут же можно задатьколичество дней, которые охватывает память «Журнала».
Раздел «Временныефайлы Интернет» посвящен параметрам дискового интернет-кэша, в которойбраузер сохраняет все открываемые страницы.
Нажав на кнопку «Настройка»,можно задать максимальный размер дискового пространства, которое будет заниматькэш. В этом случае при превышении заданного вами лимита кэш будет автоматическиочищен.
Кроме того, можно указатьбраузеру, когда ему необходимо обновлять страницы WWW. Если соединение сИнтернет стабильное и быстрое, установите пометку рядом с меню обновлениястраницы при каждом ее посещении.
Вкладки «Безопасность»и «Конфиденциальность» пока что не понадобятся: там уже всеустановлено как надо.
Вкладка «Содержание».
Во включенном состоянииКонтролёр будет запрещать доступ к страницам, содержание которых нежелательнопоказывать.
Здесь же — параметрыАвтозаполнения форм (Internet Explorer запоминает наиболее часто вводимыеданные).
Вкладка «Подключение».
Здесь можно изменитьпараметры уже существующего подключения к Интернет (все эти операции можновыполнить, нажав кнопку «Настройка») и создать новые, запустив Мастерподключения.
Именно здесь находитсянеобходимый для работы с Интернет параметр, — настройка прокси-сервера.
Прокси-сервер — этогромадный, объемом до нескольких гигабайт, кэш, располагающийся на сервере увашего провайдера. Увеличенная копия нашего дискового интернет-кэша.Использование прокси-сервера может серьезно ускорить работу с Интернет.
Параметры прокси-сервера— адрес и порт — можно найти в данной вам провайдером документации по настройкесоединения с Интернет.
/>
Рис. 4. Свойстваобозревателя
Вкладка «Программы».
С ее помощью можновыбрать программы для работы с электронной почтой и группами новостей, редакторWeb страниц, программу для голосового общения по Сети и другие дополнительныепрограммы.
Вкладка «Дополнительно».К этой вкладке обращаются самые дотошные пользователи Internet Explorer,которым нужны новые, более тонкие возможности регулировки. С ее помощью можнонесколько изменить внешний вид Internet Explorer, например, сделать болеемелкими кнопки в меню. А также отрегулировать параметры работы InternetExplorer со страницами WWW. Вообще-то к этим регулировкам следует прибегатьтолько в том случае, когда вы точно знаете, что делаете. В крайнем случаевоспользуйтесь услугами имеющейся здесь же кнопки «Восстановить исходныезначения».
«Расширенные»возможности Internet Explorer. У Internet Explorer существует свой кэш — директорияна диске, куда браузер складывает все просмотренные странички. Делается это дляудобства. Страничка состоит не только из изменчивого текста, но и изграфических элементов, которые могут не меняться годами. Вот потому и заводитбраузер собственную «кладовую» на диске — и обращается к ней каждыйраз, когда пользователь дает ему команду на открытие странички. Измениласьстраничка — из кэша будут взяты лишь картинки, не изменилась — загрузится вся целиком.
Кстати, подобную «кладовую»имеет не только ваш браузер, но и компьютер провайдера. И называется она,прокси-сервером.
Локальный «кэш»Internet Explorer позволяет не просто экономить время на загрузке странички, нои путешествовать по уже посещенным страницам Сети без подключения к Интернет. Асделать это можно, переведя браузер в «автономный режим». Включитьавтономный режим можно, войдя в меню Файл Internet Explorer и установив галочкуна пункте Работа в автономном режиме. Поэтому, если вы часто хотитепользоваться автономным режимом, не забудьте увеличить размер вашегоинтернет-кэша. Сделать это можно через меню Сервис/Свойстваобозревателя/Общие/Временные файлы Internet/Настройка.
VII. Сохранение страниц Интернет
Иногда возникает необходимостьсохранить документ на жестком диске, точно так же, как мы сохраняем обычныйдокумент Word.
Однако страницы Интернетотличаются от обычных текстов. Прежде всего тем, что они являются составнымидокументами, содержащими, помимо текстовой информации, еще графическоеоформление, микропрограммы-скрипты и многое другое. А потому и сохранять этидокументы придется по-особому. Сохранить открытую страницу Интернет можно черезменю «Файл/Сохранить как...» Internet Explorer. Остается толькоопределить, в каком именно формате будет сохранена интересующая информация. Самыйпростой вариант — сохранить только текстовое содержание страницы (формат*.txt). В большинстве случаях именно он оказывается и самым оптимальным. Всамом деле, файлы этого формата можно позднее открыть в великом множествепрограмм для работы с текстами, начиная от Word и заканчивая простым БлокнотомWindows. Да и занимают они немного места — не более десятка килобайт!
/>
Рис. 5. Сохранениестраницы
Если же нет желанияотказываться от полюбившегося формата *.html (при конвертации в *.txt теряетсяразметка документа), можно сохранить текст и в этом формате, опять-таки отказавшисьот иллюстраций.
Однако у этого методаесть и свои недостатки. Как быть, к примеру, в том случае, если в интересующейвас статье имеются иллюстрации, важная графическая информация, без которойматериал потеряет большую часть своей ценности?
В этом случае в выбраннойвами для сохранения папке возникнет файл в гипертекстовом формате *.htm. а впридачу к нему — еще и одноименная папка, содержащая все включенные в страницуграфические файлы.
Это тоже удобно —текстовое содержимое всегда можно из такой странички выдернуть, скопировав егов Буфер обмена Windows, или же просто по новой сохранив страничку в уже упомянутом*.txt формате. Зато сохраняется наглядность и выразительность, выгодноотличающая Web страницы от обычного текста.
При большом количествесохраненных на диске страничек работать с архивами становится затруднительно.Именно поэтому разработчики Internet Explorer и включили в браузер третийформат сохранения странички — «сжатый» формат *.mht.
Благодаря этому методу высможете сохранить необходимую вам страничку в одном-единственном файле. Чтонемаловажно — со всеми ее графическими элементами. В итоге страничка, открытаявами из файла *.mht выглядит точно так же, как только что загруженная из Сети.
Как видим, выбратьодин-единственный формат сохранения документов Интернет трудно. Гораздо удобнеепользоваться всеми форматами, предоставляемыми нам Internet Explorer, выбираянужный, по мере необходимости.
• Для относительнопростых текстовых документов, не отягощенных нужной графикой, лучше всегоподойдет *.txt
•Для текстовых документовсо сложным форматированием и разметкой, а также для таблиц — «чистый»*.html
•Для обильноиллюстрированных материалов — *.htm (Web-страница полностью) и в отдельныхслучаях — Web-архив *.mht.
Контрольные вопросы
1. Что представляетсобой браузер?
2. Какие программывходят в состав Internet Explorer?
3. Какие естьспособы вызова Internet Explorer?
4. Что такоеадресная строка, для чего она предназначена?
5. Какие компонентывходят в состав интерфейса Internet Explorer?
6. Какие есть кнопкина панели Internet Explorer?
7. Каковы основныекоманды содержатся в управляющем меню?
8. Каковы командыконтекстного меню мыши?
9. В чем назначениепапки «Избранное2?
10. В чем назначениепанели»Журнал"? Способы сортировки в журнале.
11. Какие настройкиInternet Explorer можно установить с помощью меню «Сервис»?
12. Что представляетсобой работа Internet Explorer в автономном режиме?
13. Как осуществитьподписку на страницы Internet?
14. В чем особенностьразличных форматов сохранения страниц?
15. Назначениеформатов htm, html, mht?
Индивидуальные задания
1. Запустить Internet Explorer .
2. Ознакомиться сосновными элементами окна браузера: окно просмотра страниц, адресная строка,кнопочная панель, управляющее меню.
3. В адресной строкепросмотреть список последних используемых адресов. Выбрать один из адресов. Вокне просмотра просмотреть страницу в автономном режиме.
4. Загрузить вавтономном режиме другую страницу из списка в адресной строке и при помощикнопки Назад/Вперед на кнопочной панели просмотреть информацию по различнымстраницам. Выберать кнопку Домой. Что изменилось?
5. Нажать кнопкуПоиск. Окно Браузера разделиться на две части. Ознакомиться с информацией влевой части окна браузера.
6. Выбрать кнопкуИзбранное. Просмотреть папки ссылок. Ссылки, выделенные серым цветом — недоступны в автономном режиме. Ссылки, выделенные черным цветом — можнопросмотреть в окне справа. Просмотрите доступные ссылки. Пользуйтесь кнопкойНазад/Вперед
7. Выбрать кнопкуЖурнал. В левой части окна располагаются ссылки на посещенные ранее страницы: 3недели назад, на прошлой неделе и т.д. Просмотреть содержимое журнала.
8. Установить различныережимы сортировки ссылок в журнале: по узлу, по дате, по посещаемости, попорядку посещения. Использовать слева на панели кнопку Вид.
9. Нажать кнопкуПочта. Запускается OutlookExpress — программа ознакомления с почтой иновостями. Ознакомиться с внешним видом окна программы и пунктами меню.
10. Добавить накнопочной панели кнопку «Во весь экран» а затем удалите ее.Попробуйте добавить другие кнопки на панель, убрать их.
11. Ознакомиться суправляющим меню. Выбрать меню Файл. Проверить установлена ли галочка на пунктеРаботать автономно.
12. Открыть меню Вид.Убрать адресную строку, восстановить ее. Попробуйте добавлять или убиратьпанели Internet Explorer: панели инструментов, панелиобозревателя Убрать кнопочную панель. восстановить ее. Установить полезныйсовет в панелях обозревателя. Сменить размер шрифта на мелкий. Сменитькодировку Кириллица Windowsна Кириллицу КОИ8.
13. Просмотрите менюИзбранное. Выберите дну из страниц в автоматическом режиме и добавьте вИзбранное. В пункте Упорядочить выберите занесенную странирцу и удалите ее.Создайте здесь новую папку и занесите в нее какую-нибудь другую страницу.
14. Установитеразличные настройки в меню Сервис/Свойства обозревателя. На вкладкеОбщие/Домашняя страница задайте стартовую страницу. Указать С текущей.
15. Увеличьте размерКЭШа на вкладке Общие/Временные файлы/параметры (Занимать на диске на более 5Мегабайт)
16. Если связьстабильна, установите обновление страницы При каждом посещении (Сервис/Свойстваобозревателя/Общие
17. Установитекатегорию ограничения доступа информации: Сервис/Свойстваобозревателя/Содержание/Ограничение доступа — Включить.
18. Установитьредактор для просмотра страниц (HTML-кода):Сервис/Свойства обозревателя/Программы Internet/Редактор HTML: Word илиблокнот. Выбрать какую-либо страницу и через контекстное меню мыши просмотретьее HTML-код
19. Установить времяхранения ссылок в журнале на 25 дней: Сервис/Свойства обозревателя/Общие/Журнал
20. Войти в менюСправка/Вызов справки. Изучить структуру справки, ее разделы.
21. Вызватьконтекстное меню мыши на какой-либо странице, просмотреть доступные команды.Затем на ссылке страницы вызвать КММ и выбрать пункт Открыть в новом окне.Далее выбрать картинку страницы и также вызвать КММ, выбрать пункт«Сохранить как» — для сохранения графического изображения на дискекак отдельного файла.
22. Выполнитепоследовательность действий следуя указаниям мастера подписки на страницы.Выберите в Избранном ссылку по КММ — пункт Сделать доступной автономно. Здесьоткрывается мастер подписок. В ручном режиме обновления установите синхронизацию:Сервис/Синхронизировать
23. Сохранитестраницу Файл/Сохранить как в одном из предложенных форматах: TXT -формат, HTML — формат
24. Просмотрите,какие еще настройки можно устанавливать для Internet Explorer в меню Сервис/Свойства обозревателя/Дополнительно.
25. Оформите отчет опроделанной работе.
2. Лабораторнаяработа №2
Тема: «Созданиепростейшей Web-страницы»
Краткие теоретическиесведенияI. Что такое World Wide Web?
/>World Wide Web (WWW) — это сеть информационных ресурсов.Для того, чтобы сделать эти ресурсы доступными наиболее широкой аудитории, вWeb используются три механизма:
1. Единая схеманаименования для поиска ресурсов в Web (например, URI).
2. Протоколы длядоступа к именованным ресурсам через Web (например, HTTP).
3. Гипертекст дляпростого перемещения по ресурсам (например, HTML).
Связи междуэтими тремя механизмами становятся очевидными по прочтении этой спецификации./>Введение в URI.Каждыйресурс в Web — документ HTML, изображение, видеоклип, программа и т.д. — имеетадрес, который может быть закодирован с помощью />универсального идентификатора ресурсов (UniversalResource Identifier), или URI.
URI обычносостоят из трех частей:
1. Схеманаименования механизма, используемого для доступа к ресурсу.
2. Имя машины, накоторой располагается ресурс.
3. Имя собственноресурса, заданное в виде пути.
РассмотритеURI этой спецификации HTML на сервере W3C:
www.w3.org/TR/PR-html4/cover.html
Этот URIможет читаться следующим образом: этот документ можно получить по протоколуHTTP (см. [RFC2068]), он располагается на машине www.w3.org, путь к этомудокументу — "/TR/PR-html4/cover.html". Кроме того, в документах вформате HTML Вы можете увидеть схемы «mailto» для электронной почты и«ftp» для протокола FTP.
Вот еще одинпример URI. Он относится к почтовому ящику пользователя: … текст...
Комментарии отправляйте Джо Кулу.
Примечание.Большинство читателей уже знакомо стермином />«URL», но незнает термина «URI». URL образуют подмножество более общей схемы наименованияURI.
Некоторые URIуказывают на местоположение внутри ресурса. Этот тип URI заканчивается символом"#", за которым следует указатель (/>идентификатор фрагмента). Например,следующий URI указывает на фрагмент с именем section_2: somesite.com/html/top.html#section_2/>
/>Относительный URI не содержит информации о схеменаименования. Путь в нем указывает на ресурс на машине, на которой находитсятекущий документ. Относительные URI могут содержать компоненты относительногопути (например, ".." означает один уровень выше в иерархии) и идентификаторыфрагментов.
/>Относительные URI приводятся к полным URI с помощью базовогоURI. В качестве примера приведения относительного URI предположим, что у насимеется базовый URI «www.acme.com/support/intro.html».Относительный URI в следующей ссылке:
Suppliers
будетпреобразован в полный URI«www.acme.com/support/suppliers.html», а относительный URI вследующем фрагменте
будетпреобразован в полный URI «www.acme.com/icons/logo.gif».
В HTML />URI используются для:
· ссылки на другиедокументы или ресурсы (см. элементы Aи LINK).
· ссылки на внешниетаблицы стилей или скрипты (см. элементы LINK и SCRIPT).
· включения встраницу изображений, объектов или апплетов (см. элементы IMG, OBJECT, APPLET и INPUT).
· созданияизображений-карт (см. элементы MAPи AREA).
· отправки форм(см. FORM).
· созданиядокументов с использованием кадров (см. элементы FRAME и IFRAME).
· ссылок на внешниеисточники (см. элементы Q,BLOCKQUOTE,INSи DEL).
· ссылок насоглашения о метаданных, описывающих документ (см. элемент HEAD).
Подробнее обURI см. в разделе о типах URI./>II.HTML – язык разметки текста
Чтобыпредставить информацию для глобального использования, нужен универсальный язык,который понимали бы все компьютеры. Языком публикации, используемым в WorldWide Web, является HTML (Hyper Text Markup Language — язык разметкигипертекстов).
HTML даетавторам средства для:
· публикацииэлектронных документов с заголовками, текстом, таблицами, списками, фотографиямии т.д.
· загрузкиэлектронной информации с помощью щелчка мыши на гипертекстовой ссылке.
· разработки формдля выполнения транзакций с удаленными службами, для использования в поискеинформации, резервировании, заказе продуктов и т.д.
· включенияэлектронных таблиц, видеоклипов, звуковых фрагментов и других приложенийнепосредственно в документы.Элементы
Определениетипа документа
Каждое />объявление типаэлемента обычно включает три части: начальный тэг, содержимое иконечный тэг.
Символы,которые управляют отображением текста и при этом сами не отображаются на экранепринято называть тэгами (от англ. слова tag – ярлык, признак).
Все тэгиязыка HTML выделяются символами-ограничителями(), между которыми записывается имя тэга и, возможно, его параметры.Единственным исключением из этого правила являются тэги комментария с болеесложными ограничителями (). Имя элемента отображается в />начальном тэге(пишется )и в />конечномтэге (пишется );не забывайте про слеш перед именем элемента в конечном тэге. Например,начальные и конечные тэги элемента ULопределяют список:
… элемент списка 1...
… элемент списка 2...
Некоторыетипы элементов HTML позволяют авторам />опускатьконечные тэги (например, типы элементов Pили LI).Несколько типов элементов также позволяют опускать />начальныетэги; например, HEADи BODY.HTML DTD указывает для каждого типа элемента, являются ли начальный и конечныйтэги обязательными.
Некоторыетипы элементов HTML не имеют содержимого. Например, элемент перехода наследующую строку BRне имеет содержимого; его роль — прерывание строки текста. Такие />пустыеэлементы никогда не имеют конечных тэгов. Определение типа документа и текстспецификации указывают, является ли тип элемента пустым (не имеет содержимого)или, если он может иметь содержимое, что является допустимым содержимым.Атрибуты
С элементамимогут быть связаны свойства, называемые />атрибутами, которые могут иметь значения(стандартные или устанавливаемые авторами или сценариями). Пары «атрибут=значение»помещаются перед закрывающей скобкой ">" начального тэга элемента.В начальном тэге элемента может быть любое число (допустимых) пар «атрибут=значение»,разделенных пробелами. Они могут указываться в любом порядке.
В данномпримере для элемента H1установлен атрибут id:Это определенный заголовок, спасибо атрибуту id
По умолчаниюнеобходимо, чтобы все значения атрибутов были />разделеныс помощью двойных (десятичный код ASCII 34) или одинарных кавычек (десятичныйкод ASCII 39). Одинарные кавычки могут включаться в значение атрибута, еслизначение отделяется двойными кавычками, и наоборот. Авторы могут такжеиспользовать цифровые ссылки на символы для представления двойных (") иодинарных кавычек ('). Для двойных кавычек авторы могут также использоватьcharacter entity reference ". В определенных случаях авторы могутуказывать значение атрибута без кавычек. Значение атрибута может включатьтолько буквы (a-z и A-Z), цифры (0-9), знаки переноса (десятичный код ASCII 45)и точки (десятичный код ASCII 46). Рекомендуется всегда использовать кавычки.
Именаатрибутов всегда />учитывают регистр
Значенияатрибутов обычно />учитывают регистр. Определение каждогоатрибута в списке атрибутов указывается, учитывает ли значение регистр.
Список всехатрибутов, определенных в этой спецификации, приводится в указателе атрибутов.Комментарии
Комментарии вHTML имеют следующий синтаксис:
он занимает несколько строк -->
Проблемымежду открывающим разделителем разметки (""). Распространенной ошибкой являетсявключение строки символов переноса ("---") в комментарий. Следует избегатьиспользования в комментариях двух или более символов переноса./>/>Цвета
Значениеатрибута типа «color» (/>%Color;) относится к определениям цветов, как указано в [SRGB].Значение цвета может быть шестнадцатеричным числом (которому предшествует знакдиеза) или одним из следующих шестнадцати названий цветов. Названия цветов учитываютрегистр.
/>Black = "#000000" Green = "#008000" Silver = "#C0C0C0" Lime ="#00FF00" Gray ="#808080" Olive = "#808000" White = "#FFFFFF" Yellow = "#FFFF00" Maroon = "#800000" Navy = "#000080" Red = "#FF0000" Blue ="#0000FF" Purple = #800080" Teal = "#008080" Fuchsia = "#FF00FF" Aqua = "#00FFFF"
То есть,значения "#800080" и «Purple» оба означают пурпурный цвет.Замечанияоб использовании цветов
Хотя цветамогут существенно добавлять информации в документ и повышать удобство чтения,при использовании цветов имейте в виду следующие основные принципы:
· Использованиеэлементов и атрибутов HTML для указания цвета нежелательно. Вместо этогоследует использовать таблицы стилей.
· Не используйтекомбинации цветов, вызывающие проблемы у пользователей.
· Если Вы используетеизображение в качестве фона или устанавливаете цвет фона, не забудьте установитьи цвета текста.
· Цвета, указанныев элементах BODYи FONTи в bgcolorв таблицах выгладят по-разному на разных платформах (на рабочих станциях, Mac,Windows и на панелях LCD и CRT), поэтому не рассчитывайте на определенныйэффект. В будущем поддержка цветовой модели [SRGB] вместе с цветовыми профилямиICC должна устранить эти проблемы.
· При возможностипринимайте общие соглашения.Длина
HTMLопределяет три типа значений длины для атрибутов:
/>1. Пикселы: Значение ( />%Pixels; в DTD) — это целое,представляющее число пикселов (на экране, на бумаге). Таким образом, значение«50» означает пятьдесят пикселов. Нормативную информацию обопределении />пиксела см. в [CSS1].
/>2. Длина: Значение ( />%Length; в DTD) может быть %Pixel;или доля вертикального или горизонтального расстояния в процентах. Такимобразом, значение «50%» означает половину доступного пространства.
/>3. МультиДлина: Значение ( />%MultiLength; в DTD) может быть %Length; или />относительнойдлиной. Относительная длина имеет форму «i*», где«i» — целое число. При распределении пространства между элементами,конкурирующими за это пространства, агенты пользователя сначала отводят местодля длин, определенных в пикселах и процентах, а затем делят оставшееся местомежду относительными длинами. Каждая относительная длина получает частьдоступного пространства, пропорциональную целому числу, предшествующему"*". Значение "*" эквивалентно «1*». Такимобразом, если имеется 60 пикселов пространства после того, как агентпользователя распределит пространство для длин, определенных в пикселах ипроцентах, а конкурирующими относительными длинами являются 1*, 2* и 3*, 1*получит 10 пикселов, 2* — 20 пикселов, а 3* — 30 пикселов./>Введение в структуру документа HTML
Документ вформате HTML 4.0 состоит из трех частей:
1. строки,содержащей информацию о том, что это документ HTML,
2. разделазаголовков (определяемого элементом HEAD),
3. тела, котороевключает собственно содержимое документа. Тело может вводиться элементом BODY илиэлементом FRAMESET.
Перед каждымэлементом или после каждого элемента может находиться пустое пространство(пробелы, переход на новую строку, табуляции и комментарии). Разделы 2 и 3должны отделяться элементом HTML.
Вот примерпростого документа HTML:
Мой первый документ HTML
Всем привет!
Элемент />HTML: Начальный тэг: не обязательный, конечный тэг: не обязательный
Послеобъявления типа документа остальная часть документа HTML содержится в элементе HTML. Такимобразом, типичный документ HTML имеет такую структуру:
… Здесь идут заголовок, тело и т.д...
ЗаголовокдокументаЭлемент/>HEAD
Элемент HEAD содержитинформацию о текущем документе, такую как заголовок, ключевые слова, которыемогут использоваться поисковыми машинами, и другие данные, которые не считаютсясодержимым документа. Агенты пользователей обычно не используют при генерацииэлементы из раздела HEAD.Однако они могут предоставлять пользователям информацию из раздела HEAD с помощьюсвоих собственных механизмов.Элемент/>TITLE:
Он должен отображаться, например, в качестве заголовка страницы
или окна. В документе должен быть ровно один заголовок.
-->
Начальный тэг: обязателен, Конечный тэг: обязателен
Каждыйдокумент HTML должениметь элемент TITLEв разделе HEAD.
Авторы должныиспользовать элемент TITLEдля идентификации />содержимого документа. Посколькупользователи часто обращаются к документам за пределами контекста, авторамследует обеспечивать заголовки в широком контексте. Таким образом, вместозаголовков типа «Введение», ничего не говорящих о контексте, авторамследует использовать заголовки типа «Введение в средневековое пчеловодство».
Изсоображений доступности агенты пользователей всегда должны делать содержимоеэлемента TITLE/>доступным пользователям (включая элементы TITLE вкадрах). Механизм этого зависит от агента пользователя (например, в виде заголовкаили произносимый).
Исследование динамики популяции
… другие элементы заголовка...
… тело документа...
ТелодокументаЭлемент/>BODY: Начальныйтэг: не обязателен, конечный тэг: не обязателен
Определения атрибутов/> background = uri[CT]
Значение этого атрибута — URI, указывающий на изображение. Это изображение является фоном (для визуальныхбраузеров).
/>text = color[CI]
Этот атрибутустанавливает цвет текста (для визуальных браузеров).
/>link = color [CI]
Этот атрибутустанавливает цвет текста гипертекстовых ссылок, по которым Вы не переходили(для визуальных браузеров).
/>vlink = color [CI]
Этот атрибутустанавливает цвет текста ссылок, по которым Вы переходили (для визуальныхбраузеров).
/>alink = color [CI]
Этот атрибутустанавливает цвет текста ссылок, когда они выбраны пользователем (длявизуальных браузеров).
Атрибуты, определяемые в любом другом месте
В теледокумента располагается содержание документа. Содержимое может представлятьсяагентом пользователя несколькими способами. Например, для визуальных браузеровВы можете считать тело документа полотном, на котором отображается содержимое:текст, изображения, цвета, рисунки и т.д. Для аудиоагентов пользователей ономожет произноситься.
Динамика популяции
link=«red» alink=«fuchsia» vlink=«maroon»>
… тело документа...
/> Элементыуровня блока и встроенные элементы
Некоторыеэлементы HTML, которые могут присутствовать внутри тэга BODY,называются элементами />«уровняблока», в то время как другие — />«встроенными» (также называемыми элементами«уровня текста»). Разница между ними описана ниже:
Модельсодержимого
Обычно элементы уровняблока могут содержать встроенные элементы и другие элементы уровня блока.Обычно встроенные элементы могут содержать только данные и другие встроенныеэлементы. Этому структурному различию свойственна идея о том, что элементыблока создают «большие» структуры, чем встроенные элементы.
Форматирование
По умолчанию элементыуровня блока форматируются иначе, чем встроенные элементы. Обычно элементыуровня блока начинаются с новой строки, а встроенные элементы — нет. Информациюо пробелах, переносах строки и форматировании блоков см. в разделе о тексте.ЗаголовкиЭлементы/>H1,/>H2,/>H3,/>H4,/>H5,/>H6
H1|H2|H3|H4|H5|H6">
Существует шесть уровней заголовков — с H1 (наиболее важный) до H6 (наименее важный).
-->
Начальный тэг: обязателен, Конечный тэг: обязателен
Заголовоккратко описывает содержание раздела, которому он предшествует. Информация иззаголовка может использоваться агентами пользователей, например, дляавтоматического построения оглавления документа.
В языке HTMLсуществует шесть уровней заголовков: H1 — наиболее важный — и H6 — наименее важный. Визуальные браузеры обычно отображают более важные заголовкиболее крупным шрифтом.
Лесные слоны
В этом разделе мы обсуждаем менее известных лесных слонов.
… продолжение раздела...
Ариал
Лесные слоны не живут в деревьях, а среди них.
… продолжение раздела...
Некоторые люди считают />пропуск уровней заголовковдурным тоном. Они принимают порядок заголовков H1 H2 H1, но не принимают порядок H1 H3 H1, поскольку пропущен уровень H2.Неотображаемые символы
Наборсимволов документа включает множество различных неотображаемых символов. Многиеиз них являются типографскими элементами, используемым в некоторых приложенияхдля достижения специальных визуальных эффектов отображения. В языке HTML толькоследующие символы определяются как />неотображаемые:
· пробел набора символовASCII ( )
· табуляция наборасимволов ASCII ( )
· ASCIIform feed ()
· пробел нулевойширины ()
Символыперевода строки также являются неотображаемыми. Помните, что хотя символы
и
определены в спецификации [ISO10646] какразделители строк и абзацев соответственно, это не определяет символы переводастроки в HTML, а также в этой спецификации они не включены в более общуюкатегорию неотображаемых символов.
В этойспецификации не определяется поведение, отображение и пр. символов пробелов,если они явно не определены как неотображаемые символы. По этой причине длядостижения визуальных эффектов форматирования, использующих неотображаемыесимволы вместо пробелов, авторам следует использовать соответствующие элементыи таблицы стилей.
Форматированиеможет включать пробелы между словами (называемые />межсловными пробелами), но соглашенияотносительно межсловных пробелов меняются в зависимости от сценария. Например,в латинских сценариях межсловный пробел обычно отображается как пробел наборасимволов ASCII ( ), в то время как в таиландской кодировке эторазделитель слов нулевой ширины (). В японской и китайскойкодировке межсловный пробел обычно вообще не генерируется.
Помните, чтопоследовательность неотображаемых символов между словами в исходном документеможет вызвать отображение совершенно другого межсловного пробела (кромеэлемента PRE).В частности, агенты пользователей должны />прекращатьввод последовательностей неотображаемых символов при выводе межсловного пробела.Это можно и нужно делать, даже при отсутствии информации о языке (из атрибута lang, поляхзаголовка HTTP «Content-Language» (см. [RFC2068], раздел14.13),настроек агента пользователя и т.д.).
Элемент PREиспользуется для форматированного текста, в котором неотображаемые символыимеют важное значение.
Для того,чтобы избежать проблем с правилами переноса строк SGML и несоответствия междусуществующими применениями, авторы не должны полагаться на агенты пользователейпри генерации неотображаемых символов непосредственно после начального тега илинепосредственно перед конечным тегом. Таким образом, авторы и особенно />средства разработки, должны писать, например:
Мы предлагаем бесплатную техническую поддержку для зарегистрированных пользователей.
и не должныписать:
Мы предлагаем бесплатную техническую поддержку для зарегистрированных пользователей.
СтруктурированныйтекстЭлементыфраз: />EM,/>STRONG,/>DFN,/>CODE,/>SAMP,/>KBD,/>VAR,/>CITE,/>ABBRи />ACRONYM.Начальный тег: обязателен,Конечный тег: обязателен
Фразовые элементыдобавляют в текстовые фрагменты структуру. Обычное значение фразовых элементовследующее:
EM: Выделение.
STRONG: Более сильное выделение.
CITE: Содержит цитату или ссылку на другиересурсы.
DFN: Указывает, что это является определениемвложенного термина.
CODE: Фрагмент компьютерного кода.
SAMP: Вывод примера программ, сценариев ит.д.
KBD: Текст, который должен ввести пользователь.
VAR: Экземпляр переменной или аргументапрограммы.
ABBR: Сокращенная форма (например, WWW,HTTP, URI, Mass., и т.д.).
ACRONYM: Акроним (например, WAC, радар ит.д.).
Элементы EM и STRONGиспользуются для выделения. Другие фразовые элементы имеют определенноезначение в технических документах. В следующих примерах показано использованиенекоторых фразовых элементов:
Как сказал Гари Трумэн,
The buck stops here.
Подробнее см. [ISO-0000].
В дальнейшем используйте следующий номер ссылки: 1-234-55
Представлениефразовых элементов зависит от агента пользователя. Обычно визуальные агентыпользователей представляют текст элемента EM курсивом, а текст элемента STRONGполужирным шрифтом. Синтезаторы речи могут изменять параметры синтеза,например, громкость, повышение тона и скорости соответственно.
Элементы ABBR и ACRONYMпозволяют авторам явно показывать использование />аббревиатур и акронимов. Западныеязыки широко используют акронимы, такие как «GmbH», «НАТО»и «ФБР», а также аббревиатуры типа «M.», «Inc.»,«et al.», «etc.». В китайском и японском языкахиспользуются аналогичные механизмы аббревиатур, когда длинное названиезаменяется последовательностью символов Han из оригинала. Разметка этихконструкций предоставляет агентам пользователей и вспомогательным средствам,таким как средства проверки орфографии, синтезаторы речи, переводящие системы ииндексаторы поисковых машин, полезную информацию.
Содержимоеэлементов ABBRи ACRONYMопределяет саму аббревиатуру, как она обычно отображается в тексте. Атрибутtitle этих элементов может использоваться для указания полной развернутой формывыражения.
Несколькопримеров использования элемента ABBR:
WWW
title=«Société Nationale des Chemins de Fer»>
SNCF
Doña
abbr.
Помните, чтоаббревиатуры и акронимы часто имеют различное произношение. Например, еслислова «США» и «BBC» обычно произносятся побуквенно, слова«НАТО» и «ЮНЕСКО» произносятся фонетически. Другие формыаббревиатур (например, «URI» и «SQL») некоторыми людьмипроизносятся побуквенно, а другими — как слова. При необходимости авторамследует использовать таблицы стилей для указания произношения аббревиатур.КавычкиЭлементы/>BLOCKQUOTE и />Q:Начальный тег: обязателен,конечный тег: обязателен
Определения атрибутов/> cite = uri [CT]
Значением этого атрибутаявляется URI, определяющий источник документа или сообщения. Этот атрибутпредназначен для предоставления информации об источнике, из которогозаимствована цитат.
Эти дваэлемента определяют />текст в кавычках. Элемент BLOCKQUOTEпредназначен для длинных цитат (содержимое уровня блока) и Q предназначендля коротких цитат (встроенное содержимое), в которых не нужно разбиение на абзацы.
В этомпримере цитата из книги «Две твердыни» Дж. Р. Р. Толкиенаотформатирована с помощью элемента blockquote.
They went in single file, running like hounds on a strong scent,
and an eager light was in their eyes. Nearly due west the broad
swath of the marching Orcs tramped its ugly slot; the sweet grass
of Rohan had been bruised and blackened as they passed.
/> Отображение информации в кавычках/>: Визуальныеагенты пользователей обычно генерируют элемент BLOCKQUOTE как блок с отступом.
Визуальныеагенты пользователей должны обеспечивать отображение содержимого элемента Q с кавычками вначале и в конце. Авторы не должны помещать кавычки в начало и в конец текста вэлементе Q.
Агентыпользователей должны генерировать кавычки с учетом принятого в данном языкестиля (см. атрибуты lang).Во многих языках используются различные стили для внешних и внутренних(вложенных) кавычек, которые должны соответственно отображаться агентамипользователей.
В примерениже показаны вложенные кавычки в элементе Q.
John said, I saw Lucy at lunch, she says Mary wants you to get some ice cream on your way home. I think I will get some at Ben and Jerry's, on Gloucester Road.
Поскольку вобеих цитатах используется английский язык, агенты пользователей должныгенерировать их соответственно — одиночные кавычки во внутренних кавычках идвойные — во внешних:
John said, «I saw Lucy at lunch, she told me 'Mary wants you to get some ice cream on your way home.' I think I will get some at Ben and Jerry's, on Gloucester Road.»
Примечание.В реализации таблиц стилей рекомендуетсяобеспечение механизма вставки кавычек перед цитатой, определяемой элементом BLOCKQUOTE, и после нее всоответствии с текущим языком и степенью вложенности кавычек.
Однако, поскольку некоторые авторы использовали элемент BLOCKQUOTEв основном дляотступа текста, чтобы не нарушать намерения авторов, агенты пользователей недолжны вставлятькавычки в стиль по умолчанию.
В связи с этим использование элемента BLOCKQUOTEдля смещениятекста нежелательно.Верхниеи нижние индексыЭлементы/>SUBи />SUP:Начальный тег: обязателен,Конечный тег: обязателен
Часто дляправильной генерации необходимы верхние и нижние индексы (например, вофранцузском языке). В этих случаях для разметки текста должны использоватьсяэлементы SUBи SUP.
H2O
E = mc2
Mlle DupontСтрокии абзацы
Авторы традиционноразделяют свои тексты на последовательности абзацев. Организация информации вабзацы не влияет на представление абзаца: абзацы с двойным выравниваниемсодержат те же мысли, что и абзацы с выравниванием влево.
Разметка HTML для определения абзаца проста: элемент P определяетновый абзац.
Визуальноепредставление абзаца не так просто. Имеется ряд проблем, стилистических итехнических:
· Обработканепечатных символов
· Перенос строки ипродолжение слов
· Выравнивание
· Перенос
· Соглашенияотносительного письменного языка и направления текста
· Форматированиеабзацев относительно окружающего
Эти вопросыобсуждаются ниже. Выравнивание абзаца и плавающие объекты обсуждаются далее вэтом документе.
Элемент P представляетабзац. В нем не могут содержаться элементы уровня блока (включая и сам элемент P).
Мы призываемавторов не использовать пустой элемент P.Агенты пользователей должны игнорировать пустые элементы P./>Управление переходом на следующую строку
/>Переходом на следующую строку считается возврат каретки(
), перевод строки (OA;) или пара возврат каретки/переводстроки. Все переходы на другую строку являются непечатными символами./>Принудительныйпереход на новую строку — элемент />BR/>: Начальныйтег: обязателен, Конечный тег: запрещен
Элемент BRпринудительно разбивает (заканчивает) текущую строку текста.
Длявизуальных агентов пользователей можно использовать атрибут clear дляопределения того, обтекает ли следующая за элементом BR разметкаизображения и другие объекты, плавающие относительно левого или правого поляили начинается ниже объекта. Дальнейшая информация приведена в разделе о выравниваниии плавающих объектах. Авторам рекомендуется использовать таблицы стилей дляуправления обтеканием текстом изображений и других объектов.
Сиспользованием />двунаправленного форматирования,элемент BRдолжен действовать так же, как действует символ РАЗДЕЛИТЕЛЬ СТРОКИ [ISO10646] вдвунаправленном алгоритме.Запрет перехода на новую строку: Иногда авторамнужно избежать перехода на новую строку между двумя определенными словами.Комбинация символов ( или ) действует какнеразрывный пробел.Переносы: В HTML имеется два типа переносов: простой и мягкийперенос. Простой перенос должен интерпретироваться агентами пользователя простокак любой другой символ. />Мягкийперенос показывает агенту пользователя, где можно сделать переход на новуюстроку.
Браузеры,которые интерпретируют мягкие переносы, должны обеспечивать следующуюсемантику: если строка прекращается в месте мягкого переноса, в конце первойстроки должен отображаться символ переноса. Если строка не прерывается в местемягкого переноса, символ переноса отображаться не должен. При выполнении такихопераций как поиск и сортировка мягкие переносы всегда должны игнорироваться.
В языке HTMLпростой перенос представляется символом "-" (- или-). Мягкий перенос представляется комбинацией символов ( или )Форматирование текстаЭлемент/>PRE:Начальный тег: обязателен,Конечный тег: обязателен
Определения атрибутов/> width = number[CN]
Этот атрибутпредоставляет визуальным агентам пользователей подсказку относительно желаемойширины блока форматированного текста. Агент пользователя может использовать этуинформацию для выбора соответствующего размера шрифта или для созданиясоответствующего отступа. Ширина выражается числом символов. Этот атрибут частоне поддерживается.
Элемент PRE сообщаетвизуальным агентам пользователей, что содержащийся в нем текст />«отформатирован». При обработке форматированноготекста визуальные агенты пользователей:
· Могут оставлять непечатныесимволы так, как они указаны.
· Могутиспользовать для отображения текста шрифт с символами одинаковой ширины.
· Могут отключатьавтоматическое продолжение слов.
· Не должны отключатьобработку двунаправленности.
Невизуальныеагенты пользователей не обязаны учитывать дополнительные непечатные символы всодержимом элемента PRE.
В следующемпримере показана отформатированная строфа из стихотворения Шелли To a Skylark:
Higher still and higher
From the earth thou springest
Like a cloud of fire;
The blue deep thou wingest,
And singing still dost soar, and soaring ever singest.
Вот как онаобычно отображается:
Higher still and higher
From the earth thou springest
Like a cloud of fire;
The blue deep thou wingest,
And singing still dost soar, and soaring ever singest.Введениев списки
Язык HTML предлагаетавторам несколько механизмов создания списков информации. В каждом спискедолжен быть один или несколько элементов списков. Списки могут содержать:
· Неупорядоченнуюинформацию.
· Упорядоченнуюинформацию.
· Определения.
Предыдущийсписок, например, не упорядочен, он создан с помощью элемента UL:
Неупорядоченную информацию.
Упорядоченную информацию.
Определения.
Упорядоченныйсписок, создаваемый с помощью элемента OL,может содержать информацию, в которой важен порядок, например, рецепт:
1. Тщательно смешатьсухие ингредиенты.
2. Влить жидкость.
3. Смешивать 10минут.
4. Выпекать втечение часа при температуре 300 градусов.
Спискиопределений, создаваемые с помощью элемента DL, могут содержать ряд партермин/определение (хотя списки определений могут иметь и иные применения).Например, список определений можно использовать в рекламе изделия:
Низкаяцена
Новая модель этогоизделия существенно дешевле предыдущей!
Прощеработа
Мы изменили изделие, такчто с ним теперь легко работать!
Безопаснодля детей
Вы можете оставить своихдетей в комнате, и изделие не причинит им вреда (не гарантируется).
На языке HTMLон определяется следующим образом:
Низкая цена
Новая модель этого изделия существенно дешевле предыдущей!
Проще работа
Мы изменили изделие, так что с ним теперь легко работать!
Безопасно для детей
Вы можете оставить своих детей в комнате, и изделие не причинит им вреда (не гарантируется).
Списки могутбыть вложенными: разные типы списков можно использовать вместе, как в следующемпримере, где список определений содержит неупорядоченный список (ингредиенты) иупорядоченный список (процедуру):
Ингредиенты:
· 100 г муки
· 10 г сахара
· 1 стакан воды
· 2 яйца
· соль, перец
Процедура:
1. Тщательносмешайте сухие ингредиенты.
2. Влейте жидкиеингредиенты.
3. Смешивайте 10минут.
4. Выпекайте втечение часа при температуре 300 градусов.
Примечания:
Можно добавить изюм.
Точноепредставление трех типов списков зависит от агента пользователя. Не стоитиспользовать списки для создания отступов в тексте. Это делается с помощьютаблиц стилей./>Неупорядоченные списки (/>UL),/>упорядоченные списки (/>OL)и элементы списков (LI),/>списки определений/> (DL,/>DTи />DD):Начальный тег: обязателен, Конечный тег: не обязателен
Определения атрибутов/> type/> =/> информация о стиле[CI]
Этот атрибутустанавливает стиль элемента списка. Доступные в настоящее время значенияпредназначены для визуальных агентов пользователей. Возможные значения описаныниже (включая информацию о регистре).
/>start = число [CN]
Только для OL. Этотатрибут задает начальный номер первого элемента в упорядоченном списке. Поумолчанию начальный номер — «1». Помните, что, хотя значением этогоатрибута является целое число, соответствующая метка может быть нецифровая.Если в качестве стиля выбраны латинские буквы верхнего регистра (A, B, C, ...),start=3означает «C». Если в качестве стиля выбраны римские цифры нижнегорегистра, start=3означает «iii» и т.д.
/>value = число [CN]
Только для LI. Этотатрибут устанавливает номер текущего элемента списка. Помните, что, хотязначением атрибута является целое число, соответствующая метка может бытьнечисловая (см. атрибут start).
/>compact [CI]
Если этот логическийатрибут установлен, он сообщает визуальным агентам пользователей о том, чтогенерировать список нужно более компактно. Интерпретация этого атрибута зависитот агента пользователя.
Упорядоченныеи неупорядоченные списки генерируются одинаково за исключением того, чтовизуальные агенты пользователей нумеруют упорядоченные списки. Агентыпользователей могут представлять эти номера несколькими способами. Элементынеупорядоченного списка не нумеруются. Оба эти типа списков состоят изпоследовательностей элементов списков, определяемых элементом />LI (конечный тегкоторого можно опустить). В этом примере показана общая структура списка.
… первый элемент списка...
… второй элемент списка...
/>Списки могут быть вложенными:
… Уровень один, номер один...
… Уровень два, номер один...
… Уровень два, номер два...
… Уровень три, номер один...
… Уровень два, номер три...
… Уровень один, номер два...
/>
Информация о порядке номеров.В упорядоченныхсписках невозможно продолжать нумерацию автоматически из предыдущего списка илиубрать нумерацию для некоторых элементов. Однако авторы могут пропуститьнесколько элементов списка, установив для них атрибут value. Нумерация дляпоследующих элементов списка продолжается с нового значения. Например:
элемент списка номер 30.
элемент списка номер 40.
элемент списка номер 41.
Спискиопределений незначительно отличаются от других типов списков — тем, чтоэлементы состоят из двух частей: термина и определения. Термин обозначается спомощью элемента DTи может иметь только встроенное содержимое. Описание указывается с помощьюэлемента DD,имеющим содержимое уровня блока.
Пример:
Dweeb
young excitable person who may mature
into a Nerd or Geek
Cracker
hacker on the Internet
Nerd
male so into the Net that he forgets
his wife's birthday
Вот пример снесколькими терминами и определениями:
Center
Centre
A point equidistant from all points
on the surface of a sphere.
In some field sports, the player who
holds the middle position on the field, court, or forward line.
Другимприменением элемента DL,например, может быть разметка диалогов, где каждый элемент DT означаетговорящего, а в каждом элементе DDсодержатся его слова./>Визуальное отображение списков
Примечание.Ниже приводится информативное описаниеповедения некоторых имеющихся на настоящий момент визуальных агентов пользователейпри форматировании списков. Таблицы стилей предоставляют большие возможностиуправления форматированием списков (например, в отношении нумерации,соглашений, используемых в разных языках, отступов и т.д.).
Визуальныеагенты пользователей обычно сдвигают вложенные списки соответственно уровнювложенности.
Для элементовOLи ULатрибут typeопределяет параметры генерации для визуальных агентов пользователей.
Для элемента UL />возможными значениями атрибута type являются disc, square и circle. Значение,используемое по умолчанию, зависит от уровня вложенности текущего списка. Этизначения не учитывают регистр.
Представлениекаждого значения зависит от агента пользователя. Агенты пользователей должныпытаться представлять «disc» в виде небольшого заполненного кружка,«circle» — в виде окружности, а «square» в виде небольшогоквадрата.
Для элемента OL возможныезначения атрибута typeприведены в следующей таблице (они учитывают регистр):Type Стиль нумерации 1 арабские цифры 1, 2, 3, ... a буквы нижнего регистра a, b, c, ... A буквы верхнего регистра A, B, C, ... i римские цифры в нижнем регистре i, ii, iii, ... I римские цифры в верхнем регистре I, II, III, ...
Генерациясписка определений также зависит от агента пользователя. Например, список:
Dweeb
young excitable person who may mature
into a Nerd or Geek
Cracker
hacker on the Internet
Nerd
male so into the Net that he forgets his wife's birthday
можетгенерироваться следующим образом:
Dweeb
young excitable person who may mature into a Nerd or Geek
Cracker
hacker on the Internet
Nerd
male so into the Net that he forgets his wife's birthday
/>Введение в ссылки и якоря
HTML предлагает множествоусловных оборотов для текстовых и структурированных документов, но что отличаетего от большинства других языков разметки — его возможности разметкигипертекста и интерактивных документов. В этом разделе вводится понятие ссылки (или гиперссылки или ссылки Web),основной гипертекстовой конструкции. Ссылки связывают один ресурс Web с другим.Несмотря на простоту, ссылки стали основным залогом успеха Web.
/>Ссылка имеет два конца — называемых />anchors — и направление. Ссылканачинается в «исходном» anchor (источнике) и указывает на«целевой» anchor, который может быть любым ресурсом Web (например,изображением, видеоклипом, звуковым файлом, программой, документом HTML,элементом в документе HTML и т.д.).Переходк ресурсу, на который указывает ссылка
/>Поумолчанию со ссылкой связана загрузка другого ресурса Web. Это поведениедостигается обычно путем выбора ссылки (например, с помощью щелчка мыши, вводас клавиатуры и т.д.).
В следующемHTML-фрагменте содержится />две ссылки, у одной целевымanchor является документ HTML с именем «chapter2.html», а у второйцелевой anchor — изображение в формате GIF, расположенное в файле«forest.gif»:
… какой-то текст...
Подробнее см. в главе два.
См. также карту леса.
Путем активизации этихссылок (с помощью щелчка мыши, ввода с клавиатуры, голосовых команд и т.д.)пользователи могут перейти к этим ресурсам. Обратите внимание, что атрибут href в каждомисходном anchor указывает адрес целевого anchor с использованием URI. Целевойanchor ссылки может быть элементом в документе HTML. Целевому anchor должнодаваться имя и адрес URI, адресующий этот anchor, Должен содержать это имя вкачестве />идентификатора фрагмента. Целевыеanchors в документах HTML могут указываться с помощью элемента A (именующегоего с помощью атрибута name).Таким образом, например, автор может создавать оглавление, элементы Которогоявляются ссылками на элементы заголовков H2, H3 и т.д. в томже документе. Используя элемент Aдля создания целевых anchors, можно записать:
Содержание;/H1>
Введение
Предыстория
Более конкретные заметки
… продолжение содержания...
… тело документа...
Введение
...раздел1...
Предыстория
… раздел 2...
Более конкретные заметки
… раздел 2.1.../> Другиеотношения ссылок
Наиболее часто сейчасссылки используются длязагрузки других ресурсов Web, как показано в предыдущих примерах. Однако авторымогут помещать в свои документы ссылки, выражающие иные отношения междуресурсами, чем просто «использование ссылки для Просмотра связанногоресурса». Для ссылок, выражающих другие типы отношений, В исходном якореуказываются один или более типов ссылок.
Роли ссылок, определяемых элементом A или LINKуказываются с помощью атрибутов relи rev.
Например, ссылки,определяемые элементом LINK,могут описывать положение документа в последовательности документов. Вследующем примере ссылка в документе «Глава 5» указывает напредыдущую и последующую главы:
… другая заголовочная информация...
Глава 5
Тип первой ссылки — «prev», второй — «next» (два из ряда распознаваемых типовссылок). Ссылки, задаваемые элементов LINK,не генерируются ссодержимым документа, хотя агенты пользователей могут отображать их различнымиспособами (например, в виде средств перехода).
Даже если они неиспользуются для перехода, эти ссылки могут интерпретироваться интереснымиспособами. Например, агент пользователя, выполняющий печать ряда документов вформате HTML в виде одного документа, может использовать эту информацию дляформирования последовательного линейного документа. Дальнейшая информация обиспользовании ссылок для поисковых систем приведена ниже.Заданиеякорей и ссылок
Хотя некоторые элементы иатрибуты языка HTML создают ссылки на другие ресурсы (например, элемент IMG, элемент FORM и т.д.), вэтой главе обсуждаются ссылки и якоря, создаваемые элементами LINK и A. Элемент LINK можетприсутствовать только в заголовке документа. Элемент A можетприсутствовать только в теле документа.
Если для элемента A установленатрибут href,этот элемент определяет исходный якорь для ссылки, которая можетактивизироваться пользователем для загрузки ресурса Web. Исходный якорь — этоместоположение экземпляра элемента Aи целевой якорь ресурса Web.
Загруженный ресурс можетобрабатываться агентом пользователя различными способами: открытием новогодокумента HTML в том же окне агента, открытием нового документа HTML в другомокне, запуском новой программы для обработки ресурса и т.д. Поскольку элемент A имеетсодержание (текст, изображения и т.д.), агенты пользователей могут генерироватьэто содержимое так, чтобы показать наличие ссылки (например, подчеркивая содержимое).
Если установлены атрибутыnameили idэлемента A,этот элемент определяет якорь, который может служить целью других ссылок.
Авторы могутустанавливать атрибуты nameи hrefодновременно в одном экземпляре элемента A.
Элемент LINK определяетотношение между текущим документом и другим ресурсом. Хотя элемент LINK не имеетсодержимого, определяемые им отношения могут отображаться некоторыми агентамипользователей./>Заголовки ссылок
Атрибут title можетустанавливаться как для элемента A,так и для элемента LINK;в нем указывается информация о природе ссылки. Эта информация можетпроговариваться агентом пользователя, отображаться в виде подсказки, изменятьвид курсора и т.д.
Таким образом можноaugment предыдущий пример, указав для каждой ссылки заголовок:
… некоторый текст...
Подробнее Вы можете узнать об этом в
title=«Перейдите к главе 2»>главе 2.
title=«Переход к главе 2.»>глава 2.
См. также
title=«Изображение леса в формате GIF»>карту леса.
Элемент/>A
Начальныйтэг: обязателен, Конечный тэг: обязателен
Определенияатрибутов/> name= cdata [CS]
Этот атрибут дает якорюимя, так что он может служить целью другой ссылки. Значением этого атрибутадолжно быть уникальное имя. Область действия имени — текущий документ. Обратитевнимание, что этот атрибут использует общее пространство имен с атрибутом id.
/>href = uri [CT]
Этот атрибут определяетместоположение ресурса Web, определяя связь между текущим элементом (исходнымякорем) и целевым якорем, определяемым этим атрибутом.
/>hreflang = langcode [CI]
Этот атрибут задаетбазовый язык ресурса, назначаемого атрибутом href, и может использоваться,только если указан атрибут href.
/>type = content-type [CI]
Если этот атрибут задан,он определяет тип части содержимого, например, результат обратного действияссылки на ресурс. Типы содержимого определены в разделе [MIMETYPES].
/>rel = link-types [CI]
Этот атрибут описываетотношение из текущего документа к якорю, заданному атрибутом href. Значениемэтого атрибута является разделенный пробелами список типов ссылок.
/>rev = link-types [CI]
Этот атрибут используетсядля описания обратной ссылки из якоря, задаваемого атрибутом href, в текущийдокумент. Значением этого атрибута является разделенный пробелами список типовссылок.
/>charset = charset [CI]
Этот атрибут задаеткодировку символов назначаемого ссылкой ресурса. Подробнее см. в разделе о кодировкахсимволов.
Каждый элемент />Aопределяет якорь
1. Содержимое элементаAопределяет положение якоря.
2. Атрибут name задает имяякоря, так что он может служить пунктом назначения любого числа ссылок (см.также якоря с атрибутом id).
3. Атрибут href назначаетякорь пунктом назначения ровно одной ссылки.
В следующем примереэлемент Aопределяет ссылку. Исходным якорем является текст " Web-сайте W3C", апунктом назначения — «www.w3.org/»:
Подробнее о W3C Вы можете узнать на Web-сайте W3C.
Эта ссылка указывает настраницу World Wide Web Consortium. Если пользователь активизирует эту ссылку всвоем агенте, агент загрузит ресурс, в данном случае — документ HTML.
/>Обычноагенты пользователей представляют ссылки так, чтобы они были очевидны дляпользователей (подчеркивание, обратное видео и т.д.). Конкретное представлениезависит от агента пользователя. Представление может различаться в зависимостиот того, посещал ли уже пользователь указанную ссылку. Возможное визуальноепредставлением предыдущей ссылки: Подробнее о W3C Вы можете узнать на Web-сайтеW3C.
Чтобы дать агентампользователей явное указание кодировки символов целевой страницы, установитеатрибут charset:Подробнее о W3C Вы можете узнать на Web-сайте W3C
Предположим, мыопределяем якорь с именем «anchor-one» в файле «one.html».
… текст до якоря...
Это местоположение первого якоря.
… текст после якоря...
В данном фрагменте вокругтекста «Это местоположение первого якоря» создается якорь. Обычносодержимое элемента Aне представляется каким-либо особым образом, если элемент A определяеттолько якорь.
Определив якорь, мы можемсвязать его с этим же или с другим документом. URI, назначающие якорь, включаютсимвол "#", за которым следует имя якоря (идентификатор фрагмента).Вот несколько примеров таких URI:
· Абсолютный URI: www.mycompany.com/one.html#anchor-one
· ОтносительныйURI: ./one.html#anchor-oneили one.html#anchor-one
· Если ссылкаопределена в том же документе: #anchor-one
Таким образом, ссылка,определенная в файле «two.html», который находится в одном каталоге сфайлом «one.html», будет указывать на этот якорь следующим образом:
… текст до ссылки...
Подробнее см. первый якорь.
… текст после ссылки...
Элемент A в следующемпримере задает ссылку (с помощью атрибута href) и одновременно создаетименованный якорь (с помощью атрибута name):
Я только что вернулся из отпуска! Вот
href=«www.somecompany.com/People/Ian/vacation/family.png»>
фотография моей семьи на озере..
В этом примере содержитсяссылка на другой тип ресурса Web (изображение в формате PNG). Активизацияссылки должна привести к загрузке изображения из Web (и, возможно, егоотображению, если система сконфигурирована соответствующим образом).
Примечание.Агенты пользователейдолжны уметь находить якоря, созданные пустыми элементами A, но некоторыеагенты не могут этого делать. Например, некоторые агенты пользователей могут ненайти «empty-anchor» в следующем фрагменте HTML:
… некоторые текст в формате HTML...
Ссылка на пустой якорь/> Синтаксисимен якорей
Именем якоря являетсязначение атрибута nameили атрибута id,используемого в контексте якоря. К именам якорей применяются следующие правила:
/>· Уникальность: Имена якорей должны быть уникальны в пределах документа.Имена якорей в одном документе не могут отличаться только регистром.
/>· Соответствие строк: Сравнение между идентификаторами фрагментов и именамиякорей должно проводиться на основе полного (с учетом регистра) совпадения.
Таким образом, следующийпример является корректным в смысле соответствия строк и рассматриватьсяагентами как совпадение:
...
… некоторый текст...
...
/>Вложенные ссылки недопустимы
Ссылки и якоря, определяемыеэлементом A,не могут быть вложенными; элемент Aне должен содержать других элементов A.
Индивидуальные задания
1. Используя командыязыка HTML, создать пять HTML – страниц, посвященных определеннойтематике.
2. Cвязать созданные HTML – страницы между собой ссылками.
3. HTML – страницы обязательно должны содержатьвсе команды по работе с текстом (абзац, шрифт, выделение и т.д.), а также тривида списков (маркированный, нумерованный и определений).
4. Оформить лабораторнуюработу на листах формата А4.
Варианты заданийприведены в таблице № 1. Вариант задания соответствует порядковому номерустудента в журнале преподавателя.
Таблица № 1
Индивидуальные задания 1 Интернет – сайт ДГТУ (образовательного учреждения) 2 Интернет – сайт кафедры ИСЭ 3 Интернет – сайт факультета информационных систем 4 Интернет – сайт адвокатской конторы 5 Интернет-магазин по продаже косметики 6 Интернет-магазин по продаже автомобилей 7 Интернет-магазин по продаже сотовых телефонов 8 Интернет – сайт санаторно-курортного учреждения 9 Интернет – сайт гостиницы 10 Интернет-магазин по продаже книг 11 Интернет-магазин по продаже одежды 12 Интернет – сайт юридической фирмы 13 Интернет – сайт Правительства РД 14 Интернет-магазин по продаже мебели 15 Интернет-магазин продажи продуктов питания 16 Интернет-магазин продажи компьютеров и оргтехники 17 Интернет – сайт турагента 18 Интернет – сайт туроператора 19 Интернет – сайт средней образовательной школы 20 Интернет – сайт салона красоты 21 Интернет – сайт медицинского учреждения 22 Интернет – сайт аэрофлота 23 Интернет – сайт для курсов английского языка 24 Интернет – сайт для курсов обучения бухгалтерскому учету 25 Интернет – сайт о достопримечательностях города Махачкалы 26 Интернет – сайт краеведческого музея 27 Интернет – сайт студенческой группы 28 Интернет – сайт на свободную тему (города РФ) 29 Интернет – сайт строительной фирмы 30 Интерне т– сайт на свободную тему (для организации)
Структура отчета полабораторной работе
1. Титульный лист(см. Приложение 4);
2. Названиелабораторной работы;
3. Постановка задачи;
4. Краткиетеоретические сведения, необходимые для выполнения лабораторной работы;
5. Индивидуальноезадание (Интернет — страница);
6. HTML – код созданной Интернет-страницы;
7. Списокиспользованной литературы.
Оформление отчета полабораторной работе
Текст отчета пишется содной стороны стандартного машинописного листа формата А4. Межстрочное расстояние1 интервал, размер шрифта – 12, шрифт – Times new Roman. Слева и справа на листах оставляются поля: слева 3 см., справа 1-1.5 см., сверху и снизу 2.0-2.5 см. Абзацный отступ – 1.25 см.
Список литературы долженоформляться согласно существующим правилам.
Литература
1. Матросов А. В.,Сергеев А. О., Чаунин М. П. HTML4.0 – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 672с.
2. Финков М.В.Интернет. Шаг второй: от пользователя к профессионалу – Спб.: Наука и Техника,2002. – 768с.
3. Левин А.Ш.Самоучитель работы на компьютере. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 655с.
4. Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2004 – М.: Олма-Пресс, 2004. –с.
5. www.w3c.com
6. Никамин В.А.Цифровая звукозапись: технологии и стандарты – СПб.: Наука и Техника, 2002.
7. Спецификация HTML 4.0
Приложение № 1
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «ДГТУ»
Кафедра информационных систем
В экономике
Отчет
по лабораторной работе №______
по дисциплине «Государственные и региональные
информационные системы»
Выполнил (а) :
студент(ка) _______________
фамилия и инициалыстудента
_________________________
номер группы, курс
________________________
факультет
Руководитель:
________________________
ученая степень
________________________
фамилия и инициалы
Махачкала — 2008