Содержание
Введение
Глава I. Обзор рынка Информационных технологий
1.1 Современныеавтоматизированные системы управления проектами
1.2 Классификацияавтоматизированных систем управления проектами
Глава II. Система Open Plan. История развития
2.1 Историческиекорни
2.2 Цели, процессы,структура
2.3 Обзор решений
Глава III. Основные модули Open Plan
Заключение
Списоклитературы
Введение
Open Plan (WelcomSoftware) — система,предлагающая решение по управлению проектами масштаба корпорации. Open Plan, вотличие от непрофессиональных пакетов календарного планирования, предлагаетбогатые возможности по ресурсному и финансовому анализу, организациимультипроектной и многопользовательской работы. Система позволяет применятьвстроенные функции с учетом особенностей корпоративных процедур планирования иуправления.
Система Open Planвключает средства разработки модели проекта и анализа комплекса работ проектапо методу критического пути, гибкие средства ресурсного планирования, средстварасчета, контроля и анализа затрат по проекту на основе фактической выработки, анализрисков по методу Монте-Карло. Архитектура системы позволяет в сравнительнонебольшие сроки осуществить разработку и поддержку единой системы управленияпроектами в корпорации.
Разработка комплексаработ
Структуризация проекта — одна из ключевых идей концепции управления проектами, обеспечивающаяиерархическое разбиение проекта на компоненты, более легко поддающиесяпланированию и контролю. Применение иерархической системы кодов для работ впроектах Open Plan позволяет получать отчеты в желаемых разрезах. Система кодовможет быть построена на базе произвольной классификации, например, структуразатрат, направления деятельности, иерархическая структура предприятия или любаядругая классификация, для которой возможно задать иерархию. Благодаря назначениюкодов различным элементам проекта на основании заданной иерархической структурыдостигается суммирование данных проекта на соответствующем уровне для полученияотчетов, отражающих информацию в желаемом разрезе.
Open Plan предоставляетгибкие возможности описания характеристик работ, на основании которыхрассчитываются даты начала и окончания работ. В системе предусмотрены всестандартные возможности создания логической структуры проекта, включая любыетипы связей между задачами и задание внешних ограничений на сроки выполненияработ.
«ДиректорУправления Проектами»
Встроенное средство«Директор Управления Проектами» позволяет использовать Open Plan дляавтоматизации сбора и распределения относящихся к проекту форм предоставленияинформации. Использование «Директора» позволяет настроить стандартныепроцедуры планирования и контроля.
С системой поставляетсянабор шаблонов процессов, разработанных на основе опубликованных исследованийКомитета по Стандартам Института по Управлению Проектами (Project ManagementInstitute (PMI) Standards Committee). Пользователь также имеет возможностьсоздавать собственные процессы.
Использованиепрофессиональной и настольной версии Open Plan на разных уровнях управления ворганизации
Open Plan выпускается вдвух вариантах: профессиональный (Open Plan Professional) и настольный (OpenPlan Desktop). И профессиональная, и настольная версии Open Plan включают всебя полный комплект функций по управлению проектами. Однако две версии системыбыли созданы с рядом различий для обеспечения оптимального функционированиясистемы в режиме архитектуры клиент/сервер и настроенные на разный уровеньпользователей.
Пользователи Open PlanDesktop получают в распоряжение все средства для создания проектов, управленияими в процессе реализации, отчетности, но не имеют доступ к ряду процедурнастройки, таким образом, они могут использовать в своей работе все мощныесредства, предоставляемые системой, но без излишних усложнений.
В Open Plan Professionalимеются следующие функции, не предусмотренные в настольной версии:
· Созданиепользовательских отчетов
· Спецификацияполей пользователя и нелинейных календарей отчетности
· Создание инастройка процедур «Директора управления проектами»
· Возможностиработы в многопроектном режиме
В рамках организацииуправления проектами на предприятии целесообразно пользоваться большимколичеством настольных и меньшим профессиональных версий Open Plan. Обладателинастольных версий смогут применять настройки, разработанные для них впрофессиональной версии. Пользователи профессиональных версий могут собирать вобъединяющих проектах данные из проектов, созданных на более низких уровняхуправления в организации.
Программное обеспечениеWelcom можно настроить на работу с разнообразными базами данных. Open Plan обладаетпрямым доступом к SQL базам данных. Пользователь может выбрать, в каком форматехранить данные по проектам (в собственном формате Open Plan, в форматах Oracle,SQL Server, Sybase, xBase). Spider — средство для просмотра и ввода данных попроекту Open Plan через Web-браузер. Применение данного инструмента позволитработать с проектом удаленным пользователям и тем, у кого на компьютере неустановлена сама программа Open Plan.
Глава I. Обзор рынка Информационныхтехнологий
Экономическаяэффективность от внедрения информационных технологий в технической службеявляется достаточно условной и выражается в следующих положительныхмоментах. В подавляющем большинстве случаев нормальная работапредприятия просто невозможна без использования информационных технологий: длялюбого предприятия уже невозможно представить составление обычных ежедневныхдокументов и их представление внутри и вне организации без MS Office приреализации крупных проектов. Работа без использования специализированныхпрограмм управления проектами будет не просто нерациональной, а даженеприемлемой — ни один руководитель проекта не сможет держать в голове ианализировать все процессы проекта, не привлекая при этом компьютер
На всех предприятиях прииспользовании ИТ (стандартных и собственных программ) достигается повышениеэффективности труда, которое условно можно оценить как 10 % рабочего времени, исоответственно зарплаты (из расчета 100 сотрудников с окладом 10 тысяч рублей вмесяц получаем 1,2 миллиона рублей в год для предприятия):
· лучшаяорганизация рабочего времени
· отсутствиенеобходимости содержать в штате предприятия профессиональную машинистку (каждыйсотрудник сам составляет для себя документы)
· возможностьпростого доступа к общей информации и разграничения доступа к конфиденциальнойинформации.
Не последнюю роль играетиспользование информационных технологий для обеспечения имиджа фирмы, что даетусловную прибыль в размере 2 % годового дохода:
ü наличиеэлектронного адреса у каждого сотрудника
ü наличиесобственного, хорошо оформленного сайта компании, который привлечетпотенциальных клиентов и коллег
ü профессиональноеиспользование компьютера для подготовки материалов и составления документов дляпередачи в другие организации
ü использованиеInternet для поиска информации.
Однако наряду сположительными моментами внедрения информационных технологий и связанной с этимусловной экономией или прибылью, необходимо учитывать также и связанные с этимрасходы и проблемы:
v стоимостьприобретения оборудования в достаточном количестве (компьютеры, принтеры,сетевое оборудование)
v организация иподдержка внутренней сети Intranet и выхода в Internet
v стоимостьприобретения лицензированного программного обеспечения (эта стоимостьколеблется в зависимости от программы в пределах от сотен до десятков тысячдолларов)
v снижениеэффективности работы сотрудников на первом этапе привыкания к программе,продолжительность и «острота» которого зависит от компьютернойграмотности и квалификации сотрудников
v стоимостьобучения сотрудников работе с программами, объем и стоимость которого зависиткак от используемых программ, так и от обучаемости людей
v необходимостьзамены сотрудников, которые не могут или не хотят использовать информационныетехнологии в должном объеме
v оплата профессионаловна поддержку пользователей (системные администраторы и программисты).
Таким образом,необходимая степень использования информационных технологий должнарассматриваться в каждом конкретном случае. Эффективность и условная прибыльмогут быть определены с учетом вышеприведенных параметров.
Очевидно, что наибольшаяприбыль будет иметь место в крупных компаниях, где общие расходы на внедрениеIT будут минимальными на единицу продукции и сотрудника.
1.1Современные автоматизированные системы управления проектами
Ни одна программа несуществует сама по себе. Ее функциональные и архитектурные особенности напрямуюсвязаны со средой ее использования. Поэтому знакомство с системами управленияпроектами будет неполным, если предварительно не рассказать о характере среды,в которой «трудятся» эти программы.
Среда управления.
В любой организации можновыделить три группы сотрудников, участвующих в процессе управления еедеятельностью.
1. Высшее руководство, т. е.специалисты, отвечающие за постановку целей и задач, укрупненное планированиедеятельности организации и оценку выполнения этих планов.
2. Менеджеры, ответственные заразработку детальных планов достижения целей, поставленных высшим руководством;распределение работ по конкретным исполнителям, планирование использованияресурсов, контроль над выполнением планов и подготовку укрупненных отчетов длявысшего руководства.
3. Специалисты на местах,ответственные за выполнение определенных работ в соответствии с графиком,предоставление отчетов о состоянии выполняемых работ, их качестве, доступности,загрузке ресурсов и т. д.
Существенные отличия ввыполняемых задачах определяют различия в требованиях, которые предъявляют этигруппы пользователей к ПО, призванному повысить эффективность их деятельности.
В свое время компанияWelcom Software Technologies провела исследование, позволившееопределить различия в требованиях, предъявляемых к ПО на разных уровняхуправления проектом (таблица). В результате были выделены три уровняуправления: высшего руководства (Executive level), стратегический (Strategiclevel) и уровень операций (Desktop level). Причем к последнему в данном случаеотнесли и исполнителей работ, и руководителей на местах, которые используют ПОдля управления проектами не более нескольких часов в месяц.
Можно заметить, чтотребования, выдвигаемые на уровнях высшего руководства и операций,применимы абсолютно к любой автоматизированной системе для управленияпредприятием. А требования специалистов, занимающихся детальным планированием(в данном случае — стратегический уровень), зависят от предметнойобласти, в которой они работают. Из таблицы видно, какие функции важны дляруководителя проекта.
Следует отметить, чтосотрудников, работающих на уровне детального планирования проекта, можноразделить на две группы. К первой относятся специалисты, ответственные запланирование сложных комплексных проектов (групп проектов и подпроектов врамках этих групп). Для них характерно профессиональное образование в сфереуправления проектами, и работа по планированию проекта является их основнойобязанностью. Именно им в большей мере присущи требования к мощности и гибкостиПО.
При реализации несложныхпроектов (или в небольших организациях) уровень детального планирования будетпредставлен второй группой сотрудников — руководителями, для которыхпланирование проектов не является основной работой. Это может быть директорнебольшой фирмы или заместитель руководителя крупной организации (уровеньвысшего руководства), планирующий текущую деятельность своего предприятия,или начальники отделов (уровень операций), которые планируют загрузкусвоих сотрудников. Для этой группы управленцев более важны такиехарактеристикисистемы, как простота использования и легкость обучения.
Виды систем управленияпроектами
Все перечисленные факторыестественным образом повлияли на развитие систем управления проектами, которыесегодня включают в себя следующие структурные элементы.
/>
Средства длякалендарно-сетевого планирования (КСП);
-средства для решениячастных задач (предпроектный анализ, разработка бюджетов, анализ рисков,управление контрактами, временем и т. д.);
-средства для упрощенногодоступа к проектным данным; средства для организации коммуникаций; средства дляинтеграции с другими приложениями.
Из средств для календарно-сетевогопланирования наиболее четко выделены только две группы продуктов: пакеты длясоставления расписаний и комплексные системы.
Пакеты для составлениярасписаний (Project Schedulers) в первую очередь ориентированы на техруководителей, которым время от времени приходится планировать простые проекты.Это ПО позволяет задавать взаимосвязи между работами, строить диаграммы Ганнтаи сетевые диаграммы, рассчитывать критический путь, упрощенно оцениватьзагрузку ресурсов, стоимость проекта и т. д. В качестве примера таких программ(до $200) можно назвать: FastTrack Scheduler (AEC Software), Milestones Etc.(Kidasa Software), Visio Standard (Visio Corp.). К сожалению, эти относительнонедорогие продукты абсолютно не представлены на отечественном рынке.
Комплексные системыпредназначены для создания среды управления многочисленными сложными проектами(multi-project environment). Они включают в себя не тольковысокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля завыполнением проектов, но и все необходимые средства для организации эффективныхкоммуникаций между участниками проектных команд и интеграции с комплекснымиАСУП. Такое ПО, в частности, выпускают компании Artemis Management Systems,Primavera Systems, Welcom Software Technologies, и его стоимость можетпревышать 10тыс. дол.Провести четкую границу между остальными системами, непопавшими в две вышеописанные группы, довольно сложно. Более того, в однуценовую группу ($500--700) попадают и программы начального уровня, в которыхупор сделан на легкость применения, и профессиональные системы с расширеннойфункциональностью. Большинство из них, содержат средства для интеграции сдругими приложениями и организации, эффективных коммуникаций в проектнойкоманде: обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ черезWeb-броузер с возможностью обновления данных, мастера для создания Web-отчетови т. д… В качестве примератаких системможно назвать CA-Super Project (Computer Associated), Microsoft Project(Microsoft), Project Scheduler (Scitor), SureTrak Project Manager (Primavera Systems),Turbo Project (IMSI).
Средства для решениячастных задач выпускаются как в виде самостоятельных продуктов, так и ввиде дополнительных модулей к КСП-системам. Информацию о них можно найти насайтах разработчиков или справочных Web-ресурсах (например, www.allpm.com/).
В последнее время нарынке появились самостоятельные системы, которые предназначены для организацииупрощенного доступа к проектной информации и эффективных коммуникаций междучленами проектной команды. Они не содержат собственных инструментов длякалендарно-сетевого планирования, а интегрируются с большинством КСП-систем.Одни делают упор на анализ проектных данных и предлагают инструменты дляOLAP-обработки (PMOffice фирмы Systemcorp), другие, наоборот, сконцентрированына коммуникациях и предлагают развитые Internet-средства, такие, какорганизация дискуссионных групп и чат-каналов, удаленное хранение файлов и т.д. (WecomHome компании Welcom Software).
Рынок систем управленияпроектами постоянно меняется. Функции, которые ранее были доступны только впрофессиональных системах, появляются в недорогих пакетах, а профессиональноеПО, в свою очередь, становится «дружелюбнее» к пользователю. Всесистемы различаются как по функциональности, так и по коммуникационным и интеграционнымвозможностям, поэтому выбор ПО превращается в довольно сложный проект,требующий системного подхода, аналогичного выбору любой АСУП («КомпьютерноеОбозрение», # 6, 2000).
СпециализированныеКСП-системы
СпециализированныеКСП-системы западных производителей представлены на рынках СНГ в основномпродукцией фирм Microsoft, Primavera Systems и Welcom Software. ПО двухпоследних компаний предназначено в первую очередь для применения в проектно-ориентированныхорганизациях.
Среди КСП-системроссийских разработчиков можно выделить продукт Spider Project компании«Технологии управления Спайдер», предназначенный для профессиональныхпользователей.
Уровень высшего руководства
Стратегический уровень
Уровень операций
Легкость в применении. Возможность получать демонстрационные отчеты.
Мощные возможности обобщения сведений. Средства для интеграции с данными из других программных приложений.
Процедуры для планирования сверху вниз.
Мощность временного, ресурсного, стоимостного планирования, анализа рисков.
Возможность интеграции с другими приложениями.
Средства для свертывания (roll-up) данных по проекту (предоставление отчетов руководству) и углублению (drill-down) для планирования на более детальном уровне.
Средства для контроля над реализацией проекта.
Гибкость при настройке выходных форм отчетности. Простота использования. Легкость изучения. «Прозрачность» процедур ввода данных. Наглядность.
1.2Классификация автоматизированных систем управления проектами
Project Expert
Разработчик: Про-ИнвестКонсалтинг / Россия (www.pro-invest.com/it )
Дистрибьютор: Про-ИнвестКонсалтинг (www.pro-invest.com/it )
· Подходит дляпользователей, не имеющих специальной подготовки в области финансового анализа
· Интерфейс нарусском языке
· Обеспечиваетформирование стандартных финансовых документов, отвечающих российским имеждународным стандартам бухгалтерского учета
· Позволяетподготовить подробный бизнес-план инвестиционного проекта на уровнемеждународных стандартов
· Импорт / экспорт файлов:MS Access, MS FoxPro, MS Excel, dBase, MS Project, P3, SureTrack, Audit Expert и другие
· Платформа:Windows 95 / 98 / NT / 2000 / ME
· Имеет сетевуюверсию с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей
Cobra
Разработчик: Welcom Software / США (www.welcom.com )
Дистрибьютор: ЛАНИТ (www.projectmanagement.ru )
Разработана дляфинансовых менеджеров
— Позволяетпланировать бюджет проектов компании
— Обеспечивает вводфактических данных по выполнению бюджета
— Обеспечиваетподготовку финансовой отчетности
— Импорт/экспорт: Excel, Oracle, Sybase, SQLServer,FoxPro
— Платформа:Windows 95 / 98 / NT
Безопасность на уровнеконтроля имени пользователя и пароля с разграничением доступа к меню и файлам.
Сравнение программ финансовойоценки проекта.
Критерий
Project Expert
Cobra
Страна происхождения Россия США
Разработчик Про-Инвест Welcom Software
Дистрибьютор - ЛАНИТ
Русификация да нет
Основная задача Составление бизнес-плана для инвестора Планирование бюджета проектов компании
Целевая группа Пользователи Профессионалы
Анализ «что — если» да да
Подготовка финансовой отчетности да да
Версии разной степени сложности Lite, Standard, Professional, Holding нет
Импорт / экспорт MS Excel, MS Word MS Excel
Совместное использование с другими приложениями MS Project, P3, SureTrak, Audit Expert Open Plan, P3, MS Project
Базы данных MS Access, DBase, FoxPro Oracle, Sybase, SQL Server, FoxPro
Платформа Windows 9x / NT Windows 9x / NT
Минимальные требования процессор i486DX-66, ОЗУ 16 Мбайт, свободное место на диске 40 байт процессор Pentium или совместимый, ОЗУ 16 Мбайт
Безопасность данных В сетевой версии разграничение права доступа для различных категорий пользователей Контроль имени пользователя и пароля при доступе к главному меню и файлам
Сетевая версия да нет
MS Project
Разработчик: Microsoft Corp./ США (http://www.microsoft.com/project, http://www.microsoft.ru/project)
Дистрибьютор: Microsoft Corp./ США (www.microsoft.ru )
Позволяет планировать несложныекомплексы работ с учетом их взаимосвязи и распределения между исполнителями свыравниванием ресурсов
— Автоматизированнаяподготовка отчетов и «снимки» текущего состояния проекта
— Обмен информациейменеджера и исполнителей через MS Outlook
— Имеет WEB-ориентированноедополнение MS Project Central, которое предоставляет инструменты для поддержкисовместной работы членов команды проект
Microsoft Project 2000.
— Из основныхособенностей, связанных с планированием и контролем за выполнением проекта,появившихся в новой версии, можно отметить следующие.
— Иерархическиекоды структур для задач и ресурсов;
— расходуемыематериалы как вид ресурсов;
— месяц как единицадлительности работ;
— индивидуальныекалендари для задач;
— графическиеиндикаторы для наглядного представления «проблемных» задач;
— поля свычисляемыми формулами, определяемыми пользователями;
— две шкалы времени(основная и вспомогательная);
— указаниеприблизительного периода выполнения задачи (с последующим уточнением);
— создание шаблоновпроектов.
— Улучшены функцииподдержки иерархической структуры работ (WBS), определения приоритетов длязадач, выравнивания загрузки ресурсов, расчета критического пути в группепроектов, просмотра сетевой диаграммы проекта.
— Microsoftадресует свой продукт не только начинающим, но и профессиональным руководителямпроектов. Для расширения функциональности системы производителем выпускаютсяAdd-in-модули, доступные для бесплатной загрузки через Internet. Кроме того,существует большое число бесплатных и коммерческих продуктов стороннихпроизводителей.
— Что касаетсяудобства работы, то теперь пакет поддерживает такие функции, каксамонастраивающиеся меню, однооконный интерфейс, установку по запросу,перемещаемые профили пользователей, режим Windows Terminal Server и т. д.Справочная система позволяет пользователям добавлять в нее свою информацию.
— Особое вниманиеуделено организации обмена информацией в команде проекта. Новый продуктMicrosoft Project Central позволяет всем участникам проекта работать сактуальной проектной информацией. Доступ осуществляется либо через Web-броузер,либо через специальное приложение MS Project Central Client. Для мобильных иудаленных пользователей предусмотрена работа в режиме off-line с последующейсинхронизацией информации.
— Работая ссистемой, можно не только просматривать текущую информацию, но и обновлятьданные — вносить новые задачи, перераспределять задачи между исполнителями ит. д. Права доступа определяются администратором. Просмотр возможен как врежиме таблиц, так и в виде диаграммы Ганнта.
— Поддерживаетсядвунаправленный обмен информацией с Outlook. Руководитель проекта можетпередать исполнителям данные о задачах (в виде списка), которые необходимовыполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях врабочем календаре. Кроме того, пользователи MS Outlookљ2000 имеют возможностьпросматривать всю проектную информацию из этого приложения.
SureTrakProject Manager
Разработчик: Primavera Systems Inc. /США(http://www.primavera.com)
Дистрибьютор: ПМСОФТ (http://www.primavera.msk.ru)
— Полностьюрусифицирован
— Встроенный Wizardпозволяет создавать системы кодов для типовых проектов
— Платформа Windows 3.x / 95 / NT /2000, OS/2
Primavera ProjectPlanner
Разработчик: Primavera Systems Inc. / США(http://www.primavera.com)
Дистрибьютор: ПМСОФТ ( http://www.primavera.msk.ru)
— Центральныйпрограммный продукт семейства Primavera для координации большого количествасредних и крупных проектов в рамках ограниченных ресурсов
— Позволяетобъединение фрагментов проектов, подготовленных в SureTrak
— Имеет несколькодесятков стандартных шаблонов представления проекта, а также возможностьсоздавать и сохранять собственные макеты и отчеты с публикацией на web-сайтекомпании
— Развита функцияглобальной замены для внесения изменений в данные проекта с использованиемлогических, арифметических и строковых выражений
— Позволяет экспортданных в программы Dbase и Lotus
— Сетевая версияпозволяет работать параллельно, обновляя и анализируя информацию, подготавливаяотчеты по множеству проектов одновременно
Позволяет работать с неограниченнымнабором основных проектов и подпроектов в рамках прав доступа, ограничивающихвозможности пользователя просмотром и / или изменением той или иной информациив соответствии с его полномочиями
Open Plan
Разработчик: Welcom Software / США( www.welcom.com )
Дистрибьютор: ЛАНИТ (http://www.projectmanagement.ru )
— Полностьюрусифицированная профессиональная программа планирования и контроля крупныхпроектов в масштабах предприятия
— Мощные средстваресурсного и стоимостного планирования
— Эффективнаяорганизация мультипроектной и многопользовательской работы, что позволяетсоздать открытое и масштабируемое решение для всего предприятия
— Функция ДУП(директор управления проектами) для автоматизации повторяющихся процессов приуправлении проектами
— Реализованопланирование при ограниченном времени и ресурсах и тип материальных ресурсов сограниченным сроком хранения
— Разграничениеуровней доступа к проектным данным производится с помощью специальной утилитыSysAdm
— Встроеннаяфункция создания архива проекта и модуль WEB Publisher для публикации данныхпроекта на WEB-сервере
— Выпускается в вариантахEnterprise, Professional и Desktop, каждый из которых отвечает различнымпотребностям менеджеров и исполнителей проекта
— Комбинация сCobra позволяет построить интегрированную систему управления календарнымграфиком и затратами проекта.
Spider Project
Разработчик: Технологии управления«Спайдер» / Россия ( www.spiderproject.ru )
— Лучшаяотечественная система управления проектами, разработанная с учетом большогопрактического опыта, потребностей и приоритетов российского рынка
— Позволяет кромедлительности операции задавать физические объемы работ на операциях, тогдадлительность определяется в процессе составления расписания работ в зависимостиот производительности назначенных ресурсов
— Кроме отдельныхресурсов, можно задавать мультиресурсы (группы ресурсов, которые выполняютработы вместе) и пулы (группы взаимозаменяемых ресурсов), что позволяетполучить более короткие расписания
— Возможноиспользование неограниченного количества составляющих стоимости, причем вразных валютах, а также неограниченное количество различных иерархическихструктур работ и ресурсов
— Реализованавозможность хранить неограниченное количество версий проекта и анализироватьход исполнения работ по сравнению с базовой версий или любой другой версией
— Реализованаподдержка групповой работы и работы через Internet, при этом нет одновременногодоступа на изменение данных
— Платформа:Windows 9x / NT / 2000
— Минимальныетребования: процессор i486, ОЗУ 32 Мбайт, свободное место на диске 25 Мбайт.
WelcomHome
Разработчик: Welcom Software / США ( www.welcom.com )
Дистрибьютор: ЛАНИТ (http://www.projectmanagement.ru )
— Средствоорганизации групповой работы на основе WEB-технологий для ведения проектов сиспользованием единого WEB-интерфейса доступа ко всей проектной информации врежиме реального времени через Internet
— Взаимодействиеучастников проектов обеспечивается в рамках единого портала через электроннуюпочту, доски объявлений и дискуссионные форумы, при этом также регламентируетсяввод прогресса работ исполнителями
— Используютсянастраиваемые шаблоны процедур управления проектами для обеспеченияформализованного и стандартизованного подхода к выполнению работ и унификациикорпоративных управленческих процессов
— Возможнаинтеграция с системами календарного планирования MS Project, OpenPlan исистемой бюджетирования проектов Cobra для обеспечения доступа членам проектнойгруппы к требуемым календарным и стоимостным данным по проекту
— Платформа:Windows NT/2000/XP
— Базы данных: Oracle, SQL Server 7/2000, MS Access
— WEB: сервер MS IIS, Apache, браузер Internet Explorer, NetscapeNavigator
— Системабезопасности обеспечивает разграничение доступа к проектным данным ифункционалу системы за счет администрирования пользователей, групп и ролей.
Сравнение программ планированияресурсов.
Параметр
MS Project
SureTrak
Primavera
Open Plan
Spider
WelcomHome
Страна происхождения США США США США Россия США
Разработчик Microsoft Primavera Systems Primavera Systems Welcom Software Spider Technologies Welcom Software
Дистрибьютор Microsoft ПМ Софт ПМ Софт ЛАНИТ - ЛАНИТ
Русификация нет да нет да да да
Основная задача «легкий» офисный инструмент облегченный вариант Primavera P3 профессиональное управление средними и крупными проектами электронный офис проекта
Целевая группа пользователи профессионалы Пользо-ватели и профес-сионалы
Наличие версий разной степени сложности нет нет большое количество дополнительных пакетов Enterprise, Profesional, Desktop Project Pro, Desktop нет
Импорт / экспорт MS Access, Excel, ODBC, FoxPro, CSV, Lotus, OLE P3 ODBC, OLE, DDE SQL, Oracle, Sybase, xBase формат CSV, Oracle, SQL Server, Access, Interbase, Lotus Notes MS Access, SQL Server, Oracle
Совместное использование с другими приложениями MS Exchange P3, MS Project SureTrak MS Project, P3, SAP E/3, Baan - MS Project, Open Plan, Cobra
Платформа полная совместимость с MS Windows Windows 3.x / 9x / NT / 2000, OS/2 Windows 9x / NT / 2000 Windows 9x / NT / ME / 2000 Windows 9x / NT / 2000 Windows NT / 2000 / XP
Минимальные требования - процессор i386, ОЗУ 4 Мбайт, место на диске 16 Мбайт - ОЗУ 32 Мбайт процессор i486, ОЗУ 32 Мбайт, место на диске 25 Мбайт -
Безопасность данн ых - права доступа пользова-телей права доступа пользова-телей утилита SysAdm контроль доступа пользовате-лей Админи-стри-рование пользователей, их групп и ролей
Сетевая версия MS Project Central - Primavera Post Office да - -
Интегра-ция с Internet для сетевой версии интеграция с MS Exchange - MS Mail, публикация отчетов на WEB-сервере WEB Publisher для публикации на WEB-сервере да, при этом нет одновременного доступа на изменение данных WEB-интерфейс, e-mail, доски объявлений, форумы /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Time Line Solutions
Рассказ о КСП — системах,представленных на нашем рынке, будет неполным, если не упомянуть о системе TimeLine. Этот пакет появился в СНГ одним из первых — в начале девяностых. Былилокализованы две версии — 5.0 для DOS и 1.0 для Windows, что в свое времяспособствовало росту популярности продукта. Текущая версия пакета Time Line 6.5вышла пять лет назад и сразу же получила очень высокие оценки экспертов. В товремя это был единственный в своей ценовой группе продукт, реализованный вархитектуре клиент-сервер и поддерживающий работу с SQL-базой данных. Крометого, он содержал продвинутые средства для планирования и позволял наглядно представлятьпроектную информацию. Пользователи могли создавать свои поля с вычисляемымиформулами. С системой поставлялся генератор отчетов Crystal Report. Усеченнаяверсия Time Line (без поддержки WBS и генератора отчетов) одно время входила всостав пакета Corel Office. Time Line содержал средства для интеграции с NovellGroupWise. Предлагались, сетевая версия на пять пользователей и пакет ProjectUpdater для удаленного доступа к проектной информации.
К сожалению, за последнеевремя продукт не изменился, разработчики не занимаются его дальнейшимразвитием. Те же функции, которые несколько лет назад были передовыми, сейчасстали совершенно обычными для систем этого класса. Кроме того, появилисьгораздо более мощные системы.
Как сообщилипредставители российской компании A-Project, которая занималась локализацией ивнедрением продуктов Time Line на рынке СНГ, учитывая сложившуюся ситуацию,фирма отказалась от их активного продвижения.
Глава II. Система Open Plan. История развития
Развитие программныхсредств управления проектами имеет богатую историю. Многие системы прошлизначительный путь от простых средств календарного планирования или планированиябюджета проекта.
2.1 Исторические корни
Развитие программныхсредств управления проектами имеет богатую историю. Многие системы прошлизначительный путь от простых средств календарного планирования или планированиябюджета проекта. Программные пакеты, которые рассматриваются в данной статье,начали свою историю в 1983 году и наиболее известным из них в нашей странеявляется система Open Plan. Однако в настоящее время он является лишь одним изпродуктов, составляющих семейство Welcom одноименной компании.
Первоначальноераспространение программные продукты семейства Welcom получили на предприятияхавиакосмической и оборонной отрасли США, но впоследствии стали применяться дляуправления проектами в самых различных отраслях.
В настоящее время в этосемейство продуктов входят:
· Open Plan –система календарного планирования и контроля, предназначенная для управления реализациейкак отдельных проектов, так и сложных проектных программ в срок и в рамкахбюджета;
· Cobra – системауправления бюджетом проектов, позволяющая планировать и контролироватьстоимость реализации проекта, а также проводить анализ и прогнозировать ходвыполнения проекта на основе показателей освоенного объема;
· WelcomHome –Web-ориентированный инструмент для создания виртуального офиса проекта,позволяющий значительно повысить качество коммуникаций между членамираспределенной команды при совместной работе над проектом.
Особенностьюсемейства продуктов Welcom является их тесная интеграция между собой, а такжеоткрытая архитектура и богатые возможности по обмену данными с другимиприложениями. Это позволяет строить эффективные системы управления проектами напредприятиях с уже сложившейся информационной инфраструктурой.
В основе подхода Welcom кпостроению единой системы управления проектами на предприятии лежит созданиеинтегрированного решения. Это, в частности, подразумевает наличие единого хранилищаданных проекта и доступ к этим данным из разных приложений в соответствии справами доступа и ролью пользователя в проекте. Причем доступ возможен как влокальной сети, так и удаленно через Internet.
2.2Цели, процессы, структура
Open Plan – средствакалендарного планирования и контроля
Традиционно основу системуправления проектами составляет программное обеспечение (ПО) календарногопланирования и контроля. В семейство Welcom входят две версии ПО календарногопланирования: профессиональная — Open Plan Professional и настольная — OpenPlan Desktop.
И профессиональная, инастольная версии Open Plan прежде всего включают в себя следующие традиционныефункции календарного планирования:
· разработкаструктурной декомпозиции работ проекта и сетевых графиков;
· расчет иоптимизация календарных планов с учетом ограничений на ресурсы;
· разработкаграфиков потребности проекта в ресурсах;
· отслеживание ходавыполнения работ и сравнение текущего состояния с исходным планом;
· предоставлениеотчетности по проекту.
Обе версии работают сединой базой данных проекта (что означает полную совместимость по данным),обладают схожей функциональностью и интерфейсом.
Основным отличием OpenPlan Professional от настольной версии является наличие функций мультипроектногопланирования и контроля, а также специализированных средств настройкидополнительных полей базы данных проекта, типовых процедур работы с данными(«Директор управления проектами»), экранов и отчетов системы.
Пользователи Open PlanDesktop получают в распоряжение все средства для создания проектов, разработкии оптимизации календарных планов с учетом ограничений на ресурсы, управленияими в процессе реализации, отчетности, но не имеют доступа к ряду процедурнастройки.
Таким образом, Open PlanDesktop ориентирован в первую очередь на менеджеров, отвечающих за отдельныепроекты (размер проектов практически не ограничен), а Open Plan Professionalявляется инструментом менеджеров, отвечающих за мультипроектное управление,обеспечивающих консолидацию и согласование данных по нескольким проектам. Крометого, профессиональная версия используется специалистами по управлениюпроектами для разработки шаблонов отчетов предприятия и настройки рабочих мест.Обладатели настольных версий будут пользоваться настройками, созданными для нихв профессиональной версии.
Архитектура системы,использующая две версии ПО в рамках организации, обеспечивает ясноевзаимодействие стратегических и тактических инструментов, используемых вкомпании на разных уровнях управления, и позволяет значительно уменьшить общуюстоимость решения.
/>
Для компаний, которымнеобходимо управлять проектами, особый интерес представляют следующие ключевыефункциональные возможности Open Plan:
· средствамоделирования и оптимизации использования ресурсов в проекте;
· возможностимоделирования крупных проектов;
· средствамультипроектного планирования и контроля;
· возможностинастройки рабочих мест пользователей;
· открытаяархитектура.
Рассмотрим некоторые изних.
Ресурсное планирование
Одной из ключевыхвозможностей Open Plan в качестве системы календарного планирования уровняпредприятия является возможность планирования ресурсов нескольких типов(возобновляемые, расходуемые, с ограниченным сроком годности) и классов(людские, неодушевленные, финансовые), разнообразие процедур оптимизациирасписания работ с учетом ограничений на ресурсы, а также возможность управлятьресурсами всей совокупности проектов компании.
Open Plan позволяетописать профиль доступности (количество единиц ресурса и временной интервал, втечение которого ресурс может использоваться для выполнения работ) имеющихся вкомпании ресурсов. Ресурсы можно зарезервировать для использования наопределенном проекте частично, указав промежуток времени резервирования ипроцент загрузки ресурса на проекте, или полностью.
Важной возможностью дляоптимизации использования ресурсов в проекте является наличие в системе понятиявзаимозаменяемости и «квалификации ресурса». Назначая не конкретногоисполнителя, а требуемую для выполнения работы квалификацию, менеджер дает OpenPlan больше свободы для проведения оптимизации календарного графика в условияхограниченности ресурсов. Система сама предложит наиболее подходящий издоступных и наименее загруженных вариантов назначения ресурсов на работы.
Ресурсы Open Plan могутбыть представлены в виде иерархической структуры, и эта особенность системышироко используется на практике для автоматического составления сложныхрасписаний и получения разнообразной отчетности. Как и в случае сквалификациями, назначение на работу суммарного ресурса вместо конкретныхисполнителей позволяет Open Plan более гибко использовать алгоритмы оптимизациисоставления расписаний.
Типичным практическимприменением данных возможностей системы является решение задач оптимизациизагрузки оборудования или квалифицированного персонала на несколькиходновременно реализуемых проектах.
Отметим, что Open Planпозволяет проводить оптимизацию не только для воспроизводимых ресурсов(оборудование, специалисты), но и для материальных (материалы, комплектующие).
Open Plan предусматриваетдва базовых метода оптимизации календарных графиков при ресурсном планировании:ресурсное планирование при ограниченном времени и при ограниченных ресурсах.
В Open Plan можнозадавать и собственные правила при оптимизации выравнивания ресурсов, в томчисле определять приоритетность планирования работ.
Планирование ресурсов науровне задач также зависит от того, как можно изменять профиль использованияресурсов: можно ли прерывать работу, увеличивать ее длительность и на сколько,нужно ли проводить работу немедленно, невзирая на перезагрузку ресурса. Наличиетакого разнообразия настроек оптимизации позволяет менеджеру более гибковыполнить моделирование различных вариантов календарного графика реализациипроекта и выбрать наиболее подходящий.
Для анализа загрузкиресурса на нескольких проектах не обязательно требуется объединение их вмультипроект, достаточно лишь определить приоритетность проектов. Кроме того,имеется возможность полностью или частично резервировать ресурс как на веськонкретный проект, так и на заданный временной диапазон реализации проекта.
При планированиииспользования того или иного ресурса менеджер видит загрузку этого ресурса напроектах с более высоким приоритетом. Включив фильтр на отображение толькодоступных ресурсов, менеджер получит список реально доступных ресурсов суказанием объема доступности, в рамках которой он может использовать ресурс насвоем проекте.
Потребность в ресурсахнаглядно представляется на ресурсных гистограммах. Гистограммы потребностимогут быть построены по ранним и поздним датам (расчет проекта по методукритического пути), плановым (сроки работ после ресурсного планирования),фактическим датам, датам исходного плана. Отображается также доступностьресурса, при этом можно выбирать, просматривать ли доступность целиком илиучитывать, что ресурс уже был зарезервирован под другие проекты и был назначенна работы более приоритетного проекта в определенном количестве.
Мультипроектность
В большинстве компанийинтерес к автоматизации процессов управления проектами возникает именно попричине наличия нескольких одновременно реализуемых проектов и необходимости эффективногопланирования и контроля всей совокупности этих проектов. Часто впроектно-ориентированных компаниях необходимо в сжатые сроки ответить навопросы:
· имеет ли компаниядостаточно ресурсов, чтобы завершить проект вовремя?
· какие участкибудут наиболее критическими для успешной реализации проекта?
· может ли компаниявзяться за реализацию новых проектов или выполнить дополнительный объем работпо существующим проектам?
Мультипроектный режимработы подразумевает связывание нескольких отдельных проектов в рамках одногокомплексного проекта или программы. Подобное связывание служит главным образомдвум целям. Во-первых, это возможность получения различной аналитическойотчетности по всем проектам в масштабах компании. Если с помощью механизма назначениякодов поставить в соответствие работам проекта, например, статьи затрат, то мылегко можем получить аналитический срез всех проектов по этому показателю.
Во-вторых, этовозможность создать среду для интегрированного распределенного управлениябольшими комплексными проектами. Работы разных подпроектов внутри программымогут быть связаны между собой, что дает возможность анализировать влияние ходареализации отдельного подпроекта на другие и на программу в целом и приниматьпо результатам этого анализа обоснованные управленческие решения.
Открытость системы
Еще одной важнойособенностью Open Plan является его открытая архитектура и возможностиинтеграции с различными системами предприятия (ERP и бухгалтерские системы,документооборот, нормативно-справочные БД и др.). Пакет изначальноразрабатывался с учетом требований информационных систем предприятия похранению и обмену данными.
Помимо собственногоформата хранения данных, Open Plan может использовать для сохранения информациипроекта популярные СУБД — Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase.
Open Plan поддерживаеттехнологию OLE Automation, что дает возможность с минимальными усилиямисоздавать решения, использующие функциональные возможности пакета при вызове извнешних приложений. Кроме того, с помощью простой программы на Visual Basicможно, например, автоматизировать выполнение рутинных операций, выполнитьнестандартную обработку данных проекта, создать формы ввода и корректировкиинформации в Open Plan. (См. также врезку «ИТ-архитектура».)
На практике подобныевозможности применялись при интеграции с базой нормативной информации компании,когда при задании вида и объема работ на основе нормативных данныхосуществлялось назначение ресурсов и вычислялась длительность выполнения работ.
Процедуры экспорта/импортапозволяют создать в Open Plan различные сценарии обмена данными с другимиприложениями. В стандартной поставке имеются уже готовые сценарии обмена сMicrosoft Project 2000, Cobra, SAP R/3, Baan. Кроме того, предоставляютсяпримеры сценариев экспорта данных в формате XML, на основании которых можносоздать отчеты любой сложности для публикации в Internet.
Открытая архитектура иуказанные возможности взаимодействия с внешними системами позволяют достаточнобыстро и легко включать Open Plan в единое информационное пространствопредприятия.
Стандартизацияпроцедур управления
Еще одной существеннойхарактеристикой пакета Open Plan является наличие встроенного методологическогомодуля – «Директора управления проектами» (ДУП). С помощью процедур ДУПкомпания может формализовать и повторно использовать накопленный опыт,настроить стандартные процедуры управления проектами предприятия, а такжеавтоматизировать сбор и распределение относящейся к проекту информации. Ссистемой поставляется набор шаблонов процессов, разработанных на основеопубликованных исследований Комитета по стандартам Института управленияпроектами [Project Management Institute (PMI) Standards Committee].Пользователи могут также создавать собственные шаблоны процессов. Следованиеединым шаблонам обеспечивает согласованность управления всеми проектамикомпании. Помимо вызова функций Open Plan, шаги процессов в ДУП могут ссылатьсяна документы, созданные в других приложениях, но необходимые для процессауправления.
Управление бюджетомпроекта с помощью Cobra
Пакет Cobra являетсяинструментом для компаний, которым требуется выделенное в отдельное направлениепланирование и контроль бюджета проектов и программ. Cobra позволяет управлятьзатратами проекта, анализировать движение денежных средств, моделироватьэкономические прогнозы и генерировать финансовые отчеты, используя методикуосвоенного объема.
Cobra позволяетпланировать бюджет с точностью до недели, месяца или года, что обеспечиваеткомпании возможность выбирать необходимую степень детализации для управленияпроектами. Поддерживается возможность при планировании бюджета учитыватьнакладные расходы, стоимость привлечения денежных средств на проект ииспользование нескольких валют.
Любые изменения вутвержденном бюджете автоматически протоколируются. Отчет об изменениях вбюджете содержит детальную информацию об авторе и характере внесенныхизменений, а также необходимые комментарии. Данные о фактических затратах могутвноситься в Cobra вручную или через промежуточный файл, который генерируется бухгалтерскиммодулем системы управления предприятием.
Возможности Cobra посоставлению прогнозов могут быть использованы при оценке окончательнойстоимости проекта на основе анализа хода его реализации. Типичные прогнозы,которые могут генерироваться одновременно, обычно включают:
· оптимистический,пессимистический и наиболее ожидаемый прогноз для заказчика;
· прогноз длявнутреннего пользования на основе данных, загруженных из системы календарногопланирования или введенных вручную; использование статистических методов и учеткоэффициентов производительности на проекте позволяет повысить точность такихпрогнозов;
· прогнозы,учитывающие изменения ставок ресурсов и курсов валют.
С пакетом Cobraпоставляется 60 стандартных отчетов по различным аспектам управления бюджетомпроектов и прогнозирования, а также специальная программа-помощник посоставлению произвольных отчетов. Пользователи могут выбирать различныекритерии для группировок данных и фискальных периодов в отчетах, что даетвозможность генерировать произвольную отчетность по бюджету, прогнозам, отчетыпо фактическим затратам, отчеты по истории внесения изменений в бюджет проекта,отчеты по обязательствам и др. Все отчеты могут быть напрямую сохранены вформате Microsoft Excel или HTML.
Хотя возможноиспользование Cobra без связи с системой календарного планирования и контроля,в комплекте поставки имеется специальный модуль интеграции, который позволяетнапрямую получать данные из Open Plan, Primavera Project Planner и MicrosoftProject. Такая возможность позволяет построить интегрированную системууправления календарным графиком и затратами проекта. При этом процедурыопределения плановых дат, загрузки ресурсов и ввода данных о прогрессесущественно упрощаются при использовании Open Plan или другой системыкалендарного планирования, в то время как работа с бюджетными данными можетвестись на рабочих местах, где установлена только Cobra.
Виртуальный офиспроекта на базе WelcomHome
Программный пакетWelcomHome обеспечивает поддержку коммуникаций между членами команды проекта.WelcomHome – это средство групповой работы, основанное на Web-технологиях ипредназначенное для ведения проектов, используя единый Web-интерфейс доступа ковсей информации по проекту. WelcomHome обеспечивает членам команды централизованноевзаимодействие, доступ к проектной информации и позволяет участникам проектаотслеживать ход его реализации в режиме реального времени, вне
Во-первых, это возможность получения различной аналитической отчетности по всем проектам в масштабах компании. Если с помощью механизма назначения кодов поставить в соответствие работам проекта, например, статьи затрат, то мы легко можем получить аналитический срез всех проектов по этому показателю.
Во-вторых, это возможность создать среду для интегрированного распределенного управления большими комплексными проектами. Работы разных подпроектов внутри программы могут быть связаны между собой, что дает возможность анализировать влияние хода реализации отдельного подпроекта на другие и на программу в целом и принимать по результатам этого анализа обоснованные управленческие решения.
Открытость системы
Еще одной важной особенностью Open Plan является его открытая архитектура и возможности интеграции с различными системами предприятия (ERP и бухгалтерские системы, документооборот, нормативно-справочные БД и др.). Пакет изначально разрабатывался с учетом требований информационных систем предприятия по хранению и обмену данными.
Помимо собственного формата хранения данных, Open Plan может использовать для сохранения информации проекта популярные СУБД — Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase.
Open Plan поддерживает технологию OLE Automation, что дает возможность с минимальными усилиями создавать решения, использующие функциональные возможности пакета при вызове из внешних приложений. Кроме того, с помощью простой программы на Visual Basic можно, например, автоматизировать выполнение рутинных операций, выполнить нестандартную обработку данных проекта, создать формы ввода и корректировки информации в Open Plan. (См. также врезку «ИТ-архитектура».)
На практике подобные возможности применялись при интеграции с базой нормативной информации компании, когда при задании вида и объема работ на основе нормативных данных осуществлялось назначение ресурсов и вычислялась длительность выполнения работ.
Процедуры экспорта/импорта позволяют создать в Open Plan различные сценарии обмена данными с другими приложениями. В стандартной поставке имеются уже готовые сценарии обмена с Microsoft Project 2000, Cobra, SAP R/3, Baan. Кроме того, предоставляются примеры сценариев экспорта данных в формате XML, на основании которых можно создать отчеты любой сложности для публикации в Internet.
Открытая архитектура и указанные возможности взаимодействия с внешними системами позволяют достаточно быстро и легко включать Open Plan в единое информационное пространство предприятия.
Стандартизация процедур управления
Еще одной существенной характеристикой пакета Open Plan является наличие встроенного методологического модуля – «Директора управления проектами» (ДУП). С помощью процедур ДУП компания может формализовать и повторно использовать накопленный опыт, настроить стандартные процедуры управления проектами предприятия, а также автоматизировать сбор и распределение относящейся к проекту информации. С системой поставляется набор шаблонов процессов, разработанных на основе опубликованных исследований Комитета по стандартам Института управления проектами [Project Management Institute (PMI) Standards Committee]. Пользователи могут также создавать собственные шаблоны процессов. Следование единым шаблонам обеспечивает согласованность управления всеми проектами компании.
Помимо вызова функций Open Plan, шаги процессов в ДУП могут ссылаться на документы, созданные в других приложениях, но необходимые для процесса управления.
Управление бюджетом проекта с помощью Cobra
Пакет Cobra является инструментом для компаний, которым требуется выделенное в отдельное направление планирование и контроль бюджета проектов и программ. Cobra позволяет управлять затратами проекта, анализировать движение денежных средств, моделировать экономические прогнозы и генерировать финансовые отчеты, используя методику освоенного объема.
Cobra позволяет планировать бюджет с точностью до недели, месяца или года, что обеспечивает компании возможность выбирать необходимую степень детализации для управления проектами. Поддерживается возможность при планировании бюджета учитывать накладные расходы, стоимость привлечения денежных средств на проект и использование нескольких валют.
Любые изменения в утвержденном бюджете автоматически протоколируются. Отчет об изменениях в бюджете содержит детальную информацию об авторе и характере внесенных изменений, а также необходимые комментарии. Данные о фактических затратах могут вноситься в Cobra вручную или через промежуточный файл, который генерируется бухгалтерским модулем системы управления предприятием.
Возможности Cobra по составлению прогнозов могут быть использованы при оценке окончательной стоимости проекта на основе анализа хода его реализации. Типичные прогнозы, которые могут генерироваться одновременно, обычно включают:
· оптимистический, пессимистический и наиболее ожидаемый прогноз для заказчика;
· прогноз для внутреннего пользования на основе данных, загруженных из системы календарного планирования или введенных вручную; использование статистических методов и учет коэффициентов производительности на проекте позволяет повысить точность таких прогнозов;
· прогнозы, учитывающие изменения ставок ресурсов и курсов валют.
С пакетом Cobra поставляется 60 стандартных отчетов по различным аспектам управления бюджетом проектов и прогнозирования, а также специальная программа-помощник по составлению произвольных отчетов. Пользователи могут выбирать различные критерии для группировок данных и фискальных периодов в отчетах, что дает возможность генерировать произвольную отчетность по бюджету, прогнозам, отчеты по фактическим затратам, отчеты по истории внесения изменений в бюджет проекта, отчеты по обязательствам и др. Все отчеты могут быть напрямую сохранены в формате Microsoft Excel или HTML.
Хотя возможно использование Cobra без связи с системой календарного планирования и контроля, в комплекте поставки имеется специальный модуль интеграции, который позволяет напрямую получать данные из Open Plan, Primavera Project Planner и Microsoft Project. Такая возможность позволяет построить интегрированную систему управления календарным графиком и затратами проекта. При этом процедуры определения плановых дат, загрузки ресурсов и ввода данных о прогрессе существенно упрощаются при использовании Open Plan или другой системы календарного планирования, в то время как работа с бюджетными данными может вестись на рабочих местах, где установлена только Cobra.
Виртуальный офис проекта на базе WelcomHome
Программный пакет WelcomHome обеспечивает поддержку коммуникаций между членами команды проекта. WelcomHome – это средство групповой работы, основанное на Web-технологиях и предназначенное для ведения проектов, используя единый Web-интерфейс доступа ко всей информации по проекту. WelcomHome обеспечивает членам команды централизованное взаимодействие, доступ к проектной информации и позволяет участникам проекта отслеживать ход его реализации в режиме реального времени, вне зависимости от местоположения, через Internet.
Основные возможности WelcomHome:
· поддержка портала проекта;
· интеграция с системами календарного планирования и бюджетирования, такими как Open Plan, Cobra, Microsoft Project 98/2000;
· средства совместной работы: форумы, доски объявлений, контроль документов;
· ввод прогресса работ;
· поддержка процедур управления проектами.
Портал проекта
WelcomHome является общим порталом ко всей информации по управлению проектами в компании. Каждый проект в WelcomHome имеет начальную страницу — краткий обзор проекта, включающий актуальную информацию по вехам, статусу и другую важную информацию по проекту.
WelcomHome обеспечивает единое хранилище информации по проекту, включая цели, ход реализации проекта и риски. Используя такие возможности, как электронная почта, доски объявлений и дискуссионные форумы, участники команды могут легко взаимодействовать.
Интеграция планов
Одно из главных назначений WelcomHome – предоставление пользователям Web-интерфейса для доступа к данным различных систем календарного планирования. Для этого WelcomHome имеет большой набор специальных представлений данных (Dataviews). С их помощью пользователь может получить самую подробную информацию о ходе проекта: информацию о работах, о календарных сроках, о назначении ресурсов, стоимостные отчеты. Информация может быть представлена в виде привычной диаграммы Ганта.
WelcomHome обеспечивает каждого участника проекта персональным кросспроектным представлением для быстрого и легкого просмотра проблем, рисков и задач для всего проекта или для отдельных членов команды. Пользователи могут видеть список необходимых задач и инициировать или закрывать их при необходимости. Эта возможность облегчает отслеживание проблемных областей от момента идентификации до разрешения проблемы.
WelcomHome позволяет членам команды совместно использовать документы проекта. Дополнительно пользователи могут архивировать файлы для последующего доступа к ним из другого места через Web-браузер.
Ввод данных о ходе выполнения работ
Наиболее тесная интеграция WelcomHome осуществлена с системой календарного планирования и контроля проектов Open Plan. WelcomHome позволяет пользователям не только подробно просматривать данные календарного плана Open Plan, но также вносить свои изменения. Через интерфейс таблицы учета рабочего времени (табель) пользователи могут вносить информацию о ходе выполнения своих работ. Через интерфейс списка работ пользователи могут вносить в календарный план новые работы, а также продвижение по этим работам. Перед внесением информации в календарный план менеджер проекта может принять или отклонить введенные участником проекта данные.
Процедурный подход к управлению проектами
WelcomHome позволяет использовать настраиваемые шаблоны процедур управления проектами для обеспечения формализованного и стандартизированного подхода к выполнению работ. Эти шаблоны увеличивают эффективность и сокращают жизненный цикл проекта за счет структуризации управленческих процессов и обеспечивают пользователей набором последовательных процедур планирования и средствами ввода прогресса.
Требования к ресурсами поддержка продуктов
Основные сведения отребуемых ресурсах показаны на врезке. Там же указана стоимость лицензий. Этастоимость включает поддержку и обновление версий в течение года.
И настольная (Open PlanDesktop), и профессиональная (Open Plan Professional) версии русифицированы.
На российском рынкепрограммное обеспечение семейства Welcom поддерживается компанией Ланит.Пользователям системы предоставляется обучение на специализированных учебныхкурсах и консалтинговая поддержка внедрения, настройки и интеграции систем.
Функциональнаяархитектура Open Plan
Open Plan — система календарного планированияи контроля выполнения проектов и программ. Основные функциональные возможности:
· анализ проекта пометоду критического пути;
· оптимизациязагрузки всех видов ресурсов (возобновляемых, расходуемых) с учетомквалификаций, принадлежности к функциональным подразделениям;
· мультипроектныйанализ;
· получение инастройка отчетов;
· анализ ходавыполнения проекта, в том числе на основании освоенного объема;
· анализ рисков пометоду Монте-Карло;
· интеграция сERP-системами.
Система имеет две версии- Open Plan Professional и Open Plan Desktop. Обе они включают в себя полныйкомплект функций по управлению проектами. Однако две эти версии были созданы срядом различий для обеспечения более разумной организации функционирования всейсистемы управления проектами с использованием архитектуры клиент/сервер.
ИТ-архитектура
Операционные системы. Windows 9х, Windows 2000, Windows NT
Организация хранилищаи используемые СУБД.Собственный формат, MS Access, а также хранение данных в СУБД Oracle, SQLServer, Sybase, Informix.
Открытая программнаяархитектура; поддержка технологии OLE Automation.
Архитектура локальнойсети. Любаяархитектура, поддерживаемая операционными системами Microsoft.
Средства удаленногодоступа. Удаленныйдоступ реализуется через продукт WelcomHome. Браузеры, поддерживаемые WelcomHome: MS Internet Explorer 4 или 5 (Windows 9x, 2000, NT), MSInternet Explorer 4 или 5 (Macintosh), Netscape 6(Windows 9x, 2000, NT), Netscape 6 (Macintosh).
Требования к ресурсам
Сервер: процессор не ниже Pentium;оперативная память – 32 Mбайт (рекомендуется 64 Mбайт); Windows NT 4.0 и выше.
Рабочая станция: Процессор не ниже Pentium;Оперативная память – 16Mбайт (рекомендуется 32 Mбайт); Microsoft Windows 95 ивыше или Windows NT Workstation 4.0 и выше.
2.3Обзор решений
Совместное решение длястроительных и инвестиционных компаний WinABePC
/>
В рамках совместной работы компаний «ЭРТИсофт» и«A-Project»:
Разработан открытый формат данных, для хранения информации о смете;Реализован импорт данных в системы календарного планирования; Предложеныкомплексные решения для инвестора, заказчика и подрядчика.
Модуль экспорта данных
Программа WinАВеРС позволяет формировать экспортные файлы произвольногоdbf — формата. Сформированные dbf — файлы могут быть далее обработаныпроизвольным образом.
Экспорт данных производится из списка смет и договоров. Для этого сметапомечается, выбирается пункт меню СМЕТА, режим DBF файл.
/>
Рис. Окно параметры экспорта
Окно «Параметры экспорта» разделено на части, содержащие спискис наименованиями параметров, полей и других информационных объектов по сметам ипроцентовкам. Здесь же предлагаются наименования для полей формируемого dbf — файла, которые могут быть изменены. Некоторые данные могут не включаться вэкспортный файл снятием отметки «Выводить». Для определения спискастолбцов сметы, который будет передан в dbf- файл, необходимо определить данныепо структуре сметы.
Модуль импорта данных
Модуль импорта данных осуществляет процесс переброски данных извыбранного файла dbf — формата в систему календарного планирования Open Plan.
Желательно перед процедурой импорта открыть Open Plan, создать файлпроекта с файлом ресурсов и импортировать в текущий открытый проект.
Вызов программы
Для запуска программы импорта данных необходимо вызвать исполняемый файлSmetopp.exe, находящийся в папке модуля импорта данных из сметы.
Процесс выполнения программы
Первый шаг — Определение исходного файла типа DBF.
Нажатием на кнопку «Просмотр» выбрать любой файл формата DBF как исходныйдля работы связки.
/>
Рис. Импорт данныхWinАВеРС
Второй шаг — Определение выходного файлапроекта Open Plan.
/>/>Текущий открытый проект Open Plan(для этого необходимо заранее запустить Open Plan, создать новый проект иназначить ему новый файл ресурсов)
/>/>Любой другой существующий проект OpenPlan (для этого необходимо нажать кнопку «Просмотр» и выбрать файл OPP). В этомслучае необходимо заранее создать проект Open Plan и назначить ему файлресурсов.
/>
Рис. Импорт данныхWinАВеРС
Третий шаг — Определение параметров импортаданных:
В программе существуетвозможность не импортировать перечень ресурсов из сметы, а также не производитьназначения ресурсов на работы – в этом случае соответствующие опции неустанавливаются. Опция «Добавить суммарную задачу проекта» устанавливается,если необходимо объединить все работы проекта в единую работу для дальнейшегоанализа общих показателей по проекту.
Нажатием кнопки «Импорт»запускается основная процедура заполнения данными файла проекта.
/>
Рис. Импорт данныхWinАВеРС
В случае успешногоокончания процедуры переноса данных пользователь получает сообщение «Импортданных WinАBеPC в Open Plan завершен.»;
Для выхода из программыимпорта данных (по окончании процедуры или преждевременно) необходимо нажатькнопку «Выход».
Кнопка «О программе»сообщает идентификационную информацию о модуле импорта данных из сметы.
Вызов справочнойинформации по программе производится нажатием кнопки «Справка».
Четвертый шаг (приимпорте в закрытый проект Open Plan) — Для загрузки данных в Open Plan используется OLE-интерфейс. Послеработы программы связь должна быть разорвана и поэтому Open Plan выдаетсообщение: «Одно или несколько OLE приложений связано c Open Plan. Хотя даннаяоперация не рекомендуется, вы можете разорвать все связи и закрыть Open Plan.Помните, что подобным образом можно спровоцировать системную ошибку. Разорватьвсе связи и продолжить закрытие?»
Вам нужно ответь «Да»,что бы закрыть Open Plan и сразу сохранить данные (при ответе «Нет» Open Planпродолжит работу). Если программа SmetOPP не отвечает на команды (не работаюткнопки), сверните все окна и найдите вышеприведенное сообщение «Одно илинесколько OLE приложений связано c Open Plan…» и действуйте как написано выше.
Результат работыпрограммы
В результате успешноговыполнения программы импорта данных из сметы в файл проекта формируетсяактивный файл проекта Open Plan. В проект введены работы, работам назначенресурс «Деньги» (т.о. Open Plan учитывает стоимость работ), и (при указаниисоответствующих опциях) добавлены: суммарная задача, ресурсы, назначения.
Таблица соответствияполей файла экспорта WinABePC и Open Plan.
/>
Поле файла экспорта WinABePC/>
Таблица Open Plan/>
Поле Open Plan/>
Комментарий/>
/> s__typ - - Служебное поле, используется для определения типа записи
/> s__ind ACT USER_NUM01 Служебное поле, используется для назначения ресурсов на работы
/> s__name ACT Description Название работы (не полное)
/> s__code ACT USER_CHR01 Код работы
/> X12 ACT USER_CHR02 Ед. измерения работы
/> Quan ACT USER_NUM02 Трудоемкость работы
/> X10 ASG Level Стоимость работы (Уровень назначения ресурса «Деньги»)
/> X11 ACT USER_NUM03 Трудоемкость работы за единицу
/> Quan * X11 ACT Duration Длительность работы (в часах)
/> s__name ACT NOTES Название работы (полное)
/> Resname RDS Description Название ресурса
/> Rescode RDS ID Код ресурса
/> Resmeas RDS Units Ед. измерения ресурса
/> Resmeas RDS Type Поле Resmeas влияет на тип ресурса
/> Resprice RDS UnitCost Стоимость единицы ресурса
/> Resnorma ASG Level Уровень назначения ресурсов на работу
Ограничения
Данная подсистемаработает со строго определенным форматом полей файла DBF. Во избежание ошибок исбоев в работе подсистемы не рекомендуется:
/>/>Менять наименования полей в файле DBF
/>/>Менять местами столбцы в файле DBF
/>/>Изменять содержание полей файла DBF
Календарноепланирование строительных работ
В Open Plan длявыполнения временного и ресурсного планирования проекта на основе данных,полученных из сметной программы, следует применять следующие стандартныепроцедуры:
Временной анализ дляпостроения календарного графика работ.
Нужно иметь в виду, чтоработы в строительных сметах не оговорены связи между работами, и для получениякорректного графика предварительно необходимо задать отношения предшествования — последования. Далее, согласно процедуре временного анализа, нужно задатьНастоящее Время, от которого будет планироваться проект. Во многих проектах времяявляется одним из основных ограничивающих факторов. Оптимизация плана проектапо времени позволяет сократить продолжительность проекта с учетом существующихограничений. Поэтому после составления плана проекта обычно проводитсявременной анализ с целью оптимизации календарного графика работ проекта:
Задание календарей работ,календарей связей между работами;
Изменение типа связимежду работами;
Изменение сдвига длясвязи между работами;
Изменение типа и значениявременного ограничения работы — ввод дат целевого начала и окончания работ;
Изменение типа задачи(выбор оптимального типа работы – начальные — конечные вехи).
Построение графикапотребности в ресурсах по проекту.
Стандартная процедураресурсного планирования.
Представления:
Диаграмма Гантта
Таблица назначений
Таблица работа-ресурс
Таблица ресурс-работа
При создании планапроекта последовательно выполняются следующие шаги (Предопределено — данныепереносятся из сметной программы):
1. составляется перечень основныхэтапов проекта — Предопределено
2. этапы проекта разбиваются напоследовательность простых задач — Предопределено
3. определяются предполагаемыедлительности задач
4. задаются связи между задачами,позволяющие:
— установитьпоследовательность выполнения работ в проекте;
— определить все основныедаты в проекте: даты начала и окончания выполнения задачи, плана проекта;
— перепланировать вседаты в проекте при изменении любого временного параметра:
даты начала или концавыполнения задачи, длительности задачи и т.д.
5. составляется список ресурсов сучетом типов ресурсов — возобновляемые, расходуемые. Задается один ресурсфинансового класса «Деньги» и назначается на работы: Уровеньназначения равен значению поля
Всего для работы в смете,Профиль расходования — линейный.
6. ресурсы назначаются на задачи, приэтом:
— уровень назначениясчитается равным Норма*Количество для каждого назначенного на работу ресурса,профиль расходования считается линейным — T;
— отслеживаются затратына проект как расходование финансовых ресурсов в течение проекта;
— ресурсное планированиевозможно проводить только после задания доступности хотя бы одного ресурса впроекте. Без задания доступности процедура ресурсного планирования не можетбыть вызвана, возможен просмотр профиля загрузки только по ранним и позднимдатам проекта;
— планирование становитсяболее приближенным к реальным обстоятельствам.
Ресурсное планированиеплана проекта
В Open Plan предусмотренширокий спектр возможностей для управления ресурсами как на стадиипланирования, так и на стадии реализации проекта.
Ресурсы — этоисполнители, машины и механизмы, материалы. Исполнители как таковые неописываются в программах составления смет. Машины и материалы при переносе всистему Open Plan разделяются на возобновляемые и расходуемые соответственно.
Ресурсное планированиеможно проводить в системе лишь в том случае, если у назначенных ресурсовописана доступность. При переброске данных из сметной системы пользователямнужно вручную вводить доступность, так как в WinABePC такого понятия не существует.
При оптимизации планапроекта важной задачей является оптимальное распределение ресурсов по работампроекта, исключающее перегрузку ресурсов, имеющихся в распоряжении менеджерапроекта. Очень часто возникает ситуация, когда ресурсы перегружены.
При ресурсномпланировании в Open Plan рассчитываются плановые даты начала и конца работ, тоесть те сроки для выполнения работ, при которых загрузка ресурсов будетвыровнена.
Глава III. Основные модули Open Plan
1. Модуль «Универсальная модельбезопасности» (WelcomSecurity). Этот модуль обеспечивает более высокийуровень администрирования функций Open Plan и позволяет создавать пользователейи формировать группы пользователей, создавать роли (права доступа к функционалуприложения) и назначать их пользователям, а также вести мониторингиспользования Open Plan.
Новая Универсальная модель безопасности (WelcomSecurity) обеспечиваетболее высокий уровень администрирования функций Open Plan. Новая системабезопасности позволяет:
• Создавать пользователей продуктов;
• Создавать группы пользователей и включать в них пользователей;
• Создавать роли (права доступа к функционалу приложения) иназначать их пользователям;
Вести мониторинг использования Open Plan (кто и на какой машине в данныймомент работает с продуктом).
WelcomSecurity позволяетсоздавать индивидуальных пользователей, назначать им имя и пароль для входа всистему. Пользователи могут быть включены в группы. Этим группам администраторможет задавать права использования функциональных возможностей (например,запретить пользователям изменять настраивать систему или создавать новыйпроект). Роли позволяют определить, права пользователей по работе с проектом(например, только менеджер проекта сможет запускать процедуру временногоанализа).
WelcomSecurity позволяетне только запретить доступ к определенной функции, но и сделать ее невидимойдля пользователя.
2. Модуль«Портфель», позволяет пользователям сохранять проекты в Портфель длямонопольного использования, а далее либо заменять проект, либо возвращаться кисходной версии. Когда проект сохраняется в Портфель, то он становится закрытымот других пользователей (даже если он не открыт) и может быть редактирован, апо окончании включен обратно. Когда Портфель лежит в другом источнике данныхODBC (например, в ноутбуке), связанные копии представлений и файлы сдополнительными данными переносятся автоматически, позволяя пользователямработать в любом месте.
3. Специальныймодуль интеграции, который позволяет напрямую получать данные из PrimaveraProject Planner и Microsoft Project. Такая возможность позволяет построитьинтегрированную систему управления календарным графиком и затратами проекта.
4. Модуль WEBPublisher для публикации данных проекта на WEB-сервере.
Заключение
Реализация большогоколичества проектов при ограниченных ресурсах является проблемой, с которойсталкиваются многие компании. Для успешного решения этой задачи руководителидолжны иметь возможность рассматривать совокупность всех проектов компании,оценивать влияние хода выполнения отдельного проекта на всю программу в целом,управлять приоритетами проектов.
Open Plan предоставляетруководителям обширный набор инструментов для эффективного принятияуправленческих решений и оптимизации выполнения программ с учетом временных иресурсных ограничений.
Следующие функции OpenPlan нацелены на обеспечение управления программами:
· Пулы ресурсов,совместно используемые в мультипроектах
· Единые коды икалендари, доступные в мультипроектах
· Выравниваниересурсов для мультипроектов
· Назначениеприоритетов проектов
· Суммированиепараметров по уровням работ/ресурсов
· Возможностьзадания взаимосвязей между работами разных проектов в рамках мультипроекта
Настраиваемыепредставления позволяют получать отчеты по программам.
Планирование проекта
Open Plan удовлетворяетвсем требованиям современных систем календарного планирования. Мощныевычислительные возможности заложенных алгоритмов позволяют менеджерам проектовсвоевременно получать достоверную информацию и проводить анализ в режимереального времени.
Гибкие, интерактивныеинструменты разработки отчетов и настройки представлений позволят менеджеруполучать именно ту информацию, которая интересует его в текущий момент.
Создание мультипроекта набазе отдельных проектов компании отображает полную картину ее проектнойдеятельности. В рамках мультипроекта задаются логические связи между работамиразличных проектов; для процедуры ресурсного планирования определяютсяприоритеты, в результате чего исполнители сосредотачивают усилия на важнейших,с точки зрения руководства, направлениях деятельности.
Функции календарногопланирования, доступные в Open Plan:
· Поддержкаиерархии в программах, структуры разбиения работ в проектах
· Разработка ииспользование структуры разбиения работ
· Возможностьиспользования до 90 кодов в проекте
· Неограниченноечисло используемых календарей
Возможности Open Plan поописанию моделей процессов и логических связей близко к реальным физическимпроцессам позволят менеджеру проекта добиться наиболее реалистичных плановработ.
Настраиваемые отчеты ипредставления
Графические представления(для ввода и отображения различных типов данных) Open Plan могут быть настроенысогласно потребностям организации и в соответствии с утвержденными стандартами.
В Open Plan доступныследующие типы представлений:
· Табличные данные
· Диаграммырасписаний (диаграммы Ганта)
· Логическиесетевые диаграммы
· Гистограммы
· S-кривые
Возможности Open Plan понастройке представлений не ограничиваются следующими функциями:
· Иерархическиеструктуры разбиения работ/ресурсов, использование кодов и фильтровпозволят получить требуемые данные
· Настраиваемыешаблоны узлов сетевой диаграммы
· Автоматическоеформатирование и привязка к календарям в сетевых диаграммах
· Настраиваемыетипы отрезков диаграммы Ганта
· Настраиваемыефильтры
· Использованиетехнологии drag-and-drop
· Обширныевозможности по настройке масштабов временных шкал, созданию календарей, вчастности, нелинейных
Комбинирование диаграммыГанта, таблиц и гистограмм в одном представлении Open Plan позволит менеджеруиметь полный контроль текущей ситуации
Ввод фактическихданных
Для максимальной гибкостиработы, Open Plan позволяет вводить информацию о прогрессе работ несколькимиспособами, а также вычислять прогресс автоматически. Информация о прогрессеработ может быть также введена удаленно при совместном использовании сWelcomHome. Это позволяет соисполнителям и удаленным членам команды проекталегко вводить данные по прогрессу, гарантируя тем самым своевременноеобновление календарного плана.
Ввод фактических данныхпозволяет рассчитывать прогресс на базе:
· Фактических дат,ожидаемых дат завершения работ, текущих, остающихся длительностей, процентезавершения работ, проценте использования ресурсов
· Такжеподдерживается автоматический расчет прогресса ресурсов и фактическойстоимости.
Управление рискамипроектов
Эффективный алгоритмитерационных имитаций по методу Монте-Карло позволит провести испытания доначала реализации проекта.
В области управлениярисками Open Plan представляет следующие возможности:
· Расчет среднихотклонений для ранних, поздних дат, резервов времени
· Вводвероятностных характеристик выполнения отдельных работ
· Оптимистические,пессимистические и ожидаемые длительности работ
· Различные профилираспределения вероятности
· Графическоепредставление информации о рисках
Открытая архитектура ивозможность интеграции
Открытая архитектура OpenPlan обеспечивает интеграцию с различными корпоративными системами, облегчаясовместное использование информации на предприятии. С пакетом поставляютсянастроенные интерфейсы с популярными ERP-системами (SAP R/3, Baan) и пакетамикалендарного планирования (Microsoft Project, P3).
Средства созданиясценариев экспорта/импорта позволяют пользователям создавать интерфейсы с ихсобственными системами.
Возможностьхранения данных Open Plan через ODBC в различных СУБД обеспечиваетвозможность его эффективной интеграции в существующую информационную системупредприятия.
Доступные возможности:
· Удобнаяинтеграция с MS Project 98/2000
· Возможностьимпорта файлов проектов Primavera P3
· Интеграция с Baanи SAP R/3
· Настраиваемыйэкспорт данных в формате XML, CSV
· Описание форматовхранения в БД
· ПоддержкаApplication Programmer Interfaces (API) для интеграции со стандартнымиприложениями Windows
Безопасныймногопользовательский доступ
Многопользовательскийдоступ позволяет вести совместную работу над проектом, в то время как гибкаясистема безопасности гарантирует, что только пользователи с соответствующимиправами получат доступ к информации. Open Plan позволяет создавать группыпользователей и задавать всей группе соответствующие права в системебезопасности. Это позволяет, например, руководителям иметь доступ к даннымпроекта только для чтения, а менеджерам проекта предоставить полные правадоступа.
Инструменты обеспечениябезопасности:
· Использованиепароля на вход в систему
· Распределениеправ доступа к файлам
· Права доступа кинформации исключительные/только чтение/совместные.
Open Plan позволяетсоздавать учетные записи пользователей и объединять их в группы.
Техническая информация
Поддерживаемые базыданных:
Данные Open Plan могутхраниться как в собственном формате, так и в следующих базах данных: Oracle,SQL Server, Sybase, Informix, Access, и Visual FoxPro.
Емкости:
· Неограниченноечисло проектов
· Неограниченноечисло проектов в программе
· Неограниченноечисло работ в проекте
· Неограниченноечисло календарей в проекте/программе
· Неограниченноечисло ресурсов, используемых в проекте
Списоклитературы
1. www.projectmanagement.ru/pages.asp
2. www.pmprofy.ru/.../382-article.asp
3. www.osp.ru/cio/2001/.../171919/
4. www.lanit.ru/press/article.wbp?articleid
5. www.business.compulenta.ru/51813
6. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID
7. www.interface.ru/microsoft/article.htm