--PAGE_BREAK--Состав языка. А) Операторы.
Язык программирования можно уподобить очень примитивному иностранному языку с жесткими правилами, не имеющими исключений. Изучение иностранного языка обычно начинают с алфавита, затем переходят к простым словам, далее рассматривают законы построения фраз, и только в результате длительной практики становится свободно выражать на этом языке свои мысли.
Программа состоит из исполняемых операторов и операторов описания.
Исполняемый операторзадает законченное действие, выполняемое над данными. Примеры исполняемых операторов: вывод на экран, занесение числа в память, выход из программы.
Оператор описания, как и следует из его названия, описывает данные, над которыми выполняются действия. Примером описания может служить предложение «В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А».
Исполняемые операторы для краткости часто называют просто операторами, а операторы описания – описаниями. Описания должны предшествовать операторам, в которых используются соответствующие данные. Операторы программы исполняются последовательно, один за другим, если явным образом не задан другой порядок.
Б) Алфавит и лексемы.
Алфавит языка состоит из:
· Прописных и строчных букв латинского алфавита;
· Используется знак подчеркивания;
· Десятичных цифр ( 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 );
· Шестнадцатеричных цифр ( 0,1, …, 9, А, В, …, F);
· Специальных символов;
· Составных символов.
В) Константы.
Каждый элемент данных, используемый в программе, является константой или переменной.
Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. Например, в языке Паскаль используются константы следующих типов:
1) числовые – предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных).
2)символьные и строковые константы – отдельные символы и их последовательности. Заключаются в апострофы.
Целые константы делятся на десятичные и шестнадцатеричные (представляют собой знак $, непосредственно за которым следуют шестнадцатеричные цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F).
Вещественные константызаписываются с точкой перед дробной частью. Либо целая, либо дробная часть может отсутствовать. Вещественная константа с порядком представляется в виде мантиссы и порядка. Мантисса записывается слева от знака Е или е, порядок справа от этого знака. Значение константы определяется как произведение мантиссы и возведенного в указанную в порядке степень числа 10. Пробелы внутри числа не допускаются.
Символьные константыслужат для представления любого символа из набора, используемого в данном компьютере. Так как под каждый символ отводится 1 байт (единица хранения и обработки цифровой информации, байт считается равным восьми битам), всего используется 256 символов, так как диапазон возможных значений 0-255.
Десятичный код символа, обозначается предваряемым знаком #.А буква, предваряемым знаком ^.
Строковая константа– это последовательность символов, расположенная на одной строке и заключается в апострофы. Если требуется представить сам апостроф, он дублируется. Всего 126 символов.
Г) Имена, ключевые слова и знаки операций.
Имена в программах служат той же цели, что и имена людей, — чтобы обращаться к программным объектам и различать их, то есть идентифицировать. Поэтому имена также называют идентификаторами ( в информатике специальное наименование, имя элементарных данных, массивов данных, программ или других объектов, которые запрашиваются, обрабатываются и выдаются на выход ЭВМ).
Имена дает программист, при этом следует соблюдать некоторые правила:
· Имя должно начинаться с буквы;
· Имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и цифры;
· Прописные и строчные буквы не различаются;
· Длина имени практически не ограничена (63 символа ).
Имена даются элементам программы, к которым требуется обращаться: переменным, константам, процедурам, функциям и т. д.).
Ключевые слова– это идентификаторы, имеющие специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Например, для описания переменных определено ключевое слово var. Имена, создаваемые программистом не должны совпадать с ключевыми словами.
Знак операции – это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Чаще всего знаки операции состоят из одного символа.
Например:
1.унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @.
2.операция типа умножения: *, /, div, mod, and.
3.операция типа сложения: +, -, or.
4.операции отношения: =, ,
продолжение
--PAGE_BREAK--