Реферат по предмету "Информатика"


Цифровые произведения как объект авторского права

--PAGE_BREAK---        Потоковое мультимедиа (сетевое радио, телевидение, комбинированные) – это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникации, так и к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или не потоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD). Мультимедиа потоки бывают двух видов: по запросу или живыми. Потоки информации, вызываемой по запросу пользователя хранятся на серверах продолжительный период времени. Живые потоки доступны короткий период времени, например, при передаче видео со спортивных соревнований.
-        VRML арт (англ. Virtual Reality Modeling Language — язык моделирования виртуальной реальности) — стандартный формат файлов для демонстрации трёхмерной интерактивной векторной графики, чаще всего используется в Интернет. Интернет-страницы могут быть связаны с графическими компонентами, таким образом, что браузер может получать веб-страницу или новый VRML-файл из сети Интернет тогда, когда пользователь щёлкает по какому-либо графическому компоненту. Движение, звуки, освещение и другие аспекты виртуального мира могут появляться как реакция на действия пользователя или же на другие внешние события, например таймеры.
-        Виртуальные города, под чем обычно принято понимать некую совокупность уже существующих информационных ресурсов реального города, размещенных в Интернет. К таким ресурсам можно отнести информационные сайты фирм города, администрации, музеев, театров, Интернет-магазины и т.д. VRML позволил создавать 3-х-мерные виртуальные пространства и города и размещать их для всеобщего доступа в Интернете [11].
-        Аватар, (юзерпик) – небольшое статичное или анимированное изображение (часто ограниченное размером в некоторое число пикселей), которое используется для персонализации пользователя и, часто, не являющееся истинной фотографией пользователя.
Приведенная классификация потребовала детализации по отношению к источнику[3] для определения некоторых терминологических аспектов. При этом, необходимо отметить, что она, приводя достаточно широкий спектр объектов авторского права из сферы мультимедиа, всё же является неполной и не отображает некоторые группы объектов, также относящихся к мультимедиа. Основной особенностью этой классификации является ориентация на виртуальные объекты и понимание их технологической подоплёки как неотъемлемой части медиа-искусства.
В экономико-правовом аспекте можно предложить следующую классификацию мультимедиа произведений:
2.1 Мультипликация и медиа-анимация
Мультипликация представляет собой набор технических приёмов получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Мультипликация, анимация, является разновидностью искусства, как правило, использующей технологию мультипликации изображения как основной элемент творчества. Всё большее распространение в современной практике получает компьютерная анимация – вид анимации, создаваемый при помощи компьютера, может быть двухмерной и трёхмерной. Оба этих вида анимации на сегодня получили широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений.
Компьютерная анимация может применяться в компьютерных играх, мультимедийных приложениях (например, энциклопедиях), а также для «оживления» отдельных элементов оформления, например, веб-страниц и рекламы (анимированные баннеры).
2.2 Фильмы на различных носителях (экспериментальное кино и видео-арт)
Видео-арт представляет собой направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Видео-арт (в отличие, например, от музыкальных клипов на телевидении, трейлеров компьютерных игр, телевизионной рекламы или заставок MTV) не является только коммерческой деятельностью, обычно ориентирован на показ в пространстве искусства — музеях, галереях и т. п. и зачастую рассчитан на подготовленного зрителя. Такие особенности массовой видеокультуры, как шокирующий видеоряд, экстремальный монтаж, концептуальный сюжет и спецэффекты не являются приоритетными для видео-арта и могут служить, наряду с другими средствами, лишь способом достижения художественной цели [Отечественный и зарубежный видеоарт].
2.3 Медиаинтерфейсы
Графический интерфейс разновидность интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т.п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Медиаинтерфейс предполагает наличие в графическом интерфейсе нестандартных и оригинальных элементов интерфейса, повышающих интерактивность и визуальный динамихм объекта для пользователя.
2.4 Медиадизайн
Иначе называется: информационный дизайн или дизайн мультимедийного продукта. Информационный дизайн представляет собой разработку совокупности графических, анимационных, интерактивных и технологических средств, действие которых объединяется единым замыслом и направлено на донесение какой-либо информации. Это одна из наиболее активно развивающихся на современном этапе отраслей дизайна, практика художественно-технического оформления и представления информации, с учётом эргономики работы с информационными источниками и сервисами, функциональных возможностей представления информации, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и других факторов. В самом общем понимании к информационному дизайну относят процесс и результат дизайна мультимедийного источника информации или информационного сервиса. Основополагающая задача информационного дизайна – донести до понимания наибольший объем информации за наименьшее время [15].
2.5 Медиаландшафтный дизайн
Представляет собой формирование некоей виртуальной среды, виртуального пространства, посредством которого у пользователя создаётся впечатление виртуальной реальности. Простейшим объектом такого типа являются электронные карты, планы, детализированные спутниковые снимки местности, доступные в сети Интернет. К более сложным объектом несколько другого рода можно отнести виртуальные торговые площадки, города, миры, симуляторы виртуальной реальности различного назначения.
2.6 Медиаинсталляции с использованием аутентичных аппаратов и устройств
Прообразом медиаинсталляций служили объекты искусства, создававшиеся в стиле дадаизм и сюрреализм, получившие распространение с начала 60-х годов, и начавшие бурно развиваться уже на началах постмодернизма. Медиаинсталляции носят динамичный характер в отличие от статичных инсталляций, создававшихся ранее. Они представляют собой некий набор медиа-объектов, взаимодействующих между собой и выражающих ту или иную идею.
Более прикладной, коммерчески применимой формой медиаинсталляций являются компьютерные презентации. Они производятся при помощи широко распространённого программного обеспечения и могут носить как автоматический, так и автоматизированный, интерактивный характер.
2.7 Трансляционные инсталляции (телемосты) и медиаперформансы
Телемост – это совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двухсторонней аудио и видеосвязи между двумя и более удалёнными объектами при помощи средств телевизионной техники и спутниковой связи. Организация и оформление телемостов требует подключения не только большого количества аппаратных средств, но и задействует творческий потенциал создателей. Творческий характер этого объекта прежде всего зависит от целей и задач инсталляции, её тематической направленности, а также от телекоммуникационных возможностей.
Оцифрованная и цифровая фотография, а также произведения, объектов. Однако радикальное изменение существа фотографии произошло с появлением цифровой фотографии. Она предоставила автору уникальные возможности для творчества, поскольку отснятый материал мог быть непосредственно введен в компьютер и творчески переработан: изменен масштаб, цветоделение, добавлены или удалены объекты, объединены с другими фотографиями – коллажи и т.д. Цифровые фотографии получили очень широкое распространение при создании сетевых узлов [12].
Кроме того, другими способами получения изображения, аналогичными фотографии, с развитием современной техники стали сканирование и ксерокопирование. В случае сканирования, получается цифровое изображение, ничем технически не отличающееся от способа цифровой фотографии, которое сразу со сканера передаётся для последующей обработки другими аппаратными средствами. Ксерокопирование, в свою очередь, не даёт возможности получения произведения в цифровой форме, а лишь в аналоговой – выведенное на бумажном носителе.
В этой связи возникает вопрос об авторском праве на произведения, полученные последними двумя способами. Если относительно цифровой фотографии можно сказать, что авторское право на такой вид цифрового произведения является совершенно обоснованным, так как элемент творчества здесь остаётся в независимости от технологии получения изображения, то в случае со сканированием и ксерокопированием ситуация несколько другая. Сами особенности технологических средств, посредством которых получается произведение, закладывают сомнения в возможности творческого воздействия на объекты, используемые для получения результата. Так происходит из-за того, что основная масса сканирующих и копировальных аппаратных средств предназначена для создания копий каким-либо образом визуализированной на твёрдом носителе информации.

2.8 Электронные книги
Электронная книга – версия книги в электронном (цифровом) виде. Это широко распространённый вид произведений, представленных в цифровой форме. Электронная книга представляет собой не только способ отображения литературного произведения, но и одно из возможных средств защиты авторского права на такое произведение. Дело в том, что в программное обеспечение для производства электронных книг заложены функции, препятствующие несанкционированному копированию данных из книги. Кроме того, сама форма отображения информации электронной книги препятствует простому копированию данных в отличие от, например, простого текстового документа.
Преимуществами электронных книг, как мультимедиа аналогов обычных книг, являются малый объем; возможность полнотекстового поиска; возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и кегля шрифта; возможность прослушать текст книги; возможность чтения книг при низком уровне освещенности; низкая стоимость распространения; быстрый выход в свет по сравнению с бумажными книгами.
Основными недостатками электронных книг можно считать: отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления; потенциальная несовместимость с новым аппаратным или программным обеспечением; несовершенство эргономики устройств чтения; значительные неудобства перевода в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций [16].
Разновидностью электронных книг являются интерактивные книги. Этот термин распространяется прежде всего на электронные учебники, справочники, учебные пособия в цифровой форме и интерактивные обучающие программы, мультимедийные энциклопедии, электронные журналы и прочее.
2.9 Электронные библиотеки, каталоги, базы данных
Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиа-файлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала (как Библиотека Максима Мошкова или Либрусек), и более специализированными, как Фундаментальная электронная библиотека или проект Сетевая Словесность, нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете.
Особое место в ряду электронных библиотек занимают интернет-библиотеки научно-образовательной тематики, в которых собраны издания, необходимые для осуществления образовательного процесса.
Электронные библиотеки следует отличать от смежных структурных типов сайта, особенно литературного. В отличие от литературного журнала, родившегося как тип печатного издания, но успешно и без принципиальных изменений структуры перебравшегося в Интернет, электронная библиотека не подразделяется на выпуски и обновляется перманентно по мере появления новых материалов. В отличие от сайта со свободной публикацией, электронная библиотека, как правило, подбирается координатором проекта по своему усмотрению и, что гораздо более важно, не предусматривает создания вокруг публикуемых текстов коммуникативной среды. При этом в практике отдельных Интернет-проектов могут возникать и гибридные формы и промежуточные решения: так, открытие в электронной библиотеке Сетевая Словесность гостевых книг для каждого публикуемого автора в известной степени вносит в проект элемент формирования коммуникативной среды, состоящей из авторов и читателей, что для электронных библиотек вообще нехарактерно [8].
2.10 Веб-сайт
Веб-сайт или просто сайт – в компьютерной сети объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность документов частного лица или организации. Веб-сайты иначе называют Интернет-представительством человека или организации, подразумевающим наличие целого веб-сайта или личной страница в составе чужого сайта.
Страницы сайтов могут быть простым статичным набором файлов или создаваться специальной компьютерной программой на сервере – так называемым движком сайта. Движок может быть либо сделан на заказ для отдельного сайта, либо быть готовым продуктом, рассчитанным на некоторый класс сайтов. Некоторые из движков могут обеспечить владельцу сайта возможность гибкой настройки структурирования и вывода информации на веб-сайте [16]. Но в любом случае, веб-сайт является плодом технического и художественно-конструкторского труда его создателя (веб-мастера).
2.11 Сетевые произведения
Сетевое (или интернетовское) произведение – это совокупность «домашних страниц», связанных между собой системой гипертекстовых связей. Каждая страница представляет собой часть составного произведения, причем она может содержать любые объекты авторского права и смежных прав, а также любые данные и информацию как таковые. Система гипертекстовых связей образует одну из форм взаимосвязи отдельных записей базы данных. Вот почему сетевые произведения очень близки к базам данных.
Сетевые произведения, размещенные на сайтах, в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений. Сетевые произведения представляют собой по существу вид мультимедийных произведений, который доступен пользователю в режиме реального времени (он-лайн), тогда как большинство мультимедийных произведений воплощены на материальном носителе (дисках CD и DVD) и могут быть использованы на компьютере, не имеющем доступа к Интернет [12].
Данная классификация не только характеризует объекты авторского права на мультимедийные произведения, выраженные в цифровой форме, но и группирует их по тематическим и функционально-технологическим принципам. Кроме того, она достаточно эластична по отношению к добавлению в неё новых элементов.

3                   Защита авторских прав для мультимедийной информации
Сегодня существуют технологии, программное и аппаратное обеспечение, позволяющие сравнительно легко и с небольшими затратами производить копирование и тиражирование оригинальных авторских произведений (программ, компьютерных игр, цифровых аудио- и видеофайлов, компьютерной графики, электронных книг). В силу экономических факторов и пренебрежительного отношения к закону массовым тиражом расходятся именно пиратские копии. В сложившейся ситуации для защиты авторских прав законодательных мер явно недостаточно, поэтому авторам, разработчикам и издателям необходимо иметь представление о методах защиты своих разработок и произведений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.