по производственной практике
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С ПОСТАВЩИКАМИ ТОВАРОВ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ИП “КОЗЛОВА С.И.” 10
ДОГОВОРНАЯ РАБОТА НА ИП «КОЗЛОВА С.И.» 11
РЕКЛАМА НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП “Козлова С.И.» 16
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП “Козлова С.И.» 18
Анализ товарооборота 18
Анализ товарных запасов 20
Анализ товарооборачиваемости 21
Анализ показателей по труду 23
Анализ издержек обращения 25
Анализ финансовых результатов 26
Анализ состава и структуры имущества 29
Анализ источников хозяйственных средств 30
Показатели ликвидности 32
Показатели платежеспособности предприятия 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Приложение № 1 39
Приложение № 2 40
Приложение №3 41
Приложение №4 42
В современных условиях экономического развития Республики Беларусь наблюдается ряд новых аспектов деловой активности в сфере производства и обращения.
Коммерческая деятельность на потребительском рынке предполагает выполнение таких операций, как обоснование потребности в товарах, выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с ними, контроль исполнения договорных обязательств.
В условиях переходной экономики развивается структура и формы организации коммерческой деятельности, расширяется практика самостоятельного выбора партнеров, клиентуры и экономических условий, преобразуется товаропроводящая сеть посреднических организаций, призванная обеспечить возможность широкого доступа всех потребителей к материальным ресурсам. Предприятия торговли существенно изменяют свои функции, организацию и технологию работы, становятся активными торговыми посредниками, которые строят отношения с клиентами на рыночных принципах.
В настоящее время состояние торгового обслуживания населения еще далеко несовершенно и не удовлетворяет необходимым требованиям, так же еще много недостатков в работе поставщиков товаров (заводов, фабрик и других предприятий перерабатывающей промышленности, оптовых торговых организаций и розничных магазинов), в частности, не соблюдаются договорные отношения между участниками коммерческой деятельности, имеет место большое количество торговых посредников, снижающих цену на товары у товаропроизводителей и существенно повышающих цены для конечных потребителей товаров и др.
Так же каждое предприятие составляет статистическую отчетность анализируя экономическое, финансовое состояние предприятия, заполняют таблицы и предоставляют их другим структурным подразделениям предприятия и органам статистики. Поэтому квалифицированные работники должны уметь вести анализ хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие издержек производства и реализации продукции;
рассмотреть состав и классификацию затрат, включаемых в себестоимость продукции;
изучить процесс калькулирования себестоимости продукции;
охарактеризовать существующие методы определения себестоимости;
выделить источники и факторы снижения себестоимости продукции.
ОАО магазин «Алеся» - розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.
Специализированный торговый магазин «Алеся» предложит Вам помощь в решении этой проблемы. ОАО магазин «Алеся» работает на белорусском рынке более пяти лет.
Деятельность ОАО магазин «Алеся» строится на долгосрочных договорах с производителями товаров непродовольственной группы, согласно которых магазин «Алеся» принимает на себя обязательства по планированию поставок, закупок, таможенной очистки, хранению и распределению товаров.
ИП «Козлова С.И.» в состоянии помочь сделать свой выбор из лучшего, что есть на нашем рынке.
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 21.00., без выходных.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.
При этом важно выполнение следующих условий:
решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений
все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений
на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом .
Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления .
Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.
Аппарат управления предприятием должен быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
На предприятии численность работников составляет 35 человек.
Определены следующие должности:
Директор – 1 (руководитель);
Директор технический – 1 (руководящая должность);
Главный бухгалтер – 1 (руководящая должность);
Зам главного бухгалтера – 1 (руководящая должность);
Бухгалтер – 2 (специалисты);
Начальник отдела сбыта – 1 (руководящая должность);
Инженер по научно-технической информации – 11 (специалисты);
Консультант – 6 (специалисты);
Переводчик – 1 (специалист);
Секретарь-референт – 1 (специалист);
Заведующий складом – 1 (руководящая должность);
Кладовщик – 4 (Служащие, тех. исполнит. рабочие) ;
Рабочий склада грузчик – 1 (Служащий, тех. исполнит. рабочий);
Водитель автомобиля – 2 (Служащие, тех. исполнит. рабочие);
Уборщица служебных помещений –1 (Служащий, тех. исполнит. рабочий).
Изучила должностные характеристики работников торгового предприятия ОАО магазин «Алеся».
Т.к. на каждого работника предприятия существует должностная характеристика, в которой расписана все его обязанности, которые он должен выполнять, а так же какое должно быть образование что бы можно было работать по этой должности или какой стаж работы по другой родственной специальности.
Образец характеристики см. Приложение №1.
Переход РБ к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Спрос на непродовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным товарам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить предприятию бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.
Если рассматривать рынок непродовольственных товаров в целом, то надо заметить, что импорт преобладает над белорусским товаром по многим позициям, особенно в отношении упаковки, дизайна и оформления продукции, и разнообразия ассортимента, но главное достоинство многих белорусских изготовителей, по сравнению с импортными - это качество продуктов, более низкие цены и некоторые свойства товаров. Белорусские производители в основном используют натуральное сырьё, тогда как во многих импортных товарах присутствует большое количество искусственных добавок. Специалисты всё же считают, что, несмотря на тяжелые условия, рынок отечественных производителей будет расширяться за счет того, что многие производители уже закупили и начали эксплуатировать современное оборудование и технологии для производства непродовольственных товаров, обратили внимание на упаковку, расширение ассортимента, оформление выпускаемой продукции.
ОАО магазин «Алеся», закупает почти все основные непродовольственные товары напрямую у поставщиков – изготовителей. |
В таблице "Характеристика поставщиков", с 1 по 3 пункты указаны основные поставщики товаров, с которыми у торгового предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе. Не учитывая других более мелких поставщиков . Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.
Изучая источники закупок товаров ОАО магазин «Алеся», ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные (наименование организации, его юридический адрес и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон директора, гл. бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте непродовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.
Договор поставки – основной и самый распространенный вид договора, направленный на реализацию товаров.
Договор считается заключенным, когда между сторонами согласованы лишь наименование, количество и цена товара.
Вместе с тем важным требованием к содержанию договора является необходимая полнота и конкретность, четкость, однозначность толкования отдельных формулировок.
В договоре поставки отражены:
Предмет договора;
Сроки поставки товара и момент исполнения обязанности передать товар;
Цена товара;
Качество товара;
Тара и упаковка товара;
Получение и передача товара:
Переход права собственности на товар;
Переход риска случайной гибели товара;
Принятие и выборка товара покупателем;
Расчеты за поставленный товар;
Ответственности сторон;
Форс-мажорные обстоятельства;
Рассмотрение споров и разногласий;
Срок действия договора;
Порядок изменения и расторжения договора;
Юридические адреса сторон.
Договор см. Приложение № 2.
Четкое и неуклонное исполнение договорных обязательств является реальным условием эффективности договорной работы. Всякое отступление от принятых обязательств влечет за собой нарушение хозяйственных связей, отражается на финансовом состоянии предприятий, доходах коллективов, а в конечном счете – на потребителя.
Изучил протоколы намерения, согласования цен, спецификаций товаров, удостоверения и сертификаты качества.
Образец протокола можно посмотреть в Приложение № 3.
Проанализировал состояние учета выполнения договоров поставки. Четкое и неуклонное исполнение договорных обязательств является реальным условием эффективности договорной работы. Всякое отступление от принятых обязательств влечет за собой нарушение хозяйственных связей, отражается на финансовом состоянии предприятий, доходах коллективов, а в конечном счете – на потребителя.
Таблицу анализа см. стр. 12
Ознакомившись с порядком контроля за выполнением договорных обязательств в итоговом предприятии. Контроль за поступлением товаров от поставщиков осуществляется по срокам, количеству, ассортименту, качеству. Т.е. можно сказать одним словом, что должен соблюдаться технологический процесс - представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.
Из таблицы видно, что на предприятии с предприятием-поставщиком № 1 нет никаких проблем, т.к. они поставляют товар вовремя, строго графика поставки товаров. Добросовестно в нужном количестве, каждый месяц.
А насчет предприятия ОАО «Миловица» , то оно не поставила нам свою продукцию в первый месяц 3 квартала, но присылала письмо с извинениями, поэтому товар поставила в течении двух месяцев , с возвращением долга.
Поставщик «Брестский чулочно-носочный комбинат» с нами договорился еще во 2-м квартале, о том, что одну поставку он задержит и поставит ее во втором месяце 3-го квартала. Больше нарушений не наблюдалось.
Но так как на предприятии ОАО магазин «Алеся», товарных запасов было достаточно, то несвоевременная поставка товаров от 2-х поставщиков, не подействовала на деятельность предприятия в отрицательную сторону.
Товары
| Поставщики
| № счета дата подписания договора
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
К1 | 48456140 05.07.03 | 15 | 10 | 2 | 3 | 15 | 10 | 2 | 3 | - | - | - | - | |
Кондитерские изделия; | ОАО “Миловица” | 73956420 25.09.04 | 8 | 4 | 2 | 2 | 8 | 4 | 4 | - | -4 | +2 | +2 | |
Сахар; | ОАО “Брестский чулочно-носочный комбинат” | 56434001 02.03.02 | 10 | 5 | 5 | 10 | 1 | 4 | 5 | - | +1 | -1 | - | |
Итого: | X | X | 33 | 14 | 9 | 10 | 33 | 11 | 10 | 12 | -
| -3 | -1 | +2 |
Выполнение договоров поставки
Изучила основные виды и средства рекламы, применяемые на торговом предприятии ОАО магазин «Алеся», эффективность рекламных средств.
Реклама- это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.
Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.
Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс “купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.
Данное предприятие рекламирует товар через стимулирование сбыта, как дополнение к другим видам рекламной деятельности:
Стимулирование сбыта — деятельность, известная как «сейлз промоушн», имеет два направления. Первое — способствование реализации изделий или услуг, предлагаемых рекламодателем, путем активизации товаропроводящей сети: коммерческих агентов, оптовых покупателей, розничных торговцев и других лиц, от которых зависит коммерческий успех. Второе — работа с потребителем.
К основным средствам сейлз промоушн можно отнести: выставки, проспекты, каталоги, таблицы, диаграммы, схемы, календари, сувениры, элементы рекламы, помещаемые внутри упаковки товара, использования директ-мейла, презентации, наклейки, плакаты и т.д..
Эффективность мероприятий сейлз промоушн зависит от:
степени индивидуализации работы с потребителями;
уровня психологического воздействия на них;
повторяемости и убедительности рекламы.
В процесс организации и проведения этих мероприятий решается несколько задач. Прежде всего необходимо возложить ответственность за них на конкретных лиц, затем сформулировать цели.
Поскольку сейлз промоушн — дополнение к другим видам рекламной деятельности, в том числе к рекламе в средствах массовой информации, мероприятия организуются таким образом, чтобы поддержать комплексные рекламные кампании, быть скоординированными с другими видами рекламы для совместного достижения целей.
Проходя практику я изучила информационную работу коммерческого отдела; сбор и обработку информации и затем составление отчетности и представление ее другим структурным подразделениям и органам статистики.
На основании форм статистической отчетности проанализировала экономическое и финансовое состояние предприятия, заполнила таблицы и произвела все необходимые расчеты.
Анализ товарооборота по предприятию за 2004 год |
Кварталы |
| Темп изменения, % |
I | 50880 | 22,40 | 53470 | 22,96 | 2590 | 0,56 | 105,09 |
II | 59975 | 26,40 | 60500 | 25,98 | 525 | -0,42 | 100,88 |
III | 57846 | 25,47 | 58900 | 25,29 | 1054 | -0,17 | 101,82 |
IV | 58437 | 25,73 | 60000 | 25,77 | 1563 | 0,04 | 102,67 |
Всего за год | 227138 | 100 | 232870 | 100 | 5732 | 0,00 | 102,52 |
Однодневный товарооборот: | План | Факт | |||||
643,38 | 646,86 |
Проанализировав товарооборот торгового предприятия ОАО магазин «Алеся» за 2004 год по кварталам и, сравнив его с прошлым 2003 годом, я обнаружила, что произошел значительный темп роста – увеличился объем продаж. Если смотреть на диаграмму, то видно, что самый значительный рост объема продаж был в 1-м квартале 2002 года и составил 105,09%. Во втором квартале наблюдается небольшой спад объемов продаж и уже составляет 100,88%. И опять постепенно возрастает в 3-м и 4-м кварталах, 101,82% и 102,67% соответственно.
За год я получил, что товарооборот предприятия увеличился на 102,52%. Это говорит о том, что у предприятия получилось реализовать больше продукции, чем в прошлом году. А такое увеличение – это не плохой результат, ведь товарооборот увеличился на 5732 тыс. руб.
Анализ товарных запасов |
Товарные группы |
|
Белье нижнее женское | 25900 | 40,26 | 26564 | 41,07 | 664 | 0,81 |
Белье нижнее мужское | 29560 | 45,94 | 28623 | 44,25 | -937 | -1,70 |
Сорочки мужские | 27700 | 43,05 | 30235 | 46,74 | 2535 | 3,69 |
Косметика для ухода за телом | 13031 | 20,25 | 10400 | 16,08 | -2631 | -4,18 |
Декоративная косметика | 14831 | 23,05 | 16027 | 24,78 | 1196 | 1,72 |
Косметика для ухода за волосами | 4000 | 6,22 | 3573 | 5,52 | -427 | -0,69 |
Бижутерия | 5890 | 9,15 | 5969 | 9,23 | 79 | 0,07 |
и др. | 3800 | 5,91 | 4000 | 6,18 | 200 | 0,28 |
Итого | 124712 | 193,84 | 125391 | 193,85 | 679 | 0,01 |
Товарные запасы в днях я рассчитывал, как отношение фактических товарных запасов на конец года к однодневному товарообороту, который равен 646,86 тыс.руб. Его я нашл раньше при анализе товарооборота торгового предприятия.
Из анализа товарных запасов торгового предприятия: я увидел, что при сравнении фактических товарных запасов на конец года с нормативом товарных запасов как в тыс.руб. так и в днях картина неплохая. В основном, судя по товарным группам товарных запасов хватает в сравнении с нормативом, за некоторым исключением, а именно белья нижнего женского, белья нижнего мужского, сорочек мужских. Это объясняется тем, что белье женское не пользовались постоянным и большим спросом (и то отклонение от норматива всего на 1 день), а что касается белья нижнего мужского, то их отклонение с нормативными данными составляют всего на 2 дня. Самая большая проблема состоит с сорочками мужскими, их отклонение состоит на 4 дня. Но это можно объяснить тем, что в первой половине года белье пользовалась большим спросом, а ко второй половине спрос снизился и предприятие не заказывала у предприятий поставщиков в большом количестве белье.
В итоге по всем товарным группам товарных запасов хватает почти ровно в сравнении с нормативными данными, наблюдается незначительное отклонение в положительную сторону на 679 тыс.руб., что составляет 0,01 дня.
Анализ товарооборачиваемости по предприятию за 2004 год |
Показатели | План | Факт | Отклонение (+,-) |
Средний размер товарных запасов, тыс.руб. | 17816 | 17913 | 97,0000 |
Розничный товарооборот, тыс.руб. | 231616 | 232870 | 1254,0000 |
Товарооборачиваемость, дни | 28 | 28 | 0,0008 |
Сумма высвобожденных (дополнительно вовлеченных) средств в результате изменения товарооборачиваемости | 0,5418 |
При анализе товарооборачиваемости необходимо было рассчитать сумму высвобожденных или дополнительно вовлеченных средств в результате изменения товарооборачиваемости. Для этого я изменение товарооборачиваемости умножила на однодневный фактический товарооборот.
Товарооборачиваемость в днях оборота я находила, как
= средний размер товарных запасов * 360 / розничный товарооборот.
Товарооборачиваемость в днях оборота или время обращения как плановая так и фактическая приблизительно получилась 28 дн. Этим я нашла продолжительность прибывания товаров в виде товарных запасов. А отклонение между фактическими данными и плановыми составляет 0,0008 дн.
При расчете суммы высвобожденных (дополнительно) вовлеченных средств в результате изменения товарооборачваемости я получил сумму 0,5418тыс.руб. Это говорит о том, что предприятие дополнительно вовлекло в свою деятельность 0,5418 тыс.руб. Но эта небольшая сумма им очень помогла, они смогли увеличить товарооборот предприятия, а соответственно и прибыль.
Анализ показателей по труду за 2004 год |
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % |
Товарооборот, тыс.руб. | 227138 | 232870 | 5732 | 102,52 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 34 | 35 | 1 | 102,94 |
в т.ч. работники склада | 5 | 6 | 1 | 120,00 |
Среднегодовая выработка 1 работника, тыс.руб. | 6680,53 | 6653,43 | -27,10 | 99,59 |
Расходы на оплату труда, тыс.руб. | 20649 | 25874 | 5225 | 125,30 |
Средняя заработная плата, тыс.руб. | 607,32 | 739,26 | 131,93 | 121,72 |
Индекс опережения ПТ над средней з/п | 11,00 | 9,00 | -2,00 | 81,82 |
Влияние изменения производительности труда и численности работников на изменение товарооборота |
Измен. т/о за счет Ч | 6680,5294 | |||
Измен. т/о за счет ПТ | -948,52941 | |||
Измен. т/о за счет факторов | 5732 |
При анализе показателей по труду необходимо было рассчитать среднегодовую выработку 1 работника (= товарооборот / среднесписочную численность работников);
среднюю заработную плату (= расходы на оплату труда / среднесписочную численность работников);
индекс опережения производительности труда над средней заработной платой
( = среднегодовая выработка 1 работника / на среднюю з/п).
В связи с тем, что по сравнению с прошлым годом появился новый работник склада, то это повлияло на среднесписочную численность работников, т.е. она возросла на одного работника. А это потянуло за собой изменения в отношении среднегодовой выработки 1 работника в тыс.руб. – она уменьшилась на 27,10тыс.руб., что составило 99,6%.
В том числе произошли изменения в размерах средней заработной платы, т.к. увеличились расходы на оплату труда на 125%, то средняя заработная плата увеличилась на 131,93 тыс.руб., что и составляет 122%.
Еще я рассчитал индекс опережения производительности труда над средней заработной платой и получила результат – темп изменения которого составил 81,82%.
Так же было необходимо рассчитать влияние изменения производительности труда и численности работников на изменение товарооборота.
Изменение товарооборота за счет численности работников = изменение численности работников * плановую производительность труда;
Этот фактор сыграл положительно на изменение товарооборота, что составило 6680,5 тыс.руб.
Изменение товарооборота за счет производительности труда = изменение производительности труда * фактическую численность работников.
А этот фактор оказал отрицательное влияние на товарооборот.
Что бы рассчитать общее влияние факторов на изменение товарооборота необходимо сложить получившихся два числа.
Но все-таки при суммировании двух факторов я получила положительный результат. В итоге получилось, что влияние двух факторов, а именно численность работников и производительность труда, на товарооборот составили
5732 тыс.руб.
Анализ издержек обращения за 2004 год |
Статьи расходов |
|
Трансп. Расходы | 205 | 0,09 | 0,72 | 229 | 0,10 | 0,79 | 24 | 0,01 | 0,07 |
З/п | 20649 | 9,09 | 72,64 | 25874 | 11,11 | 88,90 | 5225 | 2,02 | 16,27 |
Аренда | 655 | 0,29 | 2,30 | 655 | 0,28 | 2,25 | 0 | -0,01 | -0,05 |
Амортиз. осн.средств | 350 | 0,15 | 1,23 | 345 | 0,15 | 1,19 | -5 | -0,01 | -0,05 |
Отчисление в ремонтный фонд | 20 | 0,01 | 0,07 | 15 | 0,01 | 0,05 | -5 | 0,00 | -0,02 |
Износ спец одежды | 140 | 0,06 | 0,49 | 123 | 0,05 | 0,42 | -17 | -0,01 | -0,07 |
Подработка, подсортировка | 400 | 0,18 | 1,41 | 375 | 0,16 | 1,29 | -25 | -0,02 | -0,12 |
Реклама | 390 | 0,17 | 1,37 | 385 | 0,17 | 1,32 | -5 | -0,01 | -0,05 |
% за кредит | 4290 | 1,89 | 15,09 | -4290 | -1,89 | -15,09 | |||
Нормированные потери | 300 | 0,13 | 1,06 | 200 | 0,09 | 0,69 | -100 | -0,05 | -0,37 |
Расх.и потери по таре | 49 | 0,02 | 0,17 | 5 | 0,00 | 0,02 | -44 | -0,02 | -0,16 |
Отчисления на соц.нужды | 380 | 0,17 | 1,34 | 395 | 0,17 | 1,36 | 15 | 0,00 | 0,02 |
Прочие расходы | 600 | 0,26 | 2,11 | 502 | 0,22 | 1,72 | -98 | -0,05 | -0,39 |
Итого | 28428 | 12,52 | 100 | 29103 | 12,50 | 100 | 675 | 0,03 | 0,00 |
Розн.т/о | 227138 | 232870 | 1326 |
При анализе издержек обращения торгового предприятия за 2004 год я увидел, что по сравнению с 2003 годом на предприятии увеличились расходы на транспорт, на заработную плату и на отчисления на социальные нужды.
Аренда вышла на ноль. Т.к. заключен долгосрочный договор, а сумма арендной платы за помещение не изменялась, что очень выгодно для предприятия.
А все остальные статьи расходов, как видно из таблицы уменьшились по сравнению с прошлым годом, что очень положительно влияет на деятельность предприятия. В связи с тем, что они уменьшили издержки обращения по этим статьям расходов, они смогли увеличить расходы на оплату труда, транспортные расходы, и отчисления на социальные нужды.
Но даже с уменьшением издержек обращения по многим статьям расходов они увеличились на 675 тыс.руб.
|
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-) |
Розничный товарооборот, тыс.руб. | 227138 | 232870 | 5732 |
Валовый доход, тыс.руб. | 75712 | 77623 | 1911 |
в % к товарообороту | 33,33 | 33,33 | 0,0002 |
Издержки обращения, тыс.руб. | 28392 | 29109 | 717 |
в % к товарообороту | 12,50 | 12,50 | 0,0002 |
НДС, отчисления и сборы, удерживаемые за счет ВД, тыс.руб. | 6138 | 6294 | 156 |
в % к товарообороту | 2,70 | 2,70 | 0,0005 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. | 41182 | 42220 | 1038 |
в % к товарообороту (рент) | 18,13 | 18,13 | -0,0005 |
Внереализационные доходы, тыс.руб. | 1514 | 1552 | 38 |
Внереализационные расходы, тыс.руб. | 8413 | 8625 | 212 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. | 34283 | 35147 | 864 |
|
Влияние факторов на изменение балансовой прибыли |
Измен.П за счет т/о | 1039,26 | ||
Измен.П за счет ВД | 0,35 | ||
Измен.П за счет ИО | 0,51 | ||
Измен.П за счет НДС | 1,10 | ||
Измен.П за счет факторов | 1041,22 |
Прибыль от реализации я рассчитывал как разницу между валовым доходом, издержками обращения и НДС.
А балансовая прибыль = прибыль от реализации + внереализационные доходы - внереализационные расходы.
После подсчетов я обнаружил, что прибыль от реализации увеличилась на 1038000 руб. Но так как увеличились внереализационные доходы на 38000 руб. и внереализационные расходы на 212000 руб., хоть и на небольшую сумму, то балансовая прибыль выросла только на 864000 руб.
Но и это неплохой результат.
Далее было необходимо рассчитать влияние факторов на изменение балансовой прибыли.
Изменение прибыли за счет товарооборота = изменение товарооборота * уровень плановой рентабельности /100.
Уровень плановой рентабельности = прибыль от реализации плановая / на товарооборот плановый * 100.
Изменение прибыли за счет валового дохода = изменение уровня валового дохода * объем фактического товарооборота / 100.
Изменение прибыли за счет издержек обращения = изменение уровня издержек обращения * объем фактического товарооборота / 100.
Изменение прибыли за счет НДС = изменение уровня НДС * объем фактического товарооборота / 100.
Изменение прибыли за счет всех факторов = Изменение прибыли за счет товарооборота + за счет валового дохода + за счет издержек обращения + за счет НДС + внереализационных доходов - внереализационных расходов.
Что составило 864 тыс.руб.
Для расчета следующих четырех таблиц я использовал данные из бухгалтерского баланса.
Выписку из бухгалтерского баланса см. Приложение № 4.
Анализ состава и структуры имущества предприятия |
Состав активов |
|
Внеоборотные активы | 21000 | 56,30 | 24000 | 24,95 | 3000 | -31,35 |
Оборотные активы | 16300 | 43,70 | 72200 | 75,05 | 55900 | 31,35 |
Итого | 37300 | 100 | 96200 | 100 | 58900 | 0 |
При анализе актива баланса в котором отражается стоимость имущества предприятия т.е. основной и оборотный капитал.
Данные из баланса были взяты как на начало года, так и на конец. При анализе таблицы или графика можно заметить, что за 2004 год на предприятии сильно возросли оборотные активы на целых 55900 тыс.руб., а внеоборотные активы увеличились лишь на 3000 тыс.руб. Но самое главное в итоге за год состав и имущество предприятия увеличилось на целых 58900 тыс.руб.
Анализ источников хозяйственных средств |
Источники хозяйственных средств |
|
Собственный капитал | 33560 | 89,97 | 94720 | 98,46 | 61160 | 8,49 |
Долгосрочные обязательства | 0 | 0,00 | ||||
Краткосрочные обязательства | 3740 | 10,03 | 1480 | 1,54 | -2260 | -8,49 |
Итого | 37300 | 100 | 96200 | 100 | 58900 | 0,00 |
Проанализировав актив баланса, я проанализирую и пассив баланса, т.е. источники формирования имущества предприятия.
Проанализировав собственный капитал предприятия, и сравнив его состояние на начало года и на конец, то я получил, что он увеличился на 61160 тыс.руб., а изменение по удельному весу составило 8,49%.
Долгосрочных обязательств у предприятия не было как на начало, так и на конец года.
По анализу краткосрочных обязательств картина совершенно другая, т.е. они снизились на 2260 тыс.руб. и отклонение по удельному весу составило -8,49%. Что очень хорошо сказывается на предприятии.
По итогу за год я обнаружил, что отрицательное значение по краткосрочным обязательствам сыграла большую роль, т.к. в итоге пассив баланса изменился на 58900 тыс.руб.
Источники хозяйственных средств хорошо увеличились в течении 2002 года на предприятии.
Анализ показателей ликвидности баланса |
Показатели | На начало года | На конец года | Изменение (+,-) |
Коэффициент общей ликвидности | 2,4539 | 2,5117 | 0,0578 |
Коэффициент промежуточной ликвидности | 0,4408 | 0,9295 | 0,4887 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,3750 | 0,6423 | 0,2673 |
Оценку финансовой устойчивости предприятия проводится прежде всего по его платежеспособности.
Для платежеспособности и его устойчивости я определила следующие показатели:
Коэффициент общей ликвидности;
Коэффициент промежуточной ликвидности;
Коэффициент промежуточной ликвидности.
Они обозначают способность предприятия превратить имеющиеся текущие активы в денежную наличность необходимую для своевременной оплаты текущих краткосрочных обязательств.
Коэффициент общей ликвидности = текущие активы / краткосрочные обязательства.
Оптимальный размер, которого должен быть 2-2,5.
На начало года: 37300 / 15200 = 2,45
На конец года: 96200 / 38300 = 2,5
Как я вижу этот коэффициент полностью совпадает с оптимальным размером.
Коэффициент промежуточной ликвидности = (денежные средства + +дебеторская задолженность) / краткосрочные обязательства.
Оптимальный размер составляет 0,7-0,8.
На начало года: (5700 +1000) / 15200 = 0,44
Здесь ситуация немножко стоит по другому, на начало года коэффициент был не оптимален, т.е. не входил в промежуток оптимального размера, а на конец года – уже перепрыгнул на 0,1. Т.е. значительно увеличились денежные средства предприятия, что сыграла большую роль.
Коэффициент промежуточной ликвидности = денежные средства / /краткосрочные обязательства.
Оптимальный размер, которого должен быть 0,2-0,25.
На начало года: 5700 / 15200 = 0,36
Тут как на начало года, так и на конец коэффициент промежуточной ликвидности превзошел оптимальный размер данного коэффициента. Это объясняется тем, что очень увеличились денежные средства предприятия (они являются высоколиквидными средствами предприятия), что означает, что у предприятия ОАО магазин «Алеся» устойчивое финансовое положение.
Коэффициенты ликвидности считаются моментными показателями т.е. определяют платежеспособность предприятия на конкретную дату.
Анализ показателей платежеспособности предприятия |
Показатели | На начало года | На конец года | Изменение (+,-) | |||
Коэффициент автономии | 0,5925 | 0,6019 | 0,0094 | |||
Коэффициент финансовой напряженности | 0,4075 | 0,3981 | -0,0094 | |||
Коэффициент финансового риска | 0,6878 | 0,6615 | -0,0263 |
1. Коэффициент финансовой независимости (автономии) = собственные средства / на сумму всех средств предприятия.
Он показывает какую долю в сумме средств предприятия занимают собственные.
Оптимальный размер должен быть не менее 0,5.
На конец года: 57900 / 96200 = 0,60
После расчета я увидела, что предприятие финансово независимо.
2. Коэффициент финансовой напряженности = 1 – коэффициент автономии.
Показывает долю заемных средств в оптимальном размере менее 0,5.
На начало года: 1 – 0,59 = 0,41
На конец года: 1 – 0,60 = 0,4
А так же у предприятия нет никакой финансовой напряженности.
3. Коэффициент финансового риска = краткосрочные обязательства / собственный капитал.
Показывает на неблагополучную ситуацию, когда предприятию нечем платить кредиторам, если коэффициент больше 1.
На начало года: 15200 / 22100 = 0,69
На конец года: 38300 / 57900 = 0,66
Предприятие не испытывает никакого финансового риска.
Предприятие на котором я проходила практику финансово устойчивое и это является необходимым условием эффективной деятельности предприятия. Т.к. от обеспеченности и рационального использования финансовых ресурсов зависят своевременность и полнота погашения его обязательств поставщикам, банкам, бюджету и т.д.
Торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.
Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учётом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей и предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых структур.
В данном отчете раскрыта коммерческая деятельность на потребительском рынке, предполагающая выполнение таких операций, как обоснование потребности в товарах выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с ними, контроль исполнения договорных обязательств, управление товарными ресурсами, процессом продажи и стимулирования сбыта. При этом следует обеспечить максимальную прибыльность любой торговой операции для каждого из партнеров, участвующих в доведении товаров от производства до конечного потребителя.
Предприятие заинтересовано в познании и применении методов экономического анализа в условиях рынка для выбора наиболее надежных партнеров своего хозяйствования, а не только для “ внутренних “ целей - для анализа своего финансового состояния, планирования деятельности и нахождения перспектив своего развития. Предприятие и само выступает как объект исследования для внешней экономической среды. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредовано, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации: собственники средств предприятия, заимодавцы (банки, кредитные учреждения и прочее), поставщики, клиенты ( покупатели ), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, являясь гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.
Устойчивое положение предприятия является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Сборник нормативных документов по организации торговли на территории РБ. - Мн.: БГЭУ, 1999.
Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. –
Мн.: Вышэйшая школа, 1997.
Под ред. Роминой А.Г. Организация оптовой торговли. –
Мн.: БГЭУ, 1998.
Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы
оценки. М.:- ИКЦ “ДИС”, 1997 год –224с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Минск: -ИП “Экоперспектива”, 1998 г.-498 с.
Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П.Половцева.
М.: «Инфра-М», 2000 г.
Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина.
М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Отчёт о Народном банке РК |
Отчёт по практике | Анализ деятельности гипермаркета "Metro Cash and Carry", его ассортиментной политики и качества товаров |
Отчёт по практике | Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Агросервис" |
Отчёт по практике | Бухгалтерский учет на предприятии |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении практики в отделе по защите прав потребителей администрации г. Самара |