Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
Характеристика учреждения
Проведение практического занятия (тренинга)
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Практическое обучение - важная часть профессиональной подготовки будущего специалиста-психолога.
Прохождение педагогической практики - хорошая возможность ознакомиться с деятельностью, в которой психолог как специалист будет работать.
Практика помогает сформировать представление о своей профессиональной деятельности; приобрести опыт, умение и навыки решения психологических проблем.
В настоящее время рост социально-экономических проблем в России привел к увеличению числа асоциальных семей, безнадзорных, беспризорных детей, а также росту количества правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В городе Зеленогорске Красноярского края, где численность проживающих около 70 тысяч человек, число неблагополучных семей растет. Все больше и больше несовершеннолетних детей находятся в трудной жизненной ситуации, и в трудную минуту руку помощи протянет и поможет «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Социальный приют для детей и подростков в городе Зеленогорске был открыт в октябре 2003 года. С 2007 года он стал Центром. За это время в учреждении пребывало около 450 детей и подростков, из них 70% возвращены в семьи. Специалистами Центра постоянно патронируются не менее 60 семей.
Я с 5 по 19 июля 2012 года проходила педагогическую практику в КГБУСО «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Зеленогорский» (Центр).
Тема практики: проведение практического занятия (тренинга).
Цель практики:
. Применение теоретических знаний, навыков и способностей, полученных в ходе обучения, на практике.
. Знакомство со спецификой деятельности психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Задачи, решаемые за время прохождения практики:
знакомство с работой психолога в данном учреждении, с его функциональными обязанностями, планом, условиями работы, документацией;
изучение основных направлений деятельности психолога;
знакомство с методами работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения;
помощь педагогу-психологу в осуществлении работы по психологическому просвещению в соответствии с его планом.
В ходе практики мною предполагается подготовка и проведение занятия или тренинга с детьми находящимися на реабилитации в Центре.
Основная часть
. Характеристика учреждения
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания (КГБУСО) «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» (Центр) находится по адресу: Красноярский край, город Зеленогорск, ул. Комсомольская 32Б.
Целями деятельности центра являются - реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении и детей-сирот.
Центр призван оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.
Центр осуществляет следующие виды деятельности:
обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в социальной помощи;
принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
оказывает помощь в восстановлении социального статуса по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
внедряет в практику новые формы и методы работы с дезадаптированными несовершеннолетними и их семьями;
разрабатывает и реализует индивидуальные программы и тренинги социальной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
проводит индивидуальную профилактическую работу с семьей, как основным институтом социализации детей и подростков, в первую очередь - с семьями, находящимися в социально опасном положении;
обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В Центре есть все необходимое для комфортного проживания, развития, социализации детей и подростков. В Центре действуют:
Отделение социально-правовой помощи.
Отделение социально-педагогической диагностики и реабилитации.
Принцип формирования группы - разновозрастные. Дети обучаются в обычной школе. Занятия с детьми дошкольного возраста проводят воспитатели Центра.
Состав Центра насчитывает более 30 работников. Основу коллектива составляют педагоги со стажем работы от 20 до 30 лет. Специалисты Центра постоянно совершенствуют свои знания через курсы повышения квалификации, активно участвуют в разнообразных тренингах и семинарах, осваивают новые технологии и внедряют их в жизнь. Состав кадров представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Кадровый состав Центра
ВсегоКол-воВоспитатели16Социальные работники12Социальный педагог2Психолог2Медицинские работники2Юристы2Бухгалтерия2Водитель1
В реабилитационный Центр для несовершеннолетних дети размещаются:
по направлению Министерства социальной политики Красноярского края;
по акту ОДН ОВД;
по личному заявлению родителей;
по личному заявлению несовершеннолетнего.
Ребенок, поступивший в Центр, получает медицинскую, психологическую и педагогическую поддержку.
В период пребывания в Центре дети и подростки зачисляются на полное государственное обеспечение (обеспечиваются продуктами питания, медикаментами по нормам, одеждой и обувью).
Принцип формирования групп в Центре - разновозрастные.
Воспитанники Центра, достигшие школьного возраста обучаются по программе общеобразовательной средней школы. Летом дети отдыхают в санаториях, оздоровительных лагерях.
В учреждении оказывается первая и специализированная медицинская помощь. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, осуществляет деятельность согласно лицензии. Проводится оздоровление по программе «Будь, здоров!».
Воспитанники Центра общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами учреждения, переписываются с родственниками и друзьями. Для них организуют поездки и экскурсии, они участвуют в выставках детского творчества, районных праздниках и т.д.
Организационно-методической формой деятельности Центра является социально-медико-психолого-педагогический консилиум (СМППК), решающий в комплексе проблемы конкретной семьи. Его основные задачи:
организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического обследования;
координация деятельности разных специалистов Центра;
выбор оптимальных для социальной реабилитации ребенка коррекционно-развивающих программ;
мониторинг развития несовершеннолетнего в воспитательной группе;
определение эффективности проведенной реабилитационной работы и корректировка дальнейшей.
Направления реабилитационной помощи в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» г.Зеленогорска:
социотрудовая реабилитация, целью которой является: формирование элементарных трудовых и профессиональных умений, оказание помощи в реализации многообразного спектра развивающих возможностей труда в работе с детьми с девиантным поведением. Активизация у ребенка или подростка тех сил и качеств, которые необходимы ему для самоактуализации. Включает: обслуживающий труд, санитарно-гигиенические навыки, хозяйственно-бытовой труд, творческий труд, кулинария;
социосредовая реабилитация, целью которой является: создать благоприятные условия для физического, психологического и интеллектуального развития несовершеннолетних. Включает: Я-Эго, Я и Семья, Я в Коллективе, Я и Общество, Я и Мир;
социокультурная реабилитация, целью которой является: формирования широкого поля для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, самоутверждения, свободы, социального поведения. Включает: спортивные мероприятия, походы, экскурсии, посещение театров, театрализация, арттерапия.
2. Проведение практического занятия (тренинга)
педагог психолог несовершеннолетний родитель
В КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский» работают психологическая служба, в которую входят 2 специалиста-психолога.
Организационно-методическое обеспечение работы педагогов-психологов:
- должностные обязанности педагога-психолога (требования предъявляемы к психологу учреждений социального обслуживания представлены в Приложении А);
- рабочая документация педагога-психолога (Приложение Б);
годовой отчет педагога-психолога о проделанной работе (за учебный год) (Приложение В).
В ходе ознакомления с деятельностью психолога, я узнала, что его работа в Центре многогранна и с различными категориями семей и детей требует индивидуального подхода. Планы работы педагога-психолога в Приложении Г.
Деятельность педагога-психолога осуществляется на основе «Комплексной программы социальной реабилитации». Педагог-психолог Центра:
проводит социальное диагностирование детей с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществляет контроль за их реализацией, обеспечивает защиту законных прав и интересов несовершеннолетних;
обеспечивает реализацию программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
оказывает содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования и специальности;
оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь;
разрабатывает индивидуальные программы социальной реабилитации.
С поступившими детьми проводится углубленная психологическая диагностика, с целью изучения их личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения.
По результатам диагностики, дети, имеющие психологические проблемы, включаются в коррекционные группы. Все занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня.
Педагог-психолог разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям:
. Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания.
. Формирование навыков общения.
. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
. Формирование антинаркотического и антиалкогольного поведения.
. Интеллектуальное развитие несовершеннолетних.
. Нравственно-патриотическое воспитание детей.
. Формирование навыков экологической культуры.
. Формирование эстетической культуры.
Психологическая реабилитация воспитанников осуществляется через кабинет психологической разгрузки. В работе используются сеансы релаксации, музыкотерапия, сказкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии.
Основные направления индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками: коррекция эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.
С родителями поступивших воспитанников также проводится психологическая диагностика.
На каждую семью заводится индивидуальное дело по работе с семьей. В него входят следующие документы: план работы (образец которого показан в Приложении Д), социальный паспорт семьи; договор с семьей; индивидуальная реабилитационная программа семьи; оформляются карты психологической реабилитации семьи, в которой отражается вся реабилитационная работа; акты обследования семьи.
На протяжении всего периода работы с родителями психологом Центра систематически проводятся индивидуальные беседы, консультации, тренинги, направленные на повышение их психологических знаний и культуры, на развитие способности к эмпатии, пониманию состояния и интересов ребенка, способности к предотвращению и разрешению возникших конфликтных ситуаций.
Кроме того, выявлено что работа психолога заключается и в помощи другим специалистам Центра, в проведении мероприятий, в подборе и проведении различных методик, разрешении конфликтов и проведении массовых мониторингов на различные темы. Так, в Центре:
работает «Отделение социально-правовой помощи», с которым, при организации социально-психологической подготовки к приему в семью несовершеннолетних, психологи тесно работают;
организован «Консультативный пункт», в котором психолог Центра, с целью снижения психологического дискомфорта, формирования атмосферы психологической и правовой защищенности, работает с населением города по направлениям:
) психологические консультации по вопросам семьи и детства;
) решение проблем воспитания и обучения детей;
) решение личностных проблем;
) семейные кризисы;
) социально-правовая помощь в решении кризисной ситуации и др.
Как правило, в реабилитационный центр попадают социально и педагогически запущенные дети, с низким уровнем развития познавательной сферы.
Поскольку выбранная тема практики «Проведение практического занятия (тренинга)», мною представлен конспект занятия с учащимися начального обучения «Интеллектуальный футбол «Кто забил гол?». Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Цель занятия: создание условий для развития познавательной сферы личности младших школьников.
Задачи занятия: развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия; развитие коммуникативных навыков; воспитание выдержки, терпения, усидчивости; развитие рефлексии.
Конспект занятия представлен в Приложении Е.
Таким образом, педагог-психолог в условиях данного учреждения обеспечивает всестороннее личностное и психическое развитие воспитанников Центра. С помощью психодиагностики, психопрофилактики, психолого-педагогической коррекции, консультирования психолог оказывает помощь детям и их родителям, а также педагогам и воспитателям в решении вопросов воспитания и развития детей.
Заключение
Итак, моя практика проходила в КГБУ СО СРЦН «Зеленогорский» г.Зеленогорска Красноярского края, в качестве помощника педагога-психолога.
Я узнала, что сложный характер проблем детей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требуют особого принципа организации работы с данными категориями.
За время прохождения практики изучила специфику деятельности психолога в условиях данного учреждения, его обязанности, основные функции, а также специфику работы психологической службы в Центре. Ознакомилась с основными направлениями деятельности педагога-психолога по работе с несовершеннолетними детьми их семьями, с необходимой документацией; с планом работы педагога-психолога.
Деятельность психологов в Центре направлена на:
разрешение трудной жизненной ситуации в семье, предупреждение и устранение конфликтов, отчуждения в отношениях родителей и детей, профилактику здорового климата в семье;
обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
содействие органам опеки и попечительства в устройстве этих детей на патронажное воспитание в семью, защите их прав и интересов, в профилактике социального устройства, воссоединении воспитанников с родителями.
Изучив деятельность Центра для несовершеннолетних, выяснилось, что в работе с дезадаптированными детьми приоритет имеет психолого-педагогическая реабилитация. Она оказывает наибольшее влияние на обеспечение конечного результата реабилитации в целом - полноценную и максимально возможную интеграцию в общество.
В данном Центре реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
Психологи проводят с детьми или взрослыми (родителями) как индивидуальные так и групповые виды работы (консультации, беседы, уроки, занятия, тренинги и пр.).
В процессе психологической практики в мои обязанности входила помощь в подготовке и проведении консультаций, помощь в подборе литературы для проведения занятий и лекций.
В соответствии с темой практики, подготовлен конспект занятия с младшими школьниками на тему «Интеллектуальный футбол «Кто забил гол?», цель которого: создание условий для развития их познавательной сферы личности.
В процессе прохождения практики иногда возникали вопросы, которые очень быстро разрешались с помощью специалистов Центра.
Таким образом, все намеченные задачи были выполнены.
Глоссарий
Агрессивность психическое явление (процесс или состояние), выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях.
Воспитание целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на формирование и развитие личности.
3 Психологическое консультирование форма работы, направленная на оказание психологической помощи клиенту в решении конкретной проблемы.
4Семья малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностей людей в союзе друг с другом.
5 Социализация процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
6 Социальная адаптация активное приспособление индивида к условиям социальной среды (как процесс и его результат), один из основных механизмов социализации личности.
7 Социально-педагогический мониторинг семьи обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
8 Социальный приют учреждение социальной помощи, где человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.
Тренинг (психологический) совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.
Трудная жизненная ситуация ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, безработица и т.д.).
Список использованных источников
1Азбука технологий социальной работы с семьей. Сборник методических материалов / Коллектив авторов. - Рыбинск: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2006.- 78 с.
Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. Сборник. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации., 2010. - 49 с.
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зеленогорский» Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Зеленогорска. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Сборник методических материалов / Коллектив авторов. - Рыбинск: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. - 71 с.
Ресоциализация несовершеннолетних: проектный опыт: научно-методическое пособие / под общ. ред. Г.И.Симоновой. - М.: Оргсервис - 2000, 2005. - 140 с.
Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Т.А.Склюева; Под ред. Н.П.Федоровой, Н.М.Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004. - 56 с.
Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении: методические рекомендации / Коллектив авторов. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. - 57 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф.Тихомирова. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 240 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.