15
План урока по психологии
Предмет: Психология
Раздел: Социальная психология
Изучаемая тема: Общение
Тема урока: Невербальное общение
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «Невербальное общение».
2. Познакомить учащихся с невербальными приемами и способами передачи информации
3. Повысить психологическую грамотность учащихся.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Метод обучения: Рассказ-опрос
Ход урока
Организационная часть - 5 минут.
Узловые вопросы изложения материала - 20 минут.
Закрепление изученного материала - 10 минут.
Подведение итогов урока - 10 минут.
Содержание
1. Введение
2. Виды общения
3. Влияние общения на развитие человека
4. Функции общения
5. Понятие невербального общения
6. Формы невербального общения
7. Обратная связь в общении
Урок
Введение
Рассматривая образ жизни человека, было замечено, что в ней, наблюдается 2 типа контактов:
Контакты с природой
Контакты, которые характеризуются тем, что несколько человек обмениваются информацией с помощью, которой можно повлиять на поведение и настроение другого человека. Эти контакты и называются общением.
Следовательно, без общения невозможно взаимодействие человека с природой, друг с другом. Что еще раз говорит о важности общения (как вербального так и невербального) в нашей жизни.
Желательное общение, когда разговор приносит удовлетворение или пользу.
Нейтральное общение оно и не мешает и результатов не приносит. Оно существует как необходимость.
Пример: Выполнение уроков.
Нежелательное общение.
Пример: Третий лишний.
3. Не давай оценок. Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.
Психологическое просвещение
Тема: «Что такое СПИД?»
Обоснование выбора темы: Распространение ВИЧ-инфекции требует предпринять решительные шаги в области воспитания. На наш взгляд этим шагом может стать проведение занятий, направленных на формирование у учащихся установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, на здоровый образ жизни, информация представлена с учетом возраста детей.
Определение места и значения темы в системе целого курса «Человек и мир»: Тема рассматривается в разделе «Человек и его здоровье». Данное занятие является единственным и завершает блок «Здоровый образ жизни».
Обязательная литература:
Безопасное и ответственное поведение. В 3 ч./ Под ред. А.Н. Сизанова. - Мн.: Тесей, 1998. 4.1.
Белая В.Л. и др. Человек и мир. - Мн.: Народная асвета, 2000
Вы хотите знать о СПИДе // Вестник. 1996. №3.
Медико-санитарное просвещение в школе в целях профилактики СПИД и болезней, передаваемых половым путем. // Серия публикаций ВОЗ №10, СПИД. - Женева, 1992.
Аудитория: учащиеся 3 «А» класса СШ №51.
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «СПИД», «вирус», «профилактика», путями передачи ВИЧ.
Задачи:
1. Дать определение понятию СПИД.
2. Дать определение понятию вирус.
3. Дать информацию о признаках заболевания и способе диагностики.
4. Доказать необходимость профилактики СПИДа.
5. Указать источники заражения.
6. Разъяснить возможности общения с больными СПИДом.
7. Донести информацию о международном дне профилактики СПИДа.
8. Повысить общую культуру учащихся путем усвоения знаний о СПИДе.
Основные понятия: СПИД, вирус, профилактика.
План:
1. Организация урока.
2. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление учебного материала.
5. Итог занятия.
Организация урока.
Проверка прихода учащихся на занятие (кто отсутствует, по какой причине?), и их готовности к занятиям, организация учащихся: мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и др.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Сегодня мы с вами поговорим о болезни человека.
Какие болезни вы знаете?
Как ими можно заболеть?
Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Какие вы знаете неизлечимые болезни?
Вы знаете что такое СПИД?
Изложение нового материала.
СПИД - это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые и дети во всем мире. Название болезни - СПИД - расшифровывается как:
Синдром
Приобретенного
СПИД вызывается вирусом. Вирус - очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД. Вирус проникает в клетки защитной системы организма. Организм становится незащищенным от болезней, с которыми эти клетки обычно борются.
У СПИДа бывают самые разные признаки. Это длительный кашель, частые утомления, расстройства желудка, постоянные простуды. Но поставить диагноз можно лишь после того, как человек сделает специальный анализ крови.
СПИД - это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток, лекарств для лечения, поэтому, чтобы не заразиться, надо заниматься профилактикой. Профилактика - это правила поведения, которые помогут избежать заболевания. Надо соблюдать правила личной гигиены.
…чистить зубы собственной щеткой и ни с кем ей не обмениваться; гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть заражены вирусом.
Вы можете заразится от больного вирусом СПИДа через капельки крови и ранки на коже. Поэтому, если вы видите, что у вашего друга (больного СПИДом) течет кровь, то сразу же позовите взрослых. Ребенок не может заразиться, просто находясь рядом с больным СПИДом, который может быть его другом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить на одном транспорте. Не надо боятся людей, которые заболели СПИДом.
1 декабря - всемирный день профилактики СПИД. В этот день во всем мире проводят много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему. Каждый ребенок может принять участие, нарисовав рисунок, поделившись с другом знаниями об этой болезни, сделав собственными руками подарок для больных СПИДом детей.
Закрепление учебного материала.
Вопросы и задания:
Чем вызывается СПИД?
Кто чаще болеет СПИДом?
Что такое профилактика?
Излечим ли СПИД?
Процедура 2. Почувствуй моё состояние
Назначение: обучение пониманию своего состояния и состояния собеседника в общении.
Инструкция: «Бросая друг другу мяч, вы будете называть вслух имя того, кому бросаете мяч. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека. После того, как относительно каждого будет предложено несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали во время упражнения?
2. Как вы чувствуете себя сейчас?
3. Что помогало вам понять состояние другого?
Процедура 3. Установление контакта
Назначение: развитие способности использовать невербальные средства установления контакта, сензитивности к партнеру по общению.
Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему невербальными средствами установить контакт с каждым участником
группы».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства возникли у вас в процессе выполнения упражнения?
2. Какие средства установления контакта вы использовали?
3. По каким признакам вы определяли, что контакт установлен?
Процедура 4. Уличное знакомство
Назначение: использование различных способов знакомства, определение наиболее эффективных стратегий установления контакта с незнакомыми людьми. Инструкция: «Выберите себе пару. Один из участников пары должен будет вступить в контакт с другим, «совершенно незнакомым» ему человеком. Учтите, что знакомство происходит на улице. Для того чтобы познакомиться, можно использовать любые вербальные и невербальные средства. Второй человек в паре, наоборот, любыми путями пытается уйти от знакомства. Цель считается достигнутой, когда первому удаётся узнать у второго его имя и номер телефона. Затем участники пары меняются ролями».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие средства и способы знакомства оказались наиболее эффективными?
2. Какие ваши личностные особенности способствовали, а какие препятствовали достижению цели?
3. В какой из двух ролей вы чувствовали себя менее комфортно, и почему?
4. Опишите ваше самочувствие на данный момент.
Процедура 5. Ошибочное мнение
Назначение: осознание интерпретационных искажений при восприятии качеств и отношений других людей (феноменов межличностного восприятия: эффекта ореола первого впечатления, новизны, стереотипизации и др.).
Инструкция: «Сейчас вы разделитесь на подгруппы по 4 - 5 человек. Каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человеке или его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно опишите эту ситуацию членам своей подгруппы. Постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всей группе сделанные выводы».
Вопросы для обсуждения:
1. Насколько легко было вспомнить и подробно описать ситуацию?
2. Перечислите причины тех ошибок межличностного восприятия, о которых вы услышали от участников своей подгруппы.
3. Что, по вашему мнению, может помочь избежать искажений в восприятии других людей?
Процедура 6. Безусловное достоинство
Назначение: снятие эмоционального напряжения путем позитивной обратной связи.
Инструкция: «Давайте закончим сегодняшнее занятие тем, что обратим ещё раз внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем это так: закроем глаза и мысленно пройдём по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть достоинства, сильные стороны в общении. (Тренер тоже участвует в упражнении, это позволяет ему рассчитать время, нужное для того, чтобы мысленно «подойти» к каждому.) Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч какому-либо участнику группы и скажет, каким безусловным достоинством в общении обладает этот человек. Тот, у кого мяч, передаст его следующему и скажет о его сильных сторонах при взаимодействии с другими, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя сейчас чувствуете?
2. Что нового о себе вы узнали?
! | Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики. |
! | Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве. |
! | Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы. |
! | Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом. |
! | Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей. |
→ | по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством. |
→ | технических отчетов Для студентов технических специальностей. |
→ | по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей. |
→ | по медицине Для студентов медицинских специальностей. |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике |
Отчёт по практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Отчёт по практике | Отчет по психолого-педагогической практике |
Отчёт по практике | Отчет по практике в автосервисе / СТО |
Отчёт по практике | Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету |
Отчёт по практике | Отчет по практике юриста |
Отчёт по практике | Отчет по практике в турагентстве |
Отчёт по практике | Отчет по практике менеджмента |
Отчёт по практике | Первые дни ребенка в школе |
Отчёт по практике | Отчет по практике |
Отчёт по практике | Компьютерная сеть ОАО "Лепсе" |
Отчёт по практике | Создание проекта в среде программирования Borland Delphi 7.0 |
Отчёт по практике | Специфика работы психологической службы |
Отчёт по практике | Анализ и управление активами |
Отчёт по практике | Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо |