31
Содержание
Введение
В ходе своей деятельности любое предприятие осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала, как российских, так и иностранных.
В настоящее время бухгалтерская отчетность претерпевает серьезные изменения, стремясь к переходу российского бухгалтерского учета на международные стандарты бухгалтерской отчетности, который призван минимизировать различия между российскими и западными принципами бухгалтерского учета, путем сближения правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Таким образом, в актуальности выбранной темы курсовой работы сомневаться не приходится.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основ бухгалтерской финансовой отчетности, её составу и взаимосвязям элементов отчетности.
Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:
определить основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности;
выявить основные функции и виды бухгалтерской отчетности;
рассмотреть требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности;
охарактеризовать состав представляемой бухгалтерской финансовой отчетности;
исследовать взаимосвязь элементов отчетности.
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе исследованы теоретические основы, касающиеся бухгалтерской финансовой отчетности и определены основные понятия, виды, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности.
Во второй главе на основе теоретического материала охарактеризован состав представляемой финансовой отчетности и исследованы взаимосвязи между элементами форм бухгалтерской отчетности.
1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Основные понятия и элементы бухгалтерской отчетности
Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период [2, с.22].
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:
отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Коммерческие организации представляют квартальную бухгалтерскую отчетность по окончании квартала, а годовую - не ранее 60 и не позднее 90 дней по окончании отчетного года [11, с.220].
В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).
Также бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательств организации. Это необходимо для того, чтобы проверить, что все хозяйственные операции отражены в учете и все остатки по счетам бухгалтерского учета, которые будут отражены в годовом балансе, сформированы правильно. После необходимо провести реформацию баланса - это процедура закрытия бухгалтерских счетов, на которых учитываются финансовые результаты.
Данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, представляют собой особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.
В состав бухгалтерской отчетности входят следующие формы:
бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
отчет об изменениях капитала (форма № 3);
отчет о движении денежных средств (форма № 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторского заключения [3, с.5].
Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
Составление бухгалтерской отчетности основывается на следующих нормативных документах:
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ;
Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации";
Приказе Минфина РФ "О формах бухгалтерской отчетности организации";
Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности организации.
Эти документы определяют принципы формирования бухгалтерских данных, регламентируют состав и структуру отчетности, порядок оценки ее показателей, правила ее представления.
В бухгалтерском учете шахматный бухгалтерский баланс и главная бухгалтерская книга являются основой для составления различных форм отчетности.
Известный венецианский математик, францисканский монах Лука Пачоли в 1494г. в специальном "Трактате о счетах и записях", посвященном теории бухгалтерского учета, сформулировал основное бухгалтерское уравнение: Активы = Обязательства + Капитал [10, с.536].
В развернутом виде эта формула выглядит следующим образом:
Активы + Расходы = Обязательства + Капитал + Доходы.
Учетные системы всех стран мира основаны на использовании этого уравнения. Оно положено в основу бухгалтерской отчетности предприятий разных стран мира. Таким образом, пять элементов информации формируют бухгалтерскую отчетность организации: ее активы, обязательства, капитал, расходы и доходы.
Активы - ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.
Обязательства - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.
Капитал компании - представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.
Доходы - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).
Расходы - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [6, с.68].
Элементы отчетности признаются, только если они удовлетворяют критериям признания, то есть существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.
1.2 Основные функции и виды бухгалтерской отчетности
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления и степени обобщения отчетных данных. Организации обязаны составлять отчетность на основе данных всех видов учета: бухгалтерского (синтетического и аналитического), статистического, оперативного.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций обобщаются в отчетности. Всю совокупность видов отчетности можно сгруппировать следующим образом:
оперативная;
бухгалтерская;
статистическая.
Оперативная отчетность составляется на основании данных оперативного учета, которые собираются на определенную дату за короткие промежутки времени. С показателей оперативной отчетности руководители различных структурных подразделений организации осуществляют управление производством. Формы оперативной отчетности не регламентируются на уровне государства и разрабатываются самой организацией в зависимости от нужд управления [9, с.30].
Бухгалтерская отчетность является систематизированным сводом информации об имуществе, обязательствах, капитале и финансовых результатах деятельности предприятия. Эта отчетность составляется на основании данных бухгалтерского учета и ее формы регламентированы законодательными и нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Статистическая отчетность составляется на основании данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета и является обобщающей отчетностью деятельности организации.
Бухгалтерскую отчетность делят на следующие группы:
по периодичности составления:
промежуточная;
годовая.
Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью [15, с.125].
По степени обобщения отчетных данных:
первичная;
сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно. Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представленным организациями, входящими в холдинг. Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Главной задачей бухгалтерской отчетности (индивидуальной и консолидированной) является обеспечение гарантированного доступа заинтересованными пользователями к качественной информации о деятельности организации и/или информации о группе организаций, входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетность должна быть составлена по определенным правилам в соответствии с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.
По объему сведений, содержащихся в отчетах, отчетность делят на:
внутреннюю;
внешнюю.
Внутренняя отчетность необходима для получения информации о каком-либо участке деятельности и составление ее вызвано потребностями самого предприятия. Внешняя отчетность необходима для информации внешних пользователей:
собственников (участников, учредителей) - в соответствии с учредительными документами;
территориальным органам статистики по месту их регистрации;
органу государственной налоговой инспекции;
другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям (представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации) [21, с.51].
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Отчетность выполняет две основные функции:
информационную, в соответствии которой характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности предприятия;
контрольную, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла.
Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.
1.3 Требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности
Формы бухгалтерской отчетности разрабатываются организациями с учетом рекомендуемых образцов форм в приказе МФ РФ от 22 июля 2003г. № 67н.
Организации могут:
устанавливать форму бухгалтерской отчетности, с учетом образцов, рекомендуемых МФ РФ;
применять формы, установленные приказом МФ РФ № 67н.
Бухгалтерская отчетность является важнейшим источником информации, характеризующей финансовое положение организации. В связи с этим бухгалтерская отчетность представляет большой интерес для различных категорий пользователей. В соответствии с международными стандартами учета и отчетности, выделяют семь групп потребителей информации: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность [8, с.152].
Инвесторов интересуют два момента: рост курса ценных бумаг и возможности фирмы выплачивать дивиденды.
Служащие заинтересованы в стабильности финансового положения работодателей и рентабельности фирмы, так как это позволяет им, угрожая забастовкой, добиваться повышения заработной платы, отчислений в пенсионные фонды и т.п.
Кредиторов преимущественно волнует ликвидность, т.е. вернет ли кредитополучатель в срок полученные деньги и проценты по займам.
Для поставщиков важны сроки, на которые они могут предоставить покупателям отсрочку платежа за проданные им товары.
Покупателей интересует, как долго будет функционировать фирма-поставщик, какова ее финансовая устойчивость и как долго можно не гасить кредиторскую задолженность.
Правительство контролирует правильность данных отчетности в целях налогообложения и составления статистических сводок по стране.
Общественность - это весьма аморфная группа, и поэтому ее волнуют общие вопросы занятости, экологии, экономического процветания и даже распределения производительных сил.
В связи с широким кругом потребителей информации, возникает необходимость в соблюдении целого ряда правил, позволяющих избежать разночтений и неадекватного восприятия содержащихся в отчетности сведений.
Общие требования по составлению бухгалтерской отчетности содержатся в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999 года № 43н [5, с.8].
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах, ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представлений она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия [11, с.448].
Если данные за периоды, предшествующие отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то данные за предшествующие периоды подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и приведению их к сопоставимому виду. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В бухгалтерском учете существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов. Если без знания об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, то эти показатели также приводятся в бухгалтерской отчетности обособлено.
Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.
В российской практике бухгалтерского учета применяются не все принципы, принятые в международной практике, определяющие качественные характеристики информации финансовой отчетности (см. Приложение 1).
При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации [22, с.71].
Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
2. Состав и взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности
2.1 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
Документом, определяющим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н.
Состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности различен (см. Приложение 2). Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иные отчетные показатели: Отчет о движении денежных средств (форма №4) и др., а также пояснительную записку.
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
Бухгалтерский баланс (форма №1);
Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
Отчет об изменениях капитала (форма №3);
Отчет о движении денежных средств (форма №4);
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
Пояснительная записка;
Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность не в полном составе. К ним относятся:
малые предприятия;
некоммерческие организации.
Состав годовой бухгалтерской отчетности малых предприятий зависит от того, подлежит ли их деятельность обязательному аудиту. Если организация не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, то в составе годовой бухгалтерской отчетности можно представить только Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Если же организация обязана проводить аудит, то помимо Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках представьте приложения к ним (по которым имеются данные) и Пояснительную записку.
Некоммерческие организации могут не сдавать в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение к Бухгалтерскому балансу. Однако им рекомендуется составить Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
наименование составляющей части;
отчетная дата или отчетный период, за который составлена бухгалтерская отчетность;
наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму;
формат представления числовых показателей бухгалтерского отчета.
Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату (см. Приложение 3).
В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке [19, с.111].
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
В актив баланса включены два раздела:
I - "Внеоборотные активы";
II - "Оборотные активы".
В пассиве баланса три раздела:
III - "Капитал и резервы";
IV - "Долгосрочные обязательства";
V - "Краткосрочные обязательства".
Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.
Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
Отчет о прибылях и убытках, является вторым по значению (но не по важности) в годовой бухгалтерской отчетности, и представляет финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года (см. Приложение 4).
В отчете указываются:
доходы и расходы по обычным видам деятельности;
прочие доходы и расходы;
прибыль (убыток) до налогообложения;
чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Данный отчет служит связующим звеном между балансовыми отчетами различных учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с предыдущим. В отличие от бухгалтерского баланса этот документ показывает всем заинтересованным лицам не общее материально-финансовое положение организации, а то, насколько успешно она осуществляет свою хозяйственную деятельность в отчетном периоде. Отчет наглядно демонстрирует эффективность работы компании с точки зрения ее собственников и акционеров, поскольку раскрывает суть изменений капитала компании в истекшем/текущем периоде за счет определенных доходов и расходов [13, с.111].
Отчет об изменении капитала раскрывает информацию о движении уставного (складочного) капитала (счет 80), резервного капитала (счет 82), добавочного капитала (счет 83), а также об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (счет 84). Кроме того, в этой форме указываются суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией (см. Приложение 5).
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации имеют право не включать отчет об изменении капитала в состав бухгалтерской отчетности. Это право предоставлено также общественным организациям (объединениям), если они не осуществляли в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и не имели оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества.
Кооперативы, некоммерческие организации, бюджетные и унитарные предприятия (учреждения), отчет об изменении капитала представлять не обязаны.
Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (см. Приложение 6).
Под текущей деятельностью понимается обычная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, продажа товаров, сдача имущества в аренду и др.
Инвестиционная деятельность - это приобретение и продажа земельных участков, объектов недвижимости, оборудовании, нематериальных активов и других внеоборотных активов; предоставление другим организациям займов и осуществление прочих финансовых вложений (выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера, приобретение ценных бумаг других организаций и т.п.).
Финансовой деятельностью считается деятельность предприятия, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций [6, с.66].
Эта форма годовой бухгалтерской отчетности раскрывает перед пользователями картину обеспеченности организации наличными деньгами [17, с.45].
В данной форме отчета отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств по счетам 50 "Касса" (за исключением субсчета "Денежные документы"), 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути".
В приложении к бухгалтерскому балансу раскрывается информация об имуществе, обязательствах и капиталах организации, стоимость которых отражена в форме №1. Отчет состоит из 10 разделов:
Нематериальные активы;
Основные средства;
Доходные вложения в материальные ценности;
Расходы на НИОКР;
Расходы на освоение природных ресурсов;
Финансовые вложения;
Дебиторская и кредиторская задолженность;
Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);
Обеспечения;
Государственная помощь.
Если в качестве приложения к балансу будет использоваться типовая форма, то незаполненные строки из нее удаляются.
В пояснительной записке приводится дополнительная информация, необходимая для характеристики финансового состояния организации, и расшифровываются отдельные показатели форм бухгалтерской отчетности.
Но стандартизированной формы или структуры пояснительной записки этими документами не определено. Поэтому организации вправе группировать составные части пояснительной записки на свое усмотрение, но так чтобы информационная составляющая удовлетворяла всем требованиям вышеназванных нормативных документов [17, с.48].
Например, структура пояснительной записки может быть такой:
Общие сведения;
Основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
Расшифровка отдельных показателей отчетности;
Информация о связанных сторонах;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
Решения учредителей по итогам отчетного года.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности, которую организация должна представить в налоговую инспекцию. Ежегодно проводить аудит ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и предоставлять аудиторское заключение обязаны не все организации. В частности, обязательный аудит проводится, если:
организация организована в форме ОАО;
объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 500 000 МРОТ;
сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200 000 МРОТ;
организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита, должна прилагаться к бухгалтерской отчетности.
Разрабатывая формы бухгалтерской отчетности, Минфин России не мог учесть специфику деятельности каждой организации. Поэтому если содержание типовых образцов не отражает каких-то особенностей, бухгалтер вправе уточнить существующие бланки или разработать собственные формы отчетности. Они также должны отвечать общим принципам построения и быть приложены образцы в учетной политике [17, с.47].
Однако вряд ли правильно считать баланс "главной" формой финансовой отчетности. Ведь "поскольку бухгалтерский учет отражает экономические процессы, постольку информация, регистрируемая, накапливаемая, обобщаемая, хранимая и передаваемая пользователям для принятия решений, должна фиксировать, во-первых, значения величины каждого из наблюдаемых параметров в каждый конкретный момент времени, а во-вторых, ее изменения за конкретные фиксированные периоды времени". Баланс содержит лишь значения величин, характеризующих финансовое состояние предприятия на определенный момент времени, и не позволяет проследить изменения, приведшие к формированию этих величин.
Для описания динамики функционирования предприятия, то есть для описания изменений величин, характеризующих состояние предприятия, наряду с балансом используются отчет о финансовых результатах, отчет о собственном капитале и отчет о движении денежных средств. Эти три отчета, в отличие от баланса, являющегося отчетом на дату, представляют собой отчеты за период.
С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что существующие формы финансовой отчетности являются взаимодополняющими, и некорректно присваивать какой-либо одной из них статус "главной" или "основной" формы отчетности.
2.2 Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности
Отдельные показатели бухгалтерской отчетности находятся между собой в определенной арифметической взаимосвязи, обусловленной логикой построения отчетных форм. Проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности позволяет бухгалтеру или пользователю бухгалтерской отчетности убедиться в арифметической правильности заполнения отчетных форм. Показателям бухгалтерской отчетности присуща как внутренняя взаимосвязь (внутри одной отчетной формы), так и внешняя (между разными отчетными формами) [14, с.131].
Внутреннюю взаимосвязь легко найти в бухгалтерском балансе (форма №1). Форма баланса разбита на 5 разделов, в конце каждого раздела приведена общая сумма строк по данному разделу, на начало и конец отчетного периода.
Внешнюю взаимосвязь между элементами форм отчетности можно проследить на примере показателей формы №3 "Отчет об изменении капитала" и формы №1 "Бухгалтерский баланс" (Уставный капитал в форме № 3 - графа 3, а в форме№1 - строка 410 и т.д.). Взаимосвязь бухгалтерских форм отчетности можно представить в виде схемы, сплошные линии на которой указывают основные моменты связи финансовых отчетов; номера линий позволяют дать краткие характеристику отраженных на ней взаимосвязей (Рис.1).
1. Доходы и расходы организации, которые представлены в отчете о прибылях и убытках, дают обобщенную характеристику финансовых результатов от изменений в составе имущества и обязательств организации, показанных в балансе.
2. Чистый доход (прибыль) организации, взятый из отчета о прибылях и убытках, входит в качестве компоненты отчета об изменениях капитала и представляет важнейшую часть нераспределенной прибыли организации на конец отчетного периода.
3. В балансе и отчете об изменениях капитала данные по счетам первоначального (стартового, уставного) капитала тесно увязаны с моментом учреждения организации и по состоянию на любую отчетную дату (как в случае его неизменности на уровне первоначального взноса, так и в случаях его изменения при перерегистрации в установленном законодательством порядке).
4. Нераспределенная прибыль на конец отчетного периода в отчете об изменениях капитала корреспондирует с суммой по статье нераспределенной прибыли, представленной в балансе.
5. Изменения остатков денежных средств в отчете о движении денежных средств и бухгалтерском балансе являются идентичными.
6. Прирост суммы денежных средств в результате осуществления основной (производственно-коммерческой, эксплуатационной) деятельности, который показан в отчете о движении денежных средств, отражает результаты сделок по реализации товаров, работ и услуг, учтенных при формировании чистого дохода организации. Согласование чистого дохода и суммы прироста денежной наличности от операционной деятельности представляет один из важнейших моментов составления отчета о движении денежных средств организации [11, с.294].
7. Инвестиционная деятельность, отраженная в отчете о движении денежных средств организации, показывает прирост или убыль денежных средств в связи с движением активов, отраженных в виде балансовых статей отчета в активе баланса организации.
8. Финансовая деятельность, отраженная в отчете о движении денежных средств организации, показывает прирост или убыль денежных средств в результате финансирования совершенных операций за счет долговых обязательств или собственных источников. Движение сальдо кредиторской задолженности и собственных источников финансирования в балансе и отчете об изменении финансового положения организации должны совпадать (см. Приложение 7).
Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в отчет о прибылях и убытках, либо в баланс, основными формами бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любые другие формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или дополнением к первым двум формам.
Результат хозяйственной деятельности организации исчисляется как в балансе, так и в отчете о прибылях и убытках (принцип двойной бухгалтерии). Баланс является отчетом на определенный момент времени, например на отчетную дату. В самом балансе финансовый результат определяется сравнением собственного капитала в начале и конце хозяйственного года. При этом включаются суммы распределения прибыли (либо исключается уменьшение капитала) и вычитается увеличение капитала в отчетном году. В отчете о прибылях и убытках результат определяется как сальдо доходов и расходов отчетного периода. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является отчетом за определенный период времени, например за отчетный период. Финансовый результат, исчисленный по данным баланса, совпадает с итогом отчета о прибылях и убытках, поскольку доходы и расходы относятся к отчетному периоду в размере выплат и поступивших платежей, с которыми связано изменение соответствующих активов или пассивов [13, с.87].
Отличительной чертой бухгалтерской отчетности является балансовый принцип взаимосвязи ее показателей. Этот принцип вытекает из двойной записи данных на счетах, показатели которых составляют основу отчетности. Из этого следует, что бухгалтерская отчетность - это упорядоченная взаимосвязанная система показателей, характеризующих условия и результаты хозяйственной деятельности. Балансовый принцип построения бухгалтерской отчетности усиливает ее комплексный характер и облегчает проверку правильности отчетности.
Таким образом, несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить взаимосвязь основных элементов и форм финансовой отчетности.
Заключение
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности.
Главной задачей бухгалтерской отчетности является представление достоверной и полной информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах и изменениях в финансовом положении.
Выявлены семь групп заинтересованных внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность.
В связи с широким кругом потребителей информации, возникает необходимость в соблюдении целого ряда правил, позволяющих избежать разночтений и неадекватного восприятия содержащихся в отчетности сведений.
В связи с вышесказанным в курсовой работе были раскрыты основные требования, предъявляемые к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, такие как:
достоверность;
полнота раскрытия информации;
нейтральность;
существенность.
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении.
При формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.
Во второй главе на основе теоретического материала охарактеризован состав и содержание форм бухгалтерской финансовой отчетности и исследованы взаимосвязи между элементами форм бухгалтерской отчетности.
В ходе исследования был охарактеризован состав бухгалтерской отчетности и раскрыто содержание основных бухгалтерских отчетов.
Также приведена краткая характеристика аудиторского заключения, цель которого - дать независимое объективное суждение подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Затем были рассмотрены и приведены примеры и схемы взаимосвязей форм отчетности.
Было определено, что показателям бухгалтерской отчетности присуща как внутренняя взаимосвязь (внутри одной отчетной формы), так и внешняя (между разными отчетными формами).
Определена причина взаимосвязей элементов отчетности, а именно балансовый принцип взаимосвязи показателей отчетности. Этот принцип вытекает из двойной записи данных на счетах, показатели которых составляют основу отчетности. Из этого следует, что бухгалтерская отчетность - это упорядоченная взаимосвязанная система показателей, характеризующих условия и результаты хозяйственной деятельности. Балансовый принцип построения бухгалтерской отчетности усиливает ее комплексный характер и облегчает проверку правильности отчетности.
На данном этапе в России бухгалтерский учет и отчетность претерпевают ряд изменений, стремящихся к гармонизации и стандартизации учета и отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Это обусловлено интеграционными процессами в экономике и глобализацией в целом: инвесторы заинтересованы в том, чтобы учет и отчетность национальных компаний отвечали международным стандартам - это позволит иностранным инвесторам правильно оценить финансовое положение компании и выйти компании на мировые торговые фондовые биржи.
Термин стандартизация в приложении к бухгалтерскому учету имеет совершенно иное значение, нежели его традиционное понимание. Стандарты бухгалтерского учета - это свод правил, методов и процедур учета, разработанные профессиональными организациями, характеризующиеся вариабельностью доступных методов и процедур и имеющий, в определенном смысле, рекомендательный характер.
Переход к такому, построению принципов регулирования учета в России, предлагающему нахождение оптимального соотношения роли государственных органов, профессиональных бухгалтерских организаций и международных институтов, представляет собой нелегкую задачу в методологическом, организационном и психологических аспектах.
Состав финансовой отчетности должны быть стандартизированы и быть при этом гибкими по структуре, так чтобы компании различных сфер деятельности и отраслей смогли их использовать при составлении бухгалтерской финансовой отчетности.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) [Федеральный закон от 5.08.2000г. № 117-ФЗ. Принят Государственной думой от 19.07.2000г.: в ред. от 27.12.2009г., с изм. и до п., вступающими в силу с 01.01.2010г.]
2. О бухгалтерском учете [Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996г. № 129-ФЗ: в ред. от 23.11 2009г.]
3. Бухгалтерская отчетность организации: [Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99). Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н: в ред.18.09.2006г.]
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. [Утв. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н: в ред. от 26.03.2007г.]
5. Анищенко, А.В. Бухгалтерская отчетность: Руководство по составлению и анализу. М.: Вершина, 2008.248с.
6. Бехтерева, Е.В. Бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных, страховых и бюджетных): Учебник: Горячая линия бухгалтера, 2007.180 с.
7. Бычкова, С.М., Янданова, Ц.Н. Бухгалтерская отчетность: Практическое руководство. М.: Эксмо, 2008.110с.
8. Бухгалтерская отчетность организаций - особенности составления и предоставления. Консультант бухгалтера. М., 2008. с. 202.
9. Бакаев, А.С., Безруких, П.С., Врублевский, Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Бухгалтерский учет, 2006.736с.
10. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.592с.
11. Гусева Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.130с.
12. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ. М.: Омега-Л, 2006.214с.
13. Кутер М.И. Бухгалтерская (финансовая). Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008.231с.
14. Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебник. М.: Проспект: "Велби", 2009.207с.
15. Малышко В. Годовая бухгалтерская отчетность. Практический Бухгалтерский Учет, 2006.58 с.
16. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2008.488с.
17. Петрова А. Проверяем бухгалтерскую отчетность предприятия // БСС "Система Главбух". - 2009
18. Попова Е. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности // БСС "Система Главбух". 2008
19. Разгулин С., Новоселов, К., Лапина, А. Годовой отчет 2008: Учебник. М.: ЗАО "Актион-Медиа", 2008.688с
20. Рассказова-Николаева С.А., Бушмелева Н.В. Требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности: Экономико-правовой бюллетень. 2008 - № 6.69с.
21. Соколова Е.С., Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М.: 2007.83с.
22. Бухгалтерская отчетность [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Госдумой 23.02.1996г. №129-ФЗ с послед, изм. и доп.] // СПС КонсультантПлюс
23. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki/Бухгалтерская_отчётность.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |