Курсовая работа по предмету "Педагогика"


Тоталитарные секты



2

Федеральное агентство по науке и образованию РФ

Кузбасская государственная педагогическая академия

Факультет физической культуры и спорта

Творческая работа по педагогике

Тема: Тоталитарные секты

Выполнил: студент 2 курса

1 группы ОЗО ФФК

Калашникова С.В.

Проверил: Елизарова Л.П.

г. Новокузнецк 2008 г.

Оглавление

Введение
  • Теоретическая часть
  • Становление христианской религии и истоки христианских сект
  • Секты в царской России. Положение сект в XX веке
  • Экспериментальная часть
  • Экспериментальная программа религиозного просвещения школьников
  • Заключение
  • Литература

Введение

"В Кемерово прошел круглый стол, речь на котором шла о религиозном экстремизме. В нем, в частности, приняли участие секретарь Кемеровской епархии Русской православной церкви протоирей отец Дмитрий, представитель мусульман областного центра имам-мухтасиб Минфазил Шайдуллин, первый секретарь областной организации Союза коммунистической молодежи Татьяна Смирнова и руководитель оргкомитета факультета политических наук Кемеровского госуниверситета Татьяна Лавриненко.

По мнению собравшихся, одним из ярких проявлений религиозного экстремизма являются различные секты и псевдорелигиозные течения, главная цель которых - деньги и власть. <…> Под видом благотворительных миссий они приходят в школы, больницы, места лишения свободы, вербуют там новых сторонников. Как правило, подобная "благотворительность" заканчивается для новых адептов (сторонников) весьма печально…" Газета «Кузбасс».2006г.24 августа, с. 13

В последнее время в публикациях различных газет и журналов то и дело появляются тревожные статьи, предупреждающие об опасности различных сект, в частности "Кузнецкий рабочий", " Вопросы истории"2000г. №2, 2005г. №11, " Альфа и Омега" 1994г. №2 и т.д. Но как ни странно, какой бы то ни было информации или разъяснительной работы по этому вопросу нет ни в школах, ни в ВУЗах, ни каких-то других учебных заведениях (кроме разве что духовных семинарий и воскресных школ). Тем более не понятно как гражданам определить представителей сект, а самое главное, как защитить от них себя и свою семью!

Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны с самого начала излагать его честно, без прикрас и умолчаний, более того - обязаны разъяснить, какое место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление "новых" сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени посвящения в учение, в принципе не попадает под нормы, принятые в демократическом обществе, ибо человек, которого приглашают в нее вступить, заведомо не получает полной информации о той организации, членом которой он становится. К тому же старая народная мудрость учит, что правилам вступления должны соответствовать права свободного выхода. А разные степени истины: для внешних, для внутренних, для еще более внутренних и так без конца - это приблизительно то же самое, что и пресловутые степени свежести для осетрины.

Теоретическая часть

Итак, тоталитарными сектами или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методики, называющейся "контролирование сознания". Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующие за неким харизматическим лидером. Но в ХХ веке у них появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.

Наша страна традиционно многоконфессиональна: в течение всей ее истории люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Слово "религия" значит связь, связь личности с личностным Богом. В тоталитарные секты поклонение Богу фактически заменяется поклонением "богоподобному" лидеру или созданной им организации. Все начинается с личности лидера и все замыкается на ней.

За последние 18-20 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их самосознание, обрывают связи с близкими и родными.

Человек, попавший в тоталитарные секты, постоянно подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая со своей стороны делает все возможное, чтобы удержать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу. «Секты против церкви (Процесс Дворкина)», Л.А.Дворкин. - Изд. Московской Патриархии,2000г., с.18-19

Цель всех тоталитарных сект - не только завербовать ничего не подозревающую молодежь, но прийти к власти. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они не обременяют себя попытками обращения масс, но вербуют лидерские кадры для грядущих лет.

Эта стратегия была четко и не двусмысленно провозглашена Муном в мунитской газете: "Во время падения Римской империи христиане наследовали государственные должности различного рода… Ясно вижу, что если наши члены помимо нравственного совершенства, которого они достигли путем следования за преподобным Муном, добьются еще и профессионального развития, наши возможности в Восточной Европе будут безграничными. Кто-то должен наследовать государственные должности распадающейся коммунистической империи, а настоящих лидеров там весьма не хватает. Так что мы должны с надеждой смотреть на 90-е годы". “Unification News”, январь 1990г.

Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности. Если кому-нибудь нравится веровать, что господин Мун - мессия или что по воле ныне покойного Хаббарда перемещаются планеты, - это их личное дело. Однако граждане должны быть защищены от воздействия тех, кто стремится заставить, вынудить их поверить, что Мун - мессия или что Хаббард - господин вселенной. Каким образом группа вербует новых членов? Что с ними происходит, покуда они находятся в секте? Этим определяется, сохраняет ли группа за человеком право самому выбирать, во что он хочет верить. Если для вербовки новых членов и для дальнейшего руководства ими используется обман, гипноз, кодирование и другие средства контролирования сознания, то очевидно, что тем самым права человека нарушаются самым бесстыдным образом.

Секты фундаментально нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает Здесь имеется ввиду опыт, приобретенный православной церковью по поддержке и помощи людям, которым удалось вырваться из сект, а также членам их семей., что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны, а нередко и сама жизнь человека становится "разменной монетой" для усиления влияния тоталитарного лидера на членов секты или для устрашения действующей власти и населения (террористы - смертники, как правило, чрезвычайно идеалогизированы и приказы лидеров воспринимают как счастье "наказать неверных" принеся себя в жертву).

В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется два года. Некоторые секты оставляют куда более тяжелые последствия, а для некоторых людей и пожизненные. Тоже что и 4.

На сегодня на территории Кемеровской области зарегистрировано более 500 религиозных организаций Официальный пресс-релиз администрации Кемеровской области от 12 февраля 2008г. и далеко не все из них так безопасны, как хотят казаться.

Гипотеза: исходя из актуальности этой проблемы, можно предположить, что поведение просветительской и разъяснительной работы, посредством классных часов, поможет школьникам средних и старших классов не только понять различия между религией и сектами (в том числе и тоталитарными), но и, возможно, избежать попадания под влияние сомнительных организаций.

Цель: разработать программу проведения классных часов со школьниками средних и старших классов на данную тему.

Задачи:

Изучить наличие программ проведения классных часов по вопросу религиозного просвещения школьников.

Разработать экспериментальную программу проведения классных часов по вопросу религиозного просвещения школьников средних и старших классов.

Становление христианской религии и истоки христианских сект

Первый период возникновения христианства отмечен ожесточенной борьбой мелких сект, в ходе кт формировались христианское вероучение, ритуалы, организация.

В послании многих апостолов веры христовой говорится о "лжеучителях, которые разоряли дело Божье". Эти "лжеучители", как говорится в Библии, отвергали искупительную жертву Иисуса Христа, заявляли, что он вовсе не сын Божий, что не будет никакого пришествия Христа. Вероучения новых сект во многом заимствованы у иудейских сект с добавлением идей греховности человечества, спасения и искупления через жертву богочеловека, заимствованных, в свою очередь, у древних восточных мифов. Ожидание близкого конца мира приводило к появлению у сектантов тех черт, которые обычно связываются с приближением катастрофы: отказ от имущества, от всяких житейских связей, от брака, отношения ко всему окружающему как ко временному, суетному, повышенная внушаемость, экзальтированность, готовность к самопожертвованию. Что же касается формирования организаций, то здесь все определяли условия борьбы, в ходе которой постепенно складывались формы объединения верующих, во многом обеспечившие христианским сектам победу над многими другими религиозными направлениями.

В первых христианских сектах не было строгой организации. Главой церкви считался Христос, управлявший ею не видимо. Главная роль принадлежала странствующим проповедникам - пророкам, так называемым харизматикам, людям, по общему мнению, якобы обладавшим особой благодатью, даром святого духа - харизмой. Харизматики не занимали никакого официального положения в общинах. Они проповедовали, переходя из одной общины в другую. Харизматики вносили только некоторый порядок в собрании общин. Сама же организация общин формировалась вокруг центрального ритуала ранних христиан - евхаристии, причащения. Евхаристия совершалась один раз в неделю. Она совмещала священную трапезу вкушения тела и крови Христа и так называемую трапезу любви. Участники евхаристии вносили для этого денежные вклады, излишек которых постепенно накапливался. Так создавался постоянный фонд, который использовался для помощи бедным, для содержания проповедников. Заведовал этим фондом тот, кто совершал таинство евхаристии. В помощь ему позднее стали назначать диакона.

Первые должностные лица в общинах (диаконы, пресвитеры, надзиратели), которые заведовали имуществом и деньгами общин сосредотачивали в своих руках огромные материальные и денежные средства и постепенно играли все большую роль в формировании христианской церкви, борющейся не только против других религий, но и против христианских сект.

Вместе с появлением устойчивой власти и строгой организации христианских общин во II веке стали возникать союзы общин в провинциях, управлявшиеся съездами епископов. Распространяясь дальше, эти объединения общин превращались в огромную христианскую организацию, охватывающую все общины Римской империи. Как отмечал немецкий историк христианства Гарнак, "около 220 года уже не было идеального духовного церковного единства рассеянных по миру детей божьих, считавших себя гражданами небесного царства и ожидавших появления царства Христа, - была видимая церковь, которая простиралась от Евфрата до Испании и поддерживалась прочными установлениями и законами". Христиане постепенно теряли веру в пришествие Христа, в близкий конец мира, все больше их участвовало в общественной и государственной жизни. Противники такого обмирщения выступили уже во II веке с резкими обличениями епископской власти.

Но чаще борьба в христианстве принимала форму догматических споров. В Апокалипсисе упоминаются как еретики николаисты, что свидетельствует о борьбе между различными сектами уже в первой половине I века. Во II - III веках в христианстве возникает несколько течений, наиболее значимыми были гносицизм, донатизм, арианство, несторианство, монофизитство, монтанизм.

Все эти течения, в свою очередь, распадались на множество сект по-разному толковавшие догматы основных течений:

Гипсекарии (I-II вв. представляли Бога в виде огня и света);

Василидиане и докеты (I-II вв. считали, что Христос только казался обличенным человеческой плотью, и, таким образом отрицали его человеческую природу, а вместе с тем и искупительную его смерть);

Каиниты (II в. Почитали не Христа, а Каина и Иуду);

Артемониане и алоги (III в. не признавали божественной природы Христа, видя в нем лишь духовно совершенного человека);

Антитакты (II в. считали бога виновником зла на земле);

Коллиридиане (III в. отрицали какие-либо человеческие черты у Девы Марии, считая ее богиней не земного происхождения);

Антикомарианты (IV в. отрицали девственность Марии, имевшей кроме Христа несколько сыновей и отнюдь не святой);

Аскодруиды (II в. отрицали евхаристию и связанные с ней богослужения);

Евномиане (IV в. считали, что вера должна основываться на разуме и рассуждениях, а не на откровениях) и многие другие.

Противоречивость догматики первых христианских сект была порождена ожесточенной идеологической борьбой, в условиях которой формировалось христианство, и, которая была отражением борьбы различных социальных групп и интересов. Христианство зарождалось как религия угнетенных, жаждущих спасения. Поэтому на первых порах массы верующих мало интересовались догматикой. У них преобладали эмоциональный момент, поиски религиозного утешения, горячее ожидание спасителя.

Первые христианские секты состояли из людей, принадлежавших к низшим слоям народа, - в городах из свободных, но неимущих, разорившихся людей, вольноотпущенников и, главным образом, из рабов; в латифундиях Италии, Сицилии, Африки из рабов; в сельских округах провинций из мелких крестьян, все более и более попадавших в долговую кабалу. Христианское сектантство в эту эпоху выступило одной из разрушительных сил, которая подрывала унаследованные от веков оковы, накладываемые на человека рабовладельческим обществом. Этим и объясняется тот факт, что в крепнувшем день ото дня христианском сектантстве теснейшим образом переплелись богословие и политика, толкование "священного писания" и попытки применить его к жизни церкви и государства. Христианство выступало от имени "страждущих и обремененных", и в их душах оно находило отклик. При этом в силу раздробленности общества оно порождало множество своих толкователей, вокруг которых группировались те, кому ближе и понятнее были проповеди именно этих, а не других толкователей христианских легенд.

Если сравнить христианские секты с современным католичеством и православием, бросается в глаза огромная пропасть, разделяющая их.

У первых христиан - ненависть к эксплуататорам, проповедь общности имущества; в современном католицизме и православии - прославление власть имущих. Там - откровения харизматиков, "учителей", личный пример следования заповедям Христа; здесь - сложная богословская система, рассуждения об апостолах, триединстве бога и тому подобное. Там - свобода от ритуала, обряда, правил; здесь - бесконечные посты, праздники, обряды. Там - внутренняя вера; здесь - поклонение приданию, смерть за "единый аз" "священного писания". Именно на эти различия указывают сектанты всех времен, вплоть до наших дней, обосновывая свой отход от католичества и православия. Таким образом, сама история христианства дала и поводы для протеста, и его формы.

А поводы в каждую эпоху были различными. Приспособление церкви к каждой новой общественно - политической формации вызывало различную реакцию со стороны разных сословий, классов, групп населения. Широкие массы верующих выступали с критикой политики верхов церкви, против их служения эксплуататорам. И если борьба верующих принимала сколько-нибудь организованный характер, возникали новые и новые секты.

Главным содержанием практически всех религиозных движений был социальный протест. Веками ведется жестокая непримиримая борьба различных церквей, сект, религиозных течений, за которой на деле скрывается борьба классовая, борьба за интересы той или иной группы верующих, пытающихся дать религиозное обоснование своим требованиям на преимущества в получении доли общественного богатства.

Испытывая на себе влияние эпох, христианские секты поступательно проходят ряд своеобразных ступеней, отмечающих вехи их зарождения, расцвета и разложения, связанные с упадком общественно - экономических формаций. В каждую эпоху сектантство имеет свою специфику. На различных этапах развития общества в соответствии с условиями классовой борьбы, степенью ее обострения оно приобретает различный характер: наступательный или соглашательский; компромиссный, примиренческий, непротивленческий.

Секты в царской России. Положение сект в XX веке

Сведения о самозваных "Христах", призывавших крестьян на борьбу за "истинную веру", известны со времени крещения Руси. Религиозное разномыслие появляется в России вместе с православием. Вместе с православием на Русь проникают и его спутники - ереси.

По разным источникам, сектантские движения в России описаны в XVII - XVIII веках, но есть данные о XI - XII веке. Но наиболее широкое распространение сектантские движения получают всё-таки с XIV века. Чем больше обострялась классовая борьба, тем шире разворачивалось и сектантское движение. В XIV веке среди ремесленников Новгорода и Пскова возникли еретические секты стригольников. Немного позже возникло более широкое религиозно - реформационное движение, названное служителями церкви ересью жидовствующих. Эти секты требовали уничтожения духовенства, "погрязшего во зле и неправде", отрицали церковь и царскую власть, мечтали создать общество без богатых и бедных.

По своей социальной природе сектантство в России отражало крестьянскую борьбу против угнетения и крепостной эксплуатации. Крестьяне видели, что церковный бог давно принял черты земного самодержца, но классовая борьба не могла тогда привести их к атеизму, к разрыву со всякой религией: их сознание в значительной мере оставалось религиозным. Противоположность интересов крестьянских масс интересам эксплуататоров и церкви выступает в сознании крестьян как противоположность истинной мужицкой веры и ложного казенного, насквозь лицемерного церковного благочестия. Их социальный протест превращался, таким образом, в поиски "своего" бога, в реформу религии.

Сектантские вероучения царской России, как и в других странах, возникали под влиянием острой классовой борьбы крестьянства против гнета помещиков и капиталистов. Их нельзя вывести из особенностей психики той или иной нации, как это делают расисты и националисты всех мастей, нельзя объяснить тем, что принесли их в Россию заезжие немцы или англичане. Корни возникновения и развития сектантства, как всякого другого общественного развития, - главным образом социальные: условия жизни в эксплуататорском обществе.

Три основных течения, сложившихся в России в XVI - XVII веках, в основном соответствовали широким социальным группировкам, на которые раскололось тогдашнее общество.

Первая группировка была рьяной поборницей абсолютизма церкви и государства. Она горой стояла за патриарха и царя. В процессе религиозной полемики она объединилась вокруг патриарха Никона. Это течение было проникнуто духом феодального единства: всякая власть - как церковная, так и государственная - имеет божественное происхождение, царь и патриарх - помазанники божьи.

Их противники, приверженцы второго течения, сумели изобразить свою борьбу против неугодных им политических и церковных мероприятий как борьбу за старую веру, открыто заявив о выходе из никонианской церкви. Раскол был окончательно закреплен собором 1666 года, осудившим противников Никона.

Третье течение по своему характеру качественно отличалось от первых двух. Это было народно - крестьянское реформационное движение духовного христианства, сложившееся как результат крестьянского протеста против закрепощения, помещичьего, военного и церковного гнёта. В нем нашли яркое выражение чаяния пробудившихся низов. Во многом духовные христиане смыкались с крайне левыми течениями старообрядцев (бегунами, летунами, странниками и т.д.).

Возникшие почти одновременно, секты хлыстов, духоборов, молокан шли каждая своим особым путем. Они отвергали все общественные узы, чем навлекали на себя острую ненависть и государственной и стоявших вне закона раскольнических церквей. В большинстве своем духовные христиане были мистиками, основывавшими свое вероучение на откровениях своих собственных вождей, "хлыстов", "богородиц". Эти откровения полнее и ярче выражали их протест против существующего положения, чем это можно было сделать непосредственно на основе библейских текстов.

Для крестьянской формации XVI - XVII веков были крайне характерны настроения безнадежности, выражавшимися в эсхатологии, самосожжениях, духовном хлыстовском опьянении. Задавленное барином, дворянской и церковной властью, крепостное крестьянство, терпевшее неудачу за неудачей в многочисленных бунтах, восстаниях, освободительных войнах, в конечном итоге в разных местах и в разное время приходило к настроению безнадежности, выбирая лишь по видимости разные, а по сути одни и те же пути ухода из мира сего. Раскольники убегали в леса и в крайних случаях сжигали себя. Хлысты вертелись в диком круговороте духовного опьянения. Скопцы думали избавить себя от тягот общественной жизни путем кастрации. Но все это был, по сути дела, отказ от борьбы за свое освобождение.

Секты духоборов и молокан возникли в период разложения крепостничества, главным образом среди крестьянских масс. В отличие от хлыстов, старообрядцев - беспоповцев, скопцов, они выражали свой социальный протест не только пассивным уходом от жизни, но и активными методами, создавая в условиях неприемлемого для них мира свои коммуны. Но эти религиозные утопии терпели крах при первых же столкновениях с окружающим миром.

После ликвидации крепостного права эти секты утратили свое влияние на верующих. На их развалинах росли новые буржуазные секты. Но вероучения и обряды духоборов и молокан оказали свое влияние на новые секты, получившие развитие в условиях империализма, в частности на пятидесятнические секты, свидетельствующие о полном вырождении сектантства, показывающие, что буржуазия может обращаться теперь лишь к самым диким мистическим обрядам.

Многие из молокан еще до 1917 года перешли к баптистам и евангелистам. Первый русский баптист Никита Воронин, а так же А. Мазаев, В. Павлов, В. Иванов и другие видные баптисты вышли из молокан. Баптисты заимствовали и переделали на свой лад многие молоканские гимны.

Октябрь 1917 года произвел значительный сдвиг в сознании миллионов. Особенно разрушительным его влияние было в религиозном сознании. Революция до конца разоблачила антинародную роль православной церкви, как прислужницы царизма, и сектанты использовали это в своих интересах.

Безграмотность большей части населения, невежество, бескультурье, широкое распространение предрассудков, мистики создавали гносеологическую почву для проповедей сектантов, выглядевших на этом фоне, по выражению В.Д. Бонч-Бруевича, "культурным слоем"Бонч-Бруевич, Избранные сочинения, том 1, 1959г.. К тому же сектанты в этих условиях очень умело использовали недостатки в культурно - просветительской работе и научно - атеистическом воспитании. Примитивная агитация, не доходящая до души, не затрагивающая мысли верующих, приносит больше вреда, чем пользы: "Даже неорганизованная, даже темная масса выросла и не удовлетворяется больше агитационными примитивами. Она хочет, чтобы с ней говорили всерьез, чтобы к ней относились со вниманием.

И надо отдать справедливость сектантам: мировоззренческих вопросов, вопросов морали сектанты касаются основательно. Многих привлекает то, что сектанты не пьют, что у них чистота, грамотность, организованность, собрания, пения и прочее. Привлекает внимание к каждому "обращенному". Н.К.Крупская. «Вопросы атеистического воспитания», стр. 115-116,изд. АПН РСФСР, 1961г. Со временем рост грамотности, культуры, благосостояния трудящихся масс, ликвидация безработицы, укрепление социалистического сектора экономики - все это способствовало созданию мощной стены, о которую разбились волны сектантской активности первых послереволюционных лет. Большинство сект приходит в упадок, члены общин разъезжаются в разные концы страны, а часть совсем отходит от религии. В большинстве случаев такой отход был связан со вступлением людей в колхозы.

Экспериментальная часть

Для изучения общественного мнения по вопросу религиозного просвещения школьников мною было проведено анкетирование в ходе которого было опрошено двадцать человек. Им было предложено ответить на девять вопросов по основной теме.

Вопросы анкеты и статистические данные результатов анкетирования сведены в таблицу 1.

В дополнение к результатам анкеты могу пояснить, что единственная женщина, высказавшаяся против религиозного просвещения в школе, руководствовалась лишь тем, что в силу русского характера допускает возможность возникновения "перегибов". Под "перегибами" она предполагает изучение в школе конкретного конфессионального направления (православие, католицизм, ислам и т.д.). Поэтому она считает, что какое - либо религиозное просвещение должно проводиться в семье.

Таблица 1.

Вопросы

Да, %

Нет, %

Имею представление, %

Не знаю, %

до 5 лет Возрастные категории относятся к вопросу №4

5-10

10-15

20-30 лет Возрастные категории относятся к вопросу №7

31-40

41 и старше

Знаете ли Вы что такое религия?

60

10

30

Знаете ли Вы что такое секта?

75

10

15

Нужно ли на Ваш взгляд религиозное просвещение школьников?

90

10

С какого возраста нужно объяснять детям, что такое религия и секты?

30

25

35

10

Считаете ли Вы, что разъяснительная работа в школе поможет избежать влияния тоталитарных сект на молодежь?

95

5

Должны ли школьники знать, что секты это не просто распевание гимнов, но реальная опасность для жизни?

100

Ваш возраст?

55

10

35

Есть (было) ли у Вас (Вашего ребенка) в школе просвещение на данную тему?

100

Хотели бы Вы, чтоб подобные уроки проводились?

95

5

Экспериментальная программа религиозного просвещения школьников

Данная программа рассчитана на десять внеклассных занятий со школьниками средних и старших классов. В ходе этих занятий предусмотрено разъяснение основных направлений религии и сектантских вероучений (обзорно, с толкованием опасностей, которые они могут представлять), знакомство с брошюрой доктора философии, кандидата богословия профессора А.Л. Дворкина "Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным" и другим его творчеством, направленном на исследование новых религиозных течений и методов привлечения в них граждан, а так же рассмотрение различных молодежных течений и субкультур. На последнем, десятом занятии предусмотрено тестирование по основной терминологии для оценки понимания школьниками пройденного материала.

План проведения внеклассных занятий по экспериментальной программе религиозного просвещения школьников.

Вводная лекция. Обсуждение ситуации на сегодняшний день.

Основные понятия и различия. Обсуждение результатов урока.

Знакомство с биографией доктора Дворкина и его творчеством.

Ознакомление школьников с брошюрой А. Дворкина "Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным".

Обобщение знаний по изученному материалу.

Обзорная лекция на тему: "Жизнь в своем формате" «Жизнь в своем формате», «Здоровье школьника» №11, ноябрь 2007 г.или молодежные субкультуры. Их основные признаки, направления, "подводные камни". Подведение итогов по циклу уроков.

10. Обобщение знаний по пройденному материалу. Тестирование.

Заключение

Изучив литературу о тоталитарных сектах и общественное мнение на предмет осознания опасности, которую несут тоталитарные секты (или деструктивные культы), я выявила интересное несоответствие между спросом информации на данную тему и ее наличием (вернее отсутствием). Странно то, что, несмотря на осознание опасности, немалое количество людей или совсем не знают что такое секты, или имеют некоторое представление. Но что эти люди смогут пояснить детям и как уберечь их от влияния тоталитарных сект? Тем более что полное единогласие всех анкетируемых было лишь в двух вопросах: ни у кого в школе разъяснительной работы по вопросам религии и сект не было и о том, что школьники должны знать, что секты это не просто распевание гимнов, но реальная опасность для жизни! Единственная школа, которая касается этой темы - это школа Л.Н. Толстого, но там идет пояснение основных направлений религии, а вопросы сект и опасности с ними связанной никак не освещаются.

К сожалению, ситуация, складывающаяся в мире в последние годы вокруг различных сект, диктует необходимость религиозного просвещения, как средства защиты и обеспечения безопасности жизни, здоровья и свободы наших детей. Как средства реализации основных прав и свобод, гарантированных нам конституцией, которые попираются самым бесстыдным образом во благо сект и их лидеров и для усиления их влияния в обществе. Русская поговорка гласит: предупрежден - значит вооружен. Так почему же мы не вооружаем наших детей знаниями на эту тему против тех, кто уже давно использует различные средства контролирования сознания в процессе вербовки новых адептов?!

Литература

Ф. Федоренко, "Секты, их вера и дела", Москва, "Издательство политической литературы", 1965г.

А. Дворкин, "Секты против церкви", "Издательство Московской Патриархии", 2000 г.

“Unification News", январь 1990г.

"Жизнь в своем формате", "Здоровье школьника" №11, ноябрь 2007г.

Н.К. Крупская. "Вопросы атеистического воспитания", стр.115-116, изд. АПН РСФСР, 1961г.

Бонч-Бруевич, Избранные сочинения, том 1, 1959г.

Газета "Кузбасс", 2006г.24 августа, с.13.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Проблемы развития агропромышленного комплекса РФ на примере Алтайского края
Курсовая работа Методика обучения работе с бумагой и картоном в начальной школе
Курсовая работа Разработка финансовой стратегии на примере предприятия ЗАО "Марийский завод силикатного кирпича"
Курсовая работа Организация и планирование производства в автотранспортном предприятии
Курсовая работа Кассовые операции коммерческих банков
Курсовая работа Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения
Курсовая работа Государственная политика в сфере социальной защиты населения
Курсовая работа Глагол в русском языке
Курсовая работа Инвестиции в инновационном процессе
Курсовая работа Фирма как субъект рыночных отношений
Курсовая работа Урок как основная форма организации обучения технологии
Курсовая работа Создание нового товара и маркетинговая деятельность
Курсовая работа Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров
Курсовая работа Анализ товарных запасов
Курсовая работа Система образования в Республике Казахстан