Курсовая работа по предмету "Литература"


Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой



Содержание

Введение

Глава I. Лирические произведения

1.1 Предмет и содержание лирики

1.2 Любовная лирика

Глава II. Тема любви в творчестве Вероники Тушновой

2.1.Биография Вероники Тушновой. Особенности творчества, жизнь, социальные условия.

2.2. «Сто часов для счастья…», анализ стихотворения

2.3. О любви в лирике Вероники Тушновой и Юлии Друниной

Заключение

Список литературы

Введение

Тема любви - одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.

Большое значение тема любви имела и в лирике Вероники Тушновой.

Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны. Важным признаком большинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутренним единством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой», являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы. Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалиться в этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, в реальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственную область.

Личность героя любовных стихотворений сводилась к роли «носителя любви». Особенности его характера или его мировоззрения, могущие повлиять на его чувства, выявлялись далеко не всегда. Внешние обстоятельства, с которыми была связана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали внимание авторов стихотворений лишь в редких случаях.

Любовь выступает всегда как разрыв. Невозможность в любви вырваться за грань непонимания создавала рядом с трагической - реальной - любовь идеальную, любовь-стремление, в которой объект ни в коей мере не мог наделяться чертами самостоятельной личности: это было не другое «я», а дополнение к моему «я» - «анти-я». Оно наделялось чертами, противоположными «я»: лирическое «я» трагично и разорвано - объект его любви гармоничен, «я» зол и эгоистичен - «она» добра, «я» безобразен - «она» прекрасна, «я» демон - «она» ангел, пери, чистая дева.

Будучи полностью противоположен «я», этот образ, однако, как бы составлен из других букв того же алфавита, что и «я», - это мое дополнение, мое идеальное инобытие, противоположное, но связанное. Это не человек, а направление моего движения. Поэтому любовь совершенно освобождается от окраски физического влечения мужчины к женщине.

Идеал соединения возможен лишь in abstrato, и поэтому всякая реальная любовь - всегда противоречие между стремлением к идеальному инобытию «моего» духа, слияние с которым и означало бы прорыв за пределы индивидуальности, из мира оборванных связей в мир всеобщего понимания, и конечным земным воплощением этого идеала в земном предмете страсти поэта.

Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах Ю.М.Лотмана, Б.М.Эйхенбаума, И.В.Золотаревой, Т.И.Михайловой. С.И.Кормилов, С.В.Иванов, С.А.Леонов говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (И.П.Золотусский и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. В учебниках тема любви раскрывается в кратком анализе нескольких любовных стихотворений, ограничивается их перечнем.

Объект работы: Любовная лирика Вероники Тушновой.

Цель работы выявить своеобразие любовной лирики Вероники Тушновой.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Изучить исследования литературоведов по данной проблеме;

Проанализировать отдельные произведения поэтессы;

Сопоставить лирику Тушновой с лирикой Юлии Друниной.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, учебно-методической и художественной литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Лирические произведения

1.1 Предмет и содержание лирики

Главное в лирике -- эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался, -- все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.

И ненавижу ее и люблю.

«Почему же?» -- ты спросишь.

Сам я не знаю,

но так чувствую я -- и томлюсь.

(Пер. Ф. Петровского)

Приведенное двустишие древнеримского поэта Катулла является завершенным художественным произведением. Из катулловского стихотворения читатель ничего не узнает о тех событиях и фактах, которые вызвали выраженное здесь чувство. Ему ничего не известно ни о той женщине, которой посвящено двустишие, ни о судьбе человека, который высказывается. В стихотворении проникновенно передано само по себе чувство человека, в душе которого слились ненависть и любовь, чувство, перед которым он сам как бы останавливается в недоумении.

Главный объект художественного познания в лирике -- это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроение и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.

Вместе с тем существует и принципиальное различие между лирикой, с одной стороны, и танцем, музыкой, архитектурой -- с другой. В последних настроения и переживания воссездаются вне конкретных связей их с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления о каких-то фактах, раздумья о чем-то и переживание чего-то.

Чистой экспрессии звуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом «от противного») крайне левые футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтических высказываний бессмысленные звукосочетания. Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.

Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» -- таково, по словам Фета, одно из свойств поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Таковы стихотворения «Нет имени тебе, мой дальний...» Блока -- душевное излияние девушки, живущей смутным ожиданием любви, или «Я убит подо Ржевом» Твардовского, или «Гойя» Вознесенского, где лирически претворено «видение мира», присущее великому испанскому художнику. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Таков «нравственный человек» в стихотворении Некрасова того же названия, причинивший окружающим множество горестей и бед, но упорно повторявший фразу: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Нечто подобное нетрудно увидеть в некоторых стихотворениях Г. Гейне, исполненных скорбной и язвительной иронии. Приведенное ранее определение лирики Аристотелем (поэт «остается самим собою, не изменяя своего лица»), таким образом, неточно: лирический поэт вполне может изменить свое лицо и воспроизвести переживание, принадлежащее кому-то другому.

Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.

Непосредственность и прямота «самовыражения» -- одно из важнейших свойств лирики. «Он (лирический поэт), -- писал Гегель, -- может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия». Подобные мысли неоднократно высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это «человек, выражающий самого себя. Он сам -- «герой» своей лирики».

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы» («К Чаадаеву» Пушкина, «Скифы» Блока, «Интернационал» Потье, «Левый марш» Маяковского).

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это ни в коей мере не стенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни.

Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются от житейских, обыденных чувств поэта.

Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает.

При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе. Литературоведы неоднократно убеждались в том, что многие лирические стихотворения невозможно соотнести с конкретными фактами биографии писателя. В частности, содержание любовных стихотворений Пушкина не всегда согласуется с фактами его личной жизни. Знаменательна подпись, которую сделал Блок на полях рукописи одного своего стихотворения: «Ничего такого не было». Поэт запечатлевал себя то в лирическом образе юноши-монаха, поклонника мистически таинственной Прекрасной Дамы, то в «маске» шекспировского Гамлета, то в роли завсегдатая петербургских ресторанов.

Автопсихологические и ролевые начала лирического творчества, таким образом, нерасторжимо связаны между собой. Поэт-лирик, по выражению Е. Винокурова, един в двух лицах. Это, во-первых, человек с определенной судьбой, жизненным опытом, умонастроениями и взглядами, во-вторых, герой собственных стихотворений. Претворение черт личности поэта в образ лирического героя -- важнейшее свойство лирики.

Нетождественность субъекта лирического высказывания индивидуальности самого поэта вполне закономерна. Поэтически воплощаемое переживание -- это результат художественного обобщения. Выражаемые в лирике чувства обладают социально-исторической характерностью. Печать национально-культурных традиций и общественных отношений, так или иначе, лежит на субъекте лирической речи. При этом лирическое произведение, как и любое другое, всегда содержит осмысление поэтом жизни -- пусть это будет его собственный внутренний мир. Поэтому к лирике, при всем ее своеобразии, вполне применимы те понятия (тема, проблема, эмоциональная оценка), с помощью которых уясняется содержание иных литературных произведений.

Вместе с тем содержание лирических произведений обладает особым качеством, весьма существенным для читателей. Знакомясь с новеллой, романом или драмой, мы воспринимаем изображенное с определенной психологической дистанции, в известной мере отстраненно. По воле автора (а иногда и по своей собственной) мы принимаем или не принимаем позиции персонажей, разделяем или не разделяем их умонастроения, одобряем или не одобряем их поступки, иронизируем над ними или же им сочувствуем. Другое дело лирика. Полно воспринять лирическое произведение -- это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное, личное, задушевное. Лирическое высказывание имеет силу внушения.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием

1.2 Любовная лирика

Лирика, по определению, это «литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание».

Лирический образ - это эстетически значимое переживание, в котором автобиографическое начало содержится как бы в снятом виде.

«Лирическое стихотворение в принципе, в наиболее сосредоточенной его форме, - это мгновение человеческой внутренней жизни, своего рода снимок ее при вспышке магния: мы сразу оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно и полновесно». Лирика не обладает (и не нуждается в них) возможностями широкого описания явлений действительности или сложного развертывающегося сюжета; основным ее средством является слово, отвечающее своей организацией (лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание) тому переживанию, которое находит в нем свое выражение.

Поэтому слово в лирическом произведении отличается от слова в многотомной эпопее своей уплотненностью (т.е. значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы, слога). Отсюда вытекает тяготения лирики к стихотворной форме, построение которой делает особо заметным каждый элемент речи, каждый ее нюанс и оттенок.

Лирика обладает непосредственной связью с музыкой, о чем говорит само название (от лиры - инструмента, под который исполнялись песни). В древней Греции лирические стихи сопровождались определенным музыкальным инструментом.

Различают разные виды лирики по жанрам: гражданская, любовная, декламационная, элегическая, философская, дидактическая и т.д.

Любовная лирика - очень субъективная, личная лирика, основной темой которой является любовь. Ее происхождение очень древнее. Первыми известными любовными лириками был Мимнерм и Сафо. Сафо в своих стихах выражала целую симфонию чувств и ощущений, доходящую до физиологических подробностей и самозабвения, что было абсолютной новостью в тогдашней греческой литературе. Впоследствии ей стали подражать многие поэты. Любовная лирика имеется практически у каждого поэта. Замечателен любовный цикл Петрарки, Шекспира, Данте, Вергилия. Распространению и развитию лирических форм в средние века способствовали трубадуры, миннезанги и труверы. Особый расцвет лирики пришелся в эпоху Возрождения, когда выросло значение личности и, соответственно, значимости ее индивидуальных переживаний (во Франции - это кружок «Плеяды» с «певцом любви» Ронсаром, в Испании - Эррера, Лопе де Вега). В Англии в жанре любовной лирики творили Серрей, Ф. Сидней («Аркадия», «Астрофель и Стелла»), Спенсер, для которого характерно соединение любовно-лирических тем с сатирическими.

Байрон, восприняв лучшие традиции созданной любовной лирики, смог не только обогатить ее содержание новыми темами и образами, но и существенно разнообразить языковые средства. Новаторство Байрона в этом жанре состоит, прежде всего, в том, что он влил в английскую поэзию восточную тему, восточные мотивы и образы со своей особой спецификой чувствования. Второе отличие состоит в соединении лирических мотивов с гражданскими (или, шире, с метафизическими мотивами, куда входят и библейские мотивы) и вообще в самой трагической окраске лирики.

Лирика - это стихотворство раскрывающее человеческую душу.

Душа человека ни в чем так полно не раскрывается как в любви. Когда к человеку наведывается это чувство - сила, передвигающая миры и сердца, душа человека показывает свои лучшие стороны. Как в обновлении жизни по весне, во внешнем и душевном образе человека появляются признаки, обнаруживающие черты, близкие бесконечности, с тем ненасытным стремлением к идеальному и недостижимому, которое заложено в каждой душе.

Люди любят так, как понимают мир. История любви любого человека - это копия истории его отношений с миром вообще. Возлюбленный образ - вот наиболее понятный и необходимый символ для ощущения мира. Ведь не зря тема любви и любовных тревог и томлений занимают такое центральное, такое большое место в произведениях искусства всех времен. Это происходит не потому, что признанные мастера одолеваемы пылом любви, а оттого, что творческий инстинкт их указывает то состояние человека, когда душа его наиболее открыта вечным началам истины, добра и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только желает наслаждений, но и сам способен совершить наивысшие подвиги самоотречения, способен дерзнуть и на то, что превышает его силы.

Любой автор, поэт живописец, скульптор задается целью представить зрелище души, глубоко и сильно переживающей всякое чувство, полнозвучно отзывающейся на любое проходящее перед нею явление, - одним словом, зрелище души, озаренной любовью. В литературе это, в первую очередь, видно в любовной лирике, восхваляющей чистую любовь.

Любовная лирика представляет собой произведения, написанные теми, кто любил, к тем, кто были любимы, говорят о любви, но только не об одной любви. Душа, озаренная любовью, весь круг своих переживаний осматривает с особенным, может высоким, может нежным, но всегда значительным чувством. Поэтому этот жанр был, есть и будет интересен читателю прошлого, настоящего и будущего.

Если есть на свете творцы «чистой поэзии», то к ним по праву принадлежит Вероника Тушнова. Строки ее лирики текут, как прозрачные родниковые струи, и голос поэтессы проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца и остается там навсегда. Наверное, это и есть настоящая поэзия, когда не, оттого что в учебнике написано - это классика, а оттого, что по душе.

Вероника Михайловна Тушнова - русская поэтесса. Основная тема ее творчества - любовь. В поэзии Тушновой любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Любовь - это когда на двоих. «Беда так беда, непогода так непогода, ликование так ликование! Но уж добр делиться, как в таежном походе, чтобы никаких преимуществ ни мне, ни тебе...» - так писал о Веронике поэт Марк Соболь.

Глава II. Тема любви в творчестве Вероники Тушновой

2.1 Биография Вероники Тушновой. Особенности творчества, жизнь, социальные условия

Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта 1915 года в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. Профессор Тушнов, был на несколько лет старше своей избранницы и в семье все подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина.

Вероника, черноглазая, задумчивая девочка, писавшая стихи с детства, но прятавшая их от отца, согласно его же непререкаемому желанию сразу после окончания школы поступила в Ленинградский медицинский институт (семья профессора к тому времени обосновалась там).

Вероника Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла истязать свою душу. Ее всерьез увлекли занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало.

В начале лета 1941 года Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького. Ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией вроде бы начинает сбываться.

Но учиться не пришлось. Началась война. Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался. Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа.

Кстати, семейная, личная жизнь Вероники Тушновой - это еще одна загадка для ценителей ее творчества, для литературоведов. Все скрыто за семью печатями тайн семейного архива, многое не сохранилось, утерялось, о многом - умалчивается....

Используя свои медицинские познания Тушнова почти все годы войны проработала в госпиталях врачом, выхаживала раненых. Работа тяжелая, часто и неблагодарная, не оставляющая, казалось бы, времени для «возни» с капризными рядами поэтических строчек. Но Тушнова во время ночных дежурств умудрялась, при свете затененных ламп, прислушиваясь к сонному дыханию и стонам больных, все время чиркать что-то в тетради. Ее так и звали ласково: «доктор с тетрадкой».

В 1945 году вышли из печати ее поэтические опыты, которые она так и назвала «Первая книга». Это был сравнительно поздний дебют, Веронике Михайловне было уже 29 лет, и прошел он как-то незаметно, тихо.

Вероятно, в год Победы и всеобщего ликования нужно было писать что-то фанфарное, парадное. Тушнова не умела этого делать никогда. Ей сразу и всегда была присуща своя нота чистой, пронзительной грусти, элегичности, то, что лихие «проработчики» от Союза Писателей тут же назвали «пресловутой камерностью», «перепевами надуманных переживаний» в духе «салонных» стихов Ахматовой.

Неудивительно, что вторая книга Вероники Михайловны «Пути - дороги» увидит свет только через десять лет, в 1954 году.

Она просто не решалась выпустить ее в свет. В основу этой книги легли стихотворения, написанные часто в дороге и навеянные дорожными встречами и впечатлениями, знакомствами с новыми людьми и новыми местами. «Азербайджанская весна» - так называется один из поэтических циклов Тушновой.

Вероника Тушнова все десять лет молчания много и упорно работала рецензентом в издательстве «Художественная Литература», очеркистом в газете, переводила с подстрочников Рабиндраната Тагора, причем великолепно делала это, поскольку была лириком, «по самой своей строчечной сути», как говорила она сама.

Эти десять лет были очень трудными для Вероники Михайловны. Она искала свой собственный путь в поэзии. Искала тяжело, мучительно, часто сбиваясь с такта и много теряя и для сердца и для таланта.

В 1952 году Тушнова пишет поэму «Дорога на Клухор», она тоже вошла в книгу 1954 года.

Поэма эта была очень хорошо встречена критикой и рецензентами, но сегодняшнему читателю в ней отчетливо была бы видна некоторая нарочитость тем, натянутость тона, чуждая поэтессе риторическая экзальтация, тяга к масштабности, ложный пафос. В общем, все черты, почти забытой ныне «советской поэзии».

Но она так боялась прежних грубых упреков, насмешек, да и просто «пропасти молчания - непечатания», что предпочитала быть автором, который по выражению одного из критиков: «Не приобрел своего творческого лица, не нашел своего голоса», (А. Тарасенков. Рецензия на сборник В. Тушновой "Пути - дороги" 1954 год.)

В самом деле, только на последних двадцати страницах сборника, в разделе «Стихи о счастье», поэтесса словно сбросив тяжкую ношу вдруг стала самой собою, зазвучала в полную силу. Возникло вдруг истинное лицо пишущей, любящей, томящейся, страдающей. Временами оно было почти портретно точным, единственным в своей живой конкретности: «ресницы, слепленные вьюгой, волос намокшее крыло, прозрачное свеченье кожи, лица изменчивый овал», - но одновременно это было лицо, подобное тысячам других женских лиц, это была душа точно также, как и они страдающая и любящая, мучимая и где-то мучающая другого, пусть и страстно любимого, человека.

Каждый читатель мог почувствовать в строчках Тушновой свою «вьюгу», свои счастливые и горькие минуты и только свое, но такое общее, понятное для всех тревожное ощущение неумолимого бега времени и с упрямой немного странной, обманчивой и наивной верой в счастье:

«...Я перестану ждать тебя,

А ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

Когда в стекло ударит вьюга...

Когда припомнишь, как давно

Не согревали мы друг друга!»

В. Тушнова «Не отрекаются любя...»

После этих строк, выученных и переписанных сотнями читательниц в тетради к Веронике Михайловне пришла известность. Ее поэтический голос набрал силу и высоту.

Выпущенная в 1958 году книга «Память сердца» была уже чисто лирической.

Главная тема поэтессы вышла на первый план, потеснив все остальное:

Любовь на свете есть!

Единственная - в счастье и в печали,

В болезни и здоровии - одна,

Такая же в конце, как и в начале,

Которой даже старость не страшна.

Не на песке построенное зданье,

Не выдумка досужая, она

Пожизненное первое свиданье,

Безветрие и гроз чередование!

Сто тысяч раз встающая волна!

В. Тушнова. «Твой враг»

Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами, за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту ее называли «восточной красавицей», с мягким характером, любившая дарить подарки, не только близким, но и просто друзьям, мчавшаяся по первому зову на помощь в любое время дня и ночи, заражавшая всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни, эта вот красавица - поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, - сама переживала трагедию «счастье Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству». Любовь эта была разделенной, но тайной, потому что, как писала сама Тушнова:

«Стоит между нами

Не море большое -

Горькое горе,

Сердце чужое»

В. Тушнова «Хмурую землю»

Человек, которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек все понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, - ведь у поэтов от Бога «нервы на кончиках пальцев», - решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное, нет. Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел, изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году, стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Лучшего сравнения нельзя и придумать. Может быть, поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива, книги переиздаются, помещаются в интернет - сайты и легких, как крылья бабочки, строчек Тушновой, кстати, созданных «в крайнем страдании и острейшем счастье» (И. Снегова), знают больше, чем подробности ее сложной, трагической почти, биографии. Впрочем, таковы Судьбы практически всех истинных Поэтов.

Умирала Вероника Михайловна в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку, решившемуся в конце концов выпустить горько грешное счастье из рук. Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе, недописанные листки поэмы и нового цикла стихов.

Через три года после своей Любимой умер, тосковавший, и мечущийся в этой холодной тоске до последних дней, Александр Яшин. Диагноз звучал также зловеще - «рак».

Замечательные сборники стихов Вероники Тушновой вышли в последние годы ее творчества: «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961), «Сто часов счастья» (1965) и посмертная книга «Стихи» (1969).

2.2 «Сто часов для счастья…», анализ стихотворения

Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца, будучи тяжело больной. Любовь - ее щит и оружие в борьбе с недугом. Читаешь «Сто часов счастья», погружаясь в сложный мир чувств, и соглашаешься с поэтом: сердце человека беззащитно без любви, любовь - вот величайший стимул воли и жизнедеятельности. Любовь дает человеку мужество и делает его сердце зрячим.

Вероника полюбила. Сильно и не безответно, но… у него была другая женщина. Несчастной такую любовь назвать нельзя, ведь был же и ответ, но она и не счастливая. «Трудно мне любимой и влюблённой в час рассвета под звездой зелёной о любви молчать»? Всё просто - Александр Яшин был женат и не мог оставить жену и детей, да Вероника Михайловна даже и не думала об этом, она бы никогда не смогла быть счастлива, сделав несчастными других.

Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах… но больше всего любили ездить в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках:

Сколько дней проводила

за счастьем в погоне

на продрогшем перроне,

в гремящем вагоне,

в час отлета его настигала

на аэродроме,

обнимала его, согревала

в нетопленном доме.

Сто часов счастья…

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,

намывала…

Ворожила над ним, колдовала.

Случалось, бывало,

что из горького горя

я счастье свое добывала.

Вот таким счастьем - «из горького горя» - и была ее любовь. И эта любовь много дала Веронике Тушновой, как поэту. Потому что счастливая любовь молчалива, а та, что трудна или безответна, заставляет творить. Музыку, картины, стихи… Кто что умеет. Эту, жестокую, ранящую любовь славят гораздо больше той счастливой, тихой, домашней.

По крупицам я счастье своё намывала.

Сто часов счастья, разве этого мало?

Нет, это не мало! Счастье складывается из отдельных ярких мгновений, остальное серость. Надо их фиксировать, эти мгновения, коллекционировать, бережно хранить и доставать, когда тебе плохо. Еще их надо уметь ловить.

Стихотворение не потеряло своей актуальности и в наши дни, ведь человеческие чувства, особенно любовь, возможно, и воспринимаются в разные времена по-своему, но их суть остается та же: мы все так же любим, так же страдаем, так же мечтаем. Поэтесса описывает ощущения, пережитые лично ею.

Эти стихи ассоциируются с прекрасной женщиной, прошедшей долгие годы по нелегкой своей жизненной стязе, сумевшей выстоять, не сломаться в трудные минуты жизненных испытаний и гордо заявить на весь мир об этом!

2.3 О любви в лирике Вероники Тушновой и Юлии Друниной

Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то общечеловеческое, что пережито людьми разных веков и стран и что переживается нами вновь и вновь. Но в то же время любовная лирика интересна читателю разнообразием поэтических индивидуальностей, так как позволяет, с одной стороны, проникнуть в неповторимый мир того или иного поэта, а с другой - самому почувствовать разные оттенки любви и тем самым ощутить многомерность своей собственной души. О восприятии любовной лирики разнохарактерных поэтов Л. Гинзбург писала, что «когда Гейне начинает разговор с возлюбленной, мы знаем, что рано или поздно он скажет ей дерзость»; слушая Я. Полонского, «кто-то уже готов заплакать над погибшей любовью»; тогда как никто с «самой безнадежной любовью» не будет плакать над «Я Вас любил, Любовь еще быть может...», «ни один человек, почитающий поэзию. Бестактно обливать Пушкина слезами. Это не та реакция».

Когда речь заходит о поэзии преодоления, нельзя не вспомнить два женских голоса: Юлии Друниной и Вероники Тушновой. Юность обеих пришлась на Великую Отечественную. Обе столкнулись со смертью, потерями, разлуками, тяжёлыми испытаниями в условиях, которые показались бы нам нечеловеческими. Юлия Друнина - на фронте. Вероника Тушнова - в тыловом госпитале. И в личной жизни обе прошли свои испытания. И пронесли сквозь них силу человечности, нежности, любви.

На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. Наши женщины, наши солдаты и поэты.

О чем бы ни писали Вероника Тушнова и Юлия Друнина - это всегда стихи о любви. Любовь к одному-единственному сливается в них с любовью к земле, на которой он живет, к самым обыденным вещам.

Лирика обеих пронизана нежностью и теплом, болью и достоинством. От нее порой веет пороховым дымом - отголоском фронтовой юности. Юности, что неотделима от любви - всепобеждающего чувства, проходящего через всю нашу жизнь:

Не встречайтесь с первою любовью.

Пусть она останется такой-

Острым счастьем, или острой болью.

Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит-

Все иным покажется сейчас…

Пусть хотя бы самое святое

Неизменным останется в нас. Ю. Друнина

Любовь - чувство самоотверженной сердечной привязанности.

Беззащитно сердце человека,

Если без любви...

Любовь - река,

Ты швырнул в сердцах булыжник в реку,

Канул камень в реку на века

Пять минут качались облака. В. Тушнова

Любовь для Тушновой - смысл всей жизни, это разлука, ожидание, страдание и счастье. Смело вторгаясь в неосвоенную область, она призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми, говорит о высокой любви.

Не отрекаются любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

когда в стекло ударит вьюга,

когда припомнишь, как давно

не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,

не полюбившейся когда-то,

что переждать не сможешь ты

трех человек у автомата.

И будет, как назло, ползти

трамвай, метро, не знаю что там.

И вьюга заметет пути

на дальних подступах к воротам...

А в доме будет грусть и тишь,

хрип счетчика и шорох книжки,

когда ты в двери постучишь,

взбежав наверх без передышки.

За это можно все отдать,

и до того я в это верю,

что трудно мне тебя не ждать,

весь день не отходя от двери.

Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки - зенитные, связи, ночных бомбардировщиках, не говоря о медицинских батальонах, ротах - сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.

Где же вы, одноклассницы - девчонки?

Через годы всё гляжу вам вслед - стиранные старые юбчонки

Треплет ветер предвоенных лет.

Помнишь Люську, Люську - заводилу-

Нос картошкой, а ресницы - лен?!

Нашу Люську в братскую могилу

Проводил стрелковый батальон…

А Наташа? Редкая походка,

Первая тихоня из тихонь-

Бросилась к подбитой самоходке,

Бросилась к товарищам в огонь…

Вы поймите, стильные девчонки,

Я не пожалею никогда,

Что носила старые юбчонки,

Что мужала в горькие года.

Вероника Тушнова - большой поэт, умеющий тонко чувствовать, пронзительно искренний и чистый. Удивительно красивая женщина, прекрасно знающая истинную цену любви, верности, умеющая дорожить каждым мгновением счастья.

«Сто часов счастья,

чистейшего, без обмана...

Сто часов счастья!

Разве этого мало?..»

Друзья поэтессы после смерти Вероники, говоря о ее стихах, вспоминали слова знаменитого хирурга о человеческом сердце, оказавшемся на его ладони: «Это, знаете ли, вот когда оно в руке трепещет, - это я ни с чем в жизни не могу сравнить…»

В надгробном слове на похоронах поэтессы Александр Яшин говорил о ее «благородном сердце, обнаженном до предела».

О том, как явственно обозначилась на поэтическом небе звезда Вероники Тушновой, хорошо сказала в посвященном ей стихотворении Юлия Друнина «Да, ты ушла»:

Да, ты ушла.

Со смерти взятки гладки.

Звучат иных поэтов голоса.

Иные голосистей. Правда это.

Но только утверждаю я одно:

И самому горластому поэту

Твой голос заглушить не суждено.

Твой голос - тихий, как

сердцебиенье.

В нём чувствуется школа поколенья

Науку скромности

прошедших на войне

Тех, что свою карьеру начинали

В сырой землянке -

не в концертном зале

И не в огне реклам -

в другом огне.

Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности, своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

Я верности окопной не нарушу,

Навек останусь фронтовой сестрой…

Обладая невероятным творческим потенциалом, Юлия Друнина и Вероника Тушнова создавали яркие, пронизанные теплом и нежностью стихи. Их поэзия ошеломляет искренностью, добротой, простотой и вместе с тем удивляет целостностью осмысления своего времени и своего места в нем.

Каждая встреча с лирикой Юлии Друниной и Вероники Тушновой - праздник души. Есть поэты, которые любимы всегда и всеми.

Заключение

Светлой грустью и верой в счастье проникнута поэзия замечательной поэтессы Вероники Тушновой. «Поэзия - не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились» - так определяла она суть поэтического творчества. Наверное, именно в этом секрет неувядающей популярности прозрачной, как родник, поэзии Вероники Тушновой.

Поэзия Вероники Тушновой будет всегда любима и глубоко понята российскими читателями. Тонкий лиризм, трепетное отношение к любви, природе - вот что делает стихи поэтессы легко узнаваемыми и волнующими душу.

Поэзия Тушновой проникнута добром и теплотой, благодарной любовью ко всему. Ее поэзия светла и чиста. Тушнова в реальной жизни умела ценить каждое мгновение, умела быть счастливой. Это нашло отражение в ее стихах.

О чем бы ни писала поэтесса - это всегда стихи о любви. Любовь к одному-единственному сливается в них с любовью к земле, на которой он живет, к «сивому» ельнику, спящему «в сугробах по грудь», к самым обыденным вещам. Тушнова - тонкий лирик, умеющий смотреть на http://www.labirint-shop.ru/search/?txt=окружающий%20мир. благодарными глазами и ценить каждый час, каждое мгновение бытия.

Камерная поэзия предполагает не только ограниченное пространство, но и некое душевное равновесие. Пароксизмальная, на грани истерики поэзия Тушновой скорей арттерапия, чем творчество. В сущности, это поэзия женской униженности. Искренность и мужество Тушновой покоряют. Я не знаю другой поэтессы, в стихах которой мужчина был бы так недоступно прекрасен.

Закончить рассказ об этом светлом человеке хочется самым воздушным, прозрачным, простым и мудрым ее стихотворением:

А знаешь, все еще будет!

Южный ветер еще подует,

и весну еще наколдует,

и память перелистает,

и встретиться нас заставит,

и еще меня на рассвете

губы твои разбудят.

Понимаешь, все еще будет!

В сто концов убегают рельсы,

самолеты уходят в рейсы,

корабли снимаются с якоря...

Если б помнили это люди,

чаще думали бы о чуде,

реже бы люди плакали.

Счастье - что онo? Та же птица:

упустишь - и не поймаешь.

А в клетке ему томиться

тоже ведь не годиться,

трудно с ним, понимаешь?

Я его не запру безжалостно,

крыльев не искалечу.

Улетаешь?

Лети, пожалуйста...

Знаешь, как отпразднуем

Встречу!

Список литературы

1. Бердяев И. А. Указ. соч.

2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1988.

4. Вероника Тушнова. Сборник стихотворений «Второе дыхание» М. 1961г.

5. Вероника Тушнова. Сборник стихотворений. Вступительная статья А. Туркова. Издательство «Художественная литература» 1988 г.

6. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. П., 1987.

7. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. М., 1989.

8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л. Гаспаров.-СПб.: Искусство-СПб, 1996.

9. Методическое пособие. Чтение 4 класс/ сост. С.В. Савинова - Волгоград, 2003.

10. Тушнова В. М. Стихи о любви - М: Эксмо, 2007.

11. Тушнова В.М. Лирика - М: Эксмо, 2003.

12. Тушнова В. М. Сердце чище родника - М: Эксмо, 2004

13. Тушнова В. М. Не отрекаются любя - М: Эксмо, 2007

14. Тушнова В. М. Любовь, не знающая увяданья - М: Эксмо, 2008

15. Тушнова В. М. Избранное - М: Эксмо, 2006

16. Тушнова В. М. А знаешь все еще будет - М: Эксмо, 2008

17. Хабибулина Г. Н. Введение в литературоведение и теория литературы: Методическое пособие. - Елабуга, 2008.

18. www.peoples.ru

19. http://www.ng.ru/style/1999-12-25/16_drunina.html

20. http://superstyle.ru/




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Основы бухгалтерского учета труда и заработной платы
Курсовая работа Технологии профессионального обучения
Курсовая работа Государственное регулирование ВЭД
Курсовая работа Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести
Курсовая работа Трудовые пенсии
Курсовая работа Платежный баланс
Курсовая работа Оценка бизнеса затратным подходом
Курсовая работа Эластичность спроса и предложения
Курсовая работа Организация и планирование производства в автотранспортном предприятии
Курсовая работа Разработка финансовой стратегии на примере предприятия ЗАО "Марийский завод силикатного кирпича"
Курсовая работа Проблемы развития агропромышленного комплекса РФ на примере Алтайского края
Курсовая работа Кассовые операции коммерческих банков
Курсовая работа Методика обучения работе с бумагой и картоном в начальной школе
Курсовая работа Инвестиции в инновационном процессе
Курсовая работа Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения