План
Введение
1. Предмет и объект административной юрисдикции
2. Принципы административной юрисдикции
3. Система административной юрисдикции
4. Задачи и функции административной юрисдикции
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В правовом государстве формирование и порядок деятельности административной ветви государственной власти должны быть четко отрегулированы юридическими нормами и в этом случае административное законодательство и его совершенствование является основой построения современного общества и развития совершенных общественных отношений. В этой связи административная юрисдикция не может рассматриваться отдельно от административного права - как важнейшей отрасли правовой системы ПМР. Отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с органами управления исполнительной власти, в том числе организационные основы и систему государственной администрации с наличием принципов, методов и форм их деятельности. И в этой связи административная юрисдикция являет собой разграничение властных полномочий среди субъектов административного права, тем самым регулируя и совершенствуя общественные отношения, складывающиеся в процессе организации деятельности исполнительной власти, которая преследует следующие цели:
1. Строгое соблюдение норм административного права при возникновении административно - правовых споров, для создания условий эффективной деятельности административной власти, выступающей важным инструментом обеспечения безопасности интересов государства и личности (граждан, общества, государственного аппарата).
2. Обеспечение демократических основ в деятельности исполнительной власти, реализации гражданами и их объединениями прав и свобод, осуществление которых принадлежит функциям исполнительной власти.
3. Обеспечение правового регулирования в целях защиты законных интересов и прав граждан и общества.
1. Предмет и объект административной юрисдикции
Для целостного понимания предмета «Административная юрисдикция» следует учитывать то, что не все субъекты исполнительной власти наделены всей полнотой полномочий административно - юрисдикционного характера. Как правило, это полномочия, связанные с реализацией дисциплинарной власти, с разрешением жалоб граждан. Правомочия же по разрешению индивидуальных дел об административных правонарушениях, по применению административного воздействия, закреплены не за всеми такими субъектами, которые имеют свою подведомственность или административно юрисдикционное право.
Предмет административной юрисдикции - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе разрешения возникающих споров (например, производство по делам об административных правонарушениях).
Метод административной юрисдикции определяется ее предметом. Но если предмет - это, какие отношения регулируются, то метод - как, каким образом регулируются эти общественные отношения. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств данной отрасли. В административной юрисдикции метод проявляется в следующих характерных признаках: юридическое положение сторон; юридические факты породившие возникновение спора; как определяются права и обязанности субъектов; защищенность прав субъектов - участников спора.
Основу метода административной юрисдикции составляет исследование и анализ основных свойств и закономерностей юрисдикционной деятельности государства, складывающихся в этой сфере общественных отношений, а также норм права, регулирующих эти отношения.
Административно-правовой метод имеет свей особенности. Возникшие споры решаются в административном порядке, самим субъектом, либо вышестоящим, и лишь, в крайнем случае, в судебном порядке, А гражданско-правовой метод, например, предполагает, как правило, защиту интересов при споре в суде.
Законодательстве ПМР, Постановлениях Верховного Совета ПМР, Указах, Распоряжениях Президента ПМР, решениях местных органов управления. Учтены изменения норм права в ПМР на современном этапе строительства правового государства, а как же достижения правовой науки Российской Федерации.
2. Принципы административной юрисдикции
Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции. К числу таких принципов А.П. Алехин относит: законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересов государства и личности, достижение материальной истины, доступности гласность, экономичность, состязательность. Эти принципы применяются при объективной необходимости при тщательном разборе дел, например, при разрешении споров в Конституционном суде. В большинстве случаев административно - правовые споры просты по своему содержанию, и потому правовая оценка поведения сторон не требует особой скрупулезности, но это не означает несоблюдение основных принципов:
1. Принцип законности. Базируется на требованиях Конституции ПМР. Означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Он обуславливает защиту общих интересов и прав граждан.
2.Принцип гласности. Все дела рассматриваются гласно, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Исключением могут быть лишь случаи, когда известно, что лицо своевременно было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, от лица поступило заявление рассмотрении дела в его отсутствие.
3.Принцип презумпции невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Данный принцип предполагает, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на это право. Из этого принципа вытекает и такое положение, как любое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательного постановления.
4. Принцип оперативности и экономичности, появляется, прежде всего, в сжатости сроков, определяющих прохождение дела, что позволяв сократить срок между совершением проступка и его юридической оценкой. Минимальности затрат на производство.
5. Принцип права на защиту. Этот принцип реализуется путем предоставления гражданину правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств смягчающих ответственность.
Он имеет право знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства и т.п., пользоваться при рассмотрении дела помощью адвоката. Пользоваться юридической помощью могут и потерпевшие.
6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип закрепляет положение о том, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
7. Принцип ответственности должностных лиц за принятие решение. Сущность этого принципа заключается в том, что каждое должностное лицо подлежит ответственности за незаконное решение или неправомерные действия (бездействия) по отношению к гражданам или юридическим лицам.
Эти принципы тесно связаны между собой, они осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему производства.
Нельзя ради гласности жертвовать истиной, ради оперативности - законностью и т.п. только последовательная реализация всех принципов соответствует демократической природе производства и позволяет лучшим образом достичь целей процесса.
Однако целесообразно было бы рассмотреть и некоторые принципы, имеющиеся за рубежом. Например, принцип доверия и веры (Германия, Швейцария). Эти принципы определяют не только отношения между администрацией и гражданами, но и поведение граждан по отношению к органам власти. Гражданин имеет право на защиту своего доверия по отношению к поведению администрации. Принцип запрета произвола. Под произволом понимается такое поведение администрации, которое не может быть объяснено при помощи разумных аргументов. Произвол часто связан со злоупотреблением властью.
3. Система административной юрисдикции
Юрисдикция - (от латинского jurisdictio суд, судопроизводство) - круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. Определяющим источником в сфере государственного управления является возникновения специфического спора между сторонами, требующими урегулирования административно правовыми нормами. Проявляются административно - правовые споры лишь тогда, когда у одной стороны возникает представление о нарушении ее права и интересов. Как правило, инициатива исходит от управляемой стороны, испытывающей на себе властные полномочия. Основанием к юрисдикционному производству служит обращение участников административно правовых отношений в юрисдикционный орган. В основе же административно правовых споров, в процессе разрешений которых осуществляется лавовая оценка действий спорящих сторон, -лежат индивидуальные административные дола, которые рассматриваются в судебных инстанциях (между субъектами административного права, субъектами и гражданами и их общественными объединениями).
Кроме того административно - процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности и служат правоохранительным целям, обеспечивают стабильный правопорядок в сферах государственного управления, осуществляет защиту административно-правовых общественных отношений. Таким образом, в административно-процессуальную деятельность юрисдикционного характера входит не только защита, но и реализация норм права. Исключительной прерогативой административной юрисдикции является деятельность исполнительных органов власти, которая осуществляется не столько в судебном (Конституционный суд), а в основной своей массе - в административном порядке.
Хотя ближе к указанному переводу понятие - justitio т.е. справедливость. Существует точка зрения о том, что упомянутое понятие возникло от иных латинских сочетаний слов - jus и dicere как право разрешения конфликтов.[1]
Так или иначе, но в энциклопедических словарях советского периода юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. В.В. Денисенко предлагает определить понятие «административная юрисдикция» как - подведомственность и компетенция по осуществлению правоприменительной, государственно - властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство. Существует еще и составная часть административной юрисдикции административно - деликтная (лат. Нарушение, вина) юрисдикция - это подведомственность, а также компетенция по осуществлению и самоосуществление правоприменительной, государственно - властной, квазисудебной (подобно судебной) деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. Это производство по делам о применении принудительных мер в сфере управления в административном процессе, имеющего совокупность административных производств: по принятию правовых, нормативных актов государственного управления; по рассмотрению в аппарате управления обращений государственных и общественных организаций; по жалобам и спорам в т.ч. по жалобам граждан на действия должностных лиц органов управления; по рассмотрению предложений и заявлений граждан (в порядке реализации прав); по делам о применении принудительных мер в сфере управления(по административным правонарушениям; о возмещении материального ущерба; о дисциплинарных проступках. В ОВД два вида административных производств - по делам об административным правонарушениям и по жалобам.
Таким образом, подводя итоговое заключение в понятии, можно сделать вывод - определение: "Административная юрисдикция" - установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих административных санкций. Рассмотрение этой деятельности непосредственно связано с этимологическим аспектом понятия «юрисдикция», происходящего от латинских слов jus - право и dico – говорю, или правильно произношу, применяю. Отсюда - «право применение». Под «юрисдикцией» также подразумевают "подведомственность", подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции.
4. Задачи и функции административной юрисдикции
Существуют следующие функции административной юрисдикции:
Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде а его, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.
Особенностью охранительной функции административной юрисдикции является то, что она осуществляется в основном после совершения правонарушения. Полезный результат этого действия, не затрагивающего почти генезиса правонарушений, по мнению В.Н. Кудрявцева, состоит в предупреждении рецидива и общем профилактическом воздействии на других неустойчивых членов общества.
Охранительная функция административной юрисдикции охватывает также деятельность компетентного органа (должностного лица) по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения (профилактика: ранняя, индивидуальная, общая).
Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.
Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.
Административная юрисдикция имеет много сходного с судебной юрисдикцией[2]
. Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятия по ним правовых индивидуальных актов.
Наличие правового спора обязательный, но не единственный признак административной юрисдикции. Исходя из этого, необходимо определение признаков административной юрисдикции.
Признаки административной юрисдикции:
-наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний. "Как правило, основаниями административно правовых споров являются жалобы граждан или иных участников административно - правовых отношений, а также протесты прокуроров"2
, (при опротестовании актов или действий исполнительных органов);
-состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;
-издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.
Совокупность перечисленных признаков, как отмечает позволяет таким образом рассматривать юрисдикционную деятельность:
как часть административного процесса, присущего строго определенным видам административного производства;
как определенный вид административно правоохранительной деятельности, качественно отличный от надзорно-контрольной деятельности органов управления, деятельности по обеспечению исполнения норам права (правообеспечения), а также деятельности по непосредственному исполнению (реализации) государственного принуждения;
- как специфическую разновидность правоприменения, носящую строго административно-процессуальный характер в сфере государственного управления,
1)три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;
2) один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.
Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государе генного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьей единолично. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине гражданина, подавшего жалобу, или руководителя государственного органа, общественной организации либо должностного лица, действия которых обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку указанных лиц обязательной.
В судебном разбирательстве могут участвовать представители общественных организаций и трудовых коллективов, а также должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или их представители. Судом должны быть исследованы материалы, представленные вышестоящим в порядке подчиненности государственным органом, общественной организацией, или должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными, а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства.[3]
Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа, общественной организации или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, обще: венной организации или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации или должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления данного решения в законную силу.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, общественной организации, должностного лица, которых оно касается. С момента вступления в законную силу решения суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством ПМР, в полоть до применения штрафных санкции к виновным в этом должностным лицам.
Все это определяет особенности рассматриваемого вида административного производства, и позволяет выделить его как самостоятельную структурную часть административно юрисдикционного процесса.
Юрисдикция возникает там, где необходим с решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний. Административная юрисдикция, равно как и все правоприменение, представляет собой управленческую деятельность, содержанием которой является сбор, исследование, оценка информации и принятие управленческого решения.
Юрисдикционное вмешательство государственных органов, не требуется, пока не возникают правовые конфликты[4]
. Именно решение этих конфликтов составляет основное содержание административно-юрисдикционной деятельности. Административная юрисдикция - это споры о праве административном, или же административно-правовые споры.
административная юрисдикция государственное законодательное
Заключение
Определяющим источником в сфере государственного управления является возникновения специфического спора между сторонами, требующими урегулирования административно правовыми нормами. Проявляются административно - правовые споры лишь тогда, когда у одной стороны возникает представление о нарушении ее права и интересов. Как правило, инициатива исходит от управляемой стороны, испытывающей на себе властные полномочия. Основанием к юрисдикционному производству служит обращение участников административно правовых отношений в юрисдикционный орган. В основе же административно правовых споров, в процессе разрешений которых осуществляется лавовая оценка действий спорящих сторон, -лежат индивидуальные административные дола, которые рассматриваются в судебных инстанциях (между субъектами административного права, субъектами и гражданами и их общественными объединениями).
Кроме того административно - процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности и служат правоохранительным целям, обеспечивают стабильный правопорядок в сферах государственного управления, осуществляет защиту административно -правовых общественных отношений. Таким образом, в административно - процессуальную деятельность юрисдикционного характера входит не только защита, но и реализация норм права. Исключительной прерогативой административной юрисдикции является деятельность исполнительных органов власти, которая осуществляется не столько в судебном (Конституционный суд), а в основной своей массе - в административном порядке.
Список используемой литературы
1. Конституция ПМР от 24 декабря 1995 года, в редакции на 10 февраля 2006 года.
2. Кодекс ПМР Об Административных правонарушениях от 10 июля 2002
года в редакции на 22 мая 2006 года.
3. Бахрак Д.Н. «Административная ответственность граждан» учебник,
Свердловск 1989 год.
4. В.В.денисенко.А.Н. Позднышов,А.А.Михайлов «Админ. юрисдикция ОВД» учебник М.2002г
5. Юридическая эцеклопедия. М., 1998 г.
6. Алехин А.П., Кормолицкий А.А., «Административное право Р.Ф.» учебник М.2001г
7. Юридическая советская энциклопедия М.1982 г.
[1]
В.В.денисенко.А.Н. Позднышов,А.А.Михайлов «Админ. юрисдикция ОВД» учебник М.2002г.с.5
[2]
Юридическая эцеклопедия. М., 1998 г. с.505.
[3]
Алехин А.П., Кормолицкий А.А., «Административное право Р.Ф.» учебник М.2001г. с.275.
[4]
Юридическая советская энциклопедия М.1982 г. , с.374
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Криминалистика |
Контрольная работа | Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими |
Контрольная работа | Культура эпохи Возрождения XIV–XVI в |
Контрольная работа | Оцінка фінансового стану комерційного банку |
Контрольная работа | Поняття вибірки, її аналіз і побудова |