Курс: «Основы туризма»
Лекции
1. Историко-географические формы развития туризма. 1
1.1. Зарождение элементов путешествий. 1
1.2. Путешествия в древнем мире. 2
1.3. Походы и путешествия средневековья. 2
1.4. Путешествия и открытия в XV–XVI вв. 2
1.5. Путешествия и открытия во второй половине XVI–XVIII вв. 2
1.6. Развитие путешествий в XIX – начале XX вв. Первые туристские организации 2
1.7. Истоки международного туризма. 2
1.8. Роль международных туристских организаций в развитии международного сотрудничества в сфере туризма. 2
1.9. Факторы развития международного туризма. 2
1.9.1. География международного туризма. 2
1.9.2. Влияние общемировых процессов на развитие современного туризма. 2
1.9.3. Значение геополитической обстановки для формирования туристских потоков. 2
1.9.4. Тенденции развития туризма в начале XXI века. 2
1.10. Российский туризм на современном этапе. 2
1.10.1. Индустрия гостеприимства в современной России. 2
1.10.2. Российский туризм на современном этапе и перспективы его развития. 2
1.11. Литература. 2
2. Сущность туризма.. 2
2.1. Определение туризма. 2
2.2. Определение туриста. 2
2.3. Классификация туризма. 2
2.4. Функции туризма. 2
2.5. Литература. 2
3. Терминология и понятийный аппарат туризма.. 2
3.1. Туристский продукт. 2
3.2. Туристская индустрия. 2
3.3. Туристская деятельность. 2
3.4. Туристские ресурсы.. 2
3.5. Литература. 2
Историко-географические формы развития туризма.
Зарождение элементов путешествий
На протяжении многих тысячелетий, в постоянной смене поколений, ценой огромного напряжения сил первобытный человек овладевал тайнами природы,… Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы,… С развитием межгруппового общения создаются привычные пути сообщения между селениями. Издавна большую роль играли…
Путешествия в древнем мире
Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землеведческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем… Так, египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами… При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до н. э. экспедиции в южные страны снаряжались неоднократно. Так,…
Походы и путешествия средневековья
С VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, стали распространять свою власть и свою веру, воинственную, "магометанскую",… Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, и исходили… Известным арабским путешественником был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие и Персидского залива через…
Истоки международного туризма
Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе… Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходится почти 2/3 количества… Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров, появилась…
Роль международных туристских организаций в развитии международного сотрудничества в сфере туризма
К 1991 г. насчитывалось свыше ста международных специализированных организаций туризма. Наиболее влиятельной из них является Всемирная туристская… Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус… С деятельностью Всемирной туристской организации связан профессиональный праздник туристов и всех работников этой…
Факторы развития международного туризма
География международного туризма
Учитывая ряд факторов, эксперты Всемирной туристской организации (ВТО) выделили шесть мировых туристических регионов: Азиатско-Тихоокеанский,… Международные туристские организации внимательно отслеживают проблемы развития…
Влияние общемировых процессов на развитие современного туризма
Начиная с Великой экономической депрессии 30-х годов до современных энергетических кризисов, волны падения показателей роста туристской деятельности… На развитие туризма большое влияние оказывают общемировые процессы, идущие в… К концу XX в. в развитых странах произошло повышение культурного и образовательного уровня населения, что способствует…
Значение геополитической обстановки для формирования туристских потоков
Эксперты Всемирной туристской организации выделили три вида дестабилизации индустрии туризма, которые вызваны политическими причинами или угрозой… Спад потока иностранных туристов произошел и в Ливане из-за эскалации… Во-вторых, негативное влияние на развитие туристской и гостиничной индустрии оказывают постоянная напряженность и…
Тенденции развития туризма в начале XXI века
Комиссия Европейского Совета в середине 90-х гг. опубликовала прогноз основных тенденций развития туризма на период до 2000 г. Большинство… В октябре 1997 г. в Стамбуле проходила 12-я Генеральная Ассамблея Всемирной… Определяя в целом хорошие перспективы развития как въездного, так и выездного туризма, эксперты международных и…
Российский туризм на современном этапе
Индустрия гостеприимства в современной России
Одним из негативных факторов развития гостиничной индустрии была неравномерность гостиничного фонда. Более 60 % гостиниц были расположены в городах,… Отличительной особенностью развития гостиничного хозяйства в последнее…
Российский туризм на современном этапе и перспективы его развития
Разумеется, инфляционное колебание курса рубля на валютном рынке и замедленные темпы роста рублевых доходов у подавляющей части населения создавали… Начало нового предпринимательского периода было положено отменой… Наиболее характерной тенденцией для современного туристского бизнеса РФ является увеличение конкуренции между…
Литература
1. Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. – М., 1978.
2. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. – М., 1978.
3. Ананьев М.А. Международный туризм и его развитие после второй мировой войны. – М., 1966.
4. Андреев С. Ленинский комсомол и пролетарский туризм. – М.–Л., 1932.
5. Антонов-Саратовский В. Рабочий туризм при капитализме. – М., 1932.
6. Антонов-Саратовский В. Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма. 2-е изд. – М., 1933.
7. Барчукова Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма. – М., 1986.
8. Безносиков Е.Я. Туризм в советской системе физического воспитания. – Минск, 1984.
9. Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. Пер. с англ. /Под ред. и с пред. И.П. Магидовича. – М., 1950.
10. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Учебник,– СПб., 1999.
11. В XXI веке у туристов будет больше денег, но меньше времени на путешествия //Туринфо, 1998, № 13.
12. Власов А.Н. Велосипедный туризм. – М., 1939.
13. Велосипедный туризм // Сост. А.А. Булгаков. – М., 1998.
14. Воробьев В.А. Первый всесоюзный съезд ОПТЭ. – М., 1932.
15. Гацунаев Н.К. Географы и путешественники. Серия «Краткие биографические словари», – М., 2000.
16. Гурвич Л.М. Социалистическое строительство и пролетарский туризм. – М.-Л., 1931.
17. ГурвичЛ.М. Очередные задачи туристского движения. – М.–Л., 1931.
18. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983). – М., 1985.0-
19. Детский туризм в России: Очерки истории 1918–1998 гг. / Авт.-состав. Ю. С. Константинов. – М., 1998.
20. Добкович В.В. Туризм в СССР. – Л., 1954.
21. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. – Ростов н/Д., 1988. V/
22. Дьякова Р.А. История экскурсионного дела в СССР. – М., 1981.
23. Исмаев Д.К. Система организации советского туризма за границу, повышение его политической и экономической эффективности. – М., 1989.
24. Квартальное В.А. История и организация туризма в СССР и зарубежных странах. – Минск,1986
Сущность туризма
Определение туризма
Однако вернемся к туризму.
Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в… Еще раз отметим, что: (а) значительная часть отграничений в понятиях будет носить чисто экономический характер,…
Определение туриста
Первые определения туриста были сформированы в 1937 г. специальным комитетом Лиги Наций.
В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме (Rome Conference… В теории туризма, применительно к российским условиям, это определение в полном виде выглядит следующим образом.
Классификация туризма
Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.
Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы
Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.
В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:
q внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;
q въездной, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
q выездной, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
q туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
q национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;
q международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.
Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.
Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:
q рекреационный;
q лечебный;
q познавательный;
q деловой;
q религиозный;
q этнический;
q транзитный.
Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и т.д.
Лечебный (медицинский) туризм обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и др.).
Познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.
Для развития познавательного туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристского интереса дополнительных объектов посещения – музейных экспозиций, мастерских природных промыслов, а также организаций культурных акций, зрелищных мероприятий. Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры. Дополнительные объекты посещения должны функционально соответствовать основному объекту туристского интереса, быть доступными для туристов, не нарушать характер исторической среды.
В исторических городах – центрах туризма предусматривается формирование культурно-туристских зон, включающих объекты туристского интереса, предприятия обслуживания, предоставляющие полный комплекс услуг как туристам (проживание, питание, развлечения, справочно-информационное обслуживание и т.д.), так и местным жителям.
Формирование таких зон является комплексной задачей, включающей решение следующих вопросов:
q реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры, истории, культуры, реабилитацию исторической застройки, восстановление парков и исторического ландшафта;
q реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов;
q создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории,
q развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское;
q развитие с учетом потребностей туристов коммунального хозяйства города, общественного пассажирского транспорта, систем инженерно-технического обеспечения, телекоммуникаций;
q приспособление мест массовых посещений к потребностям
q пожилых людей и инвалидов;
q развитие объектов туристской инфраструктуры.
Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения контрактов, монтажа и наладки оборудования. В число деловых туристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерческие агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды. Всех их можно правомерно назвать туристами на работе.
Деловой туризм часто подразделяют на собственно бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incetive – побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, предоставляемые администрацией фирм своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве поощрения за высокие показатели в работе. Такая форма стимулирования труда особенно хорошо зарекомендовала себя в страховых компаниях, банках, на торговых предприятиях, имеющих разветвленную дилерскую сеть. Инсентив-программы предусматривают, как правило, высококлассное размещение и обслуживание.
Деловой туризм отличается высокой динамичностью, обусловленной глобализацией туристского бизнеса, и доходностью. Его доля в международном туристском обмене, по экспертным оценкам, составляет от 10 до 20 %. Существенным преимуществом делового туризма является возможность его организации вне зависимости от сезонных факторов. Более того, деловые поездки имеют тенденцию к сокращению именно в разгар туристского сезона. Интерес туристских предприятий к данному виду туризма объясняется еще и тем, что, например, проведение конгрессов предполагает предоставление как чисто туристских (транспорт, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), гак и специфических (организация деловых встреч, изучение информации, переводы, регистрация участников, техническое обеспечение мероприятий и т.п.) услуг. При наличии у участников конгрессов свободного времени (что может быть обеспечено, например, за счет оптимальной организации мероприятий) им может быть предложена туристская программа. Поэтому многие страны стремятся к проведению у себя подобных мероприятий. Именно для этого создаются специальные конгресс-центры, обеспечивающие полный набор услуг деловым туристам.
Глобализация мировой экономики и связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в один из ведущих и наиболее динамично развивающихся видов туризма. За невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом конца XX – начала XXI в. По оценкам экспертов, к 2020 г. количество международных деловых поездок достигнет 1,6 млрд (в 1999 г. – 564 млн), оборот от которых составит 2 трлн дол. США (в 1999 г. – 400 млрд). По данным американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на 1 млрд дол. приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Небезынтересно отметить, что дневные расходы лиц, совершающих деловые поездки, в среднем в 3 раза превышают затраты обычного туриста.
Интенсивное развитие делового туризма привело к созданию большого количества международных и национальных организаций (Международной ассоциации делового туризма /IBTA/, Ассоциации специалистов по организации корпоративных поездок /ACTE/, Международного союза организаторов конгрессов и др.), объединяющих специалистов из различных областей этого поистине глобального и неподдающегося никаким кризисам вида туризма.
Религиозный туризм основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Путешествия с религиозными целями (паломничество) – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были, несомненно, средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или ради любопытства люди во всем мире путешествуют к «святым местам» с целью посещения культовых сооружений. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней.
Воздействие религиозного туризма на экономику отдельных стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма существенно. Это связано с тем, что паломники оставляют там значительную часть взятых в дорогу денег и тем самым дают возможность получить доход тысячам местных жителей.
Основными центрами религиозного туризма являются Иерусалим, Мекка, Медина, Рим.
Близкие паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной тематики. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками 1уристы проявляют интерес к Иордании (здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос), Греции (колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон), Ватикану (центру католичества), Франции (более 50 % памятников, составляющих ее национальное достояние, представляют собой религиозные объекты) и т.д.
Получили развитие также научные поездки с религиоведческими целями.
Этнический туризм преследует цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Данный вид туризма занимает важное место в международном туристском обмене. Особое значение этнический туризм имеет Для стран, часть населения которых проживает за границей. Так, У туристов из Германии пользуются популярностью поездки по Поволжью, у евреев – в Израиль и т.д. Ярким примером этнического туризма являются массовые путешествия финнов на Карельский перешеек и в другие местности вокруг Ладожского озера, которые они вынужденно покинули во время. Второй мировой войны.
В связи с тем, что с каждым годом происходит естественное сокращение первого поколения выходцев из других стран, все больший удельный вес в этническом туризме начинают занимать представители третьего и четвертого поколений, у которых в большей степени мотивом поездок становится знакомство с родиной предков. Данное обстоятельство изменяет характер спроса этих туристов. В частности, повышается спрос на размещение в гостиницах, а не у родственников, а программы пребывания предусматривают широкое знакомство с посещаемой местностью.
Транзитный туризм в соответствии с рекомендациями ВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две разновидности транзита. Первая относится к авиапассажирам, которые в юридическом смысле не въезжают страну, в которой они меняют перевозчика, однако по традиции считаются ее посетителями. Вторая разновидность транзита относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или постоянного жительства. Если соответствующая поездка является туристской, эти лица классифицируются как посетители данной страны, даже если не останавливаются на ее территории и не расходуют денег.
Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетается с познавательным. Тем не менее, приведенная классификация представляется чрезвычайно полезной для организации и анализа туристской деятельности.
Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его исходя из способа организации, продолжительности, используемых транспортных средств, интенсивности туристских потоков. Другие характеризуют туризм исходя из демографической и социально-экономической точки зрения.
В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.
Организованный туризм представляет собой путешествия одного туриста (или группы) по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.
Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и т.д.) во время их приобретения. Разновидностью неорганизованного туризма является путешествие так называемым автостопом с использованием в качестве средств передвижения попутных автомобилей.
Неорганизованный туризм получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около 80 % от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.
По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до 5–7 дней.
По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды:
q железнодорожный (характерные черты – относительный комфорт, доступность по цене менее обеспеченным слоям населения), используемый в путешествиях на сравнительно небольшие расстояния. Его перспективы видятся в развитии скоростных магистралей;
q авиационный (основное преимущество – возможность за короткое время преодолевать большие расстояния), являющийся приоритетным для стран, удаленных от основных туристских центров;
q теплоходный (водный), получивший развитие в странах, имеющих выход к водным пространствам. Включает две разновидности: речной и морской. С каждым годом растет популярность морских и речных круизов, осуществляемых по предварительно разработанным маршрутам и программам. Во время круиза предоставление туристам транспортных услуг сочетается с услугами по размещению, питанию, развлечениям и т.п.;
q автомобильный (характерные особенности – высокая подвижность туристов, возможность посещения большого числа мест, выбора оптимального маршрута, преодоления больших расстояний). Активно развивается во второй половине XX в. и занимает ведущее место в общем туристском потоке. В Европе на его долю приходится около 75 % международных туристских перевозок. Различают автомобильный туризм на собственных (принадлежащих туристам) и арендованных (взятых напрокат) автомобилях;
q автобусный, предусматривающий путешествия организованных групп туристов по разработанным маршрутам, использующих в качестве средств передвижения автобусы; » велосипедный (мотоциклетный), получивший наибольшее распространение в странах с равнинным рельефом местности. Активно используется в ряде стран для поездок (преимущественно на небольшие расстояния) в выходные дни;
q туризм с использованием прочих средств передвижения (дирижаблей, воздушных шаров, дельтапланов, собачьих упряжек и др.). Сюда же можно отнести пешеходный туризм, получивший наибольшее распространение во внутреннем туризме.
По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным – в определенное время года. Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и т.п.). Сезонный туризм, в свою очередь, делится на одно- и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков, как летом, так и зимой.
В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма:
q детский;
q молодежный;
q лиц среднего возраста;
q лиц «третьего» возраста.
Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику организации и обслуживания, которая должна учитываться туристскими предприятиями. Так, молодежь ориентирована в основном на относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, на веселый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам и т.п.). Туристы «третьего» возраста (пенсионеры), напротив, требуют не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в тихих местах. Для туристов среднего возраста характерно преобладание семейных поездок в связи с этим необходимо предусматривать возможность использования площадок для игр, детских бассейнов и др.
По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный.
Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства. Стремясь максимизировать ее, фирмы ищут оптимальное сочетание между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими услуги ориентированы главным образом на лиц с высоким и средним уровнем дохода, позволяющего полностью оплачивать туристские расходы.
Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, иным гражданам, которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения. Данное положение закреплено в Манильской декларации по мировому туризму, где указывается, что «социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их прав на отдых».
Концепция социального туризма базируется на трех основополагающих принципах:
q обеспечение отдыха каждого члена общества путем вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов;
q субсидирование туризма малоимущих;
q активное участие правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в развитии туризма.
Данная концепция реализована на практике в Швейцарии и Франции благодаря системе отпускных чеков – платежно-расчетных средств, вводимых в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения доступности отдыха всем слоям населения. Отпускные чеки могут быть использованы исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением культурных и зрелищных мероприятий.
Указанные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия. Так, в качестве отдельных видов туризма можно рассматривать экологический, сельский, приключенческий, спортивный, самодеятельный с активными способами передвижения и др.
Экологический туризм направлен на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование. Особенностью организации этого вида туризма является обеспечение минимального воздействия на природную среду, создание сети экологических гостиниц, обеспечение туристов экологически чистым питанием.
Экологический туризм включает посещение экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), не измененных или минимально измененных деятельностью человека. Основой развития экологического туризма является сеть особо сохраняемых природных территорий.
В его рамках можно выделить:
q экообразовательные туры для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;
q фотоохоту на редких животных и птиц, обитающих в естественных условиях;
q туры по болотам, озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках и т.д.
Развитие экологического туризма имеет важное воспитательное значение, особенно для школьников и молодежи, так как прививает экологическую культуру, бережное отношение к природе и ее ценностям.
Сельский туризм включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых районах. Предпосылками его развития являются:
q растущий уровень урбанизации и потребность городских жителей в смене обстановки и образа жизни в период отпусков;
q дешевизна отдыха в сельской местности;
q возможность питаться экологически чистыми продуктами, собирать лесные ягоды, грибы, лекарственные травы;
q возможность приобщиться к миру природы, самобытной сельской культуре, ремеслам и обычаям, поучаствовать в местных праздниках и развлечениях, сельскохозяйственных работах.
Организация сельского туризма обеспечивается путем решения следующих задач:
q создания туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;
q формирования «сельских» туров с проживанием и питани-1 ем туристов в деревенских домах;
q сдачи внаем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.
По своим характеристикам сельский туризм близок к некоторым разновидностям экологического.
Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха, связанным с посещением экзотических мест (вулканов, островов, водопадов, мест катастроф и т.п.), занятием экзотической деятельностью (например, сафари поездка в целях охоты, наблюдения за животными; рафтинг – сплав по горным рекам; кладоискательство), использованием для перемещения необычных транспортных средств (собачьих упряжек, слонов, верблюдов, воздушных шаров и т.п.). Во многих случаях такой туризм связан с риском, серьезными физическими нагрузками, требует от туристов смелости и умений.
География и тематика приключенческого туризма достаточно обширны и разнообразны. Например, рядом зарубежных фирм предлагаются приключенческие туры, участников которых не знакомят заранее с их программой.
Спортивный туризм в зависимости от цели путешествия подразделяется на два вида: активный и пассивный. В первом случае основной мотивацией туриста является возможность занятия любимым видом спорта (что требует наличия необходимой базы: инвентаря, специальных трасс, подъемников, спортивных площадок, кортов, сооружений и т.п.). Во втором случае цель путешествия состоит в посещении спортивных соревнований в качестве зрителя. Зарубежные специалисты выделяют даже такую разновидность туризма, как фан-туризм (поездки фанатов той или иной спортивной команды в места спортивных соревнований, в которых она принимает участие).
Опыт проведения крупных спортивных мероприятий свидетельствует о возможности достижения высокого коммерческого успеха как за счет привлечения туристов, так и за счет торговли туристскими товарами и сувенирами с предметной символикой.
Самодеятельный туризм с активными способами передвижения осуществляется на добровольной (любительской) основе. При этом состав туристской группы, маршрут, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способ передвижения определяются туристами самостоятельно. Такие маршруты могут быть плановыми, т.е. подготовленными добровольными туристскими объединениями (туристскими клубами, союзами, туристско-спортивными организациями).
Основными формами туристских мероприятий с активными способами передвижения являются походы, и экспедиции, туристские слеты, туристско-спортивные соревнования.
Туристский поход – это путешествия с познавательными целями или для отдыха с использованием активных способов передвижения. Походы делятся на оздоровительные, спортивные (категорийные), учебно-тренировочные, научно-познавательные, приключенческие (экзотические), а также на пешеходные, велосипедные, лыжные, горные, водные и др.
Экспедиция – путешествие в малоизученный район с конкретной целью: исследование района; испытание снаряжения; выполнение научной или методической работы.
Туристский слет – массовое туристское мероприятие, проводимое обычно по видам самодеятельного туризма (слет туристов-водников, велосипедистов, спелео-туристов, горных туристов и т.д.).
Туристско-спортивное соревнование – комплексное мероприятие по технике-определенного вида самодеятельного туризма (лыжного, горного, водного, спортивного ориентирования и др.).
Следует отметить, что на международном рынке активно развивается такой вид организации отдыха, как таймшер (от англ, time – время и share – пай, акция, долевое участие) – долгосрочное владение частью недвижимости с правом ее использования для проживания на отдыхе в течение определенного временного отрезка. В юридическом отношении речь идет о праве пользования помещением раз в год в течение обусловленного договором срока (например, одной недели). Это право может быть пожизненным или предоставляться на длительный период (30, 50, 90 лет и т.д.).
Таймшер развивается в контексте с развитием сектора нетрадиционных средств размещения: не гостиниц, а так называемых вторых домов, принадлежащих частным лицам. В качестве «второго дома» может выступать дача, вилла, яхта, поместье, апартаменты и т.д.
«Второй дом» идеально подходит для семейного отдыха. Не случайно основные покупатели таймшера – именно семьи.
Важнейшим элементом системы таймшера является обмен неделями отдыха между владельцами. Понятно, что отдыхать в одно и то же время в одном и том же месте в течение многих лет захочет далеко не каждый, поэтому и возникла система обмена. Согласно ей, владелец таймшера по своему желанию может обменять собственную неделю отдыха через электронный банк данных на аналогичную, но в другой стране, на другом курорте и т.д. Такую возможность предоставляют обменные компании, крупнейшими из которых являются американские фирмы RCI и II (International). Обменный бизнес придает всей системе таймшера большую гибкость.
Классификация туризма по видам позволяет решать ряд проблем развития и территориальной организации туризма, определять спрос на отельные виды туристских услуг и на этой основе проводить активную туристскую политику.
Форма туризма – это тип организации туристской деятельности человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:
q индивидуальная (до 5 человек);
q групповая (от 6 человек и свыше).
Индивидуальный туризм представляет собой путешествия одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием (как правило, по более высоким ценам), носящим персональный характер.
Групповой (коллективный) туризм представляет собой путешествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок.
Как относительно самостоятельная форма активно развивается в последнее время семейный туризм. Этому в немалой степени способствует существующая в ряде стран система скидок для данной категории путешественников («семейный план»).
Функции туризма
Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера.
Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление туристов.… q основные;
Литература
1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПК госслужбы, 1998.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2000.
5. Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье , 1997.
6. ДуровичА.П. Маркетинг в туризме. Мн.: Новое знание, 2001.
7. Ефремов М.В Основы технологии туристского бизнеса. М.: Ось-89,1999.
8. Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.
9. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: Новое знание, 2001.
10. Квартальное В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Розанова Т.П. Российский туризм в условиях рынка. М.: РЭА, 1999.
12. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.
13. Сенин В.С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
14. Холъкина Ю. Отельером стать хочу... // Отель. 2001. № 6. С. 34-38.
15. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой; М., СПб.: Герда, 1998.
Терминология и понятийный аппарат туризма
Туристский продукт
Туристский продукт – результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании… Туристские услуги– целесообразная производственная деятельность,… К туристским относятся услуги:
Туристская индустрия
q организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
q предприятия, предоставляющие услуга по размещению (гостиницы, мотели,… q предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.); транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия,…
Туристская деятельность
Туристские предприятия относятся к основным производственным единицам туризма Потребность в них возникает там, где участник туризма желает… q длительном пребывании вне постоянного места жительства, вынуждающем туриста… q поездках в особо интересные места с высоким уровнем посещаемости (она приводит к тому, что неизвестно, получит ли…
Туристские ресурсы
Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения… q привлекательность (аттракция) для туристов;
q познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей,…
Литература
1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.:ИПК госслужбы, 1998.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм. М/ Аспект Пресс, 2001.
3. Герасименко В.Г Основы туристского бизнеса. Одесса Черноморъе, 1997.
4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996.
5. Дурович А П. Туроператор и турагент: единство и борьба противоположностей // Туризм и отдых. 1998. № 4. С. 3
6. Зорин И.В, Квартальное В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М.; Афины: INFOGROUP , 1994.
7. Ильина Е.Н. Туроперейтинг организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Исмаев Д. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
9. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Менеджмент туризма. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.
13. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.
14. Сапрунова В.Б. Таймшер: фикция и реальность // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1997. № 4. С. 14–15
15. Сапрунова В.Б. Туризм, эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.
16. Сапрунова В.Б Что такое маркетинг и для чего он нужен турфирме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 2. С. 6–11.
17. Сенин В.С. Организация международного туризма. М. Финансы и статистика, 2000.