Конспект лекций по предмету "Философия"


Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса

Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории, с другой стороны, рефлексивно-аналитическое осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, этическим, религиозным и другим), социокультурными и ценностными компонентами, раскрытие механизмов взаимодействия и специфики исторического описания (нарратива), понимания и объяснения, социального детерминизма и свободы воли в истории. Отмеченные ракурсы философии истории фиксируют, как мы видим, два ее измерения – исследование исторического бытия в целом, или всемирной истории во всем ее многообразии, и философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.
Термин "философия истории" впервые введен в философский оборот в XVIII в. Вольтером. Использовал его также И.Г. Гердер в работе "Идеи о философии истории человечества" (1791). В 1822–1823 гг. Г.В.Ф. Гегель впервые прочитал лекции по философии истории, представив всеобщую историю человечества от первобытных времен до современной цивилизации. В соответствии с этим философским подходом история была поднята на более высокую ступень, где она в отличие от чисто эмпирической, то есть устанавливающей факты, стала философской историей, понимающей их, познающей причины того, что эти факты произошли именно так, как они произошли.
Классические версии философии истории, которые принято называть онтологической или субстанциональной моделью философии истории (метафизикой истории) были разработаны Дж. Вико, Гердером, Гегелем, Марксом, Шпенглером, Тойнби, Бердяевым, Ясперсом и др.
Критическая (аналитическая) философия истории: Дильтей, Виндельбанд, Риккерт, Кроче, Коллингвуд.
Предметы философии истории:
1. Уяснение природы исторического процесса, выявление фундаментальных принципов и начал исторического бытия, постижение смысла, направленности и многомерности истории.
2. Осмысление специфики и структуры исторического знания, его связи с другими типами знания (донаучным, художественным, религиозным и др.)
Проблемное поле классической (онтологической) философии истории: природа, специфика, причины и факторы движения истории; закономерности и случайности в истории; направленность и смысл истории; движущие силы исторического развития; тематизация содержания и ритма истории; характер отношения прошлого, настоящего и будущего; проблема выбора путей исторического развития.
Проблемное поле критической (аналитической) философии истории: природа и специфика исторического познания; особенности исторического описания (нарратива); понимание и объяснение в истории; историческое и донаучное знание; социокультурные и ценностные регулятивы исторического знания; рациональное и иррациональное в историческом знании; структура и методы исторических фактов; детерминизм, случайность и свобода воли в историческом познании.
Становление аналитической философии истории было детерминировано развитием в конце XIX в. дисциплинарно организованной науки, опредмечиванием наук о природе и "наук о духе", когда эти науки приобретали статус самостоятельных дисциплин. Традиция критической философии истории формировалась благодаря усилиям Дильтея, Виндельбанда, Риккерта, Кроче, Коллингвуда, обративших внимание на специфику и природу исторического познания, логику его развития. Существенный вклад в разработку аналитической философии истории внесли в 40–50-е гг. XX столетия такие представители критико-аналитической философии, как Гемпель, Дрей, М.Уайт и др.
Критико-аналитическая философия истории особый импульс развития получает в XX в., когда появляется большинство работ по эпистемологии (гносеологии) и методологии исторического познания. Не случайно критическую философию истории называют гносеологическим направлением (логикой исторического познания) в понимании предмета философии, в противоположность онтологическому, акцентирующему внимание на проблеме исторического бытия.
Русская философия истории:Н. И Кареев: на историю надо посмотреть глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Философия истории есть суд на историей.
Л.П. Карсавин. Задачи философии истории: 1. Исследование первоначал исторического бытия (теория истории). 2. Рассмотрение этих начал в единстве бытия и знания (философия истории в узком смысле). 3. Познание и изображение конкретного исторического процесса (метафизика истории).
2 подхода к периодизации истории:
- линейный (стадиально-поступательный). Всемирная история как единый процесс поступательного восходящего развития человечества, выделяются определенный стадии в истории человечества.
- нелинейный (цивилизационный). В человеческой истории выделяются несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою особенную, совершенно самостоятельную историю.
Линейный подход:
Адам Смит: 3 периода (охотничье-собирательский, землевладельческий, торгово-промышленный).
Наиболее распространенное деление: древность, средние века, Новое время.
В отечественной исторической науки долгое время господствовал стадиально-поступательный подход в его марксистском формационном варианте.
Формация характеризует определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
Общественные отношения в этом подходе делятся на материальные и идеологические. Мат. отношения – производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями их материальных и производственных сил. Единство производственных отношений и производительных сил характеризует для каждой формации способ производства. В условиях классового общества ядром производственных отношений являются экономические отношения между классами. На этом базисе и вырастает здание общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений – базис. Надстройка – идеологические отношения, связанные с ними взгляды, теории.
Смена формаций происходит тогда, когда старые производственные отношения входят в противоречие с новыми. Переход осуществляется через социальную революцию.
Нелинейный (цивилизационный) подход:
Термин «цивилизация»:
- как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер);
- как синоним культуры (А. Тойнби);
- как степень развития того или иного региона либо отдельного этоса (античная цивилизация, напр);
- как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер «Закат Европы»).
Общие черты всех определений цивилищации: Ц означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства. Цивилизация не сводится к одному экономическому параметру развития общества, а включает в себя такие моменты как культурологический, географический, духовный, обуславливая уникальность и неповторимость каждой Ц.
Ц – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием этнических признаков географических рамок.
Н.Я. Данилевский «Россия и Европа». «Самобытные цивилизации», культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический (или аравийский), германо-романский (европейский), американский (мексиканский и перуанский).
3 стадии развития Ц: «зарождение», период «средней истории (оформляется культурная и политическая независимость), «расцвет» (полное развитие творческого потенциала и реализация идей свободы, справедливости, соц. и индив. благополучия).
О. Шпенглер «Закат Европы». 8 типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская), культура майя. Каждый культурный «организм» проживает около 1000 лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в позднюю, окостенелую «массовую» культуру, где осуществляется переход к бездушному интеллекту, к отрицанию жизни.
А. Тойнби. «Исследование истории». Ц проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Ц – состояние общества, в котором существует меньшинство населения (элита), носители основных ценностей цивилизации. Именно наличие элиты дает возможность данному обществу быть цивилизацией, давать ответы на внешние и внутренние вызовы. Внешняя среда (экологические катастрофы, война) или внутренние противоречия делает вызов – Ц отвечает определенным образом. Ц на стадии разложения не может дать положительный ответ на вызов среды. Элита – солдаты, администраторы, священники.
П. Сорокин. Цивилизации, «культурные суперсистемы» - исторические целостности, которые характеризуются единством идей, доминирующих в мировосприятии, то есть единством представлений о природе и сущности бытия, о потребности субъектов, способах и степени их удовлетворения. Критерий разграничения типов культур – система ценностей (истина, красота, добро, их единство – польза), принятых в культуре.
3 типа культур: 1. Идеациональная культура. Сис-ма ценностей, связанная с представлениями о сверхчувственности и сверхразумности Бога. Цели и потребности: духовные. Брахманская культура Индии, культура Средневековья, буддийская культура. 2. Идеалистическая культурная система. Основывается на сверхчувственном, сверхрациональном, рациональном, сенсорном аспектах. Греческая культура V-IV вв. до н.э., культура Европы XIII-XIV вв. 3. Чувственный тип культуры. Представление о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Египетская, греко-римская, вавилонская, индуистская, китайская культуры. Есть элементы и в современной западной культуре.
Сорокин ставит под сомнение тезис о замкнутости локальных цивилизаций. Взаимодействие и взаимосвязь- основные черты цивилизаций. Современный этап цивилизационнного развития: достижения и противоречия. На современном этапе можно выделить следующие типы цивилизации: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, африканская, китайская, японская, латиноамериканская.
Цивилизации включают в себя региональный и локальный уровни. Региональный уровень (в состав западной Ц вкл североамериканская, французская, германская и др. локальные Ц).
На определенном этапе взаимодействия локальных Ц возникает феномен всемирной истории и начинается весьма сложный и противоречивый процесс становления единой глобальной Ц. Современно общество – целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности.
Современный Восток и Запад. Характеристики Востока: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство. 3 модели развития стран Востока: 1) японская (Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг). Идет по западно-капиталистическому пути. Синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (дисциплина труда у японцев) и элементов западноевропейского образца (институты демократии, правовые стандарты); 2) индийская (Индия, Таиланд, Турция, Египет). Успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. Симбиоз элементов западного образца (многопартийность, европейский тип судопроизводства) и привычных для большинства населения традиционных устоев и норм жизни. 3) африканская. Африканские страны отличаются отставанием и кризисом. (Афганистан, Бангладеш, Лаос, Камбоджа, Бирма). Китай, Вьетнам не входят ни в одну из моделей.
Западная цивилизация. (истоки – Древняя Греция). Хар-ка: частная собственность; демократические структуры; устремление ко всему новому, нетрадиционному (породило различные столкновения зап Ц и других Ц-й).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.