Уместно выделять типы культур по господствующей форме мировоззрения. Здесь следует учесть то, что человек по своей природе является духовно активным существом, ищущим смысл жизни, идеалы, в соответствии с которыми мог бы организовать свою жизнь, ориентироваться в мире. Человек не может просто мыслить – он должен о чём-то мыслить, не может просто воображать – он должен что-то воображать. Поэтому человек выстраивает для себя то или иное целостное представление о мире и приходит к определенному мировоззрению. В нём отражается стремление человека увидеть мир в качестве упорядоченной, целостной системы. В мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, то есть мировоззрение есть единство миропонимания и мироощущения. Понятие мировоззрение можно определить как систему взглядов на мир в целом и на место человека в нём. Элементами мировоззрения являются знания, убеждения, ценностные ориентиры, идеалы, мотивы поведения.
Существуют следующие исторически сложившиеся формы мировоззрения: мифологическая, религиозная, философская, художественно-эстетическая, обыденно-практическая, научная.
Наиболее ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение. Соответственно, уместно говорить и о мифологическом типе культуры. Мифология – это попытка художественно-образного объяснения мира. Mythos в прямом переводе с греческого языка означает предание, сказание, повествование. Соответственно, мифологией, прежде и чаще всего, называется совокупность уходящих в далёкое прошлое сказаний о сотворении мира, его устройстве; об отношениях между людьми и природой, о богах и героях того или иного народа, их происхождении, подвигах.
Мифология – это способ осознания мира, опирающийся на эмпирический и чувственный опыт, включающий в себя определённую систему ценностей, зачатки знаний, эстетическое мироощущение, веру в сверхъестественное.
Миф обладает некоторыми чертами, которые отличают его как миф и не позволяют смешивать его с религией. Выделим основные черты мифа:
§ Антропоморфизм (человек имеет представления о физическом устройстве богов по прямой аналогии с собственным телесным устройством).
§ Социоморфизм (человек имеет представления о социальном устройстве богов по прямой аналогии с собственным социальным устройством).
§ Художественно-образное объяснение мира.
§ Обобщения.
§ Развитость понятия «закономерности».
§ Постулирование идеи вечного существование материи и, соответственно, отсутствие бога (ов) в качестве творца (ов). Мифические боги только организовали мир, придавали уже существующей материи определённый порядок и форму.
§ Постулирование идеи возникновения мифических богов из первоматерии. Отсюда в мифах указывается на то, что боги в целом принадлежали и подчинялись физическим законам предметного мира.
В мифологическом мировоззрении восприятие времени также имеет свои особенности. Свойства мифологического времени:
1. Время неразрывно с вещами, привязано к ним и подчинено им. Так, во многих народах процесс проистекания времени констатируется в связи с природными изменениями, сменой времён года. Часто представления о ходе времени зависят от интенсивности изменений той или иной вещи, проистекания каких-либо процессов.
2. Неоднородный характер времени, то есть время может растягиваться и сжиматься. Зависимость времени от изменений в предметном мире предполагает то, что активность хода времени рассматривается как минимальная, если в природе и обществе наблюдаются минимальные изменения. Однако в условиях существенных изменений в природе и социуме констатируется резкое ускорение движения времени.
3. Нет представлений о начале и конце. В данном случае указывается на то, что в мире всякое движение происходит циклично. В циклах же, как и в замкнутом круге, нет начальной и конечной точки отсчёта.
4. Все мгновения ценны, поскольку причастны к вечности. Так как процессы и явления мира проистекают циклично, то они включены в вечность.
Эти черты мифологического времени предполагают развитость идеи цикличного времени.
Миф выполняет очень важную роль в обществе. Подчас отказ от тех или иных мифов, их переоценка приводят к дезинтеграции социального организма, к его переструктурированию. Выделим общие функции мифа:
1. Создание целостного представления о мире.
2. Демонстрация и инкорпорация в сознание общества моделей поведения.
3. Выработка способов формирования моделей поведения человека при его взаимоотношении с природой.
4. Хранение культурного наследия этноса.
5. Восполнение недостающего исторического опыта, на основании которого происходит развитие народа. Миф как источник исторически недостающей «пищи» для духовной, логической и образной работы сознания человека при осмыслении мира и себя.
Миф восполняет, достраивает человеческую психику до работоспособного состояния в условиях острого и хронического дефицита необходимой информации.
Бронислав Малиновский, характеризуя миф, точно замечает: «Миф… не сказка, которую просто рассказывают, а реальность, в которой живут…, знание о ней не только мотивирует ритуальные и моральные акты, но и даёт людям указания к их исполнению». Вполне уместно также сказать, что миф – это воспроизведение первобытной реальности в форме повествования.
Следующей исторической формой мировоззрения является религиозное мировоззрение. В силу того, что исповедуется множество религий, вероучений, сложно выделить единые черты религиозного мировоззрения и определить единый тип религиозной культуры. В ряде первобытных форм религиозного опыта, таких как анимизм, тотемизм, фетишизм, сохраняются элементы мифологического мировоззрения. Однако, если говорить о таких развитых религиозных системах, как христианство, индуизм, буддизм, то следует обратить внимание на постулирование автономии внутреннего мира человека, независимости сознания индивида от внешнего мира. В христианстве и индуизме отмечается возможность слияния человеческой природы с божественной, в буддизме же, где отрицается идея Бога-Творца, сам человек по сути приближается к высшему состоянию просветления – состоянию Будды. Христианство выделяется тем, что в нём выкристаллизовано понятие личности, которое, как правило, отсутствует в иных религиозных системах. Следовательно, именно христианство даёт идею самоценности человека, как носителя образа Бога, высшего Его творения, потенциально способного к обожению чрез стяжание Святого Духа.
В отличие от мифологических представлений, в христианстве есть учение о сотворении мира Богом из ничего. Следовательно, если Бог есть Творец, то Он не подчиняется ничему, ибо творение не может быть сильнее Творца. Человек же, созданный по образу Бога, также потенциально способен выходить за рамки действия законов вещественного мира. Примеры того, что человек способен возвышаться над естественно-физическими законами, можно найти в житиях святых.
Говоря о религиозном мировоззрении, правомерно выделить структуру религиозного сознания, то есть сознания, характерного для религиозного мировоззрения.
Структура религиозного сознаниявключает в себя такие непременные части, как:
Вера в Бога как высшую благотворную силу, источник гармонии в жизни людей и во всей природе. Само общеславянское слово Бог имеет соответствия в некоторых индоевропейских языках. Например, древнеиндийское слово «bhagas» – одаряющий, господин; в древнеперсидском – «baga» – господин, бог. Первоначально слово «бог» означало податель, достояние, счастье, участь, доля. В религиозном контексте стало использоваться позднее.
Церковь – во-первых, как община верующих в одного Бога и, во-вторых, как соответствующая организация служителей Бога — духовных лиц и учреждений службы (храмов, монастырей, орденов, соборов и т. д.). Таким образом, церковь есть способ духовной и социальной жизни общества и человека.
Культ – обрядовая практика священнодействия, индивидуального (молитва, жертвоприношение) и коллективного (молебен, крестный ход). Также к священнодействию относятся такие священные таинства христианства, как крещение, причастие, исповедь, венчание, елеосвящение и отпевание в христианстве.
Наглядность и эмоциональность. В ходе деятельности религиозного сознания в нём моделируются те образы, которые подвергаются необыкновенно глубокому эмоциональному переживанию. Материально религиозные образы воплощаются в предметах культа (крест, статуэтка…), что определяет наглядную сторону религиозного сознания.
Языковое выражение. Важной частью религиозного сознания является языковая лексика. Религиозная речь позволяет человеку через гармонию звука сосредоточиться на диалоге с Богом.
Весьма развитой формой мировоззрения является философская. Однако выделять философскую культуру невозможно, ибо философское мировоззрение не может быть характерным для коллективного сознания. Оно всегда обращено к субъективному сознанию, к отдельно взятому человеку. Несмотря на то, что в постиндустриальном мире основной единицей общественных отношений является индивид, всё же говорить о философской культуре на данный момент времени не представляется возможным.
Художественно-эстетическое мировоззрение также не может являться основой для выделения отдельного типа культур. Конечно, в эпоху Ренессанса искусство было языком культуры, однако это не значит, что эпоху Возрождения следует связывать исключительно с художественно-эстетическим мировоззрением.
Научное мировоззрение часто рассматривается как основа для формирования техногенной культуры. Тем не менее сейчас весьма затруднительно говорить о том, что такое наука как таковая и, тем более, что такое разумность учёного. Техногенная культура, ставшая источником ряда проблем для современной цивилизации, в будущем может оказаться свидетельством того, что в обществе ХХ столетия не существовало по-настоящему развитой науки. Поэтому-то, говоря о научной культуре, исследователи, как правило, обращают внимание на профессиональную этику учёного, но не имеют в виду самостоятельный тип культуры.
Запад и Восток: основные концепции типов культур (Т.Г. Стефаненко, М. Мид)
Разделение культур на два типа – восточный и западный – носит весьма условный и максимально обобщённый характер. Безусловно, в рамках каждого из этих типов можно выделить другие самостоятельные типы культур. Кроме того, эта классификация не способна в полной мере учесть особенности культур таких регионов, как Латинская Америка, Австралия, Океания и частично Африка. Всё же многие исследователи, выделяя типы культур, ориентируются на их деление по принципу «Запад-Восток».
В работе Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология» (М., 1999.) различаются два типа культур. Первый, постконфигуральный тип культуры, характеризуется редкой частотой перемен, медленным ходом социальных процессов, а прошлое одного поколения является программой будущего для следующего. Второй, конфигуральный тип культуры, отличается преобладанием модели поведения современников при сохранении связи поколений, инновации в такой культуре усваиваются в течение жизни одного поколения. Если культура носит постконфигуральный характер, то ее ориентиры, ценности могут инкорпорироваться в ментальный мир людей достаточно глубоко, что даёт культуре относительную независимость этноса от внешних факторов, а сознанию людей – от кризисов внутри страны. Это может обуславливать стабильное развитие культуры, сильный и самобытный выбор пути своей эволюции, компенсирующей в определенной степени ее слабые адаптационные способности.
Одним из оснований для разделения культур на два типа является характер мотивации представителей этих культур в принятии решений, а также факторы, влияющие на решения человека. Так, представитель конфигуральной культуры опирается в решении каких-либо вопросов на свои внутренние мотивы и побуждения, а человек постконфигуральной культуры – на условия, сложившиеся вокруг него.
В среде постконфигуральной культуры при буквальной преемственности поколений, при тесной привязке бытовой жизни к традициям историческое развитие просто немыслимо, поскольку поколения, не принося в жизнь своего народа новых тенденций, выполняют функции продолжения неизменной жизни культуры, а также жизни рода, племени как носителя культуры. Следует согласиться с В.Р. Арсеньевым, считающим, что «здесь реальность – только смена дня и ночи, периодов дождей и суши». Отсюда исходит цикличное представление о времени. Однако и цикличное понимание исторического процесса возникло не сразу, а лишь с развитием представлений людей о природе и религии.
Критерием определения типа культуры может быть её выбор пути выхода из кризиса. Выбор может характеризоваться активным стремлением восстановить изначальные условия своего бытия, но может и определиться попыткой адаптироваться к новым условиям.
Исследовательница культур Океании и Индонезии Маргарет Мид предлагает другую классификацию. Последняя обращена к культурам Океании и индонезийских островов и не претендует на рассмотрение культур иных регионов. Всё же некоторые аспекты, выделенные в данной классификации, проявляются во многих культурных регионах.
В другой классификации, предложенной Маргарет Мид (в работе «Культура и мир детства») рассматриваются три типа культур. Первые два из них схожи с теми типами культур, которые предложены Т.Г. Стефаненко. Постфигуративная культура предполагает неизменную преемственность поколений. В кофигуративной культуре старшие определяют стиль конфигураций и устанавливают пределы её проявления у молодёжи. Однако изменения некоторых воззрений в рамках ранее установленной конфигурации возможны. Третий тип называется префигуративная культура, предполагающая то, что взрослые учатся у своих детей, используя их опыт для дальнейшего развития общности. Данный тип культуры в современном мире весьма часто даёт о себе знать, что связано с научно-техническим прогрессом и быстрым внедрением технических инноваций в повседневную жизнь общества. Примером тому служат компьютеры, сотовые телефоны, которые старшие осваивают с помощью своих детей и внуков.