Существует два подхода к объяснению понятия «общество»:
- ценностно-нормативный: отдается предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства (Платон «Государство», утопические идеи социализма, идеологии коммунизма, философские концепции Ницше, Бердяева).
- научно-рефлексивный: акцент делается на анализ сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира, логики развития общества, истории и человека (Сен-Симон, Кант, Маркс, Энгельс).
Общество (в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности.
Общество (в узком смысле) – определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).
Отличия общества от общности: общество рационально организовано, имеет определенную цель. Общность – категория совместного бытия и взаимодействия, естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями, в противоположность рациональной организации, имеющей определенную цель и называемой обществом. Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, а народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы.
Общество (еще одно определение) – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной, совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность каждого человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством, или гражданское общество.
Важен совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности, т.е. синергия (от греч. Сотрудничество, содружество).
Социальная структура общества, выделение различных подсистем (подструктур) социума.Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействий - с точки зрения историко-генетического подхода. Возникновение следующих подсистем (подструктур) общества в реальном историческом процессе:
1) социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя 2 формы доклассового общества:
1) род как объединение кровных родственников, обладающей общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;
2) племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.
Народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.
Нация – общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма.
Признаки нации
- общность территории,
- языка,
- экономической жизни,
общие черты психического склада,
- наличие национального самосознания,
- специфическая культура,
- общность духовной жизни.
2) подструктура социальной структуры общества – социально-демографическая.
Фундаментальная общность – народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
3) социально-пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (например, внутригородские).
4) социально-классовые в рамках марксистского подхода как определенная форма развития производства, либо в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, способу получения доли общественного богатства.
5) профессионально-образовательное общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.
Стратификация (лат. stratum – слой, facio – делаю) – система признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальная структура общества.
Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политическая организация общества.Политика – государственные и общественные дела (от греч. politika) – социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления; многообразных государственно-административных институтов; морально-правовых норм, отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации, главным образом государственной власти.
Политика может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как программа действий и самодействия; как сфера общественной жизни с различными политическими направлениями, группами, интересами; институт власти: правительство, парламент, полиция; как искусство возможного, как искусство управления..
Субъекты политики: индивиды, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и др.
Политика – наука и искусство жить в обществе, руководить или управлять людьми.
Интерпретации политики: институциональная; силовая; структурно-функциональная; плюралистическая.
Политическая система: институциональная подсистема; нормативная (регулятивная); политико-идеологическая; функциональная.
Политический процесс – результат взаимовлияния групп, действия правительства и их влияние на состояние общества.
Философия политики – исследовательская область, анализирующая наиболее общие основания, принципы и возможности политики, ее цели, идеалы, методологию.
Политическое сознание – сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Идеология – одно из проявлений политического сознания.
Идеология - это консолидирующая система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность.
Функции идеологии: мобилизующая и интеграционная – объединяют людей в социальное целое. Также есть следующие функции: критическая, когнитивная, конструктивная, компенсаторская и др.
Понятие справедливости. Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морально-правового и социально-политического сознания. Понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью людей или социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих представлениях оценивается как несправедливость.
Феномен власти: природа, принципы, типология, политическая власть. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Отношения власти предполагают
- наличие субъекта и объекта (или второго пассивного субъекта),
- отношения господства и подчинения,
- побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта.
Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать.
Субъекты власти:
- отдельные личности,
- организации,
- общности людей,
- союзы государств,
- мировое сообщество.
Универсальные свойства власти:
- всеобщность – функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах,
- способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.
Пространство власти:
- малое (личность самого человека, семья),
- предельно большие (государственная власть, религиозная власть, власть идеологий, международных структур).
Принципы власти в зеркале субъекта власти:
1) принцип сохранения власти, удержания и умножения. Силовой показатель, который требует целеустремленности, решительности, иногда жестокости, бескомпромиссности;
2) принцип действенности. Решительность, одновременно взвешенность, рациональность, терпимость, избегания насилия, импульсивных действий. Опора на закон, легитимность. Человек свободен, когда повинуется не людям, а закону;
3) принцип коллегиальности;
4) принцип скрытности. Интервал рассекречивания.
Классификация власти:
- власть в бесклассовом и классовом обществе,
- формационный подход: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический строй,
- по функциям органов власти: законодательная, исполнительская, судебная,
- по способам организации власти: монархическая, республиканская,
- по степени институализации: правительственная, федеральная, городская, сельская, муниципальная,
- по количественному признаку: единоличная, олигархическая, полиархическая,
- по правовому: законная/незаконная, легальная/нелегальная,
- по признанию обществом: легитимная/нелегитимная,
- по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовно-информационная, национальная.
Политическая власть не равна государственной, и наоборот.
Государство выполняет и не политические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер.
Концепции власти:
- Парсонс: системные концепции: власть как свойство политической системы – для достижения общих целей системы;
- правовые: Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант. Право первично, политика и власть – производны;
- поведенческие (бихевиористские), бихевиризм (от анг.) - поведение человека в определенной ситуации, когда возникают правила совместной жизни;
- реляционистские. Власть как результат межличностных отношений, когда один индивид изменяет другого.
Основные механизмы функционирования власти – принцип разделения власти (Локк: власть бывает законодательной, исполнительной (судебной), федеральной (международные отношения); Монтескье предложил разделение властей, которое осталось до сегодняшнего дня: законодательная, исполнительная, судебная.
Субъекты власти. Проблема лидерства. Политический лидерство – ведущее положение отдельной личности, социальной группы, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности.
Лидерство по Веберу:
1. Традиционное (переходящее по наследству, обычаю).
2. Харизматическое (культ вождя, сверхъестественного, божий дар).
3. Рационально-легальное (бюрократическое) – вера в законность существующего порядка, его разумность. Имперсонально, действует как инструмент закона.
Государство как важнейший компонент политической организации общества. Исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество.Государство – основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения.
Характерные признаки государства: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, т.е. исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие; гражданство, конституция (кроме абсолютных монархий); собственный герб, флаг, гимн.
Факторы/ причины возникновения государства:
- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельнсти;
- возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классовой эксплуатации;
- демографические факторы, изменение воспроизводства самого человека;
- рост численности и плотности населения,
- переход народов от кочевого к оседлому образу жизни;
- запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений;
- антропологические факторы. Государство подобно семье, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;
- психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство – плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека.
Основные элементы государства: территория, население, власть.
Территория – физическая, материальная основа государства.
Население – совокупность людей, проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важный атрибут государства – наличие отделенной от общества публичной власти.
Функции государства: внутренние и внешние.
Внутренние функции: защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; культурно-воспитательная; обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства: защита интересов данного государства на международной арене; обеспечение обороны страны; развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами; участи в международном разделении труда.
Исторические типы государства: исходя из формационного подхода – понимается совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его классовую сущность. Каждому способу производства соответствует свой тип государства.
Типы государств: рабовладельческий (в двух вариантах – азиатский, античный);
феодальный; буржуазный; социалистический.
Типологии государства (в зависимости от основания классификации): по классовому признаку – рабовладельческое, феодальное и т.д.; по форме государственного устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду режима – демократическое, авторитарное, тоталитарное, либеральное государство.
Форма государства (способ организации и осуществления государственной власти) из 3-х элементов: формы 1) государственного правления; 2) государственные устройства; 3) политического строя/ режима. 1) и 2) – структурная сторона, 3) функциональная сторона.
Под формой государственного правления (способ организации и реализации государственной власти) понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Две основные формы государственного правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная);
В Послании Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) подчеркивается, что основным ориентиром во всех сферах деятельности является качество, в том числе качество управления. Президент Республики Беларусь определил философию управленческой работы: «Надо сделать так, чтобы государственная система добросовестно служила людям и работала во имя их блага. Вы знаете, я скажу откровенно, мы немало в этом направлении сделали. И я горд за то, что мы – одна из немногих стран, где к людям относятся трепетно. … Есть среди нас и такие, которые не видят людей, которые ставят себя выше человека. Но если мы и выше, то только за счет того, что стоим на плечах этих людей. Это надо помнить». Таким образом, Глава государства убедительно акцентирует значение антропологического фундамента в философии управленческой работы. Именно такой подход в философии управления создает надежные предпосылки для социального партнерства в белорусском обществе, его устойчивого развития.
Основные формы государственного устройства: а) унитарное (простое) государство; б) федерация; в) конфедерация. б), в) – это сложные государства.
Политический строй представляет функциональную характеристику политической жизни, ценностную характеристику той или иной государственности, способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии. Он показывает, как взаимодействуют между собой различные элементы политической системы: законодательные, исполнительные, правящая партия и оппозиция, государство и общественные объединения.
Политический строй (режим) – это способы и методы осуществления политической власти в обществе. Режимы бывают: тоталитарные, авторитарные, демократические, иногда выделяют либеральные.
Тоталитарный режим: представляет собой тотальный контроль государства над всеми сферами деятельности, особая роль идеологии в обществе; постулирует необходимость тотального переустройства общества, отмены всех или большинства прежних ценностей и замена их новыми ценностями; в политической сфере монополизация власти.
Авторитарный: элитарность, антидемократизм, неподконтрольность власти, сильное централизованное начало, персонализм в принятии решений.
Демократический: управленческие функции основаны на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом граждан прав и свобод. Политический плюрализм.
Характеристика гражданского общества: 1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; 2) совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений; 3) сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.
Гражданское общество формируется раньше государства. После создания государства достаточно развитое гражданское общество становится основой стабильности политических режимов.
Гражданское общество – самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.
Как указывает премьер-министр М.В. Мясникович, белорусскую государственность определяют следующие духовно-культурные составлящие: консолидация белорусской нации, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, сохранение духовной преемственности поколений. В Республике Беларусь модель социально-экономического развития характеризуется следующим образом: «Государство для человека».
Республика Беларусь добилась определенных успехов социально-экономического развития, одним из показателей которого является индекс развития человеческого потенциала. По данным последнего Доклада о развитии человека, изданного ООН, Беларусь заняла 68-е место, опередив все страны СНГ, и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию поставил стратегическую задачу: вхождение Беларуси в ближайшие 2-3 года в число 50 стран с наиболее высоким индексом развития человеческого потенциала.
Как справедливо считает профессор Е.М. Бабосов, высшей целью белорусского государства, ориентированного во всех сферах своей деятельности на создание сильной, процветающей Беларуси, является повышение благосостояния и качество жизни народа.
Стабильное развитие Республики Беларусь связано со стратегией устойчивого развития, которое предполагает обеспечение социально-экономической, социокультурной, информационной и военной безопасности страны, защиту национальных социально-экономических и культурных интересов от внутренних и внешних угроз.
Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.
Право – специфическая форма общественных отношений и особый вид социальной регуляции. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. Право имеет общеобязательный характер. Его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением, для чего может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.).
Правовое государство, отличительные признаки: верховенство закона; всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей; свобода личности, соблюдение ее прав; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и т.д.
Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии. Идеология (греч. idea – идея и logos – учение, закон; учение об идеях, функционирующих в статусе нормативного закона) – это 1) система взглядов, нравственных идеалов, духовных норм, отношений, принципов, императивов, составляющих основу идейной оснащенности человека, класса, партии, общества в целом; 2) совокупность форм общественного сознания (искусство, мораль, наука, политика, право, религия, философия и т.д.), обладающих центрирующими установками, которые регулируют когнитивную устремленность социального индивида и определяют систему его ценностных ориентаций; 3) общее мировоззрение, воззрение на мир, отношение к миру и происходящим в нем событиям, выражаемое в мыслях, словах и поступках (действиях), исходя из единых, присущим большинству людей позиций.
Идеология не «вводится» тем или иным произвольным способом, а возводится на твердом идейном мировоззренческом фундаменте. Она обусловлена материальными факторами, государством, юридическими нормами, достигнутым уровнем и качеством жизни, развитыми процессами созидательного делания (синергии, т.е. со-деятельности, со-работничества, со-творчества), облекаясь в форму экономики. Наиболее прочный фундамент, на котором может успешно возводится здание идеологии – это развитое самосознание, убеждения индивида.
Таким образом, идеология государства представляет собой совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием политического курса общества. Идеология, которая обеспечивает победу на выборах, становится доминирующей на весь период политического цикла вплоть до следующих выборов.
Государственная идеология невозможна без определения целей и задач общества, без создания модели, образца, которым можно руководствоваться в вопросах идеологии, долгосрочного планирования идеологической политики в масштабах страны. Базовые идеи и цели, свойственные обществу, определены чаще всего в конституции. Есть и идеология, формирующаяся вне конституции в форме национальной идеи. Исходя из фундаментальных ценностей, заложенных в идеологии государственности, в национально-государственной идее или конституции, формируется государственнаяч политика, как общая, так и отраслевая: бюджет, планы и программы министерств и государственных комитетов. Конституция любого государства является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства, которые затем конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.
Создание идеологии государства – это прежде всего определение направления и перспектив развития государственного строительства. Понятие «идеология» неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. Идеология – это своего рода среда, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Цели идеологической политики должны быть конкретными, понятными как политикам, так и гражданам. Именно в интересах граждан формулируется и реализуется идеологическая политика.
Идеология – это не искусственная схема, созданная человеком или какой-либо группой. Идеология отражает сложившиеся в обществе взгляды. Именно идеология является тем связующим звеном социального партнерства, которое характерно для белорусского общества в последние десятилетия развития. Она связывает все социальные группы или, по крайней мере, то, что большинство из них готовы принять.
Идеология государства – это не застывшая модель, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, направленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Для этого государство проводит мониторинг общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Для идеологического обеспечения государственной политики, помимо связи «гражданин - государство» должна работать обратная связь «власть - органы управления - человек».
В Беларуси сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко закрепляется, что наша страна – социальное государство. Важной особенностью белорусской идеологической политики является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС.
Белорусский исследователь профессор С.В. Решетников отмечает, что как показывают социологические исследования, граждане Республики Беларусь высказывают доверие сильной государственной власти и институту Президента, а также свою приверженность христианским ценностям. Отдельные партии, хотя и являются носителями определенных идеологических течений, в нашей республике лишь незначительно влияют на общественное мнение.
Общество как развивающаяся система.Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Система (гр) – целое составленное из частей.
Общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Античность: представление об О как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе.
XIX-XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.
60-70 гг. XX вв: синергетика (Хакен, Пригожин)
Черты общества как системы:
1. Разнообразие различных социальных структур, систем и подсистем. Общество имеет иерархический и сверхсложный характер.
2. Общество – система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. (Общество не сводится к людям).
3. Самодостаточность общества. Способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Общество отличает исключительная динамичностью, незавершенность и альтернативность развития. В обществе «главным действующим лицом» является выбор человека.
5. Общество отличается особым статусом субъектов, определяющих его развитие. В обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, интересов, потребностей.
6. Непредсказуемость, нелинейность развития.
7. При построении различных моделей развития общества необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека
Основное понятие в философском анализе общества – деятельность.
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием внешнего мира и самого человека.
Элементы деятельности:
субъект (носитель предметно-практической деятельности)
объект (то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности)
предмет (то, на что направлена деятельность)
продукт (результат) деятельности (то, что созидается в результате деятельности)
цель, проект (прообраз предполагаемого результата, «фрагмент из будущего»).
Деятельность: материальная, социально-преобразовательная, духовная,, коммуникативная, игровая, управленческая, социальная (по обслуживанию людей).
Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики. В социальной философии сформировались различные подходы относительно источников социальной динамики и социальных противоречий – от роли духовных смыслов в изменении социума до материальных факторов. Так, для марк4систской традиции характерно видеть источник социальных трансформаций в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Альтернативная точка зрения ищет источник социальных изменений в сфере духовных смыслов, изменении религиозно-этических установок (М. Вебер), изменении культурных систем, философских воззрений на окружающую действительность (П.А. Сорокин).
В реальном пространстве-времени борьба противоположностей – лишь самый разрушительный способ устранения противоречий. Реальной борьбы противоположностей в ходе разрешения социальных конфликтов можно избежать посредством моделирования ее в диалоге, позволяющем, по выражению К. Поппера, гибныть теориям, а не их сторонникам.
Социальный конфликт – это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям, как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок. Выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия.
Глубинные социальные конфликты способны привести общество к социальной революции. Социальная революция, как и в целом понятие революция (от лат. revolution – поворот, переворот) означает резкий всплеск, бурные всплески движения, приводящие к качественным, сущностным изменениям системы. В обществе – это максимально быстрое и глубокое изменение социума, открывающее ему как небывалые до этого возможности самоосуществления, так и социального напряжения. В марксистской философии подчеркивается творческий характер социальной революции как решающей, продуктивной активности масс в развитом обществе, воплощающей ярчайшие и глубинные коллективные действия в кризисные моменты человеческой истории. Особо подчеркивается здесь роль классовой борьбы.
В отличие от социальной революции, как наиболее концентрированного, радикального и глубоко фундаментального обновления социальных явлений, реформы (от лат. reformaro - преобразовывать) нацелены на преобразование, изменение социальной системы без изменения ее формы или содержательные изменения без преобразования общественно-экономических основ. Реформа является способом обновления, модернизации общества, введения инноваций, нововведений. В этом смысле система реформ выступает альтернативой революции, предупреждая или заменяя ее.
Во второй половине XX в. (1950-60-е гг.) для описания радикальных структурных перемен в обществе стало использоваться понятие «социальная трансформация» или «трансформационные процессы в обществе» (итал. transformare – преобразовывать, превращать), которое позже применяли для обозначения общественно-исторических перемен, осуществлявшихся в 80-90 гг. XX в. в странах Центральной Европы, а затем и бывшего СССР.
В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием проявления социального насилия. Концепции насилия в современной социальной философии противостоит концепция ненасилия как оппозиция насилию в любых его формах проявления, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения.
Проблема источников исторического развития, проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто движет (делает) историю. В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. Движущие силы истории – это те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории.
В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) личность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами истории понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы.
Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в философии Просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей (а именно идеи, согласно этой концепции, движут историю) и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Соответственно, личность приводит в движение народ (совокупное население той или иной страны) – реальную движущую силу истории.
Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производства является здесь определяющим фактором исторической динамики. Тем самым народные массы как непосредственные производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории.
Теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби и др.) основаны на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории и массы (нетворческого большинства) как ее движущей силы. Элита обладает материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой (можно говорить об экономической, политичекой, научной, художественной и т.д. элите), реальным весом и влиянием в обществе. В отличие от просвещенческой идеи природного равенства людей, обуславливающего единство народной воли, теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти тем, кто имеет больше способностей. Полемизируя с марксистской идеей народных масс как основных субъектов классовой борьбы, элитаризм рассматривает историю не как смену классов, но как смену элит. При этом с усложнением социальных связей и структур статус элиты как организующей и руководящей силы увеличивается.