Функция активизации (мотивации и стимулирования) проявляется в системе мер по повышению трудовой и творческой актуальности трудовых коллективов и отдельных работников для выполнения результатов планирования. Реализацию этой функции осуществляют посредством убеждения, поощрения, принуждения.
Несмотря на наличие логической последовательности перечисленных функций, они практически взаимно дополняют друг друга: функция планирования производства организуется и контролируется; организация производственной системы планируется, контролируется; контроль планируется, организуется. Продолжительность управленческого цикла определяется временем, необходимым для достижения поставленной перед системой цели, и делится на перспективное, текущее и оперативное.
Перспективное управление охватывает период в 5 и более лет, текущее — год, квартал и оперативное — месяц, неделя, сутки, смена.
Функция координации в наиболее явном виде отражает принцип системного подхода. В рамках этой функции определяется степень достигнутого тактического результата, его вклад в общие стратегические планы и компенсация имеющихся отклонений путем перераспределения имеющихся ресурсов и повышения эффективности их использования.
Отличие функций организации и координации состоит в различном отношении ко времени. Организация проявляет статичные свойства. Поскольку эта функция изменяется относительно редко, то в основном ее задачи сводятся к структурированию необходимой иерархии экономической системы. Координация, как деятельность по восстановлению нарушений и отклонений от заданного алгоритма функционирования, проявляет динамичные свойства. Согласно точки зрения профессора В.Н.Терещенко, управленческие решения сохраняют и совершенствуют организацию как в статике, так и в динамике.
Контроль в процессе управления организацией обеспечивает ее первичной информацией о ходе протекающих процессов. Таким образом, контроль, как компонент информационной системы, активизирует функцию координации.
В практике стран с развитой рыночной экономикой в сложных экономических системах получила распространение концепция контроллинга, как элемента обратной связи системы и средства предотвращения кризисных ситуаций. В принципе контроллинг представляет собой управление по отклонениям на основе сравнения нормативно-плановых и фактических показателей.
Однако отличием контроллинга от традиционного механизма планирования заключается во всеобъемлемости всех элементов системы и направленности на выявление взаимосвязей и взаимозависимости факторов, вызвавших эти отклонения. То есть в отличие от традиционного механизма планирования, реализующего комплексный подход, контроллинг реализует системный подход.
В составе системы контроллинга формируется система мониторинга, иначе «следящая система», по следующему алгоритму:
формирование базы отчетных показателей, составляющих первичную информационную базу;
формирование базы сравнительных показателей;
определение периодичности сравнений;
определение критических значений отклонений в натуральном, стоимостном и процентном выражении;
формирование аналитической отчетности, предусматривающей факторное разложение выявленных отклонений;
формирование сводной отчетности.
На основе такого информационного обеспечения системы, контроллинг предусматривает следующий набор корректирующих воздействий на систему: 1. в отсутствии отклонений или их незначительности — ничего не предпринимать; 2. при наличии отклонений в районе критических значений контролируемых параметров — устранить отклонения путем принятия правильного управленческого решения и реализации соответствующего управляющего воздействия; 3. при невозможности эффективного устранения отклонений — производится корректировка контрольных показателей.