Производство книги. Как уже было сказано, оригинал-макет, да и печатная форма большинства традиционно издаваемых книг готовятся к печати электронным способом, т. е. на компьютере. После печати тиража остается издательский файл оригинал-макета, который пока что не используется как электронная книга, но может считаться таковой. Однако подлинная электронная книга не может быть воспроизведена полиграфически , потому что, имея линейный текст, она не имеет линейной организации. Она с самого начала создается как гипертекстовая (по идеологии гипертекста) и с использованием языковых средств гипертекста. Хорошо форматированная печатная публикация не всегда выглядит привлекательно при ее электронном представлении. Кроме того, интерактивная технология позволяет издателям производить такие операции, которые были невозможны в печатных изданиях. Например, эта технология допускает установление интерактивных гиперсвязей между взаимосвязанными ресурсами, установление связей со всеми видами мультимедиа, т. е. звуком, видео, графикой в двух- и трехмерном представлении. Возможна связь первичных публикаций с традиционными службами реферирования и индексирования, постраничных ссылок – с соответствующими публикациями.
Если говорить о распространении электронных изданий, то здесь возникает много проблем, которые также нельзя решить на основе традиционного опыта.
Авторское право. Особенно большие затруднения возникают, когда на электронные издания распространяются старые законы об авторском праве. Из-за того, что электронные изображения страниц журналов находятся в Интернете, становится очень трудно контролировать их использование. Пока еще нет ясного представления о законах, защищающих интересы издателей в этом отношении.
Впервые создатели и читатели электронных книг и журналов столкнулись с проблемами авторского права совсем недавно, с возникновением World Wide Web – всемирной паутины, позволяющей блуждать по сети людям, не имеющим специальных знаний и определенных навыков, которые требовались для работы в Интернете с момента возникновения сети в 1969 г. Разобраться с документами, представленными в “овеществленной” электронной форме на дискетах и компакт-дисках, гораздо проще, так как их приобретают традиционными, аналогичными покупке печатной продукции способами.
Электронные документы в библиотеках в подавляющем большинстве своем появляются в результате их воспроизведения, т. е. записи в память ЭВМ путем сканирования, оцифровки имеющихся документов, а также получения по высокоскоростным каналам связи через сеть, как с отечественных, так и с иностранных сайтов.
В России функционирование документов, в том числе и электронных, регулируется следующими нормативными актами в области авторского права:
· Закон РФ об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г., № 5351-1;
· О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав (Указ Президента РФ от 07.10.93, № 1607);
· Вопросы присоединения РФ к ряду международных конвенций в области охраны авторских прав (Распоряжение Президента РФ от 25.03.94, № 152-рп);
· О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г. и измененной 2 октября 1979 г., Всемирной конвенции об авторском праве, пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г. (Постановление правительства РФ от 3 ноября 1994 г., № 1224);
· Об информации, информатизации и защите информации (№ 24-ФЗ, 20.02.95, Федеральный закон принят Государственной Думой 25 января 1995 г.);
· Об участии в международном информационном обмене (N 85-ФЗ, 04.07.96, Федеральный закон, принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г.).
Кроме национального законодательства, на территории Российской Федерации введен в действие ряд международных соглашений. К международным актам, участником которых является Россия и действие которых распространяется на защиту прав авторов, относятся:
· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз), к которой Россия присоединилась с 1994 г.;
· Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г. (СССР с 1971 г.) и пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г., которая начала действовать в России с 1995 г.;
· Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 г. об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Общий принцип Женевской и Бернской конвенций состоит в том, что произведения созданные в странах‑участницах конвенции, в каждой из стран пользовались бы той же охраной, что и национальные произведения.