Конспект лекций по предмету "Информатика"


Возникновение и развитие идеи гипертекста

Гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его смысловые единицы (фразы, абзацы, разделы) представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты. Если речь идет о достаточно обширном материале с большим количеством связей, то возника­ет весьма сложное гипертекстовое пространство (сеть). Форми­ро­ва­ние и просмотр такой сети текстовых единиц возможны только при помощи компьютера[36].
Компьютерная гипертекстовая технология в самой общей форме понимается как "поддержка связей", т. е. обеспечение максимальной комфортности для пользователя при формировании и обработке сети связей. Имеется в виду, прежде всего, предостав­ле­ние пользователю возможности легко добавлять в базу данных новые текстовые единицы, указывая их связи с уже имеющимися (было бы оптимально, если бы эти связи устанавливались авто­матически на основе учета значения служебных слов). Не менее важна для пользователя и простота перемещения по образованной сети, т. е. возможность "читать" гипертекст в любом задуманном порядке[37].
Широкое внимание научной общественности к этой идее было привлечено несколько лет назад, когда на рынке компьютерных программ стали появляться системы, предназначенные для необычной интеллектуальной деятельности составления текста, имеющего нетрадиционную, "нелиней­ную" форму. Смысловые элементы этого текста могут читаться в разной последовательности, в соответствии с "разрешенными" смысловыми переходами, которые так или иначе указаны автором.
Теперь становится ясно, что успехи в развитии вычислительной техники и программирования позволили реализовать идеи, давно разрабатывавшиеся в недрах информатики. Возможности и тенденции развития информационной технологии в данном направлении были угаданы и верно предсказаны пионерами информатики. П. Отле, имя которого большинству специалистов извест­но лишь в связи с созданной им в 1905 г. Универсальной деся­тичной классификацией (УДК), уже в начале нашего века понимал необхо­димость упорядочения всемирной системы научной коммуника­ции.
В его докладе на Международном конгрессе по библиографии и документации (Брюссель, 1908) была высказана мысль, содержавшая зерно гипертекстовой технологии: "Средствами организации научной работы является книга и особенно ее нынешняя форма – журнал. Развитие науки шагнуло так далеко, что единственно правильным, соответствующим действительности подходом будет рассматривать все книги, все журнальные статьи, все официальные отчеты как тома, главы, параграфы одной великой книги, универсальной книги, исполинской энциклопедии, составленной из всего того, что было напечатано..."[38].
Следует, конечно, учитывать, что эта мысль была высказана в начале нашего века и ориентирована на технические возможности того времени. И хотя по теперешним понятиям они были весьма ограниченными, П. Отле предвидел современные достижения вплоть до систем теледоступа к банкам данных. В 1934 г. в "Трактате о документации" он писал: "Любой человек сможет прочесть издалека спроецированный на его персональный экран отрывок, расширенный или суженный до объема необходимого предмета. Тем самым, сидя в своем кресле, каждый сможет созерцать весь мир или отдельные его части"[39].
Статья другого видного предтечи информатики В. Буша (1890–1974) "Возможный способ нашего мышления", опубликованная в 1945 г., получила всемирную известность в свое время и до сих пор считается наиболее значимым прогнозом развития информатики[40]. На нее ссылаются и почти все пишущие о гипертексте, так как в ней впервые было ясно показано, что неизбежная специализация научных интересов и ассоциативный характер мышления ученых приходят во все большее противоречие с традиционной информационной технологией. Человеческий мозг, по мнению В. Буша, работает совсем не так, как традиционные информационно-поисковые системы, – он мыслит ассоциативно. Получив информацию, ученый моментально испытывает потребность в другой информации, причем эта потребность возникает по ассоциации мысли, в соответствии с сетью связей между клетками мозга. Желая имитировать этот мыслительный процесс техническими средствами, В. Буш предложил создать «расширитель памяти» – Memex, который хотя и не был построен, послужил прототипом микрофильмовых селекторов и других поисковых устройств. В начале 60‑х годов эти идеи были использованы Д. Энгельбартом[41] и Т. Нель­соном, которые независимо друг от дру­га работали над созданием автоматизированных систем информа­ци­онного поиска.
Как известно, Т. Нельсон является создателем термина "гипертекст", впервые приведенного им в докладе на конференции, а затем в статье 1967 г.; он привел этот термин в следующем контексте: "Современные ин­фор­мационно-поисковые системы как документального, так и фактографического типа не всегда могут удовлетворить запросы специалистов. Применение совершенных методов хранения и отображения текста в цифровой форме обеспечивает потенциальную возможность построения массива информации по крайней мере одного нового мощного вида: гипертекста или нелинейного текста. Ему будут свойственны отличительные черты книги и фильма... Гипертекст может отличаться от обычного текста порядком следования материала (его элементы могут размещаться в виде иерархического дерева или сети, он может иметь несколько уровней краткости изложения и детализации материала), способом его представления (воспроизве­дение движущихся и преобразуемых иллюстраций) и т. д."[42].
В то время и доклад и основанная на нем статья Т. Нельсона прошли незамеченными или в лучшем случае были восприняты как очередная компьютерная фантазия. И лишь спустя десятилетия идея гипертекста получила практическое воплощение, а сфера ее применения быстро расширяется. Со времени этих первых работ 60-х годов и до середины 80-х годов идея гипертекста переживала "инкубаци­онный" период, когда многочисленные разработки, развивающие отдельные стороны этой идеи, велись разрозненно в рамках разных научных направлений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.