Информация является продуктом человеческого труда. Однако в отличие от других продуктов труда она обладает рядом существенных свойств. Информация не расходуется при ее потреблении. В этом она похожа на орудия труда, которыми можно пользоваться многократно для создания и обработки разных изделий. Но информация не тождественна своему материальному носителю. Поэтому она (в отличие от орудий труда) может быть потреблена неограниченное число раз, ее можно также размножить и одновременно использовать в разных местах для решения всевозможных задач. Единственное ограничение на полезное использование информации устанавливается сроком ее устаревания.
Часто информацию, которая играет все более важную экономическую роль, называют товаром (commodity), наивно полагая, что товаром является любой объект купли-продажи. Если согласиться с тем, что информация – товар, то о таком товаре может только мечтать любой торговец: продавая одну и ту же информацию много раз, он продолжает оставаться ее владельцем.
Информация – категория нематериальная, и продается не она сама, а право на ее использование. Информация изначально не предназначается для обмена путем купли-продажи, т. е. не обладает этим определяющим признаком товара. Поэтому на информацию, как и на другие духовные ценности, нельзя безоговорочно распространять законы товарного производства, ибо это породило бы трудно преодолимые противоречия с действительностью[7]. Например, условия товарного производства требуют массового выпуска объектов купли-продажи, т. е. изготовления их в большом количестве экземпляров. Информация же уникальна по своей природе: одно и то же научное открытие или изобретение, порождающее новую информацию, не нужно делать дважды, а тем более много раз. При товарном производстве одно и то же изделие может выпускаться в одно и то же время разными производителями, которые конкурируют друг с другом на рынке, что отражается в ценах, устанавливаемых ими на это изделие. А цена на изделие (товар), будучи денежным выражением его стоимости, определяется количеством труда, общественно необходимого для изготовления такого изделия при средних общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне профессиональной подготовленности работников и интенсивности их труда.
Однако на любое научное открытие или изобретение из-за его уникальности (неповторяемости) требуется затратить именно столько труда, сколько на него было затрачено. При этом стоимость информации хотя и зависит от количества труда, затраченного на ее получение, но явно не определяется им. В этом информация схожа с произведениями искусства и литературы. Товарное производство требует определенной стандартизации однотипных объектов купли-продажи. А информация теснейшим образом связана с понятием разнообразия.
Н. Винер подчеркивал, что необоснованный подход к информации как к товару приводит к неправильному пониманию информации и связанных с ней понятий: «Что делает вещь доброкачественным товаром? В сущности, то обстоятельство, что она может переходить из рук в руки, прочно сохраняя свою стоимость, а также тот факт, что отдельные образцы этого товара должны арифметически складываться точно таким же образом, как и уплаченные за них деньги. Способность сохранять себя представляет собой очень удобное свойство доброкачественного товара <...>[8]. С другой стороны, информацию нельзя сохранить столь просто, ибо <...> объем переданной информации относится к неаддитивной величине, называемой энтропией, и отличается от нее своим алгебраическим знаком и возможным цифровым коэффициентом. Подобно тому, как в замкнутой системе энтропия стихийно стремится к увеличению, точно так же информация стремится к уменьшению; подобно тому, как энтропия есть мера дезорганизации, информация есть мера организации. Информация и энтропия не сохраняются и в равной мере непригодны для того, чтобы быть товарами»[9].
Информацию не следует смешивать с информационными изданиями (или продукцией) – книгами, периодическими изданиями, описаниями изобретений, научно-техническими отчетами и другими видами документов, с разнообразными базами данных, копиями документов и т. п., которые выступают в качестве материальных носителей, содержащих информацию. Покупку информационного изделия можно уподобить покупке хлеба: мы покупаем и потребляем хлеб вместе с содержащимися в нем питательными веществами, а не отдельно эти питательные вещества. Таким образом, информационные издания и услуги имеют явно выраженную товарную природу и в силу этого подчиняются законам товарного производства.