Система образования может нормально функционировать при наличии соответствующих органов управления. Применительно к этой сфере управление модно определить как целенаправленную деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.
С осени 1996 года создан и действует единый федеральный орган управления- Министерство общего и профессионального образования РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования.
Среди многих задач и функций, четко определенных в “Положении о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации” от 7 апреля 1997г., выделяется и такая важная: совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования. В компетенции субъектов РФ в области образования входит: определение и осуществление политики в области образования; законодательство в деле образования; определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования учреждений образования; осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, местных налогов и сборов на цели образования; установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения обучающихся, воспитанников, а также педагогических работников образовательных учреждений и т.п.
Регионально-территориальные органы управления могут именоваться по-разному: управления, комитеты, департаменты и пр. Специальные органы образования на местном (районном) уровне: комитеты, управления, отделы. Особенности и границы компетенции в области образования органов местного самоуправления прописаны в Законе “Об образовании”, он же в статье 32 определяет права и первичного структурного звена системы образования- учебного заведения.
Современный процесс демократизации системы управления школой ведет к тому, что возрастает число лиц, привлекаемых к участию в управлении. Большую самостоятельность в управлении приобрели директор ( в вузе - ректор) и его заместители, руководители методических объединений и классные руководители. Учитель на уроке управляет процессом усвоения знаний, а ученик управляет своей собственной учебной деятельностью.
Немаловажна роль школьного самоуправления, главными органами которого могут быть Конференция и Совет школы, утверждающие Устав школы и основные направления ее развития.
В сложном комплексе современного научного управления образовательными учреждениями все большее место приобретает такой важный инструмент как менеджмент. Можно дать следующее определение этого понятия. Менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием и учреждением, ориентированную на лучшее удовлетворение общественных потребностей путем производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики. Это совокупность приемов и методов управления, используемых в целях повышения эффективности создания экономических благ, увеличения доходов и прибылей.
Потребность в менеджменте в наши дни испытывают не только коммерческие предприятия, но и все организации от школы, поликлиники до правительственных учреждений, от детских садов до университетов.
Менеджеры ставят своей целью сформулировать и использовать на практике всеобщие функции и методы управления для любой сферы человеческой деятельности, в том числе и учебных заведениях. Однако в образовательной отрасли менеджмент проявляется по-своему.
Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные моменты:
прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений, правильную постановку целей, их субординацию по степени важности;
рациональную расстановку кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;
рганизацию системы образовательной информации и эффективности ее использования;
всесторонний контроль, анализ и своевременную корректировку для предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
адлежащую квалификацию и опыт менеджеров образовательных учреждений, и систему повышения их мастерства.
Формирование рынка образования в последние годы привело к широкому использованию в сфере образования не только менеджмента, но и маркетинга. Маркетинг, как известно, является современным видом трудовой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей путем рыночного обмена. Под маркетингом понимается наука, изучающая запросы потребителей, и основанная на ней система управления производством и обменом товаров и услуг.
В сфере образования маркетинг нацелен, прежде всего, на удовлетворение нужд и запросов населения в образовательных услугах. Здесь развитие маркетинга особенно важно, поскольку интеллектуальный потенциал становится решающим фактором умножения национального богатства общества. Так, экономически развитые страны в настоящее время благодаря функционированию современной системы образования по данным статистики получают до 40% прироста валового национального продукта.
Маркетинг в сфере образования отличается многообразием и своеобразием одновременно. Определяется это спецификой современного диверсифицированного, то есть все более разнообразного производства широкого ассортимента услуг: воспитательных, образовательных, научных. В образовании маркетингу приходится иметь дело не с товарами материального вида, а с неосязаемыми услугами, неотделимыми от самой педагогической деятельности. По-иному в просвещении проявляются и такие составные части маркетинга как изучение спроса, цены на услуги, методы формирования финансовых ресурсов, распределения и стимулирования.
Вместе с тем своеобразие маркетингу в просвещенческой сфере придают и многие другие реальные обстоятельства: преобладание некоммерческих учреждений и бесплатности обучения; введение на основе Закона “Об образовании” платы за дополнительные образовательные услуги, а также предоставленное учебным заведениям право совмещать свою основную деятельность с любой предпринимательской деятельностью.