Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.)
Правовая система общества – это совокупность юридических норм, принципов, институтов, а также юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период.
Элементамиправовойсистемыявляются:
· право как система обязательных норм, выраженных в законе и иных, признаваемых государством источниках;
· правовая идеология;
· судебная (юридическая) практика.
Правовые системы, обладающие доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы – правовые семьи.
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, которые обусловлены общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Понятие «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве. Это сходство является результатом их конкретно-исторического, культурного и логического развития. В зависимости от определенных критериев различают 5–7 правовых семей, в том числе:
· романо-германская (континентальная) правовая семья;
Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская (континентальная) правовая семья. Исторические корни начала формирования континентальной правовой системы проистекают из правовых воззрений и права Древнего Рима.
Начало романо-германской правовой семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. До этого времени право в Европе представляло собой сумму норм обычного права.
Постепенно сформировавшаяся система романо-германского права (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, сюда можно отнести и Россию и др.) при всех исторических, национальных и религиозных особенностях обладает целым рядом общих признаков:
· писаное право (законодательство) – основной источник права;
· велика роль подзаконных актов: регламентов, постановлений, циркуляров, декретов, инструкций и др.;
· деление права на частное и публичное;
· деление права на отрасли;
· единая иерархия источников писаного права, во главе которой писаная Конституция;
· вспомогательная роль судебного прецедента;
· систематизация законодательства идет по пути кодификации;
· обычаи применяются и в дополнение к закону и самостоятельно.
Страны, относящиеся к романо-германской (континентальной) правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее, между правовыми системами этих стран наблюдаются и существенные различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.
· англосаксонская правовая семья (общего права);
Зародившаяся много веков назад в Англии эта система получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи способствовала тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права.
Основные признаки:
· судебный прецедент – основной источник права;
· преувеличение роли процессуального права, которое во многом определяет материальное право;
· нет деления права на частное и публичное, как нет деления права на отрасли;
· право делится на «общее право» – право судебного прецедента; право «справедливости» – право суда Лорда-канцлера от имени монарха (по сути право административного прецедента); «статутное право» – право представленное актами Парламента или нормативными решениями монарха;
· систематизация законодательства идет по пути консолидации – соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт.
· семья религиозного права;
К семье религиозного права относятся системы мусульманских стран: Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Признаки семьи религиозного права:
· главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующее в отношении индусов;
· тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;
· особое место в системе источников права занимают доктрины Труды ученых-юристов);
· отсутствует деление права на частное и публичное;
· нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
· судебная практика не является источником права;
· во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
Кроме вышеназванных правовых семей правоведы называют и другие семьи, такие как: социалистическая правовая семья (Куба, Северная Корея и др.); африканская правовая семья (Ангола, Конго, Мозамбик и др.), семья традиционного права (ряд стран Африки и Дальнего Востока) и др.
Семья традиционного ( обычного) права
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Основные признаки семьи традиционного права:
1.Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющее как правило , неписанный характер и передаваемый из поколения в поколение ;
2.Обычаи и традиции складываются естественным путем и признаются государством; 3.Обычаи и традиции регулируют отношения групп и сообществ , а не отдельных индивидов;
4.Нормативные акты имеют вторичное значение;
5.Судебная практика ( юридический прецедент ) не выступает в качестве основного источника права;
6.Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
7.Архаичность многих ее обычаев и традиций.
Общий признак всех правовых систем – все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни , средством управления обществом , выполняют охранительную , защитную и принудительную роль.
Тема 3.Правоотношение: понятие, структура,