Конспект лекций по предмету "Информатика"


Структуры РРИСО

Структуру РРИСО можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это наиболее очевидная – географически ориентированная структура. Многие (но не все) элементы информационной системы привязаны к населенным пунктам, конкретным адресам. Для решения ряда задач управления образованием важна информация из базы данных народонаселения, описывающая возрастную структуру населения на различных территориях, как соответствующих административно-территориальному делению региона, так и произвольным образом очерченных. Важна бывает чисто географическая информация, например, о близости или удаленности двух школ. Имеет значение информация об особенностях климатических условий, в частности, о периоде времени возможного разлива реки, отрезающего отдаленный населенный пункт от учебного заведения, находящегося в другом населенном пункте. Перечислять можно много – напомним фразу из начала статьи: информационное подпространства образования и науки региона образуется как пересечение общего информационного пространства региона и глобального научного и образовательного информационного пространства. Следовательно, РРИСО должна взаимодействовать с региональными базами данных МВД, МЧС, Роскартографии, Минздрава и т.д.
Вторая структура РРИСО – типы данных. Множество хранимых и обрабатываемых документов должно быть разбито на некоторые классы, логически связанные между собой. Сюда же мы отнесем и структуры на множестве источников информации.

Третья структура РРИСО – функциональная. Многообразие функций – независимых; являющихся композицией более частных; локальных, требующих для вычислений небольшой объем информации из одной точки; глобальных, требующих информацию со всей территории или значительной ее части; противоречивых, например, широкое информирование и защита информации. Множества функций можно сгруппировать в сервисы – службы, дающие возможность пользователям решать различные задачи. Наряду с традиционными для сетей почтовыми, FTP и др. сервисами, это могут быть службы подготовки ведомственной отчетности, службы документооборота, службы дистанционного обучения, службы подготовки учебных материалов, службы доступа к вычислительным мощностям институтов РАН и университетов, службы хранения и защиты конфиденциальной информации и другие.

В соответствии с высказанной выше идеей о том, что РРИСО должна создавать транзитивное замыкание информационного пространства, следует переходить от автоматизированного поиска информации и от автоматизированного выполнения бизнес-процессов к автоматическому. Человек должен лишь ставить задачу и получать результат, но не участвовать в промежуточных этапах поиска, оценки и анализа информации.
Проблема в том, что РРИСО не является традиционной информационной системой как, например, информационная система бухгалтерии предприятия. В бухгалтерской ИС четко определены все процедуры работы, известна роль каждого пользователя, его права и обязанности, никаких шагов вправо и влево система не должна допускать. Никто и не подумает искать в Интернете информацию для проведения бухгалтерских расчетов или пытаться выполнить расчет на одном из свободных компьютеров Сети, воспользовавшись имеющейся там программой.
РРИСО является в некотором смысле fuzzy системой с нечетко определенным множеством пользователей и еще более нечетко определенным множеством источников информации. Узким местом в переходе к автоматической обработке информации до настоящего времени были Интернет-браузеры, являвшиеся для непрофессионального пользователя единственным средством общения с WWW. С появлением языка описания документов XML, Web-сервисов, языка WSDL описания Web-сервисов во многих случаях становится возможной полностью автоматическая (программная) обработка информации в распределенной системе типа Internet (не спроектированной одним разработчиком), узлы которой практически автономны и содержат как информацию, так и обрабатывающие компоненты.

Четвертая структура РРИСО – структура целей и задач. Как и многие корпоративные системы, РРИСО – многоцелевая система. Критерием качества с этой точки зрения является степень достижения поставленных целей.
Главной целью любой информационной системы является управление информацией. Главной целью РРИСО является управление управленческой информацией. Многоуровневая система управления образованием составляет костяк всей системы управления, и поэтому, решение задач управленческого характера нужно отнести к наиболее важным, системообразующим. К этим задачам относится мониторинг системы образования, создание и ведение базы нормативных документов, внутренний документооборот, подготовка отчетов, работа с финансово-экономической информацией.
Вторая цель – организация учебного процесса на уровне образовательного учреждения, включающая задачи формирования контингента обучающихся, составления учебных планов и программ, расписания занятий.
Третья цель – обеспечение и организация информации на уровне дисциплины (предмета), семинара (урока), лабораторного исследования, для достижения которой необходима библиотека электронных учебников и научных изданий, средств контроля знаний, средств АСНИ и моделирования.
К четвертой цели можно отнести организацию распределенного обучения, часто называемого дистанционным. Современное дистанционное обучение – это некий вариант традиционного заочного. Под распределенным обучением мы понимаем возможность для студента (школьника) изучать различные дисциплины под руководством преподавателей различных вузов (школ) с использованием компьютерных сетей. Технических препятствий к этому нет, а нормативные постепенно снимаются (введением ЕГЭ – единого госэкзамена, системой экстерната).
Следующая цель РРИСО – содействие организации индивидуальной и коллективной работы, выходящей за рамки необходимого минимума, определяемого должностными обязанностями. Это системы компьютерной поддержки проведения олимпиад, соревнований по предметам, проведения конференций, подготовки электронных изданий.

Пятая структура РРИСО – иерархия. В соответствии с разбиением системы образования на уровни подчиненности: образовательных учреждений, муниципальных (районных) органов управления образованием, регионального органа управления (департамента) образования, информационная система также делится на уровни. Узлы информационной системы привязаны к элементам административной иерархии, обслуживают эти элементы, что сказывается на их функциональных характеристиках. Об особенностях этой иерархии, ее отличиях от классического математического разбиения множества на системы подмножеств было сказано выше.

Шестая структура РРИСО – структура с точки зрения пользователя. Может быть, это наиболее важная структура. Она не сводится к обычному интерфейсу программного обеспечения информационной системы. По-существу, именно эта структура дает пользователю представление о системе, о ее возможностях, о ее содержании. Особой заботой конструкторов РРИСО должно стать создание «имиджа» системы, ее «бренда». Пользуясь терминологией ГИС и Web-мастеров, можно сказать, что РРИСО должна иметь «карту», не географическую, но дающую возможность пользователю - непрофессионалу ориентироваться в системе. Легко сформулировать критерий качества структуры системы: пользователь должен за реальное (для него) время получить любую разрешенную (ему) информацию, имеющуюся в базе данных РРИСО, или на тех же условиях выполнить необходимые вычисления. В системе не должно быть областей данных или функций, неиспользуемых по причине того, что их трудно найти или трудно догадаться о том, как эти функции выполняются. Конечно, это, в известной мере, идеализированный критерий. Ясно, что пользователь, совсем не обладающий знаниями, не сможет использовать систему в полной мере. Но должен быть реализован принцип адекватности: обычных знаний в профессиональной области должно быть достаточно для того, чтобы воспользоваться той частью РРИСО, которая обслуживает эту профессиональную область.

Седьмая структура РРИСО – структура реализации. Это структура программных компонент информационной системы. Структура программных компонент и аппаратного обеспечения является предметом отдельной статьи. Частично эти вопросы освещены в работах, помещенных в настоящий сборник.

Восьмая структура РРИСО – структура защиты информации. Можно представить себе гигантскую динамическую матрицу прав доступа для сотен тысяч субъектов-пользователей и миллионов объектов-документов и проч. Ясно, что «плоскую» защиту реализовать неэффективно. Пользователь может иметь: права доступа к отдельным документам на ограниченное время (например, к контрольной работе, которую он выполняет до определенного момента сдачи работы; к проекту приказа, который ему поручено подготовить); права доступа к классам документов учреждения, пока он там работает; права доступа к информационным материалам, пока он оплачивает подписку; права доступа к свободно распространяемым материалам – без ограничения. Кроме НСД, необходимо организовать антивирусную защиту важнейших узлов ИС, защиту авторских прав. Таким образом, для организации эффективной защиты на отношении «субъекты – объекты» должны быть выделены многочисленные системы подмножеств, определена некоторая универсальная алгебра.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.