Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты.
В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на 4 группы:
1. рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Иногда ярко выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидеров рассматривается несколько организаций;
2. рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того, чтобы бороться организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене);
3. рыночный последователь – организация отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений;
4. организация рыночной ниши – обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации не заметили или не приняли в расчет.
Согласно мнению М. Портера, на каждое предприятия в процессе его рыночной деятельности оказывают влияние ряд сил (угроз):
1.угроза со стороны клиентов;
2.угроза со стороны поставщиков;
3.угроза со стороны потенциально входящих на рынок конкурентов;
4. угроза со стороны существующих конкурентов;
5. угроза товаров-субститутов.
После выявления и оценки своих главных конкурентов компания должна разработать маркетинговые стратегии конкуренции. Некой универсальной стратегии не существует. Каждая компания должна определить, какая из этих стратегий является наилучшей, учитывая свою позицию в отрасли, свои цели, возможности и ресурсы.
Майкл Портер предложил 3 стратегии, которым могут следовать компании:
1. абсолютное превосходство по издержкам. Компания упорно работает над достижением минимальных издержек производства и распределения, чтобы установить цену меньшую, чем у конкурентов, и завладеть значительной долей рынка. Фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве (Coca – Cola).
2. стратегия широкой дифференциации – фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся потребительскими свойствами, оформлением упаковкой ит. Д., предназначенные для различных групп потребителей (кефир различной жирности, емкости, упаковки). Фирма решает работать на многих сегментах и разрабатывает для них отдельное предложение. Подобная стратегия предполагает значительные расходы. Задача маркетинга в этом случае отслеживать потребительские предпочтения потребителей на рынке, несмотря на то, что товар стоит дороже. Для потребителя цена не будет играть столь важную роль, поскольку степень удовлетворения от использования товара потребителем будет значительно выше.
3. стратегия концентрации – фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких сегментах, не охватывая весь рынок.
Задание
Подготовить доклад на тему «Конкуренция и виды конкуренции» (объем 1 стр.).