В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методов развития производства и сбыта.
В своей эволюции маркетинг прошел следующие стадии развития управленческих концепций:
Концепция совершенствования производстваоснована на утверждении о том, что потребители отдадут предпочтение тем товара, которые широко распространены и доступны по цене. Эта концепция актуальна в двух случаях:
1.когда спрос превышает предложение;
2. когда с/с товара слишком высока и повышение производительности позволяет ее снизить.
Концепция совершенствования товара. Ее суть в том, что потребитель отдаст предпочтение товару, который представляет высший уровень качества, мах производительность и новые возможности. Следовательно, предприятие должно направлять всю свою энергию на совершенствование своей продукции.
На стадии развития рынка, когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии, возникает ситуация, когда необходимые потребителю товары всегда присутствуют на рынке и продавцу необходимо осуществить ряд мероприятий, чтобы завоевать внимание клиента. В этой ситуации возникает концепция интенсификации коммерческих усилий.Она основана на том, что потребители не будут активно покупать товар, если не предпринять ряд мер по продвижению товара.
На следующей стадии, когда предложение превышает спрос, возникает концепция маркетинга, которая предполагает, что достижение компанией своих целей зависит от определения нужд и запросов потребителей, а также от более эффективного удовлетворения потребностей потребителей по сравнению с конкурентами.
Концепция социально-этичного маркетинга.Ее суть в том, что предприятие должно определить нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечить высшую потребительскую ценность более эффективную. По сравнению с конкретными способами, которые поддерживают или улучшают благополучие, как клиента, так и всего общества в целом. Данная концепция призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями маркетинга: прибылью компании, нуждами потребителей и интересами общества.
Задание
Приведите примеры известных организаций нашего города, использующих различные концепции маркетинговой деятельности.