Конспект лекций по предмету "Инновационный менеджмент"


Курс лекций по предмету Организационное поведение Шпаргалка по организационному поведению М.Е. Торшинин

http://www.mibif.ru/st/library/op/index.shtml
Студентам > Библиотека > Организационное поведение

Курс лекций по предмету "Организационное поведение"
“Шпаргалка” по организационному поведению (М.Е. Торшинин)
Организационное поведение – поступки человека по отношению к коллегам и производственному коллективу.
Целью организационного поведения должно быть недопущение психологических барьеров между коллегами и однонаправленная ориентация мотивации.
Основоположником научного управления (НУ) считается Ф.У. Тейлор.
Принципы НУ: научный выбор работников; научное обучение работников и их ориентация на достижение максимальной эффективности труда; специализация работ; важность такого мотива как заработная плата и премирование; справедливое распределение ответственности между руководителем и работниками.
Жизненный цикл организации – период времени с момента зарождения идеи о создании организации до момента ее ликвидации или коренной модернизации.
Пять этапов жизненного цикла организации: рождение, детство, зрелость, старение, возрождение:
рождение
детство
зрелость
старение
возрождение
Происходит формулирование миссии и первоочередных целей (как правило выживание). Присуще стремление получить макс. прибыль. Кризисные явления связаны с нечетко определенными целями. Кризис стиля руководства.
Характеризуется получением краткосрочной прибыли и ускоренным ростом. Задача- укрепление и захват своей части рынка, планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг. Неформальное общение и структура.
Цель – систематический, сбалансированный рост и формирование собственного имиджа. Делегирование полномочий и децентрализация управления. Основные элементы организации труда – кооперация и разделение труда.
Премирование за индивидуальные результаты. В силу увеличения децентрализации переживает кризис контроля.
Высшая ступень развития организации. В управлении наблюдается полная координация действий. Целью этапа – сохранение достигнутого и обеспечение стабильности. В системе мотивации акценты смещаются на удовлетворении коллективных потребностей. Для некоторых организаций этап может стать последним.
Идут организационные изменения, которые затрагивают цели организации, задачи, технологии. Цель – обеспечение оживления по всем функциям. Омолаживание и внедрение НОТ.
Тенденции становления организации: отделение управленческих функций от собственников и превращение управления в самостоятельную профессию; появление и широкое распространение командно-административных организаций, для которых характерна жесткая вертикальная соподчиненность и централизация власти; возникновение организаций, в которых преобладают горизонтальные структуры, основанные на применение информационных технологий.

Механизмы психологической защиты (МПЗ) – это такие психологические средства, которые позволяют человеку избавиться от чувства вины и укоров совести и сохранить благоприятное впечатление о себе у окружающих.
Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Принято подразделять МПЗ на успешные и неуспешные. Результатом успешных МПЗ является прекращение импульсов, провоцирующих тревогу, неуспешные МПЗ оказываются не в состоянии сделать это и поэтому вызывают их постоянное повторение.
1. Перцептивный. Действует на уровне восприятия. Человек не обращает внимания на то, что свидетельствует о его негативных качествах.
2. Толкование бессилием. Преимущества: «Я ничего не могу сделать – таковы обстоятельства» - т.о. человек избегает решения проблем.. Появляется опасность манипуляций.
3. Рационализация. Псевдоразумное объяснение своих действий и поступков, т.е. самооправдание. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики.
4. Проекция. Человек легко видит в других людях те недостатки, которые свойственны ему самому. Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с собой. «-» Затрудняется самопознание и созревание личности.
5. Бегство. Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации. «-». Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией.
6. Перенос. Человек хочет видеть то, что боится видеть в себе. Проблема алкоголизации и наркомании – не замечаем реальной действительности, проходить мимо её и тешить себя надеждой и надуманными представлениями.
7. Образование реакций. Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия. «-» Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает самого человека и окружающих его людей.
8. Вытеснение. Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение. «-». Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это – угроза психическому здоровью.
Категории индивидуалистически-мотивированных работников:
агрессивный – выражает неодобрение по отношению к действиями чувствам других, нападает на проблему, решаемую группой, подвергает сомнению правильность постановки, значимость проблемы и т.д., постоянно проявляет враждебность к работе, выполняемой другими;
блокировщик – постоянно сопротивляется решениям других членов группы, без каких бы то ни было объективных оснований возвращается к вопросам, которые группа уже решила или отказалась решать;
представитель– выступает постоянно в качестве защитника специфических интересов(например, за молодежь, за честность и др.), маскируя подлинные мотивы и интересы за специально подобранными мнениями группы, представителем которой себя представляет;
доминатор – активно стремится к получению и сохранению превосходства, отстаивает свой статус, дает директивные указания, предъявляет свои права;
беспомощный – стремится вызвать проявление симпатии, сочувствия со стороны отдельных членов группы или группы в целом, не имеяна это никаких объективных причин, путем демонстрации неуверенности, смущения, самокритичности.
искатель признания– старается всевозможными способами привлечь к себе внимание, сообщает о своих достижениях, ведет себя в демонстративной манере.

Примеры позитивных и негативных ценностей в организационном поведении

Позитивные ценности
Негативные ценности
Работа может быть выполнена только хорошо
Начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям
В споре рождается истина
Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Интересы потребителя превыше всего
Не высовывайся
Успех компании это мой успех
Хорошо работать –не самое главное в жизни
Настрой на взаимопомощь и поддержание хороших отношений с товарищами по работе
Клиенты – случайные люди, они доставляют только неудобства и мешают нашей работе
Не конкуренция, а сотрудничество
Всю работу не переделать


Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда: потребность в достижении, потребность во власти, потребность в аффилиации (принадлежность).

На основе своей теории разработал психологическую концепцию личности. В основе этой концепции лежит убеждение Фрейда в антагонизме природного начала… Он разработал 3-х компонентную структуру:
1. «ОНО», бессознательное – совокупность инстинктов и означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты…

Статус Роль



Направленность



Общ. формы Коммуникация



Поведения


Сам термин «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение, его… Конфликты происходят в следующих случаях: 1) Цели участников не совпадают, в результате чего их поведение мешает…

Типы коммуникаций

Коммуникация – обменинформацией между двумя или более людьми.
Внутриличностная коммуникация – внутри самого человека, характеризует процесс мышления человека.
Межличностнаякоммуникация - работает в устной форме, предполагает наличие двух или более людей.
Групповаякоммуникация – обсуждение сложившейся ситуации.
Общественная коммуникация – выступление руководителя перед большой аудиторией работников.
Внутренняяоперативная коммуникация – обязательные отчеты, протоколы, ведомости.
Внешняяоперативная коммуникация – обмен сведениями с другими организациями и существующими вне ее образованиями.
Неформальные коммуникации – возникает как стремление людей к обыденному общению друг с другом (уровень сплетен, слухов).

http://www.mibif.ru/st/library/op/cc.shtml
Курс лекций по предмету "Организационное поведение"

Корпоративная культура

Носителями орг. Культуры являются люди.
Корпоративная культура выполняет следующие функции:
является выражением… Функции корпоративной культуры диалектичны (консерватизм позволяет выжить и он же может погубить при существенных…

Теории мотивации


Потребность Побуждение (ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную… Структура потребностей человека определяется его местом в социальной иерархии и ранее приобретенным опытом. Большой…

Модели мотивации

Теория усиления мотивации Скиннера. Мотивация зависит от прошлого опыта людей. Наличие стимулов вызывает определенное поведение у человека. Если… Теория Маркгрегора. На основе отношения человека к труду ( лентяй, не… Практические советы Хамнера:


Править] Главные гипотезы теории

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:
В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт» [2]. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых он может усилиться.

Править] Возникновение диссонанса

Диссонанс может появиться по различным причинам [2]:
из-за логического несоответствия; «по причине культурных обычаев»; в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения; из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации. Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ей при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.
В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний [3].
Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения, относительно случившегося, в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом, индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя [3].

Править] Степень диссонанса

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать — все зависит от проблемы, которая встает перед человеком.
Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится, в случае, если человеку предстоит серьезный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться [2].
Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.

Править] Ослабление диссонанса

Понятно, что существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить диссонанс, человек может прибегнуть к трем способам:
изменить свое поведение; изменить «когницию», то есть убедить себя в обратном; фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы. Поясним это на конкретном примере. Например, человек — заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения — от врача, знакомого, из газеты или из другого источника. В соответствии с полученной информацией он либо изменит свое поведение — то есть бросит курить, потому что убедится, что это слишком вредно для его здоровья. Либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму, попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не наберет лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками. В третьем же случае он будет стараться избегать всякой информации, подчеркивающей вред курения [1][2].

Править] Предотвращение появление диссонанса и его избегание

В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса и, как следствие, внутреннего дискомфорта тем, что попытается избежать любой негативной информации относительно своей проблемы. Если же диссонанс уже возник, то индивид может избежать его усиления путем добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему» [2] вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (его решение) и, в конце концов, ослабила бы или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников, которые будут его увеличивать. Однако частое такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом [2].
между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса); при возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью; это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, «породившего диссонанс» [2]. Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив одной дается человеку нелегко, однако, сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции» [3], то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах [3].

Править] Ссылки

[1] Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов /Г. М. Андреева. — 3-е изд., перераб. и доп. /ред. Э. М. Харланова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с. [3] Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. /пер. с англ. З. Замчук; зав. ред. Л. Винокуров. — СПб.: Питер, 2006. — 794 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») [2] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. — А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: «Ювента», 1999. — 318 с, ил.

Править] Примечания

↑ 123 Андреева ↑ 12345678 Фестингер ↑ 12345 Майерс ***


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.