Конспект лекций по предмету "Психология"


Общение как основа межличностных отношений.

Рассматривая образ жизни различных выс­ших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются два вида контактов:
1) контакты с природой - или деятельность. Его можно определить как спе­цифический вид активности человека, направленный на познание и пре­образование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и со­вершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активно­сти не существовало в природе.
2)контакты с живыми существами –общение- характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Об­щение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опо­средованным речью. Общение – одна из основных категорий психологии. Именно благодаря общению человек становится личностью, в результате взаимоотношений с другими людьми.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и структура.
Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому; сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа; о состоянии внешней среды.
Цель общения— эти то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:
1)контактная, цель которой — установление контакта как со­стояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддер­жания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2)информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, за­мыслами, решениями и т. д;
3) побудительная стимуляция активности партнера по обще­нию, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная — взаимное ориентирование и согласова­ние действий при организации совместной деятельности;
5) понимание — не только адекватное восприятие смысла сооб­щения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);
6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установление отношении — осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и про­чих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8) оказание влияния — изменение состояния, поведения, лич-ностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.
В структуре общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения (комммуникация) – активный обмен информацией между индивидами.
Характер обмена информацией между людьми, в от­личие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, , обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на по­ведение партнера, т. е. знак меняет состояние участников коммуникатив­ного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с це­лью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться, вызывает либо про­тест, либо пассивность (которая тоже протест, не правда ли?).
Далее, коммуникативное влияние как результат обмена инфор­мацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий инфор­мацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), об­ладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорите на одном языке». Коммуника­тор и реципиент в процессе обмена информацией постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т. е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значе­ний обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то дейст­вие.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполага­ет непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.
Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают:
вербальную коммуникацию (в каче­стве знаковой системы используется речь). Средства – паралингвистические (качество, диапазон и тональность голоса), экстралингвистические (паузы, плач, смех, темп речи).
невербальную коммуни­кацию (используются различные неречевые знаковые системы).Средства – оптико-кинетические ( жесты, мимика, пантомимика), пространственно-временные (взаиморасположение партнеров по общению).
Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения —проксемика, располагает в на­стоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространствен­ной психологией», исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предло­жена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные амери­канской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное рас­стояние (45—120 см); социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуаци­ям общения.
Интерактивная сторона общения —ха­рактеризует те компонентов общения, которые связаны со взаимо­действием людей, с непосредственной организацией их совместной де­ятельности.
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на 2 вида
Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбини­рование, суммирование этих сил).
Конкуренция -часто выступает в наиболее яркой ее форме, а именно - в конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мне­ний или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречи­вые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не­совпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Межличностные конфликты: причины возникновения и динамика развития. Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или со­циально-психологическая напряженность в коллективе негативно от­ражается на всех сторонах его жизнедеятельности. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психичес­кого состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.
Современная конфликтология достаточно подробно описала ди­намику протекания конфликтов.
Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза». При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения этих претен­зий «мирным» путем.
Если такой способ не вызывает позитивной реак­ции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется кон­фликтным поведением. Конфликтное поведение это действия, направ­ленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение про­тивостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды не толь­ко стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая раз­рушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодейст­вий .и отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
Конфликтное поведение — это пик в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно и в конце концов конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из двух программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противопо­ложной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта.
Если выбрана вторая программа, то наступает стадия разре­шения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется как че­рез изменение объективной ситуации, так и через субъективную, пси­хологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. «Образ врага» постепенно трансформируется в «образ партнера», а психологичес­кая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. Ориентация на сотрудничество предполагает стремление индивидов в конфликтном споре учитывать интересы соперника, искать ком­промисс, устраивающей обе стороны.
Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситу­ативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее он советует: « Вме­сто того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попы­таемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе».
В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой дей­ствий собеседника, главное — не потерять внутреннего самооблада­ния, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобрать­ся в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения кон­фликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собе­седнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психоло­гических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.
Перцептивная сторона общения. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обяза­тельная составная часть общения и называется пер­цепцией.
Механизмами взаимопонимания здесь выступают следующие:
Идентификация. - Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единствен­ный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партне­ра строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также опреде­ляется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставле­на пониманию в строгом смысле этого слова: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «проду­мывается», сколько «прочувствуется».
Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне­ром по общению, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспри­нимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;
б) их намерения и мотивы;
в) формы поведения, подходящие для достижения поставлен­ных целей;
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, ко­торые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».
3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной ка­тегории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: «Все мальчишки грубы», «Все дев­чонки неискренни».
4. Стремление сделать преждевременные заключения о личнос­ти оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «гото­вое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повст­речали или увидели его.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечат­ление о человеке, отстаивать его.
6.Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, проис­ходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Каузальная атрибуция - объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы кау­зальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, кото­рые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают на­блюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интер­претации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.