В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
- школьной неуспеваемости детей;
- отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;
- недисциплинированности;
- невыполнении общественных норм поведения;
- нарушении прав окружающих людей;
- конфликтности;
- высокой тревожности;
- наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
- гиперактивности (пассивности);
- немотивированной агрессии, жестокости;
- употреблении алкоголя и наркотических веществ;
- правонарушениях.
Проблемы в развитии возникают под влиянием трёх групп факторов:
биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);
психогенных (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);
социогенных, в числе которых следует отметить:
- экономическое неблагополучие семьи;
- безнадзорность в семье (лишний ребёнок);
- отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);
- чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);
- авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);
- отсутствие трудового воспитания в семье (освобождённость от домашнего труда);
- влияние средств массовой информации;
- участие в неформальных объединениях молодёжи;
- отсутствие доверительных отношений учителей с учениками;
- перегрузка в школе;
- слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.
С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами:
- дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического и/или психического развития (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные учреждения — детские дома, интернаты;
- дети с задержкой психического развития (ЗПР) — для них существуют коррекционные учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция развития;
- дети с педагогический и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);
- дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
- дети «зоны риска»- имеют неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся.
Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами:
- неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);
- сверхактивные и сверхпассивные;
- с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
- с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);
- с антисоциальными проявлениями;
- правонарушители.
Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях (д/сады, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.