В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по классам.
Ф.И.
ученика
Понимание
Способ чтения
Правиль-
ность
чтения
Темп
чтения
Выразитель-
ность
Итогов. балл
понимает
Не понимает
По слогам
По слогам и целыми словами
Целыми словами
Без ошибок
С ошибками
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Соблюдает паузу
Логические ударения
Эмоциональность
Темп чтения:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
вслух
вслух
вслух
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
-
25-30
30-40
45-50
70-80
50-60
85-90
65-70
100-110
70-80
115-120
80-95
Обязательное чтение наизусть:
класс
стихотворения
проза
1 класс
-
2 класс
-
3 класс
4 класс
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки
Недочёты
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию;
- неумение выделять основную мысль текста;
- нарушение при пересказе последовательности событий произведения;
- нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность, отсутствие средств выразительности.
- не более 2 неправильных ударений
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости произношения слов;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточность при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, а также недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.