Рассмотрим организацию как основную единицу рыночной экономики, где принимаются управленческие решения.
В любой организации реализуются три ключевых процесса:получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.
Основные потоки в организации (на входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый продукт: товары, услуги) представлены на рисунке.
Организация как система координации поведения людей обеспечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности установленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свой функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и другие факторы.
Рис. Основные потоки в организации
В качестве надсистем для организации выступает внешняя среда. Внешнее окружение организации можно условно разделить на ближний круг — деловую среду и дальний круг — макроокружение (рис.).
Рис. Внешняя среда организации
Для организации деловая среда выступает как надсистема, а макроокружение — как над-надсистема. От того, в каком состоянии находятся надсистемы, зависит развитие искомой системы — организации.
К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние в целом или на отдельные ее подразделения.
Элементы триады «организация — деловая среда — макроокружение» тесно связаны и взаимозависимы. Деловая среда как надсистема организации в свою очередь зависит от своей надсистемы — макроокружения. Системы, входящие в макроокружение по отношению к организации как исходной системе, выполняют роль надсистем. Некоторые элементы макросреды могут входить в деловую среду организации. Деловая среда и макроокружение вместе составляют внешнюю среду организации.
Внешняя среда организации без выделения из нее деловой среды представлена на рисунке.
Организация должна соотносить свое развитие с развитием внешней среды, для чего необходимо обладать достаточной информацией о происходящих в деловой среде и макроокружении изменениях.
В экономических и социальных науках термин «управление» не имеет пока однозначного толкования.
Рис. Внешняя среда организации
В общественных науках «управление» долгое время отождествлялось с властью и с односторонним императивным влиянием субъекта управления на объект управления.
В экономической литературе до сих пор широко бытует узкое определение управления как способа определенного воздействия на управляемый объект.
В приложении к сложным системам управление — это функция организмов или систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.
С позиций кибернетики, управление — это целенаправленный информационно-организационный процесс, осуществляемый с помощью обратной связи. Основными составляющими этого процесса являются: целепола-гание, информация и организация.
Принцип обратной связи играет важную роль в обеспечении гармоничного единства организационной и управленческой деятельности в организациях. Организация (как процесс) устанавливает «правила игры» и критерии оценки ситуации, управление адаптирует реальность к установленным правилам. Обратная связь обеспечивает бесперебойность управления и, в случае необходимости, стоит в основе инициирования новой организационной итерации (т.е. корректировки правил и критериев).