Любая организация может быть описана с помощью ряда параметров: целевое назначение, правовая и нормативная основы, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и др. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды.
На основании критерия формализации выделяются:
• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи;
• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур.
В группу формальных организацийвходят всё организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь статус юридического или неюридического лица. Основной их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
К неформальным организациямотносят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Они не регистрируются в государственном органе. Эти организации создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Они имеют лидера и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли. Неформальные группы, объединяющие людей разных отделов, цехов часто появляются внутри формальных организаций. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда штатное развитие коммуникаций отстает от развития технологий, профессионализма персонала в организации. Отношения между членами такой группы форми-
руются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов.
Неформальные группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные организации. Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации.
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Речь идет об установлении и укреплении норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение. Менеджеру следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих лидеров. Их отличие от формальных состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера — признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей поддерживает и укрепляет ее существование.
Способы влияния неформальной группы на деятельность организации следующие:
• неофициальное общение (так называемый тайный телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация);
• способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены «на колени» несанкционированным менеджментом;
• несанкционированное установление производственных норм. Это один из способов негативного влияния на людей неформальных групп. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены благодаря этому способу, так как неформальные группы способны работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать как на продвижение вперед организации, так и на торможение ее развития. Задача менеджера заключается в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.
Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения, являются:
1) чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности — одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей;
2) взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать (здесь срабатывает принцип «не создавай проблемы начальству»), другие боятся его критики и т.п. В этих и других случаях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег;
3) защита. Люди всегда знали, что сила — в единстве. Поэтому важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;
4) общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку во многих формальных организациях система внутрен-', них контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно •-, скрывает от своих подчиненных определенную информацию, дос+; туп к неформальному получению информации (слухам) возможен' только в неформальной организации;
5) симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кто им симпатичен.
Таким образом, неформальная организация может работать как на менеджера, так и против него. Как заставить ее работать на менеджера? Для этого менеджер должен:
• согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует;
• попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь достичь целей менеджера;
• выявить неформальных лидеров и управлять ими;
• объединить цели неформальной и формальной организаций;
• осознать и смириться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.
Влияние неформальных отношений можно контролировать, но, чтобы добиться этого, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения. Существование неформальных групп в организации — вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать.