Новые цифровые фотокамеры, обладающие более высоким разрешением, разнообразными ручными настройками и меньшей стоимостью, бросают вызов пленочным аппаратам.
При переходе на цифровую технологию съемки фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для профессии фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями.
Фотография как профессия всегда выделялась особо: сочетание тонкого знания техники фотографического процесса и художественного вкуса определяло фотопрофессионалов как своеобразную элиту, придавая самой профессии оттенок богемности. Один из самых «живых» и актуальных жанров фотографии — репортажная съемка. Художественную ценность репортажных фоторабот переоценить сложно — они, как ни какой другой вид искусства, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Репортажное фото — один из самых сложных и емких видов искусства, являющий собой воплощение таланта художника и виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно — фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки. Иными словами, профессионала нельзя загонять в рамки возможностей техники — они должны быть настолько широкими, чтобы фотограф их не чувствовал.
Попробуем точно определить, что должен уметь фотоаппарат репортера. Безусловно, имеет смысл рассматривать предельные возможности техники: в стандартных условиях получить удачный снимок можно даже одноразовой «мыльницей». Требования эти будут совершенно одинаковы как для традиционной пленочной камеры, так и цифровой. Более того: высокая стоимость последней определяет и завышенные ожидания пользователей: переплатив, человек надеется получить дополнительные возможности, ранее недоступные.
Очевидно, что основным требованием к репортажному фотоаппарату будет возможность делать снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре «засвеченных» объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) создают условия, которые для профессионального аппарата должны являться штатными, то есть он должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать снимки при подобном освещении, используя пленочный фотоаппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным аппаратам. В частности, современные галогенсеребряные пленки обладают широчайшим диапазоном чувствительности, позволяя использовать для построения изображения 5–7% попадающего на них светового потока. Кроме этого, пленка отличается ровной чувствительностью по всему спектру — этого добиваются, применяя многослойные эмульсии с корректирующими слоями. Точно так же, используя дополнительные эмульсионные слои, можно поднять чувствительность к определенным областям спектра или искусственно повысить насыщенность цветов и контрастность эмульсии, как это делают с любительскими фотоматериалами.
Если говорить о цифровых камерах, то основное их отличие — фоточувствительный материал, в роли которого выступает матрица приборов с зарядовой связью (ПЗС-матрица). Ограничения, свойственные цифровой фототехнике, напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы. Изначально цифровая технология имела ряд ограничений, определявших возможности конечного продукта. Основные из них — разрешение матрицы, чувствительность и ее равномерность по всему спектру, инертность и уровень помех, иначе называемых цветовым шумом. С решением этих проблем можно без оговорок заявить о цифровой фототехнике как о замене галогенсеребряной и, наконец, начать отсчет новой эры в фотографии. Естественно, краеугольным остается вопрос цены на цифровую фототехнику.
Итак, разрешение. Известно, что со стандартной 35-миллиметровой пленки можно получить сканированное изображение приемлемого качества с разрешением 2000 dpi. При использовании профессиональной пленки это значение можно увеличить максимум до 4000 dpi — при более высоком разрешении сканирования будет заметна зернистость эмульсии. Размер отсканированного слайда в пикселах составит при этом около 4000х5800 точек, то есть максимальный размер получаемого изображения будет примерно равен 33х46 см при разрешении 300 dpi. Отметим, что мы рассмотрели пленку с минимальным зерном — то есть определенно с низкой чувствительностью, дорогую и пригодную для съемки далеко не в любых условиях. В общем случае считается нормой получение со слайда изображения, пригодного для полиграфического воспроизведения размером 10х15 см. Разрешение современных ПЗС-матриц, применяемых в профессиональных камерах, сегодня ограничено — 6 млн. точек. Соответственно, при печати с разрешением 300 dpi полученного такой камерой снимка его размер составит приблизительно 25х19 см, что вполне достаточно для любого печатного издания.
Изначально цифровая технология имела ряд ограничений: разрешение матрицы, чувствительность и ее равномерность по всему спектру, инертность и уровень помех. С решением этих проблем можно без оговорок заявить о цифровой фототехнике как о замене аналоговой.
Какие же дополнительные удобства получает фотограф, переходя на цифровую технологию съемки? В первую очередь, это оперативность обработки материала. При издательском цикле, равном одному дню, часовая задержка на проявку и печать материала и дополнительное время на сканирование слайда, плюс дорога до фотостудии и обратно, могут быть решающими. Глупо терять два–три часа на подготовку одного снимка, если этого можно избежать, купив однажды цифровой аппарат.
При частой съемке аппарат становится выгоден за счет экономии на расходных материалах — стоимость одного цифрового кадра практически нулевая. Однако, при необходимости «твердого» тиражирования снимков, этот фактор принимать за аксиому нельзя — стоимость полноцветной цифровой печати на сегодня выше, чем химический оттиск в минилаборатории. Цифровые материалы гораздо удобнее и дешевле хранить и структурировать: поиск нужного файла на жестком диске занимает менее минуты, в отличие от копания в пыли каталога. Да и тот факт, что цифровой кадр никогда не поцарапается и на него не наставят отпечатков жирными пальцами, весьма важен.
Контрольные вопросы:
1. Произвести классификацию изобразительных оригиналов по виду.
2. Произвести классификацию изобразительных оригиналов по способу получения.
3. С каким разрешением сканируются обычно изобразительные оригиналы для полиграфии?
4. Что такое растр?
5. Чем отличается физическое разрешение от интерполяционного?
6. Что такое линиатура?
7. Что такое муар?
8. Перечислить причины возникновения муара.
9. Что такое стохастический растр?
10. Какие основные способы получения клише были до появления компьютеров?
11. Охарактеризовать аддитивный способ получения цвета.
12. Где применяется аддитивный способ получения цвета?
13. Охарактеризовать субтрактивный способ получения цвета.
14. Где применяется субтрактивный способ получения цвета?
15. Назвать основные цветовые системы.
16. Охарактеризовать систему RGB.
17. Охарактеризовать систему CMYK.
18. Охарактеризовать систему CIE Lab.
19. Когда используются цвета системы Pantone?
20. Назвать основные форматы хранения файлов растровой графики.
21. Назвать самые распространенные форматы хранения файлов векторной графики.
22. Можно ли использовать цветные фотографии из Интернета для размещения их в полноцветном издании?
23. Перечислить недостатки цифровых фотоаппаратов.
24. Перечислить достоинства цифровых фотоаппаратов.
Интернет-источники
Маклеланд Д. Редактирование изображений.//Publish. — 1997, № 6. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html.
Борисов М. FreeHand 9: плавная эволюция или Без революционных перемен // Publish, № 4, 2000.
Борисов М. Photoshop 6: советы и секреты // Publish, № 7, 2001.
Борисов М. Photoshop: история успеха //Publish, № 8, 2001.
Борисов М. Девятый иллюстратор // Publish, № 6, 2000.
Борисов М. Новые форматы изображений: требование времени // Publish, № 2, 2001.
Быстрые перемены // Publish, № 6, 2000.
Бьюри С. Давайте поговорим о цвете // Publish, № 2, 2000.
Бьюри С. Именно те цвета... // Publish, № 4, 2000.
Головачев И. Физические основы муара // Publish, № 3, 2000.
Дацко С. Библиотеки изображений: цена готового искусства // Publish, № 6, 2001.
Зырянов М. ЭЛЕКТРОННАЯ "ФОТОПЛЕНКА" // Publish, № 3, 2001.
Кистенев И. НА РАСТР И ЦВЕТ товарищей нет? // Publish, № 8, 2001.
Кистенев И. НАСКВОЗЬ СМОТРЯЩИЕ // Publish, № 5, 2001.
Кистенев И. Цифровые "камеры-миллионеры" // Publish, №3, 2001.
Кувшинов М. Современные требования к растрированию // Publish, № 3, 2000.
Лонг Б. ДВУX мегапиксельные // Publish, № 1, 2000.
Лоулер Б. В унисон с COLORSYNC // Publish, №1, 2000.
На помощь приходит стохастика: Обработка и растрирование изображений для печати газет // Курсив, № 6 (32), 2001.
Нуждин П. Что вечно и что бренно в науке о цвете // КомпьюАрт, № 1, 2002.
Пыльский А. R+G+B — копнем поглубже // vrezka1.htmvrezka1.htm.
Репортажная съемка в цифре. Современные цифровые камеры // www.kursiv.ru.
Седов В. Цифровая студия со скоростью 10000 оборотов в минуту // Publish, № 7, 2000.
Стефанов С. Изображения и оригиналы для полиграфических изданий // www.aqualon.ru.
Стефанов С. Подделка, копия или репродукция? // www.aqualon.ru.
Стефанов С. Регулярные и нерегулярные растровые структуры // www.aqualon.ru.
Фарас Д. Оправдываются ли вложения в цифровую фотографию? // Publish, № 3, 2000.
Фарас Д. С точностью до пиксела // Publish, № 3, 2000.
Фарас Д. Фотолаборатория на рабочем столе // Publish, № 2, 2000.
Фарас Д. Графические системы для профессиональных издателей // Publish, № 5, 2000.
Прохоцкий К. Что мы разрешим принтеру, и что он нам выдаст // Publish, № 7, 2001.
Ремизов Д. Разрешение: о простом и непонятном // www.aqualon.ru.
Лекция 4