Вопросы для закрепления нового материала:
1. Дайте понятие социального партнерства.
2. Определите субъекты социального партнерства.
3. Перечислите принципы социального партнерства.
4. Дайте понятие коллективного договора.
5. Перечислите виды соглашений.
6. Назовите стороны коллективного договора и стороны соглашения.
7. Перечислите стадии заключения коллективного договора и соглашения.
8. Охарактеризуйте содержание коллективного договора.
9. Охарактеризуйте содержание соглашений.
10. Проанализируйте порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением условий коллективного договора.
11. Охарактеризуйте ответственность сторон за несоблюдение условий коллективного договора, соглашения.
Практические ситуации для закрепления нового материала:
1.Продавец магазина Гурина потребовала предоставления ей отпуска в летнее время. При этом она ссылалась на условия коллективного договора, согласно которым отпуск в период времени, удобный для работника, предоставляется женщинам, имеющим детей школьного возраста. Наниматель отказал в предоставлении отпуска в это время, мотивируя это тем, что Гурина была принята на работу после принятия коллективного договора.
Правомерен ли отказ нанимателя?
На кого распространяется действие коллективного договора?
В какие органы можно обжаловать действия нанимателя?
2.На швейной фабрике заключен коллективный договор. В тексте договора указано, что он действует в течении 5 лет. В коллективный договор включены следующие положения:
А) трудовой отпуск за первый год работы работникам предоставляется не ранее чем через 8 месяцев работы на данном предприятии;
Б) заработная плата выплачивается работникам один раз в месяц с 3 по 8 число;
В) положения коллективного договора не распространяются на работников – не членов профсоюзов;
Г) средства индивидуальной защиты выдаются лишь при желании работника;
Д) за нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания: предупреждение, выговор, понижение в должности, увольнение;
Е) возникающие на предприятии споры разрешаются только внутри предприятия.
Правомерно ли включение в коллективный договор данных положений?
Дайте каждому положению оценку со ссылкой на норму права.
3.Козырев работает на заводе «Спутник» слесарем-сборщиком радиоэлектронной аппаратуры. Приказом по заводу он уволен с работы по п. 1 ст. 42 ТК по сокращению штатов. Считая увольнение незаконным, истец просил суд восстановить его на прежнем месте работы. В судебном заседании было установлено, что в период работы Козырева на заводе в связи с необеспечением нанимателем безопасных условий труда с ним произошел несчастный случай, в результате которого он получил увечье и ему установлена 3 группа инвалидности. Из представленных документов следует, что Министерством промышленности и Республиканским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности было заключено тарифное соглашение, в соответствии с которым не допускается увольнение по сокращению численности или штатов работников, получивших трудовое увечье на предприятии.
Какое решение примет суд по настоящему делу?
4.Борисов нанят на работу в Крупский райпотребсоюз с 30 ноября 1998 г. В сентябре 2000 г. он обратился с заявлением о предоставлении ему очередного трудового отпуска с 9 октября 2000 г. отпуск ему был пре6доставлен из расчета 21 календарный день вместо 28, установленных коллективным договором. На предприятии ему объяснили, что коллективный договор, заключенный в январе 1998 г., распространяется на нанимателя и работников – членов профсоюза, от имени которых он заключен. А так как Борисов не является членом профсоюза, то трудовой отпуск предоставляется ему не 28, а 21 календарный день. Борисов обратился в Управление по инспекции труда с просьбой разъяснить, распространяется ли на него действие коллективного договора.
Какое разъяснение будет дано Борисову?
5.При проверке исполнения обязательств по коллективному договору трикотажной фабрикой было установлено, что не выполнены обязательства нанимателя:
А) не проведен капитальный ремонт цеха №2;
Б) не введен в действие санаторий-профилакторий фабрики;
В) не оборудованы специальные помещения для женщин-работниц;
В связи с этим профком поставил вопрос перед директором о привлечении виновных к ответственности.
Кем и как осуществляется контроль за выполнением условий коллективного договора?
Кто и в каком порядке будет нести ответственность за неисполнение указанных обязательств?
6.Руководитель и профсоюз обувной фабрики обратились в республиканский комитет профсоюза с просьбой разъяснить, следует ли фабрике заключать коллективный договор, поскольку фабрика вошла в состав производственного объединения.
В каких организациях заключается коллективный договор? Ответьте на вопрос руководителя и профсоюза обувной фабрики.
7.В организации действуют два профсоюза: отраслевой профсоюз, в состав которого входят 70 % работающих, и свободный профсоюз, членами которого являются 10 % работающих. Остальные работники членами профсоюза не являются.
С кем наниматель должен ве6сти коллективные переговоры по поводу заключения коллективного договора?
На кого будет распространяться заключенный в организации коллективный договор?
Составление проекта коллективного договора:
Составить проект коллективного договора, содержащий следующие условий:
- производственно-экономическая деятельность;
-оплата труда работников и ее регулирование;
-режим труда и отдыха;
- гарантии занятости;
- разгосударствление и приватизация;
- профессиональная подготовка и переподготовка;
-социальное развитие коллектива, оздоровление трудящихся;
-охрана труда и улучшение условий труда;
- действие договора.
4. Подведение итогов:
- какие трудности возникли в усвоении нового материала;
- вопросы к преподавателю со стороны учащихся в рамках изученной темы.
6. Задание на дом:
- конспект;
- Трудовое право. Учебник под ред. Семенкова В.И. – С. 543-560.
Тема: Понятие занятости в трудовом праве. Правовой статус безработного в трудовом праве.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Время выполнения: 2 часа.
Цель занятия:
- сформировать знания о правовом статусе безработного и государственной политике занятости и трудоустройства граждан Республики Беларусь;
- содействовать становлению практических навыков по работе с нормативно-правовыми актами и решению практических ситуаций по теме;
- содействовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию в духе уважения трудового законодательства.
Методическое обеспечение:
- Трудовое право. Учебник. Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – С. 128-150.
- Трудовой кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 г. с изменениями и дополнениями от 19.01.2009 г. «О занятости населения Республики Беларусь» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2.
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 г. № 1549 с изменениями и дополнениями от 18.02.2008 г. № 221 «Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 53.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 1998 г. № 759 «Положение о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости».
- постановление Совета Министров Республики Беларусь № 236 от 15.04.1993 г. с изменениями и дополнениями «Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи».
Междисциплинарные связи:
- общая теория права;
- административное право;
- право социального обеспечения;
- конституционное право.
План занятия:
1. Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.
2. Проверка домашнего задания:
Вопросы к фронтальному опросу:
1. Дайте понятие социального партнерства.
2. Определите субъекты социального партнерства.
3. Перечислите принципы социального партнерства.
4. Дайте понятие коллективного договора.
5. Перечислите виды соглашений.
6. Назовите стороны коллективного договора и стороны соглашения.
7. Перечислите стадии заключения коллективного договора и соглашения.
8. Охарактеризуйте содержание коллективного договора.
9. Охарактеризуйте содержание соглашений.
10. Проанализируйте порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением условий коллективного договора.
11. Охарактеризуйте ответственность сторон за несоблюдение условий коллективного договора, соглашения.
Задания на индивидуальных карточках (для нескольких учащихся на 10 мин.):
1.Решите практическую задачу:
Руководитель и профсоюз обувной фабрики обратились в республиканский комитет профсоюза с просьбой разъяснить, следует ли фабрике заключать коллективный договор, поскольку фабрика вошла в состав производственного объединения.
В каких организациях заключается коллективный договор? Ответьте на вопрос руководителя и профсоюза обувной фабрики.
2. Решите практическую задачу:
В организации действуют два профсоюза: отраслевой профсоюз, в состав которого входят 70 % работающих, и свободный профсоюз, членами которого являются 10 % работающих. Остальные работники членами профсоюза не являются.
С кем наниматель должен вести коллективные переговоры по поводу заключения коллективного договора?
На кого будет распространяться заключенный в организации коллективный договор?