Принципы трудового права не нашли легального закрепления в трудовом законодательстве, поэтому ученые в области трудового права выводят их из сути норм права. В результате в литературе встречаются различные трактовки и различное количество принципов трудового права.
Формулируя принципы трудового права, следует учитывать общепризнанные принципы и нормы международно-правовых документов-стандартов (договоров, актов), Конституцию Республики Беларусь, Трудовой кодекс РБ и другие нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 8 Конституции и ст. 8 ТК общепризнанные принципы международного права являются приоритетными. Международные стандарты и правовые нормы – это ориентиры для развития трудового законодательства, заключения коллективных договоров и соглашений, оформления трудовых договоров.
В современной международной правовой системе права человека в сфере труда регулируются на трех уровнях: общемировом, международном региональном, и на уровне двустороннего межгосударственного сотрудничества.
На общемировом уровне основными международно-правовыми актами о правах человека в сфере труда являются принятые ООН Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Основными международными актами, специально посвященными правам человека в трудовых отношениях, выступают основополагающие правовые акты, принятые Международной организацией труда (МОТ) как специализированным учреждением ООН. Это Устав МОТ, Декларация целей и задач МОТ 1944 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1988 г. и семь конвенций, признанных МОТ в качестве основополагающих: Конвенция № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г., Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г., Конвенция № 29 «О принудительном труде» 1930 г., Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г., Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г., Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1987 г.
Принципы трудового права:
- свободы труда и запрещения всех форм принудительного или обязательного труда;
- обеспечения государством права на труд, содействия в обеспечении занятости и в трудоустройстве;
- равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятий;
- обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Особая охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
- государственного нормирования рабочего времени и обеспечения права на отдых;
- обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд в соответствии с трудовым вкладом и не ниже государственного минимума оплаты труда;
- содействия профессиональному развитию работников на производстве, сочетания труда с обучением, повышения квалификации;
- единства и дифференциации условий труда;
- установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников;
- обеспечения государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда;
- свободы объединений, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов;
- социального партнерства.
Принцип свободы труда предоставляет каждому трудоспособному гражданину возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию. Гражданин может заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, стать членом производственного кооператива и т.п. На основе принципа свободы труда гражданин вправе по собственному желанию заключить трудовой договор с нанимателем, вступив в трудовое правоотношение. Таким образом, трудовой договор выступает правовой формой свободы труда. Указанный принцип дополняется принципом свободы трудового договора и конкретизируется им. Этот принцип отражает сущность норм трудового права, регулирующих порядок заключения трудового договора, изменения трудового договора, прекращения трудового договора.
Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется равноправием работника и нанимателя. Изменение трудовых отношений возможно, как правило, только на основании соглашений между работником и нанимателем. Прекращение трудового договора возможно по инициативе каждой из сторон с учетом условий, предусмотренных трудовым законодательством. Свобода трудового договора имеет определенные рамки, которые определяются соотношением рудовых договоров и трудового законодательства. Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, признаются недействительными (ст. 23 ТК).
Принцип запрещения всех форм принудительного и обязательного труда в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. назван в числе основополагающих принципов в сфере труда. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. провозгласил запрещение принудительного труда (ст. 6). В ст. 1 Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) закреплено, что каждый член МОТ, ратифицировавший эту конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме. Принцип запрещения принудительного или обязательного труда означает недопустимость принуждения к выполнению какой бы то ни было работы под угрозой применения наказания.
В РБ принудительный труд запрещен ч. 4 ст. 41 Конституции РБ. Данное положение конкретизируется в ст. 13 ТК, где принудительный труд определен как работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, и определены 4 возможные формы такого воздействия, в том числе в качестве:
- средства политического воздействия;
- метода использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- средства поддержания трудовой дисциплины;
- средства наказания за участие в забастовке.
Не считается принудительным и допускается такой недобровольный труд при выполнении обязанностей воинской службы, работы в условиях чрезвычайного положения или бедствия, работы на основании вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных штрафов.
Принцип запрещения всех форм принудительного труда исключает возможность изменения такого условия трудового договора, как трудовая функция. Определяемая соглашением сторон трудовая функция может изменяться только по соглашению сторон. Принцип определенности трудовой функции нашел отражение во многих статьях ТК, которые устанавливают, что обязательным условием трудового договора является трудовая функция, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Принцип определенности трудовой функции предполагает определенность характера поручаемой работы и определенность места ее применения.
Принцип обеспечения государством права на труд конкретизируется и обеспечивается нормами ряда институтов трудового права: занятости и трудоустройства, трудового договора, заработной платы и др.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила право каждого человека на защиту от безработицы. При наличии рынка труда и в условиях роста безработицы есть ряд возможностей для реализации права на труд: отказаться от поиска работы вообще; самостоятельно заниматься поиском работы; обратиться в службу занятости за содействием в поисках работы. Гарантии государства в реализации права граждан на труд закреплены в ст. 5 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Государство предоставляет гражданам РБ: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, свободу выбора рода занятий и работы, судебную защиту трудовых и других прав в сфере занятости. Также гарантии обеспечения права на труд закреплены в ТК.
Принцип обеспечения права на труд и права на защиту от безработицы следует рассматривать в сочетании с общеправовым принципом равенства прав и свобод человека и гражданина. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. предусмотрела искоренение дискриминации в труде и занятости. Дискриминация– это всякое различие по признаку расы, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения или по любой другой причине, приводящей к уничтожению или нарушению равенства возможностей при доступе к труду.
Принцип равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятости закреплен во многих статьях ТК РБ: запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений (ст. 14), запрещение необоснованных отказов в заключении трудового договора (ст. 16), прекращение трудового договора допускается только по основаниям, предусмотренным в ТК, и в порядке, предусмотренном ст. 43 ТК и др.
Для женщин, несовершеннолетних и некоторых других категорий работников, нуждающихся в повышенной государственной поддержке, трудовым законодательством предоставлены дополнительные гарантии права на труд.
Таким образом, принцип равенства возможностей при недопущении дискриминации в области труда и занятий дополняется и конкретизируется принципом повышенной государственной защиты трудовых прав женщин, несовершеннолетних и лиц, нуждающихся в повышенной государственной поддержке.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. обязывает государства признать право каждого на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда конкретизируется в нормах трудового права. Эти нормы обязывают нанимателя обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать требования по охране труда, предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда, принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работника, исполнять другие обязанности, вытекающие из трудового законодательства (ст. 55 ТК). Одновременно с этим предусмотрена охрана труда женщин, включая охрану материнства и детства, особая охрана труда молодежи, инвалидов и других работников, нуждающихся в повышенной социальной защите.
В ст. 43 Конституции РБ отражен отраслевой принцип трудового права – принцип обеспечения права на отдых. Право на справедливые и благоприятные условия труда, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и гражданина включает в себя: право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отдых, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни. В преамбуле Устава МОТ указывается на необходимость улучшения условий труда путем регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели. В трудовом праве РБ принцип права на отдых сочетается с такими его гарантиями как ограничение продолжительности рабочего времени, предоставление ежедневного и еженедельного отдыха, выходных дней во время государственных праздников и праздничных дней, а также трудовых отпусков. Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток. Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной или сокращенной его норме. Полная норма согласно ст. 112 ТК не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы ограничиваются, а если допускаются, то подлежат повышенной оплате (ст. 69, 119, 120, 121, 122). Виды времени отдыха предусмотрены трудовым законодательством: перерывы в течение рабочего дня, выходные дни, трудовые отпуска. Продолжительность основного минимального трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней (ст. 155 ТК).
В Конституции РБ получил отражение принцип обеспечения справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42).
Оплата труда должна производиться без дискриминации и не ниже установленного государством минимального уровня. Правовое требование о справедливом вознаграждении означает, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. Вознаграждение должно обеспечивать, как минимум, всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей.
Среди условий труда особое внимание обращается на то, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд. Признание принципа равной оплаты за равный труд является одним из основополагающих правовых начал деятельности МОТ, что предусмотрено в преамбуле ее Устава. Государственные гарантии по оплате труда нашли закрепление в ст. 56 ТК: величина минимальной заработной платы, величина тарифной ставки первого разряда, увеличение оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативов, индексация заработной платы, государственный надзор и контроль за своевременностью выплат заработной платы, ответственность нанимателей за нарушение условий по оплате труда.
Каждый имеет право на пользование возможностями в области профессиональной ориентации с целью выбора занятий, соответствующих личным способностям и интересам. Таким образом, конституционный принцип права на образование конкретизируется таким отраслевым принципом трудового права, как принцип содействия профессиональному развитию работника на производстве, сочетания труда с обучением, повышением квалификации. Принцип нашел отражение в институтах занятости и трудоустройства, заработной платы, совмещения работы с обучением.
ТК РБ закрепляет высокий уровень условий труда для всех работников с учетом специфики отдельных отраслей производства, профессиональных, половых, возрастных особенностей работников. Поэтому принцип единства и дифференциации условий труда базируется не только на общих нормах трудового законодательства, но и специальных, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда или особенностям работников. Содержание принципа единства и дифференциации условий труда как правового принципа означает, что нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательных для всех нанимателей. Они распространяются на всех работников независимо от характера выполняемых трудовых функций. Дифференциация условий труда проводится по следующим устойчивым факторам: характеру и особенностям производства, половозрастным, квалификационным особенностям работников, местоположению организации.
Принцип установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников дополняется и конкретизируется принципом реализации права на индивидуальные трудовые споры. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован главой 17 ТК. Государство гарантирует работникам: право обращения в установленные ст. 242 ТК сроки за разрешением трудовых споров в КТС или суд; быстроту рассмотрения трудовых споров, которая обеспечивается краткими сроками; бесплатность рассмотрения споров; возможность обжалования решений по трудовым спорам; обеспечение реального исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам, в том числе и в принудительном порядке.
Принцип обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда означает, что защиту трудовых прав работников и пресечение нарушений норм трудового законодательства. Надзор и контроль в данной области осуществляются специально уполномоченными органами и характеризуются следующими особенностями: всеобщность надзора и контроля, т.е. распространение на всех нанимателей, действующих на территории РБ; независимость органов надзора и контроля при осуществлении ими своих полномочий; приоритет трудовых прав, жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; систематичность проведения проверок деятельности нанимателей в сфере трудовых отношений и охране труда; взаимодействие надзорно-контрольных органов.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на свободу объединений, создание профсоюзов и вступления в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23). Данное право – составная часть одного из основополагающих принципов права в сфере труда – свободы объединений. Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Принцип социального партнерства означает участие работников и их представителей в управлении производством и установлении условий труда, коллективных переговорах, заключении коллективных договоров и соглашений. Указанный принцип предполагает: равноправие сторон, соблюдение норм законодательства, полномочность, добровольность и обязательность принятых обязательств.
Принцип социального партнерства дополняется принципом защиты экономических и социальных интересов путем реализации права на коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, который конкретизируется в главе 36 ТК. Данный принцип трудового права предполагает: участие представителей работников в разрешении спора, что свидетельствует о демократическом порядке этого разрешения; равноправие спорящих сторон как социальных партнеров; принятие решений по взаимному соглашению; примирительный характер разрешения коллективного трудового спора на всех этапах (примирительная комиссия, посредничество и (или) трудовой арбитраж); забастовка также является способом разрешения коллективного трудового спора; свободное и добровольное участие в забастовке; соблюдение порядка объявления и проведения забастовки; обязательность исполнения соглашений, достигнутых сторонами.