В современном мире основные проблемы взаимодействия исламского мира с иными культурами связаны с догматическими законами ислама, например с мусульманским пониманием частной собственности, которая считается священной. С проблемами понимания собственности сталкивались Кемаль Ататюрк, Реза Пехлеви. Так, во время земельной реформы в Турции при Ататюрке крестьяне освобождались от налогов, которые шли в пользу помещиков. Однако крестьяне продолжали платить помещикам налоги, поскольку были убеждены, что земля им дана Аллахом и никакой юридический закон не в силах повлиять на волю Аллаха. До сих пор эти проблемы актуальны для ближневосточного и балканского регионов. Например, на Ближнем Востоке мусульмане не могут уступить землю евреям, так как убеждены, что эта земля, по воле Аллаха, принадлежит мусульманам, а передача земли евреям означает нарушение порядка, установленного Аллахом.
Вызывает опасение тот факт, что отдельные положения Корана имеют широкий диапазон для трактовок. Например, провозглашение необходимости борьбы с людьми иных вероисповеданий можно рассматривать как в ракурсе духовно-идеологической борьбы, так и в контексте физического уничтожения. Несмотря на то, что большой джихад предполагает войну за собственную духовность, то есть самосовершенствование, в некоторых исламских общностях преобладает идея малого джихада, то есть борьба с иноверцами. Ряд положений шариата противоречит принципам международного права. Некоторые исламские правоведы считают, что необходимо использовать принцип наск, то есть нормы шариата надобно формировать на основе тех аятов, которые не противоречат международному праву. Например, в Коране есть аяты, где имеются прямые призывы уничтожать неверных, но существуют и аяты, в которых прописывается необходимость уважения ко всякому человеку, независимо от его религиозной или национальной принадлежности. В Коране на ряду с прямыми призывами воевать за распространение ислама и убивать язычников в любом месте, где они встретятся (2 : 191), есть указания, о том, что первыми нападать не следует и Аллах не любит тех, кто первый начинает войну (2 : 190). Более того, согласно хадису, переданного Абу Даудом, нетерпимость по отношению к людям других религий есть грех. Суданский правовед Устаз Махмуд Мохамед Таха предложил реформу, которую он охарактеризовал как «эволюцию исламского законодательства». Его предложение в качестве цели предполагало гармонизацию норм шариата с международным правом и сводилось к введению новых принципов толкования, позволяющих применять другие стихи Корана и сопутствующие Сунны вместо применявшихся ранее. Всё же на сегодняшний день принцип наск отвергается большинством исламских правоведов, а Устаз Махмуд Мохамед Таха в январе 1985 году за вероотступничество был приговорён к смертной казни.
В принципе мусульмане допускают существование в исламских странах немусульман – зимми (те, с кем заключён договор) – права которых соблюдались бы, как полноправных гражданин. Практические указания обращения с зимми даны в Коране (9 : 29). Кроме того, правовой статус зимми, как законоохраняемых граждан, прописан преимущественно в хадисах, но не в шариате. Тем более что многие муфтии считают, что мусульмане должны господствовать во всех странах. Например, муфтий Боснии и Герцеговины Эфендия Церич в журнале «Таквим» за 1992 год пишет: «...Исламская религия – революционная религия, которая обязана расширяться». В журнале «Исламская мысль» (№155) Эфендия Церич указывает: «Мы не признаем ни одну систему власти, которая не основана на исламе, а такие партии Испании, Сицилии, Балкан, Южной Италии были на землях исламских и должны в ислам возвратиться». В другом номере этого же журнала он заявляет: «... мусульмане имеют обязанность нападать на неверных, даже если те на них не нападают, а государь должен каждый год один или два раза посылать военный отряд на немусульманскую территорию». В целом же исламские страны либо вообще не признают, либо признают с рядом оговорок основные международные соглашения и конвенции, что, с точки зрения ислама, вполне естественно, ибо никакой светский закон не может быть выше божественного шариата. Так, во Всеобщей исламской декларации прав человека, одобренной исламскими странами в сентябре 1990 года в Каире, пишется (24 ст.): «Все права и свободы, закреплённые в настоящем документе, ограничены нормами исламского шариата», а также (в 25 ст.): «Исламский шариат является единственным источником для толкования любой из статей настоящей Декларации». В последнее время давление со стороны исламских сил в светских странах Европы усиливается. Среди ультимативных требований исламистов центральным стало подчинение европейских мусульман не местному законодательству, а исключительно предписаниям шариата.
Определённые сложности в отношениях исламского мира с иными культурами вызывает слабая заинтересованность мусульман в познании иных культур. Это во многом приводит к непониманию мусульманами ряда культурных феноменов в неисламских странах. Например, ошибочно утверждение мусульман о том, что православие навязывает монашество. Православная Церковь благословляет брак, однако для людей, в которых есть призвание к монашесту, или для людей, переживших разочарование, несчастье, не надеющихся на счастье в семейной жизни, как один из вариантов жизненного пути, существуют монастыри, благодаря которым они могут духовно спастись. Порицание же брака, искусственное уклонение от него рассматривается как серьёзный грех, ибо святость и величие целомудренного состояния души и тела раскрываются в величии и святости брака. Конечно, в исламе нет монастырей, но следует подчеркнуть то немаловажное обстоятельство, что если в исламской среде тяжко согрешившую женщину убивают, то в православии признаётся её право на покаяние и отвергается мысль об её убийстве, ибо не должно пускать человека на Суд Божий в порочном облике. Незнание иных религий, традиций во многом обусловлено невысоким уровнем грамотности и образованности населения многих исламских стран. Так, в арабских странах ежегодно переводится в среднем 330 иностранных книг, что в 5 раз меньше, чем в одной Греции.
Тем не менее в исламе очень бережно относятся к таким человекообразующим качествам, как целомудрие, стыдливость. Всякое занятие, не совместимое с природой человека (проституция, стриптиз, производство порножурналов, наркотиков, спиртного), как правило, карается смертной казнью, причём часто в жестокой форме. Например, в современном Иране за преступления против целомудрия могут приговорить к лапидации (побиванию камнями), за мужеложество – к сожжению (последнее на практике не используется, так как за половые извращения в Иране, Саудовской Аравии, Судане обычно вешают). С точки зрения православия, такое недопустимо жёсткое наказание за аморальное поведение явно дисгармонирует с нормами поведения в некоторых европейских странах, например в Голландии, где отдельные социальные негативные явления, способствующие вырождению человеческой природы, санкционируются государством.
Многие трудности во взаимоотношениях с исламским миром спровоцированы европейским сообществом. Так, карикатуры на пророка Мухаммада, действительно, являются недопустимым явлением, свидетельством того, что в Европе произошёл надлом собственной культуры, ибо общество, живущее в своей культуре, всегда будет с уважением относиться к иным культурам. В исламе человек вообще не может изображать того, что и кого сотворил Бог, тем более пророка в карикатурной форме.
Кроме вышеотмеченного, укажем на то, что, согласно исламскому праву, женитьба на падшей женщине также рассматривается как тяжкий грех (Коран, 24 : 3; 24 : 26). Брак мусульманки с немусульманином недопустим и классифицируется как вероотступничество. Это, безусловно, способствует распространению ислама. Мусульманин же может брать в жёны иудейку или христианку, но обязуется воспитывать детей от них в традициях ислама. Неудивительно то, что исламский мир отличается высокой жизнеспособностью и, по оценкам ряда экспертов, Европа, несмотря на явные отличия светского права от шариата, к концу XXI века может стать исламской. Не последнюю роль в распространении ислама играет высокий уровень рождаемости в мусульманских семьях. Например, в Иране, где явно преобладают моногамные браки, население в 1972 году составляло чуть больше 30 000 000 человек, в 1988 году – 52 000 000 человек, в 1993 году – 60 768 000 человек, в 2002 году – 66 129 000, а в 2007 году – 70 000 000 человек. 67 % населения Ирана живёт в городах. К 2030 году эта цифра, предположительно, превысит 80 %. Сейчас в Иране более трети населения не достигло 30 лет. Такое положение дел закономерно, ибо для достижения высокого демографического роста в стране нет ничего лучшего, чем жизнь в целомудрии. Не следует думать, что в Иране процветает безграмотность. На 2007 год 79 % населения умеют читать и писать; в университетах страны обучается много студентов, среди которых значительная часть представлена девушками. В городах средний возраст вступления девушки в брак составляет 26-28 лет. Так что Иран – это весьма развитая, перспективная страна с очень сильной культурой. Однако надо отметить, что в этой стране практикуется смертная казнь и имеет место очень строгий государственный контроль поведения граждан в общественных местах.
Во многих других исламских странах, прежде всего суннитского толка, прирост населения, как правило, выше, чем в Иране, но при этом наблюдается крайне низкий уровень грамотности их населения и неудовлетворительная правозащищённость женщин. Сейчас многие восточные, североафриканские, азиатские государства по своему правовому устройству являются исламскими. Среди них можно назвать такие, как Египет, Мавритания, Судан, Сирия, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен, Оман, Пакистан, Малайзия, Индонезия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коран.
2. Белокреницкий В., Москаленко В. Пакистан: испытание на прочность // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 6.
3. Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. – М., 1966.
4. Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии 570–633 гг. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1989.
5. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерки истории. – М., 1986.
6. Добаев И. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 4.
7. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.
8. Зину М. Д. Столпы ислама и веры. – М.: «Сантлада», 1992.
9. Ислам и исламская революция в Дагестане. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
10. Рахман. Краткая история ислама. – М.: «УММА», 2002.
11. Ворончанина Н. И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. – М.: «Наука», 1986.
12. Малышева Д. Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран, 70-80-е годы. – М.: «Наука», 1986.
13. Микаелян Н. Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане (50-е – нач. 80-х гг.). – М.: Наука, 1989.
14. Аль Аскалани, Ибн Хаджар. Бугул аль-марам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право. – М.: Умма, 2007.
15. Масуд Стивен. К свету. Молодой мусульманин в поисках истины. – СПб, 1999.
16. Носенко В. Западная Европа и исламизм: противостояние усиливается // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 2.
17. Димченко А. Королевская власть в Иордании и исламская оппозиция // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10.
18. Исламский мир: отстающее развитие и мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 1.
19. Павлова В. Старый свет в тени Полумесяца // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 6.
20. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в мусульманской политико-правовой системе // Государство и право. 2008, № 9.
21. Поленина С. В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. – Январь – 2008.
22. Силантьев Р. А. Политическая культура исламского сообщества России в новейший период // Вопросы культурологии. – 2008. – № 8.
23. Сукдео Розмари. Тайны за паранджой. Ислам, женщины и Запад. – СПб: Варнава, 2005.
24. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. – М.: «Умма», 2007.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Какие принципы ислама являются основными?
2. Из каких частей состоит Коран?
3. Чем фикх отличается от шариата?
4. Почему, согласно исламскому праву, блуд рассматривается как гораздо более тяжкое преступление, нежели умышленное убийство?
5. В чём заключается связь исламского права с исламом как религией?
6. В чём вы видите основные причины конфликта между мусульманами и иудеями?
7. В чём вы видите причины победы арабов-мусульман над более многочисленными войсками Сасанидского Ирана?
8. Почему ислам (и православие) особое внимание уделяют целомудренному состоянию человека и столь бережно относятся к девству?
9. Какими вы видите возможные пути развития культуры ислама, если бы Мухаммад смог бы молиться, обратившись лицом к Иерусалиму?
10. Почему, по вашему мнению, шииты в судебной практике не прибегают к киясу?
11. Почему, по вашему мнению, в Иране утвердился ислам шиитского толка?
12. Как мусульмане и православные люди могут обосновать закон индонезийского Уголовного кодекса, согласно которому за поцелуи в общественных местах предполагается штраф и длительное тюремное заключение?
13. В чём вы видите причины принятия ислама персами?
14. Как зороастризм мог повлиять на развитие исламской мысли?
15. В чём вы видите отличительные особенности суфизма?
16. Почему в исламских странах высокий демографический рост?
Тема 14: Православная культура
Зарождение христанства
Христианство является одной из мировых религий. Эта религия отличается тем, что в её основу легли принципы, привнесённые в мир Богочеловеком Иисусом Христом. Новый Завет невозможно полностью применить к земному, государственному судопроизводству. Если Тору, Авесту или Коран возможно использовать в качестве базы для выработки государственных законов и позитивного права вообще, то Новый Завет, хотя и не противоречит государственному праву, но выходит далеко за его пределы, ибо «…если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (От Матфея. 5 : 20).
История христианства начинается с рождения Иисуса Христа от Бога-Отца по Божеству и Марии Девы по человечеству. Считается, что через Богородицу произошло не только рождение Христа, но и обновление всего человечества, ибо всякая душа человеческая, жившая от сотворения мира, обретает способность к спасению в Боге. Иначе говоря, ранее души умерших людей существовали вне радости и вне печали, то есть как бы в аморфном состоянии, после же Рождества Христа они получили возможность проявить в потустороннем мире свою предрасположенность к добру или к злу. Воскресение Иисуса Христа для всего христианского мира знаменует победу над смертью и обретённую возможность вечной жизни. Христос своими страданиями и мученической смертью на кресте искупил первородный грех человечества и воскрешением вывел из забвения всех праведников и покаявшихся грешников языческого мира – поистине, смертью смерть поправ. Святитель Афанасий Великий, почитающийся одним из великих отцов Церкви и столпом Православия, говорил так: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился».
Рождению Христа предшествовали необычные, не похожие на привычные в окружающей среде семейные отношения, высоконравственные действия со стороны близкого для Неё человека – мужа Иосифа. Здесь берётся во внимание не только любовь Бога к людям, но и доброта между людьми. Чтобы понять, насколько важно чувство доброты и что лежит в основе выражения «доброта спасёт мир», обратимся к библейскому сюжету, повествующему об обстоятельствах, предшествующих рождению Богочеловека Иисуса Христа. Как известно, брак Богородицы Марии с плотником Иосифом являлся формальным, и супружеского общения между ними не было. Иосиф был более хранителем Её чистоты. Однако, когда Мария сказала мужу, что ждёт ребёнка, он усомнился в Её благочестии, ибо естественным рассуждением не мог объяснить такого явления. Однако по доброте своей не стал предавать огласке данное событие, ибо, согласно закону (Левит 20 : 10; Второзаконие 22 : 22), неверных жён предавали позорной смерти – побиванию камнями пред воротами города. Иосиф же во избежание такой казни для своей жены решил тайно её отпустить. Мария молчала, понимая, что, если Она и объяснит мужу своё состояние, то всё равно он не поверит в чудо и вполне может решить, что Она пытается прикрыть страшный грех действием Божием. Только когда ангел с предупреждением явился в вещем сне Иосифу, тогда муж поверил в невиновность, непричастность Марии к греху, к нарушению ею религиозных предписаний. Это событие указывает на то, как доброта одного человека стала условием для рождения Спасителя. Если бы Иосиф не смог бы узреть разумного соотношения между позитивным правом (законами Торы) и человеческими чувствами (естественным правом), то Слово Божье не пришло бы в мир. Таким образом, доброта поистине спасла мир.
Рождение Христа было ознаменовано восхождением звезды, которая отличалась от остальных особой яркостью. Природа такой звезды по-прежнему окончательно не раскрыта. Одни исследователи считают, что появление Вифлеемской звезды есть явление Ангела, который принял вид звезды; другие объясняют это явление тем, что в это время несколько планет, прежде всего Юпитер и Сатурн, стали в одну линию, тем самым создав для наблюдающих на Земле видимость новой особенно яркой звезды. Факт появления новой звезды был отмечен в ряде стран, в частности в Персии, откуда, судя по всему, пришли к новорождённому Иисусу волхвы. В греческом переводе Библии – Септуагинте – слово волхв обозначается понятием маг, это служит косвенным доказательством того, что волхвы пришли именно с Персии, где господствовал зороастризм, в рамках которого интенсивно развивались астрономические знания. Волхвы поднесли Младенцу следующие подарки: золото, ладан и смирну. Золото указывает на царственность того, кому оно предназначено. Ладан представляет собой сгущённый сок дерева, используемый в богослужебных целях. Ладан, когда его жгут, очень благоухает. Данный подарок свидетельствует о божественности Младенца. Третий подарок – это смирна, или мирра. Смирна также добывалась из дерева, но её использовали, главным образом, в погребальных церемониях, так как она обладает свойством предохранять мёртвое тело от порчи. Подношение в виде смирны указывает на то, что Бог принял человеческую природу и стал подвержен страданиям и смерти. При определённых обстоятельствах смирну примешивали к вину – именно этот напиток Христу предложили, когда Он страдал на кресте.
Духовно-правовые основы христианства
Знание, данное в христианстве, носит не только характер информации, посредством которого человек узнаёт о спасении; христианское знание духовно преображает всю природу человека и делает его сопричастным Славе Божьей. Центральным понятием в христианском вероучении является идея ЛЮБВИ. Если в Ветхом Завете особое место отводится понятию справедливости, то в Новом Завете – понятию любви. Истинная любовь к своему ближнему приносит благие плоды лишь в свете любви к Богу – в противном же случае сам человек, силы человеческие отрываются от высшей благодати, становятся уязвимыми перед силой повседневных обстоятельств. Поэтому-то первая заповедь гласит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем своим», а вторая призывает к любви к своему ближнему. Особенно точно и прекрасно писал о любви апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13 главе.
Весьма часто христиане говорят о страхе перед Богом. Однако этот страх надобно понимать не как страх раба перед Господним наказанием, а как страх обидеть своим духовным падением того, кто тебя любит и кто за тебя переживает. Так же как хороший ребёнок боится своим плохим поведением расстроить родителей, ибо их слёзы лягут тяжким грузом на его юное сердце, так и христианин боится обидеть своего Творца.
В правовом регулировании жизни людей Христос не отменил значимости законов, изложенных в Торе, однако Он их ещё более утвердил, акцентировал внимание не только на формальной стороне соблюдения законов, но и на их духовной сущности. Иисус Христос уточнил несколько предписаний Ветхого Завета. Так, если в Торе сказано: не убий ближнего своего; то в Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего. Разумеется, если человек любит другого человека, то он не пожелает его убить. Таким образом, Христос ветхозаветную заповедь не убий возвращает к её исконным духовным основам. Христос говорит, что всякий, кто напрасно гневается на брата своего, уже совершает грех, а если ещё и злобно его унижает, тот безумный, который подлежит геенне огненной. Геенна огненная – это место около Иерусалима, где в древности (вскоре после смерти царя Давида) совершались кровавые жертвоприношения сирийскому богу Молоху. Со временем это место пришло в запустение, но уже воспринималось как осквернённое человеческими жертвоприношениями. Поэтому туда свозили трупы, смрад от которых был невыносим. Геенна огненная отождествлялась с адом. Так что тяжким грехом является не только убийство человека, но и неправедный гнев на него. Это объясняется тем, что в гневе и злословии на людей убивается любовь к миру, что уже есть условие для прекращения всех остальных добродетелей и, стало быть, для совершения различных преступлений. Что же касается такого слова, как безумный, то оно понималось в контексте нравственных и правовых преступлений, ибо категория разумности мыслилась не столько в контексте умственного развития, сколько в смысле благочестивой и законопослушной жизни. Иначе говоря, слово безумный в определённом смысле было тождественным слову преступник, поэтому, чтобы назвать кого-либо безумным, необходимы веские, доказанные причины, иначе это уже рассматривалось и как оскорбление, и как ложное обвинение в чём-либо. Состояние безумия в Библии рассматривается в значении нарушения законов Божьих (Притчи 6 : 32).
Другим дополнением к законам Торы стало регулирование брачной жизни. Так, согласно Ветхому Завету, развод допускался. Обычно инициатором развода мог быть не мужчина, а женщина. Однако в практической жизни женщина редко инициировала развод, тем более что во второй раз выйти замуж было весьма проблематично, хотя и теоретически по закону возможно. Второе замужество было затруднено тем, что Тора предписывает жениться на девушке, а бывшая замужем оставаться таковой не может. Однако разводы среди иудеев случались нередко, ибо жестокосердные мужья подчас искусственно создавали такие тяжёлые условия для жизни своих жён, что те сами просили развода. Поэтому законы Торы часто трактовались лицемерно, а мужчины за счёт унижения женщин оставляли себе большие возможности для совершения грехов. В Новом Завете развод понимается как серьёзный грех, тем более что супруги несут духовную ответственность друг за друга, и грех одного может быть вменён в качестве вины обоим. Здесь важно понимать то, что муж и жена являются единым организмом, в котором жена принадлежит мужу, а муж принадлежит жене (в телесно-духовном смысле). О супружеских отношениях в Новом Завете сказано в 1-ом послании Коринфянам (7 : 1-5). Всегда надо помнить о том, что брак – это великая радость и важная основа для достижения полноты счастья. Только супружеская измена со стороны мужа или жены может послужить причиной развода, так как сам факт прелюбодеяния является основанием для расторжения брака. Совращение чужой жены есть особенно тяжкое преступление, которое намного тяжелее исправить, нежели половую связь вне законного брака с девицей, ибо мужчина может (обязан) жениться на необручённой женщине, с которой имел половую близость, тем самым уйдя от позора. Замужняя же женщина не может выйти замуж за своего совратителя, однако её бесчестье порочит и её саму, и её мужа (Притчи 6 : 32-34). Развод же из-за супружеской измены уже сам по себе подчёркивает духовную деградацию человека, нарушевшего свои обязательства и перед Богом, и перед людьми. Разумеется, законы Торы лежат в основе выполнения всякого духовного закона, ибо, прежде чем исполнить духовные предписания, необходимо соблюсти естественные правила. Однако формальное соблюдение писаных законов Торы не является единственным условием для духовного спасения. Человек может со стороны казаться законопослушным по отношению к церкви, но в действительности, в душе он к ней очень далёк, безразличен, ибо духовно опустошён.
Вопрос духовного и правового регулирования отношений православных людей с представителями иной веры следует решать на основе уважения к человеку, ибо он есть творение Бога, а также по единым правилам, прописанным в Библии. Тем не менее пред иноверцем негоже православному унижаться и, тем более, даже под угорозой смерти, ставить знак равенства между православной верой и какой-либо иной. Основы этики межрелигиозных отношений даны в «Завещании преподобного Феодосия-Печерского». Оно такое:
«Господи, благослови! Я — Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, отца и сына и Святого духа — в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью.
Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасёт свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная…
…Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнёт хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ореси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами.
Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных… Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги Православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.
Если скажет тебе противящийся: “Ваша вера и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь так: “Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: “Един Бог, едина вера, едино Крещение” (Ефес. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1,8)…»
Здесь нужно отметить несколько аспектов: во-первых, поощрение стремления помочь людям любого вероисповедания; во-вторых, глубокое почтение своей веры, как единственной истинной; в-третьих, нет призывов к активной борьбе с иноверцами.
Священная литература христианства
Главной книгой христиан является Библия. Слово библия есть множественная форма греческого слова biblos – книга, стало быть, под Библией следует понимать совокупность книг. Так, жизнеописание Иисуса Христа дано в четырёх Евангелиях, входящих в канонический текст Нового Завета. Эти жизнеописания составлены теми людьми, которые лично знали Христа: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. В самой общей основе Библия делится на Ветхий Завет, повествующий о событиях до рождения Иисуса Христа, и Новый Завет.
Говоря о самом Новом Завете, следует подчеркнуть, что он отличается от Ветхого Завета. Ветхий Завет является священным текстом для иудеев, а Новый Завет – для христиан. Однако в структуру Библии входит и Ветхий Завет, ибо в нём дано знание о сотворении мира и в нём содержатся пророчества о рождении Спасителя Иисуса Христа. Кроме того, ветхозаветные законы Торы не отменены Иисусом Христом, поэтому также касаются и христиан. Помимо этого, в Библию входят послания и деяния святых Апостолов. Ветхий Завет и Новый Завет понимаются в единстве, то есть для правильного прочтения Нового Завета необходимо знать Ветхий Завет и наоброт – для правильного прочтения Ветхого Завета необходимо знать Новый Завет. Канон книг Ветхого Завета утверждён Лаодийским Собором в 364 году и Карфагенским в 397 году, а Нового Завета – Иппонским Собором в 393 году и Карфагенским в 397 году. Критерием для отбора новозаветных текстов является, во-первых, их боговдохновленность, во-вторых, личное общение их авторов с Иисусом Христом. Новый Завет особенно важно читать ради сохранения благочестия и здравого разумения. Прежде чем приступать к чтению Священного Писания, рекомендуется помолиться ради ясного разумения смысла прочитанного. Русский святой Серафим Саровский, живший в XVIII-XIX веках, часто напоминал о том, что для сохранения ясности ума надобно ежедневно читать хотя бы одну страницу из Святого Евангелия. Читать же Писание следует с чистыми помыслами и ясным разумением, понимая, что это есть не праздное времяпрепровождение, а серьёзная, нелёгкая работа над своим духовным обликом. Иногда исследователи утверждают, что в Библии нет каких-либо важных сведений, касающихся, например, состава воды. Однако им следует учесть то, что в Писании дана та информация, которая содействует духовному спасению человека; если евангелисты или апостолы считали, что тот или иной материал не имеет прямого отношения к духовной жизни, то они им не загромождали священный текст.
Надо отметить, что, несмотря на то, что Ветхий и Новый Завет входят в одну книгу, следует различать доктрины иудаизма и христианства. Иудаизм и христианство, хотя и имеют общие черты, но всё же эти религии разные. Более того, на заре истории христианства самыми жёсткими противниками последователей Христа были не столько римляне, сколько евреи, считающие себя избранными и не соглашающиеся с идеей всеобщего спасения независимо от национальной принадлежности человека.
Все книги Библии поделены на главы и стихи. Однако такого деления долгое время не существовало. Библейские книги были в общем едины, ибо читались людьми, прежде всего, ради ведения духовной жизни и достижения правильного мировидения. Однако с развитием философии, богословия, в частности пастырского богословия и миссионерства, с XIII века в Библии выделяют главы и стихи, а современное деление сложилось к середине XVI столетия.
Помимо Библии, есть ещё и апокрифы (от греч. тайный, скрытый, сокровенный) – произведения религиозной литературы (в основном, иудейской и христианской), посвящённые по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённые в канон Церковью (а ветхозаветные также иудейской синагогой), обычно с недостоверным указанием авторства. Многие апокрифы сохранились частично. Существуют апокрифы, соответствующие догматике христианской Церкви, и апокрифы, противоречащие христианской догматике. Евсевий Кесарийский в 340 г. выделил три группы апокрифов: канонические; спорные, но допускаемые к чтению; отречённые (противоречащие христианскому вероучению). Апокрифическая литература крайне сложна, и, прежде чем её читать, необходимо очень хорошо освоить текст Библии и догматику православной Церкви. Также существует ещё и Аграфа (от греч. незаписанный) – высказывания, приписываемые Иисусу Христу, которые не вошли в канонические Евангелия, но соответствуют духу учения Христа. Такие высказывания читаются в текстах, оставленных, например, Оригеном, Тертуллианом, Климентом Александрийским…