Критерий истины - термин эпистемологии, который определяет стандарты, правила и процедуры, по которым можно было бы судить о истинности утверждений. Критерии истины являются инструментами верификации. Понимание критериев истины философского учения краеугольный камень в оценке этого учения. Правила логики не могут сами по себе отличить истину от лжи. Философами предлагаются различные критерии истины, некоторые из них очевидны, другие вызывают споры.
Первичные истины
Существуют три первичные истины, которые непременно признаются при исследовании знания и истины. Эти истины суть: факт нашего существования (первичный факт), принцип непротиворечивости (первичный принцип) и способность ума узнать правду (первичная условие). Эти истины невозможно доказать, поскольку они внутренне присутствуют при любом анализе. Подтверждение их априорности в том, что никто не может, отрицая эти истины, начать доказательства, без неявной опоры на них.
Правильность
Истинным можно характеризовать утверждение, выраженное предложением в котором отмечается степень согласования или его отсутствие между крайней мере двумя идеями. Аргументы доказательства состоят из предложений. Они не могут быть истинными или ложными, они могут быть или не быть правильными. Доведение через дедукцию правильное или неправильное. Неправильный вывод может утверждать, что нечто является истинным, одновременно правильный вывод может утверждать, что нечто является истинным. Истина состоит в согласовании определенного утверждения или суждения по реальностью. В отличие от этого правильность - это соблюдение правил логики в доказательстве выводу из начальных утверждений. В отличие от дедуктивных агрумент, индуктивные не могут быть правильными или неправильными. О них можно сказать, что они имеют определенную вероятность.
Свидетельство
Некоторые истины, хотя таких очень мало, самоочевидные, как например три первичных истины. Но вообще истины не очевидны и требуют доказательства через рациональный анализ. Например, температура кипения воды должна быть определена и проверена. Авторитет ученого, который проводит такой эксперимент обычно принимается как доказательство, но при необходимости эксперимент можно провести повторно и подтвердить его результат. Для того, чтобы иметь рациональную ценность, показания должны быть объективными. Джонатан Доленти приводит три возможных источника показаний: свидетельства органов чувств, свидетельства рациональной мысли и показания эксперта. Доленти отмечает, что показания эксперта нужно принимать с осторожностью, и подчеркивает необходимость вызова авторитету. Он замечает, что специалисты ошибаются, а иногда даже дают фальшивые показания.