I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей
3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)
Виды ОМ:
- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
- брожения
- поворот
- подъем
- затишье
- спад
Формы изменения ОН:
ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
1.взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
2.взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
3.взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)
III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
- регуляция
- воспитание
- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется во всех сферах жизни
ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость
IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
- унаследованный нормативный способ поведения
- общепринятость и массовость
- медленно изменяются и с трудом корректируются
- выполняются на бессознательном уровне
- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту
Функции:
ü трансляция культуры
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)
ü социальный контроль
ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)