Предупреждение: Вундт – автор прошлого века. Терминология, касающаяся воли... [с тех пор] изменилась существенно... [Термины] «волевой процесс», «произвольность»,... будут встречаться в необычных контекстах.
С таким предисловием начнем.
Вундт начинает с выделения элементов сознания.
Вундт: всякое психическое явление, процесс имеет объективную и субъективную сторону. И го[ворили], когда рассказ[ывали] об эмоциях как психических явлениях...
После этого Вундт скажет – если эмоция (он называет их чувствами) продолжается во времени, то ее следует именовать – аффективный процесс.
Слово аффективный не носит здесь того содержания, [которое имелось в виду, когда говорилось об] эмоциях.
Элемент – чувство, сложные чувства – суть аффективные процессы.
Что заметит Вундт дальше?
Скажем так: волевой процесс есть преобразованный аффективный.
Вундт скажет гораздо аккуратнее. Он скажет: если аффективный процесс с помощью какого-либо представления может быть задержан или прекращен, то этот процесс становится волевым. Управляемый аффективный, значит, волевой.
Волевой процесс имеет структуру, которую нам уже несложно разгадывать...
В волевом процессе существует объективная и субъективная сторона. Объективная – предметная, связанная с некоторым предметным представлением. Объективная сторона – мотив. Это – соответствующее предметное представление.
А субъективная сторона – сила мотива.
Мотив и его сила... Между прочим, я не могу не сделать маленькой оговорки. До сих пор слово мотив... Мы замечаем здесь вот какую разницу.
Известное нам определение мотива ограничивается предметно стороной – предмет потребности и деятельности.
А у Вундта лексикон побогаче, и некоторые психологи, например Вилюнас... Возникает вопрос: а разве сам по себе мотив, предмет, может побуждать?
Чего-то не хватает! Не хватает чувственной стороны, чувственных сторон мотива, связанных с побудительной силой. Именно чувства придают побудительные мотивы предметному представлению.
Вот такую логику должны [мы] отметить...
Вундт говорит о вариантах волевых процессов.
Вундт: сколько мотивов у волевого процесса? Если мотив один – он назовет такой процесс – импульсивный, т.е. протекающий беспрепятственно. Если всего один мотив...
И тогда... если мотивов – два и более, то волевому процессу должно что-то предшествовать. Волевому процессу должен предшествовать выбор мотива. И в этом втором варианте этот процесс требует произвольности. Со многими вытекающими отсюда последствиями... Например, здесь может требоваться осознание мотивов, требуется осознанное соотнесение; и собственно говоря волевой процесс в этом произвольном варианте и обретает свою подлинную сущность.
Итак, подытожим. Вундт о волевом процессе говорит как о зад[ержанном] аффекте, имеющем чувственную сторону – силу мотива; мотив может быть один или два и более.