В современном динамическом обществе главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения и саморазвития личности. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью (см. схему 2).
СХЕМА 2
Важнейшие мировые социокультурные тенденции:
1) смена типа культурно-исторического наследования;
2) переход от научного познания к культуре;
3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;
4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы;
5) установка на национально-культурную и экономическую регионализацию.
Глобальные проблемы человечества:
- разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы;
- истощение материально-сырьевых ресурсов планеты;
- демографический взрыв и проблема продовольствия;
- опасная для человечества гонка вооружений;
- кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества;
- кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира.
оказывают влияние на предъявляют
образование в стране,
а именно:
1) формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
2) ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности;
3) рост культурного плюрализма и самобытности;
4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта
Определяют
новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности.
Социокультурную ситуацию в стране,
которая характеризуется переходом:
- от тоталитарного общества к демократическому;
- от стабильного общества к динамическому;
- от революционного развития к эволюционному;
- от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному;
- от мировоззренческого единства к плюрализму.
Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования
Образование как механизм развития личности, общества.
Образование как общечеловеческая ценность.