Общая характеристика понятия «отношение». Влюбом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу Последнее следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее представляющими. Начав формироваться и развиваться, отношения во многом зависят от целого ряда факторов — от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующей трансформации контактов и результатов совместной деятельности — и имеют свою динамику.
Понятие «отношение» может иметь два значения — широкое и узкое. В первом случае оно относится к общественным отношениям, о которых уже говорилось. Через них определяется система потребностей, мотивов, влечений человека в социальной среде. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех социальных действий человека. Например, вы являетесь представителем какого-то социального класса. К вам и относятся первоначально в соответствии с тем положением, которое занимает этот класс в обществе.
Понятие же «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки, подразумевая, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.
Понимание категории «отношения» в узком смысле подразумевает доминирующее значение, например, категорий «экономические отношения», «общественные отношения». Вмес-
те с тем при анализе реальной жизни и деятельности отдельного индивида, вступающего в контакт с другими людьми, зачастую приходится абстрагироваться от более широкого понятия, принимая во внимание только более узкое значение.
Классификация психологических отношений.Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект» (Обозов Н.Н., 1980). В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личностный опыт и внутренне определяет его действия и переживания.
Во втором случае отношения в рамках «субъект—объект» и «субъект—субъект» не являются идентичными. Так, общими характеристиками для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д. Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект—объектной и субъект—субъектной связи являются взаимность и однонаправленность отношений. Субъект-объектные (однонаправленные) отношения — это все отношения личности к действительности и к другим людям, исключая отношения между ними и самоотношение. В свою очередь субъект—субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под влиянием социального окружения, т.е. самоотношение.
Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое стано-
тсЯ нашим. Субъект—субъектные отношения характеризуется как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что бусловливается активностью не только одной из сторон, как τ0 имеет место при субъект—объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.
Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект—объектных, так и субъект—субъектных отношений. Межличностные отношения — всегда субъект-субъектные связи. В этом смысле психологические отношения выступают родовым понятием по отношению к видовому — «межличностным отношениям». !
Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе связан человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, ее индивидуальности.
Особенности межличностных отношений.Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) людей — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы Продолжения или прекращения сотрудничества.
К главным параметрам, задающим содержание межлично-стных отношений, как правило, относят:
• дистанцию между партнерами или степень их психологи-ческой близости (близкую, далекую);
• оценку отношений (позитивную, негативную, противоре. чивую, безразличную);
• позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);
• степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001).
Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.
Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке). Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно,, он имеет большое количество латентных социальных ролей.
Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретенные лют усваивают в процессе социализации.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически опре-
дЯются возрастом и полом человека и не требуют особых ИЛИЙ длЯ их приобретения.
Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, например, по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.
формализация роли определяется спецификой межличностных отношений ее носителя. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе оба этих отношения.
Мотивация роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.
Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно включается в систему общественных отношений. Если у ребенка такое включение происходит через ближайшее окружение, то у взрослого границы значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение, становится частью разнообразных общественных отношений, их носителем. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности — сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих.
Проблема межличностных отношений лежит на стыке интересов и взаимовлияния общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных отношений человека, являются наиболее близкими личности и задачам ее формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность и связь с интимными сторона-Ми жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.
Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологичес-
ких, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными гю ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства-различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.
В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три таких мотивационных компонента, как «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другой личности). Наконец, третий момент —«надо» —есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений. «Надо—не надо», представляя собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.
Еще одной более общей характеристикой межличностных отношений является их привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатия-антипатия и притяжение-отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.
Притяжение-отталкивание как одно из составляющих межличностной привлекательности в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда, определяется с переживанием симпатии-антипатии (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».