Если классический подход придавал приоритет росту совокупного предложения, то кейнсианский подход исходил из приоритета совокупного спроса.
Дж.Кейнс рассуждал так. Рост занятости ведет к росту национального дохода (НД). Чем больше НД, тем больше должен быть, казалось бы, и спрос. Но этого не происходит, так как с ростом НД все большая часть отправляется на сбережение, а, значит, производство и занятость не растут. Получается «замкнутый круг» – рост занятости приводит к безработице. Дж.Кейнс делает вывод, что нужна политика, которая бы стимулировала эффективный спрос.
Кроме того, Дж. Кейнс отверг вывод классической модели о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равновесия и обвинил современное ценообразование в следующем: монополистические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными, т.е. адекватно отражать динамику соотношения спроса и предложения; долговременные контракты между поставщиками и потребителями препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры; договоры между профсоюзами и предпринимателями мешают зарплате выполнять функции регулирующей цены на рынке труда.
В результате цены становятся малоподвижными и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объема производства.
На место цены Кейнс выдвинул «объем продажи» как показатель, выполняющий в условиях деформированной рыночной экономики функции, аналогичные функциям цены в свободной («классической») рыночной экономике.
Каковы же достижения кейнсианской модели? Дж.Кейнс показал, что подчиняясь сигналу уменьшения объема продаж, сокращается объем производства, а значит растет безработица. Если объем продаж растет, то объем производства тоже растет, растет занятость, а значит и спрос, а вместе с ним цены и инфляция.
Таким образом, достижение равновесного состояния между совокупным спросом и совокупным предложением не означает достижения равновесия во всех сферах экономики. Оно совместимо с инфляцией, безработицей и падением производства.
Классики доказывали, что рынок обеспечивает полное использование ресурсов. Дж. Кейнс показывает, что это бывает не всегда, в частности безработица и есть неполное использование трудовых ресурсов.
Государство может расширить совокупный спрос тремя способами: увеличивая свои расходы (выплатой пенсий, пособий, стипендий, повышением минимума зарплаты); уменьшая налоги; снижая процентную ставку.
Эти меры называются «политикой экспансии». Дж.Кейнс показывает, что они вызывают «эффект мультипликатора» (множителя), так как приводят к многократному ускоренному расширению производства и росту занятости.
Противоположные меры принимаются, когда уровень производства, обеспечивающий полное использование ресурсов, находится выше равновесного уровня. Они называются «политикой сдерживания» (это экономия на трансфертных платежах и социальных программах, увеличение налогов и снижение процентной ставки).
Для прогнозирования масштабов мультипликационного эффекта Кейнс сравнивал выведенные им «среднюю склонность к потреблению» (это отношение величины потребительских расходов к уровню доходов) и «среднюю склонность к сбережению» (отношение величины сбережений к уровню дохода).
Недостатки кейнсианской модели заключались в следующем. Кейнсианская модель не давала рецептов, как одновременно бороться и с инфляцией, и с безработицей. А сочетание того и другого, получившее название стагфляции, как раз поразило современное общество.
Политика экспансии – выплаты денежных сумм населению – лишь на время увеличивает спрос. Но далее ведет к росту цен, инфляции, сокращению производства, потому что растут цены и на факторы производства. Производство сокращается, а, значит, растет безработица. В последние десятилетия именно так и происходило, поэтому на смену кейнсианству пришла новая теория - «монетаризм». Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен.