Духовность - абстрактный существительное к слову духовный. Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией. Четко очерченного значения слово не имеет. Как термин слово духовность используется в философии, этике, богословии для обозначения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннего мира человека.
Употребление слова духовность
Обычно в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную приподнятость мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низкому, греховном, аморальном. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и тому подобное.
В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью, верой, мистическим опытом, «общением с Богом».
Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогические риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же именно считать «духовностью» и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.
Понятие духовности в философии
Понятие духовности в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся упорный поиск, который сводился к очерчивания научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции сегодня наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированных той или иной конфессией. В современных западных работах об обществе и культуре понятия «духовность» почти не употребляется, оно обычно используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности из тематических сфер философии.
К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятия «духовность» по-разному. Понятие «духовность» всегда имело в философии важное значение, и играет выдающуюся роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. «spirit» и греч. "Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повеивания дыхания, носителя жизнь.
Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не разграничивалось от телесной сущности. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.
Новый подход вырабатывается в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.
Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Здесь духовность понималась двояко. С одной стороны: Духовность это одухотворение животного, сущностная характеристика человека, которая выделяет ее из мира животных. Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.
По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная состоятельность и высшая ценность.
Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущ таким философам, как Мартин Бубер, Макс Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых есть: человек разумный на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти человек духовный. И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.
Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 90-е годы после того как в Украине марксистские методологические каноны перестали быть «официальным» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:
религиоведческих, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроительства лица в пределах культурного мира через самоопределение и самовосприятия лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально - исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентричного образования.