Конспект лекций по предмету "Психология"


Возникновение психологии как науки

С древнейших  времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей.  В философских  учениях  древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты,  которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма.  Так,  материалистические  философы  древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.  Но идеалист-философ Платон понимал душу  человека  как что-то божественное,  отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека,  существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.  Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических  теорий.
Великий философ  Аристотель в трактате "0 душе" выделил психологию как своеобразную область знания,  впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.  Первичная познавательная способность человека - ощущение,  оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как "воск принимает оттиск печати без железа и золота".  Ощущения оставляют  след  в  виде представлений -  образов тех предметов,  которые прежде действовали на органы чувств.  Аристотель показал,  что эти образы соединяются в трех направлениях:  по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений.
Таким образом, I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.  Наличием  души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап - психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук.  Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап - психология как наука о поведении.  Возникает в ХХ веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап - психология как наука,  изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается  в  1879 году -  основана  в  Лейпциге  немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г.,  Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.