Конспект лекций по предмету "Психология"


О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"



Говоря о монографии Эриха Фромма «Искусство любви», хотелось бы начать с некоторой предыстории, а именно немного сказать собственно о принадлежности этого знаменитейшего психоаналитика к франкфуртской школе. Нужно отметить, что ее представители внесли большой вклад в философское осмысление идей Зигмунда Фрейда. В основе философских построений франкфуртцев, наряду с идеями Гегеля, Ницше и других мыслителей, лежит психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. По-своему интерпретируя психоаналитическое учение Фрейда, франкфуртцы порой не только не соглашаются друг с другом, но и высказывают противоположные суждения, как это, например, имело место в работах таких представителей франкфуртской школы, как, например, Маркузе и Фромм. Подобная ситуация характерна для западной философии в целом, в рамках которой отношение к психоанализу неоднозначно и противоречиво.

Не соглашаясь в оценке идей Фрейда и развивая его различные концепции, франкфуртцы единодушны в одном: каждый из них считает, что классический психоанализ включает критическое содержание, которое должно служить основой "критической теории", разрабатываемой в лоне франкфуртской школы, но все последующие ревизии его являются отходом от "революционного ядра" психоаналитического учения Фрейда.

Таким образом, психоаналитические идеи органически вписываются в построения ведущих представителей франкфуртской школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслить психоаналитические концепции.

При этом все они аппелируют главным образом к самосознанию человека как к единственному средству разрушения "ложного сознания" и излечения разума от его "помрачения". Отсюда их обращение к психоанализу, который рассматривается в качестве терапии индивидуальной и социальной патологии, обеспечивающей устранение агрессивных и деструктивных влечений людей, направленных как против их самих, так и против человечества в целом.

В монографии «Искусство любви» Эрихом Фроммом исследуются разные типы любви, их место и влияние в жизни человека. При этом автор продолжает постоянно аппелировать к идеям З.Фрейда по той или иной проблеме, затрагиваемой в его работе, соглашаясь или противореча мнению основателя психоанализа. Главной ошибкой Фрейда Фромм называет мысль о том, что любовь, по Фрейду, является лишь «выражением (или сублимацией) полового инстинкта», его непризнание того, что «сексуальное желание - это, прежде всего, проявление потребности в любви, в преодолении отделенности». Сексуальное желание, по мнению Фрейда, есть результат химических процессов, вследствие чего в теле возникает болезненное напряжение, ищущее выхода. Фромм же говорит о том, что Фрейд «игнорирует психо-биологический аспект аспект сексуальности, мужскую и женскую полярность и естественную потребность ее преодоления путем слияния». Автор делает акцент на необходимости дальнейшего развития системы оценки межличностных отношений, ее углублении и переводе «из измерения психологического - в биологическое и экзистенциальное».

В своей работе Э.Фромм детально рассматривает различные виды, а также различные объекты любви. Любовь, по Фромму, - это прежде всего не отношение к конкретному объекту, а «определенная жизненная позиция индивида, структура характера, определяющая его связь с миром», и между разными видами любви нет принципиальных различий в выборе предмета.

Чувством, лежащим в основе всех остальных видов любви, Э. Фромм называет братскую любовь и подразумевает под ней, прежде всего, существование таких качеств, как забота, уважение, ответственность, знание человека. Фромм, в отличие от, например, Фрейда утверждает, что этот вид любви есть любовь ко всем человеческим существам, и ее главный признак - отсутствие исключительности, «она основана на чувстве, что все люди - единое целое».

Весьма интересно раскрываются автором взаимоотношения между родителями и ребенком, а также материнская любовь. Материнская любовь, по Фромму, есть, возможно, самая труднодостижимая и обманчивая форма любви, однако она безусловна, и в этом, по мнению автора, ее главная особенность. Кроме того, Фромм упоминает еще два важных аспекта, необходимых для нормального развития ребенка: забота и ответственность, а также необходимость внушения любви ко всему живому и ощущения счастья от возможности жить.

В отличие от братской и материнской любви, как утверждает Фромм, эротическая любовь - это желание полного слияния, соединения с единственным человеком. Здесь автор отмечает тот небезынтересный факт, что эротическую любовь зачастую путают с кратковременной влюбленностью, однако, подчеркивает автор, это чувство по своей природе недолговечно.

Вновь перекликаясь с идеям Фрейда и выражая свои собственные новые соображения, Фромм говорит здесь о том, что сексуальное желание направлено на слияние, но оно “ни в коем случае не обозначает лишь удовлетворение физического аппетита или избавления от болезненного напряжения.Оно может быть вызвано ощущением одиночества, потребностью завоевывать или быть завоеванным”. Снова противореча Фрейду, автор утверждает, что любовь может вызвать потребность сексуального союза, но тогда во взаимоотношениях обязательно присутствует нежность, то есть эротическое чувство должно нести в себе элемент братской любви. Нежность же ни в коем случае не является сублимацией сексуального инстинкта, но непосредственным результатом причутствия братской любви и существует как в физической, так и нефизической форме.

Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает исторически сложившуюся точку зрения о том, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним - суть одно и то же”.

Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно:дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса. С помощью выполнениия этих правил достижение практических навыков, по Фромму, становится абсолютно реальным.

Нужно отметить, что, говоря о любви, Фромм постоянно аппелирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что “любовь - единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие”. Анализировать же природу любви ныне, по Фромму, - значит “открывать ее общее отсутствие сегодня, а следовательно - критиковать социальные условия, из-за которых это просходит”.В итоге, говорит автор,“верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен - значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека”.

Мне кажется, что разговор о любви есть, как отметил сам автор, не “проповедь” по той причине, что это означает разговор о самых глубоких потребностях каждого человека, и если о ней немного иизвестно и еще меньше оговорено, то это совершенно не значит, что ее не существует. Я думаю, что своей работой, рассчитанной на самые широке круги читателей, Э.Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческой психики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способен испытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этой цели и препятствия, лежащие на пути, но самое главное - преодолеть их.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.